07.10.2024 13:59:39
Сергей Геннадьевич Дебижев

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2024/09/21/21-00
Смотреть: https://rutube.ru/video/400b9fa2166e5fd0a04e73b735b66330/
Е. Никифоров: - Добрый день, дорогие слушатели! Приветствуем нашего гостя Сергея Дебижева, деятеля культуры, представителя питерской контркультуры. Как Вы себя позиционировали сами?
С. Дебижев: - Никогда конкретно никем мы себя не позиционировали, но всегда себя относили именно к петербургской контркультуре, пытались стереть свою личную историю. Во времена СССР было трудно иметь инакомыслие особенно в области культуры, так как за ней присматривали тщательно.
Е. Никифоров: - И правильно делали, потому что культура оказывает на общество громадное воздействие. Мы начали уже говорить за кулисами о значении кино. Если общество и власть не уделяют культуре достаточно внимания, то будет ли это хорошо… В результате тогда в Питере сформировалась группа людей, которые сейчас вошли уже в историю. Курёхин, Цой…
С. Дебижев: - Цоя до сих пор все слушают и знают наизусть.
Е. Никифоров: - Курёхина я не знал лично, но он был очень симпатичен.
С. Дебижев: - Его очень не хватает.
Е. Никифоров: - Конечно, «Аквариум». Вот к этим людям вы принадлежали. Говорили в прошлых передачах о том, как все эти люди приходили к Богу, взрослели духовно, начинали петь о красоте мира, а потом начинали воцерковляться. И сегодня Сергей Дебижев – автор документальных православных фильмов. Думаю, что Вы вывели документальный кинематограф на совершенно другой уровень. «Святой архипелаг», «Крым» – дорогущее кино, масштабное кино. И Ваши фильмы сразу становились номинантами на главные призы крупных фестивалей.
С. Дебижев: - Главное, что они становились событием в культурной жизни.
Е. Никифоров: - Почему? Они настолько масштабны и невозможно было это не отметить? Или причина другая?
С. Дебижев: - Зацеплюсь за Ваше рассуждение о культуре. Это важнейшая тема. Мы сейчас в той точке вечности, когда необходимо переосмыслить, перезапустить огромное количество процессов, особенно в культуре. Появляясь на свет, человек сразу сталкивается с культурой. Это колыбельные, песни, мифы, обряды, инициации, живопись, музыка, литература… Это всю жизнь человека ведёт. Понимание того, что культура – это главное, единственное, что остается от человека. Культура и искусство – единственное, что в принципе оправдывает существование человека на земле. Если не брать фундаментальную религию. А если брать, то можно сказать, что только тогда, когда существует сильное государство, фундаментальная религия и традиционная культура, когда этот треугольник взаимодействует гармонично, тогда наступает спокойное уверенное бытие, люди перестают нервничать, блуждать в лабиринтах мнений, понимают, на какой они стороне, понимают цель своей жизни, само существование становится гармоничным. Надеюсь, сейчас начнется выяснение того, куда мы идем, зачем, кто мы такие, какое будущее нас ждет. Это самый главная парадигма дальнейшего развития. Мы должны четко сформулировать картину будущего, яркую, вдохновляющую. Мы должны начать это будущее строить и туда отправляться.
Е. Никифоров: - Куда течет культура? Открытие Олимпиады в Париже… Может Сена и не такая сточная канава, куда до сих пор сливали отходы, а вот что на самой Сене происходило… Что это такое? Что за парад? В каком направлении тут всё идет?
С. Дебижев: - Направление очень четкое. Их конечная станция – геенна огненная. Та деградация, намеренная подмена настоящего большого культурного процесса на извращенное понимание смысла человеческого существования. Тут даже с нашей стороны не нужна критика. Важно просто отгородиться всем, чем можно. Собственной духовной крепостью, духовными законами, которые просто не позволят проникать в наше общество подобным тенденциям. Коль скоро мы последние 30 лет находились под агрессивным влиянием совершенно чуждой культуры, нам необходимо это четко осознать, в том числе кинематографистам, которые до сих пор сидят на голливудской схеме. Во-вторых, нам нужно создавать нашу культуру, беда которой на сегодняшний день в том, что она не наша. Деятели культуры должны прийти в себя. Государство должно понять главные ориентиры национальной культуры, начать ее создавать заново.
