Перейти к основному содержанию

12:33 02.05.2024

Фильмы, которые мы ждали

15.01.2024 13:30:11

Обзор фильмов, присланных в адрес к/ф «Радонеж-2023», который мы начали в прошлом номере газеты (см.: «Чести моей не отдам никому» - девиз на гербе Пскова), хотелось бы продолжить в этом же ключе. Благо, что документальный киноматериал фестиваля дает к тому пищу. Напомню лишь читателям, что речь в нем шла о фильме В. Шуванникова «Псков. Россия начинается здесь», о первом походе «коллективного запада» против России в конце XVI.

Второй фильм режиссера, присланный на к/ф, «Девять героев», посвящен подвигу девяти разведчиков, восемь из которых погибли в одном бою при освобождении Крыма. Это всего второй случай за всю ВОВ после панфиловцев, когда званием Героя Советского Союза награждено целиком всё подразделение.

***

И снова западные рубежи России. Снова Псков и Новгород. На этот раз их отстаивают воины культурного фронта – реставраторы, иконописцы, художники. Может показаться, что наши бывшие «партнеры», с открытым забралом выступающие сегодня против русской культуры, придумали что-то новое. Абсурдное, но новое. Ан нет! Во время ВОВ уже  была попытка стереть с лица земли наши культурные начала. Представьте только, что  во время  войны были бы уничтожены все храмы Пскова и Новгорода с их иконописными фресками, что даже места эти стали бы погорелым местом… Начисто было бы стерто наше прошлое

Именно об этом, о защите наших культурных начал в адрес к/ф пришли два фильма.

Фильм «Скажи мне, Новгород». Юрия Малюгина посвящен  теме реставрации  нашей средневековой иконописи, фресок Новгорода и Пскова, а также теме становления, вернее воцерковления самих реставраторов.

Главный герой - художник-реставратор Новгородского музея-заповедника Татьяна РОМАШКЕВИЧ. Большую часть жизни она отдала возрождению  памятников фресковой живописи Новгорода XII-XV вв. После ВОВ утраченные фрески многих святынь приходилось восстанавливать с нуля. Татьяна Ромашкевич реставрировала фрески знаменитого Феофана Грека, не дав погибнуть уникальной настенной живописи.  Фактически она, чуть ли не одна спасла  храм Преображения на Нередице, буквально стертом с лица земли во время войны, восстанавливая фрески XII в. по кусочкам.

Но с чего все началось? Татьяна Анатольевна вспоминает: «Когда в  церкви Федора Стратилата раскрывали фрески «Страсти Христовы», мы с мужем были так потрясены, что решили креститься». Что удивительно, но характерно:  церковные реставраторы, даже такие, явно воцерковленные, как Т. Ромашкевич, избегают говорить напрямую о вере. Постсиндром страха советских времен? Ведь потрясены были молодые реставраторы явно не «художественным гением», не «силой мазка» и «особой колористикой». Потрясены были той убедительностью, с которой донесены были до нас Страсти (страдания) Христовы. И чтобы глубже понять Ф.Стратилата, человека верующего, они крестились. Но что значит, «глубже понять»? Кистью Ф. Стратилата водила вера, вера во Христа. Понять его – это подняться на тот же уровень веры. И более того: так видеть Христа могли только люди, «чистые сердцем». (Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят)

Чтобы оценить подвиг Татьяны Ромашкевич и ее мужа, зададим себе простой вопрос: если бы эта фресковая живопись была безвозвратно утрачена? Мы ведь ровно настолько укоренены в истории, насколько «помним себя». Восстановленные фрески – это национальная память. Это мы – ХII века. Но если таков уровень осмысления бытия, уровень веры наших предков, можем ли мы позволить себе снизить его?

Несомненно: прежде чем ехать смотреть фрески Новгорода, нужно посмотреть этот фильм, послушать комментарии Татьяны Анатольевны Ромашкевич.

***

«Мелетово. Второе открытие. Исповедь церковного живописца». Игорь Смирнов. Фильм  интересен тем, что показывает нам эволюцию  взглядов академика живописи А. Крылова. В начале своей карьеры он был крайним западником, совершенно не способным понять ни красот, ни высот нашего древнерусского искусства.

