Перейти к основному содержанию

20:59 05.12.2025

«Святейший Патриарх Тихон и белогвардейское движение»

05.12.2025 18:41:35

В статье рассматриваются взаимоотношения Святейшего Патриарха Тихона с советской властью и белогвардейским движением в годы Гражданской войны. В советской историографии сложилось мнение, что Патриарх Тихон активно поддерживал Белую армию и провоцировал народ на действия против новой власти. Однако, как это видно из воззваний Патриарха к верным чадам Русской Православной Церкви, его политика была направлена на умиротворение враждующих сторон. Резкие выражения в адрес большевиков были обусловлены архипастырским долгом Святейшего Патриарха Тихона, который не мог равнодушно относиться к братоубийственной войне, беззакониям, поруганиям святынь и террору, захлестнувшим российское общество в послереволюционные годы.

Автор статьи — протоиерей Кирилл Коршунов, кандидат богословия, кандидат философских наук.

Когда в России в 1917 г. начали происходить события, приведшие к свержению монархии и установлению новой власти, епископат Русской Православной Церкви по-разному воспринимал эти перемены, поскольку не был однороден в своих политических взглядах. Процессы либерализации, происходившие в российском обществе, безусловно, коснулись и части духовенства: кто-то поддерживал Временное правительство, кто-то ожидал возвращения власти в руки представителей династии дома Романовых, а кто-то ждал, что скажет Святейший Синод. Однако даже в экстренном «Воззвании Священного Собора к русскому народу» (24 августа 1917 г.) мы не увидим никакой оценки политических событий. Все внимание священноначалия, его призывы, адресованные верным чадам Церкви, были нацелены на приближающиеся бедствия — всеобщее разорение, голод, грабежи и ужас междоусобной войны.

В 1917 г. «под грохот пушек и пулеметов большевистского переворота» состоялось избрание Патриарха[1]. Это событие стало началом крестного пути Предстоятеля Русской Православной Церкви. После восстановления патриаршества Собор обратился к революционному комитету: «Священный Собор во всеуслышание заявляет: довольно братской крови, довольно злобы и мести… Победители, кто бы вы ни были и во имя чего бы вы ни боролись, не оскверняйте себя пролитием братской крови, умерщвлением беззащитных, мучительством страждущих! Не причиняйте нового горя и позора истерзанной Родине, и без того слишком обагренной кровью своих сынов!»[2]. Однако это воззвание осталось неуслышанным: красный террор только начинал свою кровавую жатву.

В советской историографии получил широкое распространение тезис о том, что Патриарх Тихон активно поддерживал вооруженное контрреволюционное движение против нового порядка, своими анафемами дискредитировал советскую власть в глазах верующих, провоцируя последних «на антиправительственные действия»[3]. Генезис этой идеологизированной позиции восходит к попыткам представителей ВЧК и ГПУ состряпать на Патриарха Тихона соответствующее обвинение. К примеру, этим занимался бывший меньшевик и будущий генеральный прокурор СССР Андрей Януарьевич Вышинский, пытавшийся подвести Патриарха «за контрреволюционную деятельность» к высшей мере наказания — расстрелу[4]. Эта же задача стояла перед сотрудниками Секретного отдела ВЧК, которые в своем ответе от 30 января 1920 г. на запрос Наркомата юстиции писали: «Что касается домашнего ареста патриарха Тихона и содержащегося под арестом при ВЧК епископа Тифлисского Кирилла, то они обвиняются в контрреволюционной агитации путем рассылки воззваний и сношении с Колчаком и Деникиным»[5]. Даже пролетарский поэт В. В. Маяковский принимал участие в травле Святейшего Патриарха Тихона: «Зовет патриарх Тихон / на власть Советов восстать народ. / За границу Тихон протягивает ручку / зовет назад белогвардейскую кучку... / Шалишь, отец патриарше, — / никому не отдадим свободы нашей»[6]. Однако, достаточно обратиться к имеющимся историческим документам, чтобы понять, что против Патриарха и всей Церкви в первые годы советской власти большевики развернули широкую идеологическую и информационную кампанию с целью дискредитации и очернения их власти и авторитета. Что же по этому поводу нам говорит история?