Е. Никифоров: - Речь не может идти об отмене? Как они там отменяют русскую культуру, понимая, что вся она им противна. Мы не можем поставить железный занавес, отключить интернет. Там же масса замечательных достижений, до сих пор еще Европа и Америка порождают высокие образцы культуры. Люди думающие там еще есть?
С. Дебижев: - Их всё меньше. Эти образцы и люди выводятся сейчас в маргинальную плоскость. Не приветствуются те направления, произведения, которые и говорят о важном, нужном, о том, что пришло на смену в этом постмодерне. Это форменное безобразие. Нам придётся вводить цензурные ограничения, ограничения в доступе. Они потихонечку вводятся. Неизвестно, кстати, придется ли устраивать этот самый железный занавес. Цивилизационные противоречия между таким подходом глобалистическим и нашим традиционалистским слишком существенны. Столкновение перешло в горячую фазу. Если раньше мы говорили об этом, спорили с пеной у рта, то сейчас это горячая фаза. То, что сейчас происходит – не локальный конфликт, а большая серьезная битва двух как минимум мировоззрений. Зимы ждала, ждала природа.. Наконец, началась великая битва сил света и тьмы, и нам невероятно повезло, что мы оказались ее свидетелями, а то и участниками. Культура здесь – такой же фронт. Кинематограф ведь – типичное оружие массового поражения. Оно прекрасно используется долгие годы. Голливуд насаждает свою систему взглядов по всему миру, делает это успешно, транслирует совершенно иную картину мира, которая идет вразрез с традиционным взглядом на общество. Нас пытаются затащить в бездушное цифровое виртуальное общество, киберпанк. Многие же так и рассуждают – мол, что поделать, это наше будущее.
Е. Никифоров: - Естественное течение?
С. Дебижев: - Да! Но на самом деле это не так. Естественное течение совершенно другое, прямо противоположное. Одно дело, когда говорят бери от жизни всё. Отрезок жизни вот тебе, после кончины тебя ждет мрак, от тебя ничего не останется, поэтому нужно в этой жизни максимально урвать, окружить себя комфортом, властью, деньгами. Но мы-то слава Богу в России-матушке понимаем мир иначе, ценность семьи как таковой, что государство должно быть большой семьей, что жизнь не заканчивается моментом, когда мы выходим за рамки мира, и нас ждет мир новый, к которому мы должны быть готовыми. Именно поэтому у меня появилась идея создания фильма «Крест». Что есть человек? Какова его роль в жизни? Есть ли у него миссия? Есть ли божественный план? Каковы сакральные смыслы креста? Каким образом орудие казни превратилось в орудие спасения? Мы, конечно, не претендуем на то, чтобы объяснить эту тему досконально. Это колоссальная тема, которую объяснить невозможно. Но возможно начать задумываться. Мы как раз и приглашаем зрителя в путешествие в иную реальность, религиозное измерение ее, где царствуют вера, надежда, любовь. Это наша триада, которую никак не приемлет западный мир. Один американский корреспондент спрашивал у меня, в чем наше отличие? Мы же так похожи? Что написано на знамёнах, давайте посмотрим. У вас нарисован доллар, а у нас на знаменах написано – «любовь». И в таком расколотом сознании мир существовать не может. Мир не может идти в одном направлении. Надеюсь на то, что великая битва закончится тем самым многополярным миром, когда культура каждого государства ценна сама по себе, чтобы не началось взаимное проникновение культур. В этом случае погибают обе культуры. А нужно взаимное обогащение и обмен. Это два разных подхода! Государство должно хранить свою собственную культуру, изучать и другие, это так всегда и происходило. Запад всегда интересовали восточные особенности, восточный взгляд на жизнь. Как отдельную цивилизацию, нас интересовал как восток, так и запад.