Где же здесь красота? – вопрошал академик, - одни утраты… Все выщерблено, тусклые, грязные краски. Какие-то уродливые линии… язык этой живописи был мне не понятен. Образы казались неумелыми и примитивными Я с ужасом обнаруживал в себе неспособность увидеть в этом красоту.  Ведь я как художник, как человек, интересующийся искусством, читал восторженные отзывы коллег о красоте древнерусской живописи. И это были отзывы больших художников, в том числе зарубежных. Например А. Матисса. Но сам был не способен это увидеть… Тогда я с жаром стал изучать эту культуру, эту живопись. И со временем меня стало тянуть в эти русские захолустья.

Постепенно, через ежегодную практику копирования древних фресок – процесс этот растянулся на 17 лет – художник наконец стал улавливать «этот оттенок, этот запах, этот признак великой науки,  страсти, стремления…». Но приоритет высот западного искусства был у него что называется в крови. Он сквозит даже в его восхищении псковскими фресками XVI в. «В 60-е годы, - говорит акад. Крылов,- в Свияжске были уничтожены фрески XVI века. А ведь там  - такое письмо, такая сила, такая пластика, такое совершенство формы… потрясающей красоты… которые ставят этот храм, эту живопись в один ряд с лучшими произведениями человечества эпохи ренессанса. Это шедевр». То есть «наши шедевры» он невольно лишь подтягивал, ставил в ряд «с лучшими произведениями человечества эпохи ренессанса». Признание особости древнерусской культуры, иное видение красоты далось академику Крылову с трудом. Тем ценнее результаты.

Постепенно все красоты западного искусства отошли в сторону, - заключает академик, - и стали мне не интересны. Вот уже 25 лет  я руковожу мастерской церковно-исторической живописи, основанной по инициативе акад. Мыльникова. Копирование древнерусских фресок является обязательным при обучения студентов, ведь в процессе работы молодые живописцы постигают те основы, которые держали наших предков в жизни.

И в заключении хочется привести характерный пример разности древнерусской и западной (той же эпохи ренессанса) культур. Из интервью Т. Ромашкевич.

Однажды в Псков приехал французский журналист, культурный обозреватель газеты «Фигаро». Он поднялся рассмотреть фрески церкви Федора Стратилата XIV в. Когда его спросили, где он так долго был, он ответил: «На небе». И  еще он сказал: «Я понял, чем мы отличаемся от вас. Мы всю свою историю смотрели не на небо, а через чистое стекло на чисто вымытый дворик. А вы всю свою историю напрямую общались с небом. Мы делали цивилизацию, а вы – великую культуру».

***

Фильм Марины Мироновой «Театр на линии фронта. Донбасс опера». начинается с классического фуэте на фоне руин, в которые превращен театр. Но балерина этого не замечает. Она парит…Как некий символ, символ стойкости театра, стойкости профессии. Почти не ощутимая, но – непобедимая. Этот фильм о том, как коллектив театра «ДОНБАСС ОПЕРА» выживает эти военные девять лет. И ведь выживает! И ведь жив! На гастроли выезжает по 200 человек. Без сомнения: они острее чувствуют классику. А какой сильный, какой мощный вокал! Невольно ловишь себя на мысли, что в такой театр пойти хочется. Там есть что-то большее, чем в обычном театре. Там есть находки (например, для большого хора), которые заставляются просто содрогнуться… Невольно вспоминается, что до революции певчих в большие храмы Петербурга приглашали из Новороссии, Малороссии. Значит уже тогда отмечали особенность их голосов.

А где еще вы найдете приму, которая, не задействованная во второй части спектакля, работает суфлером? А какая доброжелательная атмосфера должна быть в коллективе, чтобы тенор, потерявший голос (во время бомбежки аэропорта он месяц просидел в подвале) медленно но верно вернулся в профессию? И все согласны, что трудности «проверили» их, сделали сильнее, добрее, доброжелательнее. Другое «качество», другое ощущение жизни. Никто из них не хотел бы вернуться в состояние «до того». Они сознают, что стали лучше, человечнее. Оттого наверное на гастролях театр собирает аншлаги и нет города в России, который отказал бы им в гастролях.