19 января 1918 г. большевики предприняли вооруженный захват Александро-Невской лавры, во время которого был смертельно ранен настоятель Петр Скипетров, пытавшийся обратиться к красногвардейцам с увещеванием. Сопротивление верующих во время этого захвата явилось, по мнению исследователей, «первым ненасильственным выступлением против антирелигиозной политики»[7]. После этого события Патриарх впервые резко высказался по отношению к революционерам и в своем послании от 1 февраля 1918 г. предал анафеме творящих беззаконие. Вот эти слова Патриарха, которые послужили на многие годы поводом к обвинению Церкви в контрреволюционной деятельности: «Ежегодно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем не повинных людей, и даже на одре болезни лежащих, виновных только в том, что честно выполняли свой долг перед Родиной, что все свои силы полагали на служение благу народному. И все это свершается не только под покровом ночной темноты, но в явь при дневном свете, с неслыханной доселе дерзостью, беспощадной жестокостью, без всякого суда, с попранием всякого права и законности свершается в наши дни почти во всех городах по всей нашей Отчизне. Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые распри. Властью, данною нам от Бога, запрещаю вам приступать к Тайнам Христовым. Анафематствую вас, если только вы еще носите имена христианские и хотя бы по рождению своему принадлежите к Церкви Православной»[8].

Не следует рассматривать это послание как политическую декларацию Патриарха Тихона. Несмотря на резкий, обличительный тон своего послания, он избегает суждений узкополитических, не берется оценивать новый государственный строй «с точки зрения его политической целесообразности; в нем выражена лишь архипастырская озабоченность положением Церкви»[9]. «Мы не призываем к бунту против власти, — говорил Патриарх, — но только к борьбе против ее уродливых и преступных порождений. Власть может быть монархической или республиканской, кадетской или большевистской, но не должна она безнаказанно вызывать подобных беспримерных потрясений и разложения нравственных основ»[10].

Таким образом, Патриарх Тихон призывал свою паству противостоять врагам Православия лишь «силой веры» и «властного всенародного вопля», это были исключительно меры церковного воздействия.

8 октября 1919 г., в день памяти преподобного Сергия Радонежского Патриарх Тихон обратился к архипастырям с посланием, в котором призвал отказаться от политических выступлений: «Мы, служители и глашатаи Христовой истины, подпали под подозрение у носителей современной власти в скрытой контрреволюции, направленной якобы к ниспровержению советского строя. Но мы с решительностью заявляем, что такие подозрения несправедливы; установление той или иной формы правления не дело Церкви, самого народа. Церковь не связывает себя ни с каким определенным образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значение...»[11]. Более того, по его словам, Церковь «возбраняет своим служителям вмешиваться в политическую жизнь страны, принадлежать к каким-либо партиям, а тем более делать богослужебные обряды и священнодействия орудием политических демонстраций»[12]. Так Патриарх старается отмежеваться сам и вывести священство Русской Церкви за рамки партийной борьбы и зависимости от политической конъюнктуры.

Заметим, что Святейший Патриарх не питал никаких иллюзий относительно советской власти, четко осознавая ее безбожный и антихристианский характер. Однако несмотря на это, он никогда не изменял своим принципам церковного деятеля и главы Русской Православной Церкви. Когда во время Собора ему был предложен проект послания, в котором содержалась резкая характеристика большевиков, он с присущей ему смиренной простотой сказал: «Я не за себя боюсь. Поверьте, я готов и рад буду потерпеть, когда нужно. Но я отвечаю за других, и поэтому не нужно никаких вызовов»[13]. «Пусть погибнет мое имя в истории, только б Церкви была польза»[14], — эти слова характеризуют Святейшего Патриарха Тихона как человека, всегда готового с радостью принять мученическую смерть и в то же время хорошо осознающего, что на его плечах лежит бремя ответственности за судьбы Русской Церкви.