Е. Никифоров: - В начале мы сказали про питерскую молодежь, которая 30 лет назад с этого начала – восток, медитация, Кришна…
С. Дебижев: - Это было всё-таки не повально. И это в принципе – болезнь рок-н-ролла как такового. Рок-н-ролл и кинематограф - достаточно деструктивные явления в культуре, но как только они попадают на нашу почву, то рок-н-ролл превращается в смыслы, наделяется духовным объемом. Русский рок в сравнении с обычным значительно более духовен, осмыслен, в чем и есть его сила. Понятно, что мы прошли все этапы и пережили болезни роста, но в конце концов рок-н-ролл просто перестал существовать. На сегодняшний день нет никакого Виктора Цоя, который бы вел за собой целое поколение. Нет Курехина, который бы вдруг своими парадоксальными проявлениями вдохновлял бы интеллектуальную элиту. Это просто выродилось в обычную попсу, тут и говорить не о чем. Сейчас задачи стоят совершенно другие. Задачи по формированию собственной культуры, воссозданию ее на основе традиции, которая, как известно, не есть прошлое, но вечное.
Е. Никифоров: - Джаз вообще этнически окрашен. Негритянская музыка. С него все и пошло. У нас он поразительным образом формировался. Алексей Козлов, которого мы все знаем, удивительную прошел эволюцию. Он в интервью говорил, что нащупал, где этот самый русский джаз. Каждая культура оставляет свои достижения, которые преобразуются в язык понятный с возрастом. То, что я встречаю в джазе, даже мне в моем возрасте приятно слушать, а джас 60-70хх годов уже просто неинтересен…
С. Дебижев: - Джаз сам по себе как выходец из африканских глубин с его религиозными ритмами барабанными очень сильно воздействовал на европейскую культуру. Это негативное воздействие. Джаз и рок-н-ролл фактически уничтожили музыкальную культуру, которая неизвестно во что бы прекратилась не будь этого. Так же неизвестно, как бы существовала русская культура, не будь Октябрьской революции. Творческая задача вообще - представить себе, как всё это выглядело бы. Россия-матушка временами переживает такое время, когда в один и тот же момент живет такое количество гениев. А последнее явление «Серебряный век» - это было же просто невероятный потенциал, который просто уничтожили…
Е. Никифоров: - А дальше? Не хуже ведь? Смыли, уничтожили, верно, но дальше пошел бронзовый век. Железный поток в литературе, Прокофьев, глыбы в музыке и искусстве. Вообще потенциал России не увял. Кого ни возьми – тут даже на примерах крайне левой культуры кругом одни достижения.
С. Дебижев: - Просто наша страна обладает неограниченным потенциалом внутренним духовным, культурным. Нам есть всегда что сказать. Появляются те, кто могут делать это выразительно и ярко, и вопрос в том, что давненько не было ничего подобного. И это как раз потому, что мы находимся под воздействием чуждой нам культуры. Мы постоянно с ней контактируем. Везде звучит зарубежная музыка, везде надписи на иностранном, наших детей пичкают или диснеевскими продуктами или под- диснеевскими, которые наши аниматоры с успехом изготавливают. Кинематограф полностью поддался на голливудскую схему. Зритель уже устает от этого. Смотришь наш фильм на какую-то достойную тему, но через 15 минут уже знаешь, что произойдёт, чем все закончится. Это не культурный процесс, это развлечение. Кинематограф скатился к тому, что стал или пугать, или щекотать. Это мощнейший инструмент, который надо использовать. Государство должно конкретно поддерживать, инициировать, продвигать свои идеи. Церковь с ее влиянием и возможностями тоже должна поддерживать 5-6 игровых фильмов в год, несколько документальных, анимационных. Анимация – важнейшее направление, потому что нужно начинать с детей.
Е. Никифоров: - Недавно я пересмотрел давнишний мультфильм «Серая шейка».
С. Дебижев: - Шедевр...
Е. Никифоров: - Дайте руку! Наш ответ на всю глобалистику. Шедевр по графике, а сюжет, а чувства?
