Перейти к основному содержанию

03:11 03.05.2024

Нам дана возможность переосмыслить свою жизнь.

22.04.2020 13:09:22

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2020/04/19/23-00

Н.Бульчук: - Сергей Александрович, мы встречаемся в праздник Пасхи. В этом году для православных он проходит особенным образом, потому что сейчас нельзя попасть в храм. Вместе с тем, приветствую Вас пасхальным приветствием: Христос Воскресе!

С.Михеев: - Воистину Воскресе!

Н.Бульчук: -  Сегодня мы узнаем из новостей слишком много мрачного, неприятного.

С.Михеев: - Если уж Вы меня спрашиваете, как профессионала по новостям, то я Вам, тоже как профессионалу, могу ответить следующим образом: я посоветую людям просто фильтровать тот информационный поток, который сейчас на них обрушивается. Я и раньше говорил, и сейчас говорю: я абсолютно уверен, что жизнь в нынешнем информационном обществе для подавляющего большинства людей физически, физиологически крайне опасна, вредна. Она таит в себе массу проблем, даже не метафизического или духовного, а чисто физиологического характера – невротического, психиатрического, и так далее. Т.е., тот поток информации, который обрушивается на нашего человека, на рядового обывателя, я даже не говорю россиянина или жителя другой страны - этот поток информации обычным, нормальным человеком не может быть переработан. Это первое.

Второе – заостренность современных СМИ на негативных новостях, на отрицательных картинках, на кошмарных инфоповодах, создает общую истерическо-невротическую ситуацию в информационном пространстве даже и вне подобных ситуаций, в которых мы сейчас находимся. А уж внутри кризиса - здесь огромное количество разных групп, сил, людей умышленно нагнетают обстановку, используя это в своих интересах. Например, в международной политике это можно проследить на том, как начинался кризис вокруг коронавируса в информационном пространстве. Американцы использовали все то, что происходит в Китае, для откровенных ударов по этой стране – торговых, информационных, имиджевых. Совершенно не стесняясь, что это выглядело довольно цинично. Теперь это им вернулось. А сейчас уже внутри США противники Трампа также цинично используют всю ситуацию с коронавирусом для ударов по президенту США. Не разбирая, где правда – где неправда. Т.е. надо понимать, что в этом шуме первая составляющая – манипулятивная.

Есть ли здесь глобальный заговор - я не думаю. Но то, что многие люди пытаются запускать всякого рода проекты, чтобы манипулировать человеческим сознанием и достигать своих циничных, корыстных целей - это точно. Это первое.

Вторая часть – огромное количество людей из информационного сообщества привыкло к тому, что чем больше кошмара - тем лучше продается. Это так. Действительно так устроена психика современного человека, что плохие новости продаются лучше. Они рождают адреналин, создают возбуждение. Лучше распространяются, лучше продаются - такая ажиотация распространяется всегда лучше, чем «вести с полей». Сами информационщики, давно ставшие наркоманами информационного процесса, очень небрежно относятся к населению. Мы это видим, например, в российских соцсетях. Когда люди с провокативными целями используют эту ситуацию с точки зрения: «чем хуже - тем лучше».

Ну, и плюс ко всему – огромная масса людей, которые просто подхватывают. Они то ли не хотят, то ли не умеют думать собственной головой, и поэтому несут все это. Иногда умножая всё и возводя в степень. Мой совет – банальный: мне кажется, многие священники давно уже все это проговорили.