Осторожная в отношении большевистской власти церковная политика Патриарха отнюдь не мешала ему твердо и бескомпромиссно клеймить палачей так, как он это сделал 8 июля 1918 г. в Казанском соборе, когда произносил проповедь после злодейского убийства царя и его семьи. В своем слове Патриарх призвал всех верующих, без различия их политических взглядов, смело и без боязни идти на страдания за правду и осудить виновных в этом неслыханном преступлении. Вообще, красный террор, как пишет свящ. Д. Сафонов в своем капитальном труде, «побудил Патриарха Тихона к решительным действиям»[15]: его новое послание было приурочено к годовщине октябрьской революции и адресовано Совнаркому. В нем Святейший бросал упрек в лицо советской власти в пролитии крови «братьев наших, безжалостно убиенных по вашему призыву»[16].

21 июля 1919 г., после разнесшейся вести о наступлении белогвардейской армии на Москву, до которой оставалось примерно 300 километров, Святейший Патриарх Тихон обратился к верным чадам Русской Православной Церкви с довольно сдержанными словами: «Трудная, но и какая высокая задача для христианина сохранить в себе великое счастье незлобия и любви и тогда, когда ниспровергнут твой враг, и когда угнетенный страдалец призывает изречь свой суд над недавним своим угнетателем и гонителем. И Промысл Божий уже ставит перед некоторыми из чад Русской Православной Церкви это испытание. Зажигаются страсти, вспыхивают мятежи. Создаются новые и новые лагеря. Разрастается пожар, сведение счетов. Враждебные действия переходят в человеконенавистничество»[17].

Характерно то, что Патриарх не позиционирует себя приверженцем белой армии, не приветствует ее победы и не вдохновляет на дальнейшую борьбу с большевиками, что, конечно, вызвало немалое недоумение в среде белогвардейцев, ведь были архиереи на подвластных им территориях, которые благословляли и ободряли белое движение. Упомянем только некоторых из их числа.

  • Сщмч. Сильвестр (Ольшевский), архиепископ Омский и Павлодарский. Был избран главой ВВЦУ Сибири и 29 января 1919 г. привел к присяге верховного правителя России А. В. Колчака и всех министров его правительства. В апреле 1919 г. на организованном ВВЦУ Сибири Соборе православного духовенства, прошедшем в Омске, «были преданы анафеме руководители РКП(б) и установлено поминовение за богослужением Колчака как Верховного правителя России»[18].
  • Андрей (Ухтомский), епископ Уфимский и Мензелинский. 23 сентября 1918 г. на Уфимском совещании поддержал создание Уфимской директории — антибольшевистского Временного всероссийского правительства, а также Добровольческой армии. Являлся членом ВВЦУ Сибири. С ноября 1918 по октябрь 1919 г. был главой духовенства 3-й армии адмирала А. В. Колчака[19].
  • Вениамин (Федченков), епископ Севастопольский. По просьбе генерала П. Н. Врангеля управлял «военным и морским духовенством с титулом епископа армии и флота»[20], а также духовно окормлял войска белогвардейцев, часто выезжая «на фронт для совершения богослужений»[21].
  • Антоний (Храповицкий), митрополит Киевский. После захвата Киева большевиками, с ноября 1919 г. проживал в Екатеринодаре и являлся председателем ВВЦУ юго-востока России[22].

Мы видим, что ситуация, сложившаяся в период Гражданской войны, в условиях фактического разрыва связи между центральной церковной властью и региональными епархиями требовала от архиереев большой гибкости, дабы не подвергнуть своих пасомых репрессиям со стороны властей предержащих. 18 мая 1920 г. Синод под председательством патриарха «принял постановление о предоставлении епархиальным архиереям права решать на местах все церковные дела (даже те, которые ранее входили в компетенцию Синода) в случае прекращения связи с Высшим церковным управлением»[23]. Архиереи, поддерживающие белогвардейское движение, как правило, находились на территориях, ему подконтрольных. Однако поддержка белой армии этой частью православного духовенства во многом препятствовала положительным сдвигам во взаимоотношениях Церкви и советской власти, поскольку руководители последней отождествляли «позицию части духовенства, поддержавшей белогвардейцев, с позицией всей Православной Церкви во главе с патриархом»[24].