***

В известном смысле фильм «Когда придет весна»  Юлии Клименко - это о том же. С одной стороны… ну зачем донбасским добровольцам  во время боевой передышки, после грязи, смертельной опасности и потерь – классический концерт «для двух скрипок»? Но исполнители- музыканты, приезжающие на Донбасс не в первый раз, такие как скрипач Петр Лундстрем и его коллеги, уверены – именно здесь, на краю, скрипичный концерт будет услышан как нигде. И вот уже «под скрипок переливы» вы замираете вместе с  ушедшим в себя солдатом… и верите упорству скрипачей, продолжающих приезжать из благополучной Москвы, из Италии сюда, на передовую. Почему-то вспоминается эта фраза из старого военного фильма «Истинно чувствуют музыку идущие на смерть». В конце фильма прозвучали очень хорошие стихи, которые хотелось бы повторить.

Умирал солдат, как говорится
Без ненужных фраз и медных труб.
И гуляла пьяная столица,
И домой разъехалась к утру.
Облаков плыла по небу вата,
От земли до самых райских врат,
И спросил апостол у солдата:
За кого ты воевал, солдат?
И солдат, убитый под Донецком,
Протянул апостолу в горсти,
В крови и поту рисунок детский
И услышал голос: «Пропусти!»

                       Алексей Шмелев

***

По-прежнему в адрес к/ф приходят житийные фильмы, свидетельствующие  о подвигах новомучеников. Фильм И. Монаенковой «И дней своих благословлю закат» повествует  о жизни последнего ключаря ХХС о. Александра Хотовицкого. Высокообразованный человек, общественный и церковный деятель, пастырь и поэт - о. Александр 18 лет служил в североамериканской и алеутской епархии под началом будущего патриарха Тихона, три года служил в Финляндии. В Москву он приехал в августе 1917 года, к открытию  поместного церковного собора. Во время Собора он назначается ключарем ХХС.

С этого времени и начинается его крестный путь. Его арестовывали в 1919-м,1920-м, 1921-м годах как нарушителя декрета об отделении церкви от гос-ва и школы от церкви. Но он продолжал преподавать детям Закон Божий. В декабре 1921 года он был арестован и вошел в число 118 священнослужителей и мирян, против которых началось следствие как о противодействующих изъятию церковных ценностей. О. Александр был приговорен к смерти и расстрелян 19 августа 1937 г. Прославлен в 1994 году. О жизни о. Александра, полной трагизма, в фильме рассказывают  историк и теолог С. Цыбульский  и нынешний ключарь ХХС о. Михаил Рязанцев.

Фильм Николая Васильева «Лики Руси: меценат-монах Иннокентий Сибиряков». Казалось бы, вера и благотворительность самым естественным образом связаны между собой. И если сегодня мы это подзабыли, то в дореволюционной России это никого не удивляло. Ан нет, оказывается, все зависит еще от масштаба, размеров. Так, золотопромышленник, миллионер и бессеребреник, глубоко верующий человек, покровитель  ученых, исследователей Иннокентий Сибиряков, обосновавшись в Пб., стал вести привычную для себя жизнь благотворителя. Денег на ветер он не бросал, но на конкретные нужды отзывался щедро. Так он спросил у женщины, собиравшей подаяния на строительство храма, сколько будет стоить это строительство. Вечером он принес ей эту огромную сумму. Женщина испугалась, побежала и донесла на него, как на сумашедшего. Поразительно, но ей поверили. Капиталы арестовали, а следствие длилось уже более полугода, когда об этом странном деле узнал Император Александр III. Побеседовав с меценатом, он приказал прекратить следствие и снять арест с капиталов.

Устав от этой жизни, следуя велению сердца, Иннокентий Сибиряков принял монашество и уехал на Афон. Там он достроил наконец самый большой на Афоне Андреевский скит. Но и там его «доставали» паломники, которые приезжали посмотреть на миллионера, ставшего монахом. Через пять лет он умер, а еще через три года по традиции Афона могилу вскрыли. По состоянию черепа его признали святым. Молятся ему, и он всегда приходит на помощь. Как и при жизни. Вот такой необычный путь к святости.