Но я, с поправкой на свою профессиональную деятельность, считаю, что нормальному, среднему человеку вообще не надо потреблять такое количество информации, которое он сегодня потребляет. Вообще не надо пытаться разобраться во всем-всем-всем, что только происходит в мире. Не надо читать все-все-все новости и просматривать все-все-все видеоролики, это вредно для здоровья, психического, физического, и уж духовного - совершенно точно. Тем более во время Страстной недели и преддверия Пасхи можно заостритьсяна чем-то другом. Конечно же мне могут ввернуть этот упрек – а вот вы как? А я профессионально в это погружен уже много-много лет, и пока мне удается не сходить с ума. Хотя я, честно говоря, не уверен в своей абсолютной психической адекватности. Видимо, что-то со мной тоже не так, но, тем не менее, как-то Бог дал, что-то мне удается лучше выносить, что-то хуже. Поэтому я думаю, с точки зрения профессионала, люди должны понимать, в том числе слушатели «Радонежа». А что касается работников СМИ - я их в своих эфирах призываю поберечь наших людей, ответственнее к этому относиться. Учтите, что попытка нагружать людей каждый день отрицательной информацией, каждый день кошмаритьих - это немилосердно, потому что вы решаете собственные задачи, а многие даже не в силах разобраться в том, что происходит, и они начинают потихоньку сходить с ума. Поэтому здесь надо выдерживать золотую середину в том, что вы говорите, делаете, сообщаете. А если с метафизической философской точки зрения, то слушайте, кроме шуток: наша страна, наш народ проходил через такие испытания, по сравнению с которыми то, что сейчас происходит - это ерунда. Ничего сверхстрашного не происходит ни с какой точки зрения. Хотя понятно, что нам в некоторых местах не дают участвовать в богослужениях, и это очень удручает. Мы расслабились, привыкли к комфорту, стали очень нежными, чувствительными: нас не тронь, нам сразу становится плохо.

Хотя, действительно то, что происходит с богослужениями, недопуск верующих в храмы, это удручает. У нас абсолютизирована картинка того, что происходит в Москве, но все-таки по всей стране всё по-разному, и во многих городах люди пойдут на пасхальную службу и будут причащаться. Может быть, давайте и про это тоже рассказывать. Иначе у нас многие наши условно православные СМИ создают какую-то апокалиптическую картинку, показывая все время то, что происходит в Москве. Но Москва - это все-таки не вся Россия и не весь мир. Хотя я коренной москвич, но, тем не менее, это так.

Н.Бульчук: - В подтверждение Ваших слов скажу, что я поначалу кажется тоже чуть не сошел с ума. На самом деле очень трудно устоять. Потом, конечно, общаясь с нашими авторами – профессионалами, в частности и с медиками, и с вирусологами, мы вышли на другой уровень. И вот здесь мне хотелось бы спросить Вас: Сергей Александрович, адекватна ли картина распространения отрицательной информации той опасности, которую на самом деле представляет коронавирус?

С.Михеев: - На мой взгляд, все признаки глобальной авантюры налицо. Это совершенно точно. Ситуация с этим коронавирусом имеет, конечно, объективную составляющую, но главная проблема именно в том, чтобы понять, как же этот вирус появился. Потому что, основная дискуссия идет между сторонниками и противниками естественного происхождения вируса. Которые считают его результатом человеческих манипуляций в научных лабораториях, то ли военных, то ли не военных. Вот это мне кажется важным. С точки зрения ученых, это важно будет и в плане создания вакцины. Если это искусственный генно-модифицированный вирус, то создание вакцины будет затруднительно. Некоторые считают, что вообще создание вакцины к такому вирусу невозможно, потому что такая вакцина будет еще больше распространять вирус сама по себе. Вот это, с технической точки зрения, самая важная проблема.