Между тем белогвардейцы временами вели себя не лучше большевиков. Несмотря на призывы сражаться за поруганную веру и оскверненные святыни, некоторые белые генералы потворствовали, а то и прямо принимали участие в поругании христианских святынь. Большинство офицерского состава белой армии выказывали равнодушие к Церкви. «По воспоминаниям современников, после одного из сражений летом 1920 г. протоиерей Андроник Федоров отпевал убитых, тела которых лежали перед ним на голой земле. А в это время, заглушая панихиду, из вагона казачьего генерала Бабичева неслись пьяные голоса бражников, ревущих похабные частушки, разудалые звуки оркестра и топот пляски»[25].

Из процитированного выше послания Святейшего Патриарха Тихона (от 21 июля 1919 г.) мы видим, что он печалится о беззакониях, которые происходят, как это очевидно из контекста, на территориях, находящихся под властью белой армии. Первосвятитель говорит «о еврейских погромах, избиении племени без разбора возраста, вины, пола, убеждений»[26]. Здесь речь идет о терроре, который устраивали не только красные, но и белые, пусть даже этот террор не был столь масштабен по сравнению с большевистским. Тем не менее это были преступления, творимые руками православных христиан, которые ратовали за Святую Русь и в то же время с разбойничьим запалом совершали беззакония. Из воспоминаний генерала А. И. Деникина мы знаем, что насилия и грабежи тогда захлестнули Северный Кавказ и юг России. По всему театру Гражданской войны, как он пишет, их творили красные, белые, зеленые, «наполняя новыми слезами и кровью чашу страданий народа, путая в его сознании все "цвета" военно политического спектра и не раз стирая черты, отделяющие образ спасителя от врага»[27]. Такая жгучая правда вскрывала зловонные раны русской междоусобицы, но ее не боялись произносить те, кто взывал к совести соотечественников, невзирая на их политические цвета и социальную принадлежность. Вот какой психологический портрет, относящийся, очевидно, к наступающим белогвардейцам, содержит вышеупомянутое послание от 21 июля 1919 г. Первосвятителя Земли Русской: «Озлобленный обстоятельствами жизни человек ищет виновников своих неудач и, чтобы сорвать на них свои обиды, горе и страдания, размахивается так, что под ударом его ослепленной жаждой мести руки падает масса невинных жертв. Он слил в своем сознании свои несчастья с злой для него деятельностью какой-либо партии и с некоторых перенес свою озлобленность на всех. И в массовой резне тонут жизни вовсе непричастных причинам, пролившим такое озлобление»[28].

При нарушении некоторыми архиереями постановления Собора Русской Православной Церкви о невмешательстве Церкви в политическую борьбу, «Патриарх Тихон строго придерживался указанного Собором образа действий, что засвидетельствовали участники белого движения, пытавшиеся добиться от него хотя бы секретного благословения своих действий»[29]. Примечателен случай, о котором вспоминает кн. Григорий Трубецкой: «Я ехал на юг, в Добровольческую Армию, рассчитывал увидеть всех, с кем связывалась надежда на освобождение России. Я просил разрешения Св. Патриарха передать от его имени, разумеется в полной тайне, благословение одному из таких лиц, но Патриарх в самой деликатной и в то же время твердой форме сказал мне, что не считает возможным это сделать, ибо, оставаясь в России, он хочет не только наружно, но и по существу избегнуть упрека в каком-либо вмешательстве Церкви в политику»[30].

Воспоминания кн. Григория Трубецкого вполне коррелируют с тем, что говорил сам Святейший Патриарх на одном из допросов в ГПУ 25 января 1923 г.: «Во время гражданской войны 1917-1919 годов я никакой практической поддержки белым армиям, генералам Деникину и адмиралу Колчаку не оказывал. Ввиду моих настроений в то время я лишь оказывал Деникину и Колчаку моральную поддержку, не доходившую, однако, до дачи им благословения»[31].

Протокол допроса Патриарха Тихона № 110 от 16 февраля 1923 г. также содержит на сей счет важное показание: «Осенью 1918 года ко мне явился официальный представитель гетмана Скоропадского в Москве Кривцов со своим военным адъютантом. Его появление у меня носило характер визита. Он испросил благословения моего на его деятельность, как дипломатического представителя Скоропадского. Я ему это благословение дал. Непосредственной связи со Скоропадским я не имел, но я признавал его как гетмана Украины»[32].