***

Наших зрителей конечно же порадует фильм О. Барыкиной «Дорога Святителя Луки». Это далеко не первый фильм, посвященный этому поразительному человеку, архиепископу Луке, Валентину Феликсовичу Войно-Ясенецкому, выдающемуся хирургу, ученому и священнослужителю. Но общение с ним не насыщает, поэтому снимаются все новые фильмы.  Мощи Святителя покоятся в Свято-Троицком соборе Свято-Троицкого женского монастыря Симферополя, где была его последняя архиерейская кафедра. Отсюда и начинается рассказ о его сегодняшней помощи страждущим. Такое ощущение, что святитель больше присутствует на земле, чем на небе. Вот только одно свидетельство старшего экскурсовода музея Святителя Луки Людмилы Белеско, что при монастыре. Музей небольшой, здесь собраны Вещи святителя, его нехитрая мебель. «В храме его мощи, а здесь его вещи, и все поразительным образом исцеляет, - говорит Людмила, - вот литография матери и ребенка, принадлежавшая его отцу-католику. Перед нею долго плакала женщина, приехавшая  второй раз из Донецка. Она приехала поблагодарить «икону» за исцеление. Ей не стали говорить, что это  литография, да еще и католическая… А вот полотенце, которым пользовался Святитель. Рисунок вышивки долго рассматривала одна девочка, которая неожиданно стала писать иконы… Когда же паломники из Симферополя приехали на Афон, и мальчикам разрешили подняться в горы, афонские монахи передавали друг другу: «Приехали дети Луки». Вот и здесь тоже его хорошо знают и чтут.

***

Фильм Павла Селина «Паровозных дел мастер» не упомянуть – просто нельзя. Это что-то из разряда «очевидного-невероятного». «Алексей Грук – это человек, который гениально одарен. У него есть не просто знание, понимание, он чувствует машину», - так говорят о нашем герое многочисленные эксперты, бесспорно знающие свой предмет.

В течение всего фильма нам рассказывают о технике, о том, как некий Мастер (А. Грук) со своей командой из руин восстанавливает паровозы 19 в. Восстанавливает классно – они работают как новенькие. Мы видим их, например, в фильмах Никиты Михалкова. Но что тут удивительного? Если пару веков назад один человек создал паровоз, почему бы сегодня не быть человеку, который его воссоздаст? На самом деле нас поражает не столько Мастер, сколько цельный человек, которого иначе и представить себе нельзя. Детское увлечение «паровозиками» переросло у него в «дело жизни». Он один из тех редких людей, которых спасает их увлеченность. Красивый, статный, умный сын морского офицера, как говорится – мальчик из приличной семьи…который не мыслит себя вне вечно грязного, закопченного паровозного депо. Но когда он сюда приходит, здесь начинает «крутиться» то, что без него не крутилось бы. И его детские мечты о паровозе с красными колесами осуществляются… В его отдаче делу, в его увлеченности все настолько «по-честному», что это убеждает и его жену, которая не перестает ему удивляться и им восхищаться, и его взрослых детей…

Старожилы к/ф «Радонеж», посмотрев этот фильм, несомненно вспомнят давний  фестивальный фильм (2007-2008г.) «Деревенский фотограф» Алексея Погребного. Авторам этих фильмов в достижении успеха несомненно помогла «натура», изначальная необычность, одаренность главных героев. Причем, одаренность не только «деловая», но и нравственная. У них хорошие семьи, любящие жены. Так дети «Деревенского фотографа» (их 8) даже «дружили внутри семьи»… Очень хорошо бы  посмотреть эти фильмы «в паре».