А что касается всего остального, то, еще раз повторю, здесь разные группы с разной степенью подлости пустились в использование существующего положения в своих целях. Но здесь Россия - на догоняющем треке. Она находится на траектории, которая догоняет все то, что не у нас началось, не нами раскручивается и не нами сконструировано. И здесь, насколько я понимаю, мы придерживаемся золотой середины. Хотя ясно, что и здесь разного рода силы и группы пытаются использовать это в своих интересах. Всё-таки для того, чтобы оценить саму опасность, надо обращаться к специалистам. Но специалисты сейчас не имеют общей точки зрения. Ясно вот что: уровень смертности от этого заболевания значительно ниже, чем уровень смертности от многих других эпидемий. Главная проблема - что от него нет лекарства. Вот эта объективная составляющая – лекарство пока не могут найти - и порождает панику. Плюс второй объективный момент - это вал пациентов. Это тоже правда. И медицинские системы многих стран не справляются с этим валом пациентов. Но ничем другим, по большому счету, кроме вот этих двух обстоятельств, эта эпидемия, от того, что было раньше с темже самым гриппом, не отличается. Поэтому дальше начинается сфера спекуляций. Потому что одни сделали то-то, другие пытаются отвечать зеркальным образом, и пошла цепная реакция. Где-то умышленная, спланированная, а где-то спонтанная. И в итоге человечество попало в такую ситуацию, что крутится, как белка в колесе, в тех условиях, которые само себе задает. Вот в чем, на мой взгляд, серьезная проблема. Всё то, что сегодня происходит с человечеством, является неизбежным следствием тех путей развития всей человеческой цивилизации, которые мы избрали. Бесконечное стремление к новому уровню благосостояния, погоня за горизонтом, обожествление технического прогресса, надежда на то, что он все решит, опора в экономике на иллюзии, порожденные кредитованием, и все, что с этим связано - неизбежно делают эту вавилонскую башню все более неустойчивой. Чем выше мы ее строим - тем больше она шатается, и тем более мы подвержены паническим реакциям, побочным явлениям. Почему, например, скажем, так серьезно реагировала экономика на все эти вещи, хотя, казалось бы, ничего фатального не происходит? А потому что характер современной мировой экономики в первую очередь - спекулятивный. Он завязан на финансовых спекуляциях, играх на бирже, и это делает ее более уязвимой для подобного рода кризисов. Это одна из причин, почему так серьезно ударило и еще будет ударятьпо экономике. Это субкультура, распространяемая по всему миру. Субкультура путешествий: успешный, здоровый, гармонично развитый человек должен все время ездить по всему миру. Сейчас, когда они перестают ездить - рушится туристическая отрасль, гостиничный бизнес, перевозки. Рушатся перевозки – снижается спрос на топливо, падает цена на нефть, и т.д. Кроме всего прочего, люди привыкли к обеспечению таким уровнем комфорта, который раньше в истории человеческой цивилизации в массовом виде не встречался. И все это как бы позволяет решать нам жизненные проблемы и делает жизнь более удобной, комфортной. Но одновременно делает нас и более уязвимыми, и сейчас мы это видим. Почему столько психоза по поводу бизнеса? Потому что в глобальном масштабе много-много лет развивается идеологема закредитованности. То есть цель - набрать как можно больше кредитов, не думая о том, что может случиться в кризисной ситуации. Потому что кризисные ситуации цикличны, мы можем их предсказать, а тут раз – и кризис оказался нецикличным, непредсказуемым, и все трещит по швам. И люди начинают стонать: где деньги, а мы же думали, что все будет хорошо, а всё стало вдруг плохо. Но это же наивно, по-детски. И, тем не менее, это происходит в масштабе цивилизации.

Потому что, например, скажем, человек ставит перед собой цель, и есть два пути, которые ему предлагаются в жизни: первый путь – это долгие лишения, тяжелый труд и, может быть, в итоге вы получаете желаемое. Второй путь, который вам предлагает банковская система – это взять кредит и получить всё сразу. Люди в большинстве своем добровольно выбирают получение всего сразу, рассчитывая на то, что все будет хорошо. Это довольно странно, особенно с православной точки зрения. Потому что даже в молитвах последования ко святому причащению написано: «На что, душа, надеешься? Смотри, как молодые и здоровые умирают». Что ты думаешь, ты будешь жить вечно или обязательно проживешь сто лет? Тем не менее, вся современная философия общества потребления и бизнеса опирается на создание иллюзии вечной жизни здесь, на земле. Возьми кредит на 25, 35 лет! Слушайте, да тут не знаешь, что будет с тобой на следующий день - а тебя призывают взять кредит на 25-30 лет! На чем здесь играют? На человеческих желаниях, на страстях. Так надо будет 10-15 лет работать и еще неизвестно, будет это или нет, а так ты получаешь это завтра. И люди идут на это. Надо понимать, что поэтому мы стали подвержены всем этим проблемам.