В период Гражданской войны отношения Церкви и большевистской власти претерпевают существенные изменения. С 1919 г. Патриарх Тихон постепенно выстраивает свой диалог с большевиками так, чтобы это позволяло Церкви осуществлять свое служение в российском обществе. Так, 23 декабря 1919 г., после ареста, на допросе в Секретном отделе ВЧК Патриарх сказал заместителю Ф. Э. Дзержинского М. И. Лацису, что признает советскую власть «и никому никогда не говорил, чтобы ей не подчиняться в делах мирских, и только в делах веры и благочестия должно повиноваться не мирской власти, а только воле Божьей»[33]. Под конец допроса Патриарх сказал, что «никогда не будет вести никакой агитации в пользу той или другой форм правления на Руси и ни в каком случае не будет насиловать и стеснять ничьей совести в деле всеобщего народного голосования»[34].

До 1922 г. Святейший старался «избежать даже косвенной поддержки одной из конфликтующих в ходе Гражданской войны сторон»[35]. С 1922 г., со вступлением церковно-государственных отношений в новую фазу, этой нейтральности уже было недостаточно, и Патриарх пошел на компромисс с властью.

5 июня 1923 г. Комиссия по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП(б) потребовала от Патриарха Тихона особого заявления, в котором бы он «открыто и в резкой форме» отмежевывался «от всех контрреволюционных организаций, особенно белогвардейских, монархических организаций, как светских, так и духовных»[36]. Спустя 11 дней в Верховный Суд РСФСР от содержащегося под стражей Патриарха Тихона поступило заявление, в котором он «раскаивался» перед советской властью в своих «проступках против государственного строя» и в конце заявлял: «Я отныне Советской власти не враг. Я окончательно и решительно отмежевываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархическо-белогвардейской контрреволюции»[37].

В августе 1923 г. в газете «Известия ВЦИК» (№ 186) было опубликовано сделанное явно под давлением Послание Патриарха Тихона и нескольких членов Синода, в котором они заявили о своем резком отмежевании от контрреволюции: «Возврат к прежнему строю невозможен, Церковь не служанка тех ничтожных групп русских людей, где бы они ни жили — дома или за границей, которые вспомнили о ней только тогда, когда были обижены русской революцией, и которые хотели бы ею воспользоваться для своих личных целей. Церковь признает и поддерживает советскую власть, ибо нет власти не от Бога»[38].

Послания Святейшего Патриарха Тихона, а также постановления Синода и Высшего Церковного Совета, сделанные ими в годы Гражданской войны, несмотря на резкость некоторых из них, характеризуются своей аполитичностью. Служение новоизбранного Патриарха требовало от него огромного напряжения душевных и интеллектуальных сил и протекало в обстановке жесткого идеологического противостояния Церкви и советской власти. Четко разделяя «Божье» и «кесарево», Патриарх Тихон тем не менее считал своим нравственным долгом и первейшей архипастырской обязанностью реагировать на творимые беззакония: он осуждал братоубийственную войну, террор и глумление над святынями, одновременно призывая к миру, взаимоуважению, незлобию и любви.

Советская власть попыталась инкриминировать Святейшему Патриарху Тихону призывы к свержению большевизма и поддержку Белого движения, однако это не соответствует действительности. Все резкие высказывания его следует расценивать как архипастырскую реакцию на действия тех, кто утратил христианскую и гражданскую совесть, стремление отрезвить и предохранить соотечественников от братоубийственной розни, напоминание о страхе Божьем.

Список использованных информационных ресурсов

1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 19171943 гг. / Сост. М. Е. Губонин. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. 1064 с.: илл. (Материалы по истории Русской Православной Церкви).

2. Андрей (Ухтомский). Текст: электронный // Православная Энциклопедия: [сайт]. URL: https://www.pravenc.ru/text/115256.html (дата обращения: 15.05.2025).

3. Антоний (Храповицкий). Текст: электронный // Православная Энциклопедия: [сайт]. URL: https://www.pravenc.ru/text/116026.html (дата обращения: 15.05.2025).

4. Вениамин (Федченков). Текст: электронный // Православная Энциклопедия: [сайт]. URL: https://www.pravenc.ru/text/150325.html (дата обращения: 15.05.2025).