С. Дебижев: - Как нарисовано! С каким вкусом, образованием, умением, пониманием.
Е. Никифоров: - 1949 год!
С. Дебижев: - А Путешествие «Нильса с дикими гусями»? «Маугли». Колоссальное количество сделанного. В нашей культуре достаточно тем. Норштейн с его «Ежиком в тумане» и «Сказкой сказок» выходит на большой экран. Ведите туда детей. Не показывайте им этот шлак динамичный, яркий и бессмысленный. Как известно, чтобы построить новую жизнь, начинать нужно с детей. Анимация, сказки, стихи. Именно культура формирует человека, ничто другое. Остальное – следующий этап. Как говорил художник Андрушкевич, когда я у него просил совет о налаживании новой жизни, новой элиты, он сказал, что просто нужно покрыть страну кадетскими корпусами и институтами благородных девиц. Я бы сюда добавил еще достойные православные школы.
Для формирования новой элиты необходимо не так много людей, необходимы просто светочи, и именно это важно. Всю историю человечества были достижения, светочи, которые поставили ряд различных планок. Ясно, что мы не можем ожидать, что какой-то скульптор дойдет до уровня Микеланджело, но он должен иметь эту планку, тянуться, понимать. Каждый архитектор должен понимать свою задачу. Архитектура умерла на сегодняшний день и превратилась в чистую технологию, из ада начали подниматься все эти небоскребы и прочий ужас. Разве что не так давно владыка Тихон Шевкунов в Крыму построил настоящий византийский мир. Безупречный. С черепичными крышами и современными технологиями. Никто не отрицает технологий, не предлагает щи лаптем хлебать, лыко вязать. Вопрос в том, что цель и место должны быть определены. И давайте трудиться, потому что жизнь человека – испытание. Каждый должен приложить усилия, чтобы понять свою миссию и общую, а она всегда диктовала свои условия силовые, культурные. Европу в этом смысле еще придется и отстраивать, и вразумлять.
Е. Никифоров: - Европа хороша тем, что накопила за годы эти гумус культуры. Он сказывается во всем. Там на какой-то горе в Италии сидит мастерица и делает потрясающие кружечки, то, что живет традиционно. Нужно признать, скульпторов больших в Италии нет. Это великолепное чувство красоты, которое у них в жизни присутствует, к сожалению, выродилось в культуру унитаза и умывальника. Керамика потрясающего свойства, но чего-то крупного нет. В защиту Европы скажу, что, как и на Украине, беда в том, что меньшинства легко захватывают власть и начинают управлять большинством. В сказке про Тараканище хорошо описана технология управления обществом. Важно, кто заказчик, продюсер - крайне важная фигура, которая может продвигать продукт, может увидеть достойное, вести, устраивать это правильно. Фильм «Крест» замечательный, у меня зудит уже номинировать его на фестивале. А то платят за всякую дрянь… Легко увидеть, как галерейщики монетизировали абстрактную культуру, самую низкую, которую они навязывают обществу. За этими мазилками что стоит… Три капли на холсте, а кто-то стоит и любуется. А где тот мальчик, который вскрикнет, что король-то голый?!
С. Дебижев: - Вы абсолютно правы! Посмотрим на выставки сегодня и те, что происходили в конце 50-хх, когда выставлялись писсуары, заспиртованные акулы. Сегодня на биеннале видишь то же. У этого нет перспективы, а сплошная интеллектуальная наглость, чаще всего без образования, вкуса, понимания целей искусства, что по слову великого Аристотеля – катарсис, очищение, возвышение человека. Они же наоборот хотят его ввести в состояние оторопи. Надо сказать, им это удается. Еще хуже, что удается и продавать этот ужас. Они научились так запутывать людей, что те просто не видят голого короля. Если куратор говорит, то наверное это круто? А на деле – пустота. Жаль, что это все пошло от нас, в каком-то смысле. Малевичи, Кандинские транслировали это. Мир принял схему изменения человеческого существа, его бытия через революционные преобразования такого фантомного свойства.