Теперь, что касается вопроса о московских мерах и прочее. Здесь тоже есть объективная и субъективная составляющая. Объективная составляющая - в том, что власти боятся этого вала, неспособности справиться с большим количеством больных. На самом деле бояться не стоит. Потому что пока мы находимся в контролируемой ситуации по одной простой причине: мы вступили в этот кризис позже других, а меры начали принимать раньше других, и меры достаточно жесткие. Это объективно так. Потому что не надо думать, что низкий индекс смертности, который у нас сейчас есть - а он очень низкий по сравнению с США, Китаем и европейскими странами. Не надо думать, что он такой низкий просто так, потому что мы здоровые русские парни, и все такое прочее. Я думаю, что это не так. Это в том числе и потому что, во-первых, все-таки остались остатки советского медицинского обеспечения, многие из нас прививались в детстве от разных болезней, и, во-вторых, мы на более раннем этапе стали принимать достаточно жесткие меры. Поэтому, я думаю, власти прекрасно понимают, что в итоге все-таки переболеет огромное количество людей, и им важно, чтобы люди не лежали на улицах. Это невыгодно власти, особенно в ситуации, когда Путин инициировал поправки в Конституцию, включая поправку про обнуление сроков. Это невыгодно с точки зрения экономической, потому что ясно, что придется тогда принимать какие-то усилия, которые еще неизвестно, потянет бюджет или нет. И поэтому я думаю, что в итоге решили пойти по варианту ужесточения мер, хотя не сказал бы, что эти меры драконовские. Единственное, что у меня вызывает вопрос – закрытие храмов для прихожан на Пасху, но что касается пропусков, я уже знаю, как их получают. В итоге пропускная система относительно мягкая, я знаю по внутренним источникам, что были люди, которые требовали более жесткой системы. Здесь, в первую очередь, одна из мотиваций властей – они думают напугать тех, кто болен и находится на этой 14-дневной обсервации. Потому что среди тех, кого штрафуют, очень большое количество людей, которые несмотря на поставленный диагноз или необходимость нахождения в карантине, садятся в машину, куда-то едут и распространяют заразу. Я думаю, что эта мера в значительной степени психологическая. Одновременно с этим не надо, конечно, преуменьшать опасность всяких разных «теоретиков цифробесия», как я это называю, которых достаточно много и вокруг федеральных властей, и в команде мэра Москвы. Мы знаем, что там есть много людей, помешанных на всех этих дистанционных обучениях, цифровых образованиях. Они сейчас с радостью пытаются использовать эту ситуацию как полигон для отработки тех или иных проектов. Здесь, как обычно в жизни, всё перемешано. Есть объективные резоны, а есть побочные последствия. Есть люди, пытающиеся уберечь себя от проблем, а есть те, кто использует в каких-то других целях. Так было, есть и будет. Я считаю, что к этому нужно достаточно философски относиться, потому что речь не идет о закреплении подобных вещей на всю жизнь.

И если говорить о принципиальных моментах, то таким моментов будет: а как мы выйдем из этой ситуации, ведь кризис закончится, а что останется или не останется с нами в этой жизни? Вот это будет, на мой взгляд, гораздо важнее.

Хотя, возвращаясь к своим предыдущим рассуждениям по поводу экономики, я могу вам сказать: все эти системы слежения, о которых сейчас говорят, пришли к нам из бизнеса. Той средой, где все это было разработано, была банковская среда, они первые стали все это делать – распознавание лиц, голоса и прочее. Это стали делать в первую очередь банки, которые требовали биометрические данные, когда выдавали кредиты. Огромное количество наших людей, которые сейчас возмущаются пропусками, давно уже все свои биометрические данные отдали банкам. Они давно уже по шею увязли в этих вещах, добровольно, без принуждения и даже незаметно для себя. Вот сейчас скажи людям: «Ну хорошо, вот вы считаете, что за нами следят - вы готовы сейчас отказаться от того образа жизни, который вели? Вы готовы больше не пользоваться вот этим, и этим?» Нет, к сожалению, я могу сказать, что огромное количество людей, да большинство даже, совершенно не готовы. Меня всегда смешит, когда я читаю в социальных сетях вопли о том, что власть за мной следит. Ну, это же смешно! Находиться в социальной сети и говорить, что власть за тобой следит. Находится в соцсети и жаловаться на что-то – это значит выйти на площадь, снять штаны и жаловаться на то, что на тебя смотрят и показывают пальцем. Как только вы туда попали, вы тут же стали объектом слежки. На самом деле, что касается коммерческого использования информации, то она используется давно, легально. Сбор этих данных поставлен на системную основу на Западе много-много лет назад. И у нас все эти технологии «оттуда» приходят и активно развиваются – сбор данных и их использование в коммерческих целях. Ну, а в данном случае идет сбор данных и использование их в политических целях, в целях государства. Было бы странно и смешно, если бы этого не было.

