Перейти к основному содержанию

02:06 20.12.2025

Руны как часть нацистского символического ряда

19.12.2025 17:02:32

Ру́ны — письменность древних германцев, употреблявшаяся с I—II по XII век на территории современных Дании, Швеции и Норвегии, по X—XIII век — в Исландии и Гренландии, а в шведской провинции Даларна — вплоть до XIX века. Руны (символы) высекались или вырезались на камне, металле, дереве, кости. После принятия христианства в странах Северной Европы руны как письменность были вытеснены латиницей.

К сожалению, в наши дни массовое обращение к рунам связано не с интересом к палеографии, истории письма, а с интересом к эзотерике. Повальное увлечение оккультизмом — это явление, когда интерес к «скрытым знаниям», магическим практикам, астрологии, спиритизму и эзотерике становится массовым, что случалось в истории несколько раз, например, в конце XIX - начале XX века в России и Европе, после распада СССР, а также в наше время, когда люди ищут ответы вне традиционных систем. Такие увлечения часто вспыхивают во времена кризисов, социальных потрясений, или как реакция на рационализм, предлагая альтернативные пути познания себя и мира, от тайной философии и алхимии до современных практик.

Большинство исследователей отмечают, что современные мистические значения рун начали формироваться преимущественно в рамках оккультно-националистических кругов, связанных с идеями германского национализма, значительным образом повлиявшими на идеологию и становление национал-социалистической (фашистской) Германии.

Руны, изначально функционировавшие как письменная система древнегерманских народов, с конца XIX – начала XX столетия оказались объектом пристального внимания сторонников доктрины о «особой миссии» германской нации, которые стали наделять эти символы мифологизированными и эзотерическими смыслами, рассматривая их как знаки таинственной силы и якобы свидетельство принадлежности к избранному сообществу.

Наиболее существенный вклад в формирование подобного дискурса внес австрийско-немецкий оккультист Гвидо фон Лист, который еще в молодом возрасте отказался от традиционного христианства и начал разрабатывать эзотерические концепции, связанные с восстановлением первоначальных культов верховного божества древнегерманского и скандинавского пантеона — Вотана (или Одина).

Фон Лист считается одним из первопроходцев неоязыческого движения в Европе, которым была основана расово-эзотерическая система, получившая впоследствии название ариософия.

Данная доктрина оперировала утверждениями о существовании в древности некого «арийского золотого века», когда общество, руководимое хранителями сакральных знаний, отличалось полной «расовой чистотой».

В рамках ариософского учения провозглашалась непримиримая оппозиция между арийскими народами и широким спектром «антагонистических сил», включавших как все неарийские этнические группы, так и христианские конфессии (в силу того, что христианство распространяет тезис о равенстве всех людей перед Богом, что вступало в противоречие с расистскими взглядами ариософов).

Организационная структура сторонников ариософии характеризовалась множественностью закрытых клубов и тайных обществ, функциональной целью которых являлось возрождение предполагаемых оккультных знаний и реставрация расовых доблестей древнегерманской культуры для легитимации создания новой «общегерманской империи».

В концептуальном поле Гвидо фон Листа руны начали рассматриваться как символы, обладающие скрытым смысловым слоем, доступным исключительно ограниченному кругу посвящённых лиц.

Данная идея была широко воспринята национал-социалистами, в чьей идеологии арийцы выступали в качестве «расы господ» и располагались на вершине расовой иерархии, а руны приобрели статус знаков особого эзотерического знания и принадлежности.

Особое значение приобрела стилизованная руна «зиг» (первоначально - «совило», что обозначало солнце), сдвоенное изображение которой формировало эмблему СС на их униформе.

По утверждению исторических источников, именно после реформулировки символического значения руны фон Листом, «зиг» (от немецкого Sieg — «победа») стала ассоциироваться с понятием победы.

Внутри организационной структуры СС, по предписанию рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера, применялась система рунических символов: 14 рун древнейшего футарка (старогерманский рунический алфавит) использовались для обозначения как этапов служебного роста, так и специфических личностных характеристик членов формирования.

Известно, что Гиммлер на протяжении жизни проявлял значительный интерес к оккультной тематике и активно внедрял в СС культуру почитания предков, имея целью конструирование образа «расово чистой» общности и претензию на «бессмертие нации». В нацистской Германии этим занималось «Анене́рбе» (нем. Ahnenerbe — «Наследие предков»), полное название — «Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков», — организация, существовавшая в 1935—1945 годах, созданная для изучения традиций, истории и наследия нордической расы с целью оккультно-идеологического обеспечения государственного аппарата нацистской Германии и доказательства теории расового превосходства германцев. Таким образом элементы мистицизма и неоязычества становились инструментами для идеологического обоснования расового превосходства.

В структуре Третьего рейха на СС возлагались ключевые идеологические и карательные функции: они осуществляли защиту нацистской идеологии, воспроизводили идеальное представление о фашистском государстве, а численность организации увеличилась с первоначальных 280 человек до почти одного миллиона. В административной юрисдикции СС находились концентрационные лагеря и лагеря смерти, в которых миллионы людей были подвергнуты жестоким репрессиям и уничтожению.

В 20-30 гг. немецкий эзотерический автор Зигфрид Куммер разработал свою теорию, согласно которой руны представляют собой условный мост между человеком и древними «арийскими» божествами, а руническая магия заявляется как метод управления космическими энергетическими потоками. Его теории также повлияли на использование рун в нацистской символике. Членство в СС сопровождалось обязательством носить символику, украшенную руническими изображениями. Ритуальная жизнь СС включала использование атрибутики — кинжалов, светильников, перстней, неизменно декорированных рунами. Внутри элитных кругов рассматривалась перспектива дальнейшего уничтожения христианства и возвращения к древненемецким языческим культам, при этом руны трактовались как символы идеологического противостояния.

В псевдославянское неоязычество руны попали напрямую от немецких нацистов, через сомпровозгласившего себя «волхвом Доброславом» Алексея Добровольского, который, отбывая срок в лагере, познакомился с гитлеровским недобитком Станиславом Арсеньевым-Хоффманом, увлекавшегося восточным оккультизмом и идеями Блаватской. Он и передал «Доброславу» идеи о «вере предков», роли «нордической расы», символике, в виде полюбившейся ему свастики, а также – рун. Ученики «Добровольского-Доброслава», основавшие на данный момент уже не одну неоязыческую секту, продолжают развивать эти идеи – и в символике сект (например сдвоенная руна «Зиг», бывшая символом СС, нашла себе место на гербе «Союза славянских общин – славянской родной веры»), и в издаваемой литературе, и в распространяемых ритуальных предметах, и в проводимых учебных курсах по «гаданию на рунах».

Как итог, современное состояние использования рун характеризуется тем, что они утратили однозначность как исключительно древние письменные знаки: их насыщенность оккультными и неоязыческими интерпретациями, начиная с конца XIX века, воспринимаются многими современниками как магические инструменты силы, которые якобы могут открыть человеку доступ к высшей энергии. Чего стоят рекламные слоганы в интернет-магазинах: «Руны. Теория и практика работы с древними силами», «Руны-обереги: особенности выбора талисмана», «Скандинавские руны меняют качество жизни» и пр. Существует реальная опасность, что люди, увлекающиеся и стремящиеся освоить эзотерические практики, воспринимают эти идеи без должной критической оценки, что может способствовать вовлечению их в оккультные, неоязыческие и/или неонацистские движения.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+