21.04.2017 11:01:21
В информационном пространстве вопрос о захоронении В.И.Ульянова (Ленина) сегодня связан как с догматическими и историческими спорами, так и с политическими. Образ этого политического деятеля отсылает к важнейшим событиям истории России первой четверти XX века, а в год столетия революционного 1917 года привлекает повышенное внимание общества. Сегодня как образ, так и само незахороненное тело Ленина стали заложниками политических споров в российском обществе.
Что касается непосредственно захоронения В.И.Ульянова (Ленина), то с христианской точки зрения тут не может быть никакого двойного прочтения. Русская Православная Церковь всегда однозначно выступала и выступает за его захоронение. Это вопрос прежде всего канонический. В своей недавней статье, опубликованной "Интерфаксом", я уже говорил, что "мы прекрасно понимаем, что его присутствие на Красной площади не имеет ничего общего с христианскими традициями".
В соответствии с нашими православными нормами тело умершего человека должно быть предано земле, его пребывание в культурно-историческом центре столицы представляет собой неестественную ситуацию. Для христиан мумификация как форма погребения тела покойного недопустима. Иными словами, захоронение В.И.Ульянова (Ленина) является неизбежным шагом. Это вопрос времени, а не намерения. И это принципиальный момент. Дело лишь в том, когда и как это лучше сделать, как выбрать время захоронения.
Наблюдая существующее разделение по ряду социальных и мировоззренческих вопросов, Церковь в первую очередь думает о том, чтобы сохранить и укрепить единство в обществе. Ленин является определенным символом для граждан, чье мировоззрение сформировано советским культурным контекстом. И хотя далеко не все разделяют такие взгляды, мы обязаны бережно отнестись к мнению этой части общества, помня о христианском смирении и терпимости. Церковь несет ответственность и за этих людей, большинство из них - тоже православные люди и являются частью Церкви. Нельзя судить о степени принадлежности людей к Церкви по их политическим убеждениям, какими бы они ни были. Главное - сохранить единство в вере и Христе согласно принципу "Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы". Здесь речь идет не о политике, а о христианском единомыслии - о любви к ближнему, которая объединяет народ поверх политического плюрализма.
Деструктивные силы используют любой повод для того, чтобы вызвать гражданский раскол, столкнуть одну часть общества с другой, создать "революционную ситуацию". Революция - всегда зло и трагедия, потому что она взрывает национальную традицию и проливает кровь. Мы стоим перед общими вызовами, на которые должны отвечать сообща. Поэтому предметно обсуждать вопрос захоронения лучше в условиях, когда спадёт искусственное заострение этой дискуссии.
А это значит, что мы должны тщательно обдумать ситуацию и выбрать правильное время и правильный контекст для предания земле тела В.И.Ульянова (Ленина), совершить его тогда, когда это не принесет урона социально-политической стабильности и единству нашего народа. Церковь как неотъемлемая часть общества в лице клира и мирян участвует в обсуждении этой проблемы, но напоминает, что оно должно проходить не в политическом контексте, а исключительно в религиозно-историческом. Дабы не множить конфликты, а служить радости примирения.
21 апреля 2017 г.
Специально для "Интерфакс-Религия"
Автор - писатель, доктор политических наук, первый заместитель председателя синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
Комментарии
24.04.2017 - 00:26 Захоронения на Красной:
Захоронения на Красной площади это не только Ленин. Это Войков. например. Розалия Землячка и т.д. Все это символы нашей нации и нашего государства. На Спасской (!) башне, над надвратной иконой Спаса (!) возвышается кровавая пентаграмма. Это и есть нынешняя "православная" Россия. А раскол в обществе как раз и будет преодолен, когда сторонники Ленина и т.д. будут поклоняться своим "святыням" не на Красой площади а где-то еще. Не важно где. Очень и очень многие в нашей стране, глядя на эти символы, считает. что советская власть обязательно вернется. Часть общества категорически против этого. Именно это и порождает раскол в обществе. Убрать символы и "гражданская война" в умах сойдет на нет.
24.04.2017 - 12:30 Какое же это христианское:
Какое же это христианское смирение и терпимость? Потакание лжи и дальнейшее утверждение этой лжи в душах заблуждающихся людей. Богопротивной лжи, кстати.
25.04.2017 - 17:46 Поддерживаю. Кем-бы ни был:
Поддерживаю. Кем-бы ни был человек он заслуживает того чтобы после смерти уйти как говорится в Мир иной. Вовсе это не проблема на мой взгляд. Те люди которые верили в идеи Ленина так и останутся при своих идеях.У верующих людей свой взгляд ну например я считаю что Ленин был не прав по-отношению к верующим людям искореняя и расстреливая священников и Царскую семью в моих глазах он выглядит -чудовищем. Это то что касается православия. В остальном-же ситуация такая-Висит огромная чёрная воронка над Москвой и над Кремлём и если не провести обряд погребения Москва возможно провалится под землю. -Это уже со-стороны экстросенсорики. Ну и последний аргумент.Не надо сравнивать заслуги тех кто Выиграл Великую Отечественную Войну Мы все их помним и Гордимся своей страной.Ордена _Ленина в конце концов можно-же наградить человека заслужившего награду например Героем РОССИИ да и ещё не надо разрушать памятники и убирать их а надо просто похоронить человека а мытарить 100 лет его душу ну мне кажется что он свой срок прошёл ведь не похороненная душа как извесно -это вечные скитания между миром мёртвых и живых. По-поводу того что Россию ждут неприятные события после захоронения так это неправда. Давайте всё-таки будем людьми и отдадим долг усопшему 100 лет назад. Держа его в Мавзолее -это как служба на корабле-призраке для него это плохо. Он молил Бога о том что-бы прошло его захоронение но Ленину за его все дела был отмерян срок 100 лет мытарств.Ну и последнее ведь ПАрады принимать можно так-же как и раньше. И даже думаю ничего нет плохого в том что-бы сделать допустим музей.Как-то так а вообще-то я за Путина и усть в России даже будет царь Владимир ничего здесь такого -нет. А по-поводу что типа равенство так ведь все знают что -это не так.Я думаю так например мне какая разница на кого я работаю на дядю Петю или на дядю Васю?
26.04.2017 - 11:58 А как быть с хирургом:
А как быть с хирургом Пироговым ? То же не захоронен.
Добавить комментарий