26.08.2025 13:35:11
Протоиерей Александр Новопашин

В революционной России понятие богохульства исчезло из правового поля, оставаясь в церковных нарративах и народных рассказах. Вместо него появилось понятие «оскорбление чувств верующих», признанное новой секулярной властью. Верующие же воспринимали действия новой власти как кощунство. Святотатственные действия с мощами, которые глубоко почитались в Русской Православной Церкви, большевики объясняли «разоблачением векового обмана».
Массовое вскрытие мощей стало началом антицерковной кампании, нацеленной на подрыв авторитета церкви, которой присвоили статус «национального достояния», а изъятие имущества представили как «помощь голодающим». Народ продолжал видеть эти действия как богохульственные. Большевики считали религию своим врагом и стремились к полному искоренению религии, и создание атеистического государства, рассматривая православие как препятствие на пути к бесклассовому обществу и научному прогрессу.
Вскрытие нетленных мощей происходило по всей России. Хотя церковные каноны не требовали сохранения тел святых в неизменном виде, простым людям никто не запрещал в это верить. Большевики надеялись, что большинство верующих разочаруется в вековых традициях, увидев, что в раках находятся не только полностью нетленные тела, но и фрагменты костей.
Святость святых не содержится только в их душе, но неминуемо распространяется и на их тело; у святых святы и душа и тело, поскольку непрестанными евангельскими подвигами святые постепенно исполняются Духа Святого, так что и святые тела их становятся храмами Святого Духа (1Кор.6:19, 3:17). Сверхъестественная благодать избирает орудием своих спасительных действий на верующих не только самые мощи, но и различные одежды, бывшие на них, также раки мощей, самый прах, окружающий раку. И потому даже вещи святых издревле были предметом благоговейного почитания верующих.
Само слово «мощи» (греч. λείψανον (липсанон) (от греч λείπω – оставлять) – (во мн. ч.) останки) можно понимать шире, чем просто телесные останки. Это слово может означать и то, что осталось после святых (например, одежда), – все, что так или иначе соприкасалось со святым во время его земной жизни.
Первый политический идеолог в области религии – Петр Красиков, возглавлявший в Наркомате юстиции 8-й отдел ведомства, проводивший в жизнь декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Для реализации поставленных задач Красиков не гнушался даже применением силы. Его же усилиями в начале 1919 года РКП(б) законодательно закрепила разграбление церковного имущества. А уже 20 июля 1920-го в игру вступил Совнарком, принявший постановление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе». При этом, уничтожая святыни, большевики иступленно создавали свои.
Ведь вся коммунистическая идеология, есть квазирелигия.
Всеобщее почитание мумии Ленина, хранящиеся в «красном уголке», «священные» большевисткие писания, вместо крестных ходов-демонстрации, вместо храмов-клубы, вместо крестин-звездины и т. д. Даже «богослужебные» тексты и молитвы составлялись свои. Такие как акафисты и месса Марксу. Все это было весьма популярно, хотя не все ритуалы сохранились до самого конца советской власти. Да и большевистская квазирелигия оказалась нежизнеспособной.
Сейчас, в попытках воскресить мертвую идеологию, делаются нелепые попытки «скрестить» ее с христианством.
В 2021 году Геннадий Зюганов назвал Иисуса Христа «первым коммунистом», но это неправда. Первым революционером был лжец-диавол. Коммунисты – революционеры по своей природе, а Христос не был революционером! Он не стремился свергнуть власть, а, вступая в Иерусалим, отказался от нее и принял страдания.
Утверждение, что Христос – революционер, – это обман, клевета и кощунство. То, что коммунисты взяли некоторые заповеди Христа и превратили их в свои лозунги, при этом отвергнув самого Христа с Его учением, никак не может означать, что Христос был коммунистом. Такие заявления — обычное лукавство и демагогия.
Добавить комментарий