Еще раз говорю: это общий путь развития человеческой цивилизации. Там, где мы обожествляем технический прогресс, там, где мы на него уповаем, надо понимать, что будут как положительные его последствия – удобства и все такое прочее, так и отрицательные. Например, вот этот наш разговор, который мы записываем для радио, он мог бы быть и частным, но он может и будет прослушан и где-то кем-то использован, возможно во вред нам. Как мы могли бы этого избежать? Если бы мы с вами встретились в лесу, где на 100 км никого нет, и сидели бы на пеньках и шепотом говорили. Мы же не готовы вернуться к этому образу жизни? Не готовы. Ну а тогда приходится чем-то жертвовать. Еще раз говорю: здесь принципиальная вещь будет такая – при выходе их кризиса не дать людям, которые больны идеей цифровой жизни закрепить в нормальной жизни эти практики, которые в экстремальной ситуации отчасти оправдываются.

Н.Бульчук: - Дай Бог, чтобы так было. Дорогой Сергей Александрович, я поздравляю Вас со светлым праздником Пасхи! Пасха – это то, что с нами всегда, и никто не может забрать у нас радость от этого торжества.

С.Михеев: - Насчет того, что Бог дал – Бог взял. К вопросу уже о нас, православных. Я не считаю себя таким уж сверхвоцерковленным человеком, но даже я почувствовал и увидел и на себе, и на других ситуацию, при которой захотелось быть в храме, на литургии… Знаете, у нас сейчас многие из тех, кто жалуется, что нас не пустили, в мирное время их еще и не вытянешь в храм, они никуда и не пойдут – и лень, и найдется 150 дел, почему надо отложить, и так далее. А сейчас все начали говорить, что нас не пускают, ай-яй-яй, прямо такие стали богомольные, куда деваться. Я знаю людей, которые довольно прохладно к этому относились, а сейчас они вдруг возбудились! Я сейчас к тому, что иногда это немножко нечестно с самими собой. И вот я здесь тоже призывал бы быть честными с самими собой: а правда ли то, что вы сейчас говорите - или вам надо просто присоединиться к общему голосу недовольных, чтобы еще раз почувствовать этот адреналин? А с другой стороны, нам действительно дана возможность оценить, что такое служба в храме, что такое причастие, что такое свежий воздух и синее небо над головой для тех, кого заперли тоже в четырех стенах. В конце концов, почувствовать ценность этих вещей. Мы же абсолютно погрузились в этот виртуальный мир, мир, в котором мы окружены изображениями на экране. А что такое изображение на экране? – электричество отключили, и его просто нет. Мы отвыкли от реальных вещей, мы забыли, что такое живое общение, как руками что-то потрогать, куда-то сходить, и так далее. Вот это хороший повод, чтобы вспомнить цену настоящим вещам, ну и всему тому, что связано с храмом, церковной службой. Я думаю, что было бы неплохо сделать для себя такие выводы и сравнить то, что было, и то, что есть, на будущее. Хотя, если честно, я такой ваш оптимизм по поводу того, что человечество станет лучше, не разделяю, потому что в истории не было ни одного случая, когда человечество стало лучше после кризиса. Потому что природа человеческая в итоге не меняется. Просто каждый конкретный человек может сделать для себя выводы и выбор. Может быть, профессиональная деформация не дает мне надеяться на серьезное улучшение человечества и быть в этом оптимистом.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
16 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+