***

Практически каждый год на к/ф Радонеж приходят фильмы о принявшей мученическую кончину Царской семье. Сегодня это два фильма о преподобно-мученице В.К. Елисавете. «Тайна бессмертия» Дмитрия Алейникова и «Ангел маленькой принцессы» Александра Саварского. Анимация. Очень трогательный и приключенчески напряженный фильм-сказка о влюбленности, разлуке и встрече принцессы Эллы и русского князя Сергея. Фильм не строго документален. Там есть некоторые сюжетные придумки, которые делают фильм увлекательным.

***

Как-то отдельно хочется сказать о фильме, который является тем, что называется абсолютный позитив. Речь пойдет о фильме Татьяны Маловой «Время Вятское» из цикла «Сыны России».  Это фильм об Олеге Алексеевиче Жарове, предпринимателе, лауреате Государственной премии России.

Начиналось все прозаично – супруги Жаровы решили стать дачниками, купили в 2007 г. домик в старинном селе Вятское Ярославской губернии, которому уже более 600 лет. Большевики обещали разрушить старый мир «до основанья». У них это почти получилось. Вот это «почти» и увидел Олег Жаров. Решил воскресить, воссоздать традиционную русскую культуру жизни и быта. Местный батюшка обратился к нему с просьбой устроить на Крещение купель на местной речке. Посмотрел Олег Алексеевич на мелководную речушку, убогие сходни… и делал все, что называется, по высшему разряду. Отреставрировал заброшенную часовню,  сделал в ней прорубь в виде креста. Воду подали из живоносного источника. Получилась крытая купель Сейчас это место паломничества как на Крещение, так и в обычные дни.

Что же касается развалин купеческих особняков, они взывали к Олегу Жарову молча.Елена Шахова, генеральный директор историко-культурного комплекса «Вятское»: «В селе более 50 объектов культурного наследия.  За последние 10 лет Олег Алексеевич, поселившись в этом селе, влюбившись в него, изучив историю села, восстановил более 35. Отреставрировал старинные купеческие здания».

Олег Жаров: «Если сейчас оглянуться назад, лет на 15, когда я впервые увидел «Вятское», и если бы передо мною стоял выбор -  заходить сюда или не заходить с таким проектом, то скорее всего я бы не стал этого делать. Все начиналось с эмоций. Чистый порыв. Никаких расчетов, никаких просчетов и бизнес-планов. Ничего этого и в голове не было. Было желание сделать красоту. И теперь посмотрите, что получилось. Эта березовая роща, где у нас теперь памятник Александру II и музей русских забав, там был борщевик выше меня ростом. Три года мы его уничтожали. Теперь это прогулочное место. Кругом асфальт, которого здесь вообще не было. «Вятское» для меня – это билет в один конец».

На фасаде одного из зданий воспроизведен даже старый русский «девиз» с открыток начала ХХ в., и в нем - вся русская идеология: «Богу хвала, царю слава, ближнему помощь».

Несмотря на то, что все начиналось с «порыва сделать красоту», реставрировалось, восстанавливалось все отнюдь не «на коленке», но с привлечением профессионалов – историков, реставраторов, музейщиков.

И уже в 2012 году в Кремле президент России Владимир Путин вручил ярославскому предпринимателю Олегу Жарову Государственную премию «За вклад в возрождение и развитие традиционных культурных и исторических ценностей» как автору проекта реконструкции села.

 В 2015 году село «Вятское» стало первым полноправным участником Ассоциации самых красивых деревень и городков России, а в 2019 г.  включено в список всемирного наследия ЮНЕСКО.    Сегодня это еще и «Нефедеральный музей государственного значения».

Повторюсь: фильм – чистый позитив, очень советую посмотреть.

***

…И О ТРАНСГЕНДЕРАХ ТОЖЕ

Фильмы, присылаемые в адрес кинофестиваля, настолько разные по тематике, что жюри начинает задумываться о том, чтобы как-то сузить ее.  Все-таки изначально к/ф был задуман как религиозное, православное документальное кино. И это справедливо. Но все-таки сегодня, просматривая присланные фильмы, я бы непременно оставила вот этот фильм, который - ну совершенно не по теме…        

