23.08.2024 10:20:24
Неонилла Пасичник
Многие исследователи мученического подвига генерала от кавалерии Русской Императорской армии графа Федора Артуровича Келлера находят аналогии с имевшим место в XIII веке мученичеством Святого болярина Феодора, соратника Святого благоверного князя Михаила Черниговского - оба замучены язычниками.
Нашествие хана Батыя
Во времена правления Великого князя Михаила Всеволодовича (1224–1246), одного из самых могущественных правителей Киевской Руси, ранее занимавшего Черниговский престол, в киевских землях жизнь протекала мирно и благочестиво. В 1238 году Батый напал на Русь и разорил многие княжества, а народ стал бежать к Венграм и в Польшу, искать спасения. Но, внезапно из-под Новгорода татары отошли, разорив княжества к югу от древнего Великого града. Напомним, что Новгород, как и Киев, был основан представителем персидской династии – Кием - во времена правления Византийского императора Константина Великого. Потомки династии Кия правили на Руси до 9 века. Синопсис Киевский отмечает, что в середине 9 века бытовала пословица: «Кто может и дерзнет на Бога и на Великий Новгород!».
Два года спустя после вторжения на Русь, Батый послал воеводу Менгукана в Киев к Великому князю Михаилу Всеволодовичу, поскольку войска для взятия древнейшего русского Града тогда татары достаточно не имели, но, не желая разорения, замыслили княжество Киевское себе подчинить. Михаил Всеволодович не пожелал ни союза с иноплеменниками, ни, более того, покорения агарянам.
Второе посольство от хана просило встречи с Великим князем Киевским, с намерением коварно его убить, о чем Михаилу Всеволодовичу стало известно. Он приказал умертвить послов, как соглядатаев, а сына своего Ростислава послал к Уграм просить о помощи, зная, что убиение послов без отмщения не останется. Сам же покинул Киев, имея весьма слабые силы для защиты города. Татары пустились в погоню за Великим князем, по пути учинив страшные опустошения и пленив многих жителей Руси.
Защита Киева была вверена некоему тысяцкому боярину Димитрию. Батый, желая отомстить за убитых послов, решил взять Киев и двинуться далее в Европу, покорять западные католические княжества. Более десяти недель, от Рождества Пресвятой Богородицы, длилась осада Киева, покуда стенобитные орудия не сделали пролом у врат Лядских, ныне это Майдан на Крещатике. Ночью киевляне построили новую стену вокруг церкви Святой Софии, где молились и надеялись татар остановить. Во время защиты пролома у Лядских врат боярин Димитрий был ранен, а киевлянам пришлось отступить в гору, к Софии, спрятав на сводах собора и свой скарб. В разгар боя своды, отягощенные наложенными вещами, обвалились, разрушив не только стены храма, но и новую оборонительную стену. Татары ринулись на обвалы и вошли в город 6 декабря 1240 года. Спустя без малого семь столетий, на этом же месте у стен Святой Софии, в этот же день 6/19 декабря 1918 года – память святителя Николая Чудотворца - был убит потомками тех древних татар, ассимилировавшихся в течение веков с коренным населением Киевской Руси, генерал от кавалерии Царской армии граф Федор Артурович Келлер.
Кадр из кинофильма «Андрей Рублёв», режиссера Андрея Тарковского, 1966 год
Батый пощадил тогда лишь боярина Димитрия, с прочими же бесчеловечно расправился, сообщает летописец. Можем предположить, что боярин Феодор покинул Киев вместе с Великим князем Михаилом Всеволодовичем. В Киеве Батый поставил своих наместников, а сам двинулся на Запад, взял Каменец, Владимир-Волынский, Галич, Червень, но Кременец подчинить не смог. Близ Кременца Промыслом Божиим заложена тогда же монахами Киево-Печерской Лавры Святая Почаевская Лавра. Подверглись ассимиляции с татарскими завоевателями и обитатели западных земель Древней Руси – Червонной и Галицкой. Пребывая в плену, боярин Димитрий склонил Батыя покорить Венгрию и Польшу, поскольку ожидаемая киевлянами помощь из тех владений так и не пришла. Татары разбили и венгерского короля Белу IV, принудив его бежать в Адриатику. Война длилась 3 года.
В это время в древнем Великом Новгороде, не покорившемся татарам, правил Александр Ярославич – Святой благоверный князь, прозванный Невским, племянник Михаила Всеволодовича, Великого князя Киевского и Черниговского. Александр Невский разбил тевтонцев, согласно преданию, с помощью чудесного явления первых православных Святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Тогда германцы были ослаблены не только блестящими победами Святого благоверного князя Александра Невского, но и несогласием между императором Фридрихом II и папой Григорием IX, потому помочь родственным правителям, чьи владения, включая Силезию, опустошал Батый с юга, не могли.
Татарский хан стал требовать от Великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича, брата Святого Михаила Черниговского, явиться в Орду в знак подданства, что и было исполнено. Жена Ярослава – «княгиня Ярославля» - постриглась тогда в монашество с именем Евфросиния. Многие знатные люди на Руси в то Смутное время принимали иноческий чин. С тех пор имена монашеские стали давать не на ту же букву, с какой начиналось мирское имя, а по дню празднования памяти Святого или на следующий день пострига. Эту деталь отмечает историограф 18 века князь Михайло Щербатов, автор «Истории Российской от древнейших времён», внук монаха Молченского Софроньевского монастыря на Слобожанщине. Монашеское имя Николай было наречено генералу Фёдору Артуровичу Келлеру ввиду приближающегося дня памяти Николая Чудотворца, Святого покровителя Государя Николая Александровича, убиенного несколькими месяцами ранее в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. В годину испытаний граф Келлер вместе с супругой приняли монашеский постриг в ноябре 1918 года в Киеве, незадолго до захвата города петлюровцами - потомками татар-завоевателей 13 века, населявшими преимущественно сельскую местность Малороссии.
Мученичество князя и его болярина
В то время был советником Батыя мудрый и добродетельный муж Илитшутзай, представитель рода Лао Китайских императоров, предотвративший назревавшую междоусобицу в Орде. Великий князь Михаил Всеволодович вернулся к тому времени из Венгрии в Чернигов, поскольку в Киеве сидел наместник Батыя. Известны были Великому князю требования ханских воевод о прибытии в Орду для подтверждения своего княжения и о, якобы, снисходительном к русским правителям отношении там… Михаил Всеволодович имел основания для опасения мести татар за убиение их послов. Но народ сильно страдал от ига, и надеялся Великий князь исходатайствовать в Орде облегчения для своих подданных. Это обстоятельство превозмогло страх угрожающей опасности.