Перейти к основному содержанию

14:14 28.03.2024

Александр Щипков: «Спящие» (комментарий к открытому письму священников)

19.09.2019 12:28:55

МОСКВА

Первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.В. Щипков прокомментировал открытое письмо священников, посвященное теме задержания участников беспорядков:

 

СПЯЩИЕ

(комментарий к открытому письму священников)

В сентябре 2019 года была проведена яркая публичная акция — несколько десятков православных священников опубликовали открытое письмо, посвященное теме задержания участников летних беспорядков в ходе предвыборной компании в Мосгордуму. К исходной теме ничего нового этот документ не добавляет, но, тем не менее, требует определенного внимания и осмысления.

Что же стоит за этой демонстрацией силы, за этой политической консолидацией духовенства?

Само по себе письмо, безусловно, имеет подчеркнуто политический характер, поскольку направлено в поддержку людей, которые не просто стремились заявить о своих взглядах, но провоцировали полицию на силовые действия, ведя дело к эскалации конфликта. Подписавшие обращение вольно или невольно присоединяются к этой позиции.

Существенно, что делают они это не в форме открытых политических заявлений, а опосредованно, используя правозащитную риторику. Форма политической деятельности, защищенная правозащитной темой и священническим саном, безопаснее остальных. Но едва ли подобный приём введёт в заблуждение человека, знакомого с механизмами реальной политической практики.

Современная правозащита является распространённой формой политической деятельности, имеющей свою специфику. Риторика прав и свобод представляет собой инструмент влияния на официальные институты власти, с ее помощью производится легитимация и делегитимация различных политических субъектов. Эти технологии давно и хорошо освоены, методически прописаны и широко применяются. Правозащита представляет собой подсистему политики, а правозащитники являются неотъемлемой и даже привилегированной частью политического класса, обладающей особым иммунитетом. Сегодня всё это вполне очевидные и даже банальные истины, подробно описанные в политологической литературе.

Используя механизм «мониторинга соблюдения прав» правозащитные структуры надзирают за лояльностью политических субъектов. Они представляют особую форму власти — блюстительную. Она независима от электоральных процедур, ее деятельность напоминает деятельность советских партийных органов, выполнявших «руководящую и направляющую роль» в обществе.

Именно поэтому открытое письмо священников представляет собой политическую акцию, для которой правозащитная риторика становится формой. Ставя свою подпись под текстом подобного жанра, священник автоматически становится политиком.

Играя по этим правилам, подписанты превращаются в особую политическую группу влияния и меняют свой социальный статус на статус политиков.

В истории России подобное происходило сразу после февральских событий 1917-го года, когда часть священства активно подключилась к политической борьбе и приняла непосредственное участие в череде епархиальных революций, суть которых сводилась к изгнанию правящих епископов и передаче власти в руки белого духовенства. Церковная революция стала позорной страницей в истории русского духовенства, часть которого ради своих сиюминутных целей смирилась с ролью обслуги конкретных политических и элитных групп. Это явление всеми силами стремился преодолеть Патриарх Тихон.

Но важно понимать: став политиком, священник не перестает быть церковной фигурой. Это означает, что данная церковная группа претендует на получение особого политического ресурса, реализовывать который она намерена через механизм блюстительной власти. Как этот ресурс будет использован дальше, можно лишь предполагать. В силу совпадения интересов возможен альянс церковной протестной группы с соответствующими политиками. В любом случае это открытое письмо означает серьезную заявку на участие в политической борьбе. Если бы, например, Синод Русской Православной Церкви отменил сегодня мораторий на участие священников в выборах, то каждый из подписантов уже обеспечил бы себе место в законодательном органе своего региона.

Но данный политический ресурс может оказаться направленным и в другую сторону — он может быть использован для получения преимуществ во внутрицерковных спорах, мейнстрим которых сегодня сформулирован как «борьба с иерархическим началом». Конечные цели — отмена патриаршества, введение синодальной системы, выборность епископата, передача кадрового и финансового управления в руки белого духовенства. Для черного духовенства вводится выборность наместников монастырей. То есть для усиления позиций внутри Церкви используется ресурс блюстительной (через механизм политической правозащиты) секулярной власти.

Во всем перечисленном заключена серьезная проблема как для общества, так и для Церкви.

Александр Щипков, член Общественной палаты РФ, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Москва, 19 сентября 2019 г.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

19.09.2019 - 14:36 :

Уважаемый Александр Владимирович, а как же священномученик митрополит Филипп (Колычев), просивший о милости к несправедливо (а на царский суд, конечно, справедливо) осужденным? И, когда Грозный царь отменил свое же разрешение, данное свт Филиппу, печаловаться за гонимых, митр. Филипп открыто, в церкви, отказал царю в благословении, призвав прежде простить невинно осужденных. За что пошел на плаху. И никто из своих - священноначалия - никто не вступился за своего митрополита. Правда, монахи Отороч монастыря, куда сослали мит. Филиппа и где по указу Грозного он был задушен Малютой, - его очень чтили. Вот этот шаг Митр. Филиппа, позже канонизированного нашей Церковью, - был "вмешательством в политику" или чем этот шаг был?

19.09.2019 - 21:20 :

Когда священники призывают к милосердию - это поддерживают все люди, потому что все нуждаются в милосердии. А когда священнки лезут в политику, они уподобляются попу Гапону.

20.09.2019 - 00:07 :

Сыгравший задние ноги лошади талантливый и гениальный великий актер не может быть осужден. Он что, какой-нибудь жалкий слесарь, доярка или комбайнер? Замечу, что ни интернетные защитники, ни интернетные обвинители конкретного обвиняемого в суде не знают степени его виновности или невиновности. Поэтому любое общественное давление на суд опасно для самого общества. Так оправдывают убийцу и террористку Веру Засулич и расстреливают святых.

20.09.2019 - 21:18 :

Священник обязан молиться за свою страну, за свой народ. К великому сожалению, некоторые представители новой волны духовенства, ставшие слишком мирскими в силу своих взглядов на жизнь, считают, что надеяться нужно более на человека, нежели на Бога. Отсюда и подобные поступки: а вдруг заметят, примут в свое буржуинство и денежкой наградят.

21.09.2019 - 21:27 :

Интересно, а кем возомнил себя мне не товарищ, написавший " жалкий слесарь" и т.д.?! Далеко не каждый может стать настоящим слесарем, даже с двумя и тремя высшими образованиями!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
10 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+