Фильм Татьяны Киселевой «Мужское и женское. Биология пола» по нашим временам обойти вниманием никак нельзя. Казалось бы, человек в здравом рассудке не можно всерьез рассуждать о смене пола, да еще у детей. Вопросы пола вообще сокровенны, покрыты пеленой тайны практически во всех культурах и религиях мира. И однако же мы дожили до тех времен, когда для защиты существа, биологии человека ученые вынуждены чуть ли не на пальцах объяснять суть вещей, суть мужчины и женщины. А слово «экология» как защита природы почему-то не включает в себя человека как природное существо. Фильм, безупречный с научной точки зрения, конечно несколько сложноват для восприятия неподготовленным человеком. И все-таки первое, что мы уясняем, что пол человека -это не есть что-то поверхностное и несущественное, чем легко можно манипулировать, но нечто природно-первичное и тайное.

Оставим научную сторону вопроса. Повторим, что сегодня божественный промысел о человеке не просто поставлен под сомнение, но практика «изменения человека» биологическим и грубо хирургическим путем зашла уже достаточно далеко. Гендеры-уродцы практически не сходят с телеэкранов, а их «права» в просвещенном западном сообществе защищаются на государственном уровне. Этак «права меньшинств» будут подняты на недосягаемую высоту…

В вопросах изменения пола на первом месте – США. Идеи эти возникли сначала в среде сексологов, которые в 50-е годы ХХ в. были докторами и докторами медицинских наук, то есть людьми авторитетными в обществе, которые к тому же чаще соприкасались с практикой половых извращений. Большей частью они принимали мужчин, которые хотели быть женщинами. По сути они изобрели операцию по смене пола.

 Затем, как что-то «новенькое» эти идеи и практика были подхвачены медиками других специальностей… Несомненной заслугой создателей фильма является рассказ о первых шагах этой порочной, если не преступной медицинской практики, об отдаленных последствиях этого «открытия». Что характерно, мы ведь практически ничего не знаем о  судьбе людей, изменивших свой пол. Равно как и о «пробирочных детях».

Идеей изменения пола был увлечен и некий  доктор Джеймс Мани. Звездный час для него настал в 1965 году, когда он начал эксперимент с канадской семьей Реймеров. Одному из мальчиков-близнецов Реймера в 8 месяцев во время операции повредили половой орган. Доктор Д. Мани убедил родителей, что операция по смене пола будет лучшим решением проблемы. Мальчику не было и двух лет когда ему провели операцию по удалению яичников, терапию женскими гормонами, нарекли женским именем и стали воспитывать как девочку. Причем, считалось, что наличие брата-близнеца создает идеальные условия для доказательства достоверности эксперимента. Доктор Мани уверял современников, что прооперированный ребенок ведет себя как девочка. Д. Мани опубликовал ряд статей, где объявил операцию о смене пола успешной. Он оказался мастером саморекламы, и его теория скоро стала популярной. Еще не закончив эксперимент с Реймерами, он основал клинику гендерной идентичности в г. Балтимор. Газеты писали, что с человека снято многовековое проклятие пола. Наконец-то человек может стать тем, кем он хочет.

Что происходило с Реймерами в действительности, вообще никто не знал. Когда Брюс Реймер пошел в школу, выяснилось, что сам он не считает себя девочкой. С 8 лет он демонстрировал поведение, характерное для мальчиков. В качестве игрушек предпочитал ружья и машинки, ввязывался в драки. Фигура сохраняла мужеподобность.

В 14 лет он д.б. перенести последнюю операцию по созданию искусственной вагины. От операции Брюс решительно отказался.  Когда Реймер старший открыл сыну то, что с ним сделали в детстве, мальчик трижды пытался покончить с собой. Последний случай закончился комой. Но он поправился и начал борьбу за нормальное, мужское, существование.  Сделал операцию по возвращению себе первичных половых признаков, женился, усыновил троих детей. В мае 2004., в возрасте 38 лет Дэвид Реймер после разрыва с женой покончил жизнь самоубийством. Об этой трагедии мир узнает только тогда, когда операции по смене пола войдут в практику.

Д. Мани стал влиятельнейшим человеком конца ХХ начала ХХI века. Сегодня один процент населения в США считают себя трансгендерами.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
3 + 3 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+