Е. Никифоров: - А не помните фильм Ларса фон Триера «Меланхолия»? Там эпизод, когда все представители СМИ взъелись на него невероятно. Автор показывает атмосферу уныния, которая перед смертью мира наступает. Герой понимает, что все заканчивается, закрывает книги, где написано про упомянутых малевичей и прочих, а открывает те, где написано про Тициана… понимает, где ценность!
С. Дебижев: - Про это еще Тарковский говорил…
Е. Никифоров: - Искусственное моделирование мира не дает никаких ценностей. Вы совершили большой подвиг… если бы мне дали задание сделать фильм о кресте, то что бы можно было сделать… Кельтский крест? Руны дикие? А что дальше… Крест, о котором Вы говорите - крест спасения миру?
С. Дебижев: - Призываю наших слушателей прийти посмотреть картину «Крест». 600 экранов по всей стране. Идите и смотрите. Это не религиозная проповедь, но попытка разобраться в том, что из себя представляет крест как на символическом, духовном, конкретном уровне. Он объединяет миллиарды людей. Это символ обладает мощной энергетикой. Попытаться понять смысл важно. Чтобы понять крест, его нужно иметь внутри себя. Нужно иметь понимание того, что есть вечность, бесконечность, на пересечении двух этих глобальных явлений возникает крест. Если человек руки расставит, он тоже крест. У нас не стояла задача во всех подробностях рассказать, что такое крест. Это слишком большая тема, которая лежит даже не в зоне аналитики, но духовного опыта. Поэтому мы просто пытаемся сделать шаг, начать разговор. Наше общество готово. Оно насмотрелось этих всех бирюлек, наигралось, его достала легковесность, оно готово к серьезному разговору о важных сакральных смыслах. Мы пытаемся этот разговор вести. Начали мы его «Святым архипелагом». Этот фильм был целый год в прокате, и это о многом говорит. В современном мире бизнес играет серьезную роль, если бы на фильм не ходили люди, то он бы год не продержался. Самый прекрасный игровой фильм пару уикендов держится в прокате. Далее – платформы. А наш фильм присутствует на шести крупных платформах. Сейчас готовится прокат фильма в Америке, что поражает. Они провели ряд показов в разных штатах, увидели полные залы и будут сейчас делать его прокат. А для фильма «Крест» они делают уже адаптивный перевод для американской аудитории. Для них сложен язык, которым выражаемся мы, потому нужно сделать облегченный вариант. Я недоумевал по поводу интереса к нашему фильму на западе, мне говорили, что у них традиционное общество, пуритане, религиозные люди, понимающие ценность семьи, они ждут. Я удивлен и обрадован. Впрочем, меня волнует моя страна, государство, родина, граждане. Самая главная задача государства – превращение электората, населения обратно в народ. Это очень сложная творческая, сложная, но совершенно необходимая задача. Пока мы не станем большой семьей, мы не сможем отправиться в большое собственное будущее. Только культура может его начинать формировать. Промышленность, экономика, информационная среда – это все очень важно, но всё это потом. Сначала – дух. Нужно понять, что человек состоит из духа. Несмотря на то, что и мы и мир отравлены атеизмом, агностицизмом, когда тебе вообще неважно, есть Бог или нет в твоей картине мира. Ужасная ситуация безразличия. Важно понять, на чьей ты стороне. Будь ты хотя бы холоден, но если ты не холоден и не горяч, то «Я изблюю тебя из уст Своих». Или ты на стороне тьмы, и тогда у тебя есть возможности, власть, инструменты, или ты на стороне света, а тогда будь любезен соответствовать.
Е. Никифоров: - В ожесточении можно дойти до окамененного бесчувствия. Человек перестает чувствовать. Смотрит и не видит. У Вас были встречи со зрителями, как они реагировали? Находились ли слова?
