Перейти к основному содержанию

04:24 20.09.2019

Сергей Худиев: «Прогрессивный способ помочь человеку умереть»

12.06.2019 14:40:05

В ленте мелькает недавний богохульный клип Шнура и сообщения о смерти 17-летней Ноа Потховен из Нидерландов. Конечно, Шнур и Ноа Потховен – совершенно разные люди из разных стран, которые никогда не знали друг друга и никак друг на друга не повлияли. Но клип и смерть Потховен – это симптомы одного и того же. Разрушения солидарности и смысла.

Но рассмотрим все по порядку. Смерть девочки-подростка из Нидерландов мировые СМИ сначала приняли за еще один случай эвтаназии. Первоначально эвтаназия (умерщвление человека врачами по его просьбе) была легализована для случаев, когда человек умирает в невыносимых мучениях, а надежды на выздоровление нет никакой. Но довольно скоро эта практика распространилась даже на людей физически вполне здоровых и просто пришедших в сильное уныние. Как, например, Нэнси Верхельст, которая сделала операцию по «перемене пола» и осталась глубоко несчастной – так, что попросила ее умертвить. Что с ней и сделали.

Другой известный случай – женщина, как сообщается, немного старше 20 лет, которая была подвергнута (там же, в Нидерландах) эвтаназии из-за психологических проблем, связанных с пережитым ей сексуальным насилием. Поэтому неудивительно, что смерть Ноа Потховен тоже сочли эвтаназией – ее случай похож, она тоже страдала от психологических последствий насилия. Но, согласно поступившим уточнениям, дело было не совсем так. Врачи не умертвили девушку, а просто дали ей заморить себя голодом, отказавшись от попыток кормить ее насильно.

Юридически это отличие, возможно, спасет врачей от разбирательства в связи с юным возрастом жертвы, но фактически разница невелика. Они отказались спасать жизнь суицидального подростка.

При этом врачи – не преступники в том смысле, что они не нарушили никаких сложившихся в их обществе норм: юридических или хотя бы моральных. Дать желающему умереть – это новая норма. И эта норма является частью более широкой идеологии, которая все более утверждается на Западе в качестве обязательной – и все более просачивается к нам.

Еще не очень давно считалось само собой разумеющимся, что вытаскивать человека из петли – долг окружающих и особенно врачей. Поощрять человека к самоубийству, снабжать его веревкой и мылом, обеспечивать безболезненное осуществление задуманного, если человека удерживает от рокового шага страх боли, считалось вопиюще аморальным и преступным. Человеческая жизнь считалась стоящей того, чтобы ее спасать.

С тех пор многое изменилось – причем изменилось уже на уровне умолчаний, которые не проговариваются вслух и просто принимаются как само собой разумеющиеся.

Конечно, тектонический сдвиг в современной культуре невозможно описать кратко, но если сосредоточиться на главном, то это разрушение представления о смысле, солидарности и долге. Смысл означает, что твоя жизнь стоит того, чтобы быть прожитой. Ты не напрасно и не случайно пришел в этот мир. Этот смысл существует независимо от того, осознаешь ты его или нет – твоя жизнь включена в некий контекст и является частью чего-то большего, чем ты сам. