17.07.2018 13:42:22
Священник Александр Шумский
Давно уже замечено, что русский человек склонен к мечтательности и крайностям и зачастую, увлекаясь своими идеями, незаметно для самого себя переходит ту границу, за которой начинается необратимый процесс разрушения, а изначальная благая идея превращается в орудие самоуничтожения.
Именно это и произошло в русской революции начала прошлого века. Изначальная благая идея справедливости в русском исполнении переродилась в крайний деспотизм. Диалектика этого самоуничтожительного процесса гениально отражена в произведениях Ф.М. Достоевского, особенно в романе «Бесы». От небесной чистоты первоначального импульса до непроглядной тьмы адского подземелья - вот путь, по которому мы периодически проходим в своей истории.
Самое главное, что суть дела заключается не в идее как таковой, а в особенностях русского самосознания и русской ментальности. Идея может быть любой - от безбожной всеобщей справедливости до православной самодержавной монархии. Идея безбожной справедливости в конечном счете свелась к формуле: «Если Бога нет, то все позволено». В этом суть дореволюционного нигилизма.
Но вот прошло время. Пала советская власть, распался СССР, начали вырисовываться контуры новой России. И разгорелась идейная борьба за образ этой новой России. Именно разгорелась, потому что началась эта борьба раньше, еще в советский период. Из среды православной интеллигенции выделилась группа монархистов, ратующих за возрождение монархии в России. В этой группе были и есть самые разные люди, от умеренных и рассудительных до радикальных и крайне экзальтированных. Я намеренно не стану заострять внимание на конкретных персоналиях, чтобы не затушевывать главное, а оно в том, что с момента возникновения постсоветского монархического движения выделился революционный, по существу, кружок, провозгласивший формулу нового нигилизма: «Бог есть, а значит, все позволено».
Мне не раз приходилось писать на эту тему. Этот новый тип мировоззрения я назвал «православным нигилизмом». Руководители этого монархического кружка стали именовать Царя Николая II «искупителем», фактически заменяя им Господа нашего Иисуса Христа. Так родилось явление, называемое царебожием. Руководители кружка прямо заявляли, что, придя к власти в России, они подвергнут репрессиям вплоть до смертной казни всех, кто посмел противостоять их царебожию.
Надо заметить, что лидеры этого царебожнического движения отпали от Русской Православной Церкви, создав свои маргинальные секточки. То есть, они, казалось бы, исчезли, и вместе с ними исчезло и царебожие. Но, к сожалению, дело этих «православных нигилистов» продолжает жить, и его дух неожиданно дает о себе знать в ряде нынешних публикаций и выступлений. Таких публикаций становится все больше, поскольку мы в прошлом году отмечали столетие революции 1917 г., а в этом году отмечаем столетие расстрела Царской Семьи.
На мой взгляд, для большей части нынешних публикаций на «царскую» тему характерна некая экзальтированность и духовая нетрезвость. В них нет откровенного, неприкрытого царебожия, присущего «отцам-основателям» царебожнического движения, но сдвиги в сторону царебожия в них, несомненно, содержатся. Об этом свидетельствуют, например, такие слова как «Царская Голгофа» и «Русская Пасха» (оба слова с заглавных букв).
«Русская Пасха», по мнению одного из авторов, - это день мученической кончины Царской Семьи. Кто-то возразит, что это всего лишь метафора, образ, фигура речи. Но именно с подобных метафор и началось в свое время царебожие. Не говоря уже о нескольких царебожнических сайтах, которые резко активизировали свою деятельность.
Кстати, автор, навязывающий нам словосочетание «Русская Пасха», намекает и на необходимость в будущем применять силу для наведения нравственного порядка в монархическом понимании. Все это смыкается с постулатами о репрессиях и казнях «отцов-основателей» царебожия.
Кроме того, многие нынешние статьи на «царскую» тему содержат очевидный выпад против президентской власти. Дескать, мы терпим эту незаконную, нелегитимную власть до того момента, когда появится личность, достойная стать российским самодержцем. А определять, кто этого достоин, а кто нет, будут, конечно же, они сами, монархисты.
Один известный писатель-деревенщик, постоянно противопоставляет дореволюционный период советскому. Ленин и Сталин для него - единое целое. Он так и пишет через дефис - Ленин-Сталин.
В одной из своих статей автор, навязывающий словосочетание «Русская Пасха», уподобляет русского Царя духовному мечу, разделяющему и проходящему через сердца людей. Автор противопоставляет дни памяти расстрела Царской Семьи первенству мира по футболу и предстоящей встрече Президента России Путина и Президента США Трампа.
Нельзя не заметить в этом выпада против российской верховной власти. Зачем он это делает? Не знаю. Но из таких публикаций могут постепенно вызревать предпосылки новой русской революции, на этот раз под монархическими знаменами. Не думаю, что монархическая революция в России станет менее кровавой, чем большевистская. Тем более очевидно, что западные идеологи-русофобы пытаются разыгрывать монархическую карту в борьбе с «путинским режимом».
Поэтому в день скорбной памяти мученической кончины Царской Семьи я призываю всех монархистов отказаться от пути лукавых подмен и не заниматься опасным политиканством на Царской крови.
Комментарии
21.07.2018 - 20:18 О пресловутых "царебожниках":
О пресловутых "царебожниках" иногда говорят, но лично я таких никогда не видела. Ну, может, и есть они где-то, наберется несколько десятков таких маргиналов. А вот "сталинобожников" у нас пруд пруди, из них же первый - автор статьи, не касаясь его сана. На одну из его статей, в которой протоиерей Александр Шумский хулил святого царя-мученика Николая II и восторженно противопоставлял ему Сталина, прекрасно ответил историк П.В. Мультатули в своей статье "Дорогой слепых.
Добавить комментарий