С. Дебижев: - Как говорил Леонардо да Винчи, люди делятся на три категории. Одни не видят, что бы ты с ними не делал. Другие видят, когда им показывают. Третьи просто видят. Так вот сменить смотрение на видение – это важно. Это задача Министерства просвещения. Как проходят встречи со зрителями – удивительно. Люди впадают в такие прекрасные состояния?! Они вдруг забывают бытовую сторону жизни, с таким внимание и желанием начинают говорить о вещах вечных, смысловых, глубинных… Меня это поражает. В отличие от среднестатистического холодного европейца, который в общем потерял свою духовную и геополитическую роль, наш человек всегда молод, готов к духовному разговору, сердечному отношению, он чувствует, когда ты обращаешься не к инстинктам его, а прямо в сердце. Если ты в состоянии использовать не просто слова, съемки, а когда ты можешь превратить это в художественные образы, то они остаются с человеком навсегда.
Е. Никифоров: - Язык такой. Остаются образы, которые являются языком культуры. А Ваши фильмы – еще и паломничества духовные. Лучше всего, когда ты сам можешь ощутить, посмотреть. Но кто-то едет и не видит… Гид рассказывает, а человек не слышит…
С. Дебижев: - А если в этот момент бы прозвучали яркие подробности, если бы прозвучал рассказ об этом купце, деянии его. Я в своих фильмах никогда не использую дат, цифр, имён... Это всё улетучится. Стараюсь апеллировать художественными образами. Если рассуждать дальше, почему человек не раскрыт… Он захлопнут, его душа, а ключик выкинут. Подобрать ключик, который откроет его душу – не просто возродить в человеке духовное существо. Материальное удалось возродить. Человек теперь говорит громко «я хочу..», «дайте мне», «я требую», «почему до сих пор», «а у меня нет воды горячей»… Но дело-то не в этом! В каком-то городе Варанаси в Индии, где сжигают умерших, ходят люди, у которых кроме набедренной повязки нет ничего, более счастливых глаз я не видел! Наши люди никогда не жили в особенном достатке, но они понимали эту ткань жизненную, смысл. Это не говоря о том, что они жили в ритуале, религиозном в том числе. В принципе религиозный календарь – это гармония, и разночтений тут нет никаких. Пора задуматься над тем, доколе можно транслировать материалистическую картину мира в школах? Доколе будет продолжаться западная система отношения к жизни? Нам нужно выработать свой стиль, вспомнить широту, глубину, отчасти потихонечку это происходит. Вы упомянули про итальянскую керамику, а я вам скажу, что я был в Суздали, где мы решили делать картину, потому что я узнал, что никто по этому поводу картину делать не стал. Меня это возмутило, и я буквально как послушание воспринял, решил, что нужно сделать фильм о том месте, где ковалась русская государственность. Это важнейший момент. Именно там существует сейчас Дымковская керамика, где возобновлен весь цикл приготовления: от самой глины и до тончайшей росписи. Это потихоньку возвращается. Мы как минимум стали задумываться над тем, что потеряли, что нужно вернуть в зону нашего внимания. Я набрал наконец группу, мастерскую. Меня долго уговаривали, но я действующий режиссер и мне не надо отвлекаться. Однако в какой-то момент наша компания «Два капитана» стала декларировать, что мы хотим создать и вывести на новый уровень большую документалистику. Перезапустить её! Вдруг я себе стал задавать вопросы, с кем буду это делать? Если не оставлю за собой последователей, если не воспитаю новое поколение документалистов, то и не появится ничего. Я набрал мастерскую. Главная моя задача – расширение их духовного объема. Профессионально этим делам они и так научатся по умолчанию. Самое главное понять, кто они, зачем они снимают кино, что хотят сказать, хватает ли у них знания, духовного объема, любви, веры, чтобы заставлять других смотреть то, что они делают. Любой кинематографист, прежде чем что-то сделать, пусть ответит на простой вопрос – зачем?
Е. Никифоров: - Наш фестиваль «Радонеж» собирает до 300 фильмов каждый год. Сейчас меньше, потому что Украина отпала, а вообще она была такой живой организм, поставляла много работ. И фестиваль – та же учёба. Начиналось с чего-то простого. «Девочка со свечкой», «Колокольный звон», «Умильная матушка»… Но стали создаваться и Ваши фильмы. А тут особенный жанр. Такой поэтический кинематограф. Это схоже с тем, что происходит на Литургии. Символично, что фильм выходит 26 сентября, в день предпразднования Крестовоздвижения.