5. Вострышев М. И. Патриарх Тихон / 3-е изд., доп. М.: Мол. гвардия, 2004. 383[1] с.: ил. (Жизнь замечательных людей: Сер. биогр.; Вып. 877).

6. Деникин А. И. Очерки Русской Смуты: Кн. 3: Т. 4, Т. 5. Вооруженные силы Юга России. 2-е изд., испр. и доп. М.: Айрис-пресс, 2013. (Белая Россия).

7. Журнал Московской Патриархии. 2005. № 6.

8. Кашеваров А. Н. Православная российская Церковь и Советское государство (1917-1922). М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2005. 438 с.

9. Лобанов В. В. Патриарх Тихон и советская власть (1917-1925 гг.). М.: НП ИД «Русская панорама», 2008. 352 с.: ил. (Страницы российской истории).

10. Маяковский В. В. Полное собрание сочинений в 20 тт. Т. 1: Стихотворения. 1912-1923. М.: Наука, 2013. 613 с.

11. Послание Патриарха Тихона чадам Православной Российской Церкви. Текст: электронный // Цитаты Святых Отцов Православной Церкви: [сайт]. URL: https://svyatye.com/chitat/Sviatitel-Tikhon-Belavin-Poslanie-Patriarkha-Tikhonachadam-Pravoslavnoi-Rossiiskoi-Tserkvi / (дата обращения: 15.05.2025).

12. Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А. И. Клибанов. М.: Политиздат, 1989. 719 с.

13. Сафонов Д., свящ. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, и его время. М.: Фонд сохранения духовно-нравственной культуры «Покров», 2013. 701 с.

14. Сильвестр (Ольшевский). Текст: электронный // Православная Энциклопедия: [сайт]. URL: https://www.pravenc.ru/text/2578399.html (дата обращения: 15.05.2025).

15. Следственное дело патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М.: Памятники исторической мысли, 2000. 1016 с.

16. Собрание определений и Деяния Священного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. Кн. III. Петроград: Издание Соборного Совета, 1918. 260 с.

17. Трубецкой Г., кн. Памяти св. Патриарха Тихона // Путь: Орган русской религиозной мысли. / гл. ред. Н. А. Бердяев. Париж: Религиозно-философская академия, 1925. № 1. С. 116-120.

18. Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший период. 4-е изд. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. 816 с.

***

[1] Трубецкой Г. Памяти св. Патриарха Тихона // Путь: Орган русской религиозной мысли. / гл. ред. Н. А. Бердяев. Париж: Религиозно-философская академия, 1925. № 1. С. 116.

[2] Собрание определений и Деяния Священного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. Кн. III. Петроград: Издание Соборного Совета, 1918. С. 145.

[3] Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А. И. Клибанов. М.: Политиздат, 1989. С. 617.

[4] См. Вострышев М. И. Патриарх Тихон / 3-е изд., доп. М.: Мол. гвардия, 2004. С. 255.

[5] Там же. С. 321.

[6] Маяковский В. В. Полное собрание сочинений в 20 тт. Т. 1: Стихотворения. 1912-1923. М.: Наука, 2013.С. 236-237.

[7] Лобанов В. В. Патриарх Тихон и советская власть (1917-1925 гг.). М.: Русская панорама, 2008. С. 53.

[8] Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. / Сост. М. Е. Губонин. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского института. С. 83.

[9] Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший период / 4-е изд. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 362.

[10] Журнал Московской Патриархии. 2005. № 6. С. 58.

[11] Цит. по: Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший период / 4-е изд. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 374.

[12] Там же.

[13] Цит. по: Путь: Орган русской религиозной мысли. Номер 1 / гл. ред. Н. А. Бердяев. Париж: Религиозно-философская академия, 1925. С. 117.

[14] Там же. С. 118.

[15] Сафонов Д., свящ. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, и его время. М.: Фонд сохранения духовно-нравственной культуры «Покров», 2013. С. 28.

[16] Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России … С. 149.