С. Дебижев: - Он приурочен, конечно. Если о самом фильме, то в этот раз мы создали масштабный международный проект. Картина снималась не только в России. Там и крестный ход в Тутаеве, Соловки, Печёры… Мы поехали на Синай, снимали Страстную в Иерусалиме, в Эфиопии, снимали в Гонконге, чтобы показать цивилизационные различия. У этого проекта такая широта охвата… А в мире, полном ограничений и конфликтов, это было очень непросто. Высший пилотаж…
Е. Никифоров: - А финансирование? Наверное, сравнимо с большим художественным кино?
С. Дебижев: - Мы пытаемся достичь максимальной выразительности минимальными средствами. Честь и хвала Министерству культуры, что оно поддерживает наши фильмы. Но нужно вывести документалистику на новый уровень, чтобы фильмы перестали поднимать темы жизни несчастной собачки у несчастной бабушки… Время задуматься, привнести глобальные смыслы. А для всего этого нужно финансирование. Если не как игровое кино, но около того. В европейской документалистике бюджет документального кино 2-4 миллиона евро. Фильм «Птицы», «Океаны» уже под 20 миллионов. А «Сансара» – вообще открытая смета…
Е. Никифоров: - Наши зрители тоже не знают об этом кино…
С. Дебижев: - Документалистика была убрана из зоны общественного внимания уже давно, и мы пытаемся ее вернуть. Получается понемногу. Я недавно был председателем жюри на фестивале стриминговых платформ. Даже платформы начали у себя размещать и поддерживать документальные картины. Они поняли, что к документалистике возникает новая волна интереса, люди хотят смотреть новое качественное документальное кино. Удивительно, как вдруг то, что было убрано, возрождается… Какие-то сферы в искусстве начинают оживать и это удивительно. Поэзия оживает и это взлет какой-то невероятный. Мы были на Соловках. Показывали братии нашу картину. Нельзя промолчать о том, что поток паломников фильм «Святой Архипелаг» увеличил в разы. Они там в легком трепете, потому что справиться нелегко. Там проводятся встречи, поэты приезжают – возникает новая атмосфера, хорошо, если это начало нового пути.
Е. Никифоров: - А в начале вы говорили, что кино – губитель культуры. Оказывается, нет.
С. Дебижев: - Я себе не противоречу, потому что отношусь к кино как к инструменту. Кино – большая разница, вопрос, на какой ты стороне. И для чего ты используешь инструменты. Потому что всё есть лекарство, и всё есть яд.
Е. Никифоров: - Сергей Геннадьевич Дебижев сегодня рассказал о своих фильмах. Теперь я очень жду «Суздаль», потому что это такая тема, где есть о чем говорить. Все эти маленькие города… Ничем не хуже итальянских городов-музеев.
С. Дебижев: - Это храмы под открытым небом.
Е. Никифоров: - К сожалению, они и есть под открытым небом – руины! В украинской истории существует период, который так и называется – руина. До сих пор прищуришься – жизнь, а поближе глянешь – ничего.
С. Дебижев: - Суздаль в свете даты такой приведен в порядок, и он очень живой. И вся жизнь должна возрождаться в малых русских городах. Именно там сакральные смыслы, покой, уравновешенность, гармоничное существование человека.
Е. Никифоров: - Хорошо бы сделать эти наши городки своеобразными «Бали», куда можно было бы отправиться тем, кто работает на удаленке, программистам нашим. Осталось сделать так, чтобы в этих городах можно было жить.
С. Дебижев: - Так уже понемногу происходит. В Крым переехали многие, кто ездил в Гоа, Таиланд. Айтишники тоже распространились. А в «Суздале» поняли, что матрешки уже никого не вдохновляют, и теперь там Мацуев, концерты, джаз – новая культурная среда.
Добавить комментарий