[17] Послание Патриарха Тихона чадам Православной Российской Церкви // Цитаты Святых Отцов Православной Церкви: [Электронный ресурс]. URL: https://svyatye.com/chitat/Sviatitel-Tikhon-Belavin-Poslanie-Patriarkha-Tikhona-chadam-Pravoslavnoi-Rossiiskoi-Tserkvi/ (дата обращения: 15.05.2025).

[18] Послание Патриарха Тихона чадам Православной Российской Церкви // Цитаты Святых Отцов Православной Церкви: [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 15.05.2025).

[19] Сильвестр (Ольшевский) // Православная Энциклопедия: [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravenc.ru/text/2578399.html (дата обращения: 15.05.2025).

[20] Сильвестр (Ольшевский) // Православная Энциклопедия: [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 15.05.2025).

[21] См. Андрей (Ухтомский) // Православная Энциклопедия: [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravenc.ru/text/115256.html (дата обращения: 15.05.2025).

[22] См. Андрей (Ухтомский) // Православная Энциклопедия: [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 15.05.2025).

[23] Вениамин (Федченков) // Православная Энциклопедия: [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravenc.ru/text/150325.html (дата обращения: 15.05.2025).

[24] Вениамин (Федченков) // Православная Энциклопедия: [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 15.05.2025).

[25] Там же.

[26] Антоний (Храповицкий) // Православная Энциклопедия: [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravenc.ru/text/116026.html (дата обращения: 15.05.2025).

[27] Антоний (Храповицкий) // Православная Энциклопедия: [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 15.05.2025).

[28] Кашеваров А. Н. Православная российская Церковь и Советское государство (1917-1922). М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2005. С. 319.

[29] Там же.

[30] Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший период / 4-е изд. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 373.

[31] Послание Патриарха Тихона чадам Православной Российской Церкви // Цитаты Святых Отцов Православной Церкви: [Электронный ресурс]. URL: https://svyatye.com/chitat/Sviatitel-Tikhon-Belavin-Poslanie-Patriarkha-Tikhona-chadam-Pravoslavnoi-Rossiiskoi-Tserkvi / (дата обращения: 15.05.2025).

[32] Послание Патриарха Тихона чадам Православной Российской Церкви // Цитаты Святых Отцов Православной Церкви: [Электронный ресурс]. URL: Belavin-Poslanie-Patriarkha-Tikhona-chadam-Pravoslavnoi-Rossiiskoi-Tserkvi/ (дата обращения: 15.05.2025).

[33] Послание Патриарха Тихона чадам Православной Российской Церкви // Цитаты Святых Отцов Православной Церкви: [Электронный ресурс]. URL: Belavin-Poslanie-Patriarkha-Tikhona-chadam-Pravoslavnoi-Rossiiskoi-Tserkvi/ (дата обращения: 15.05.2025).

[34] Послание Патриарха Тихона чадам Православной Российской Церкви // Цитаты Святых Отцов Православной Церкви: [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 15.05.2025).

[35] Деникин А. И. Очерки Русской Смуты: Кн. 3. Т. 4, т 5. Вооруженные силы Юга России. 2-е изд. М.: Айрис-пресс, 2013. С. 134.

[36] Послание Патриарха Тихона чадам Православной Российской Церкви…

[37] Следственное дело патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М.: Памятники исторической мысли, 2000. С. 15.

[38] Трубецкой Г., Памяти св. Патриарха Тихона // Путь: Орган русской религиозной мысли. / гл. ред. Н. А. Бердяев. Париж: Религиозно-философская академия, 1925. № 1. С. 117.

[39] Следственное дело патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М.: Памятники исторической мысли, 2000. С. 198.

[40] Там же. С. 202.

[41] Кашеваров А. Н. Православная российская Церковь и Советское государство (1917-1922). М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2005. С. 315.

[42] Там же. С. 316.

[43] Сафонов Д., свящ. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, и его время. М.: Фонд сохранения духовно-нравственной культуры «Покров», 2013. С. 31.

[44] Вострышев М. И. Патриарх Тихон / 3-е изд., доп. М.: Мол. гвардия, 2004. С. 264.

[45] Там же. С. 264-265.

[46] Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России… С. 296.

Фото: Богослов.ru

Богослов.ru/Патриархия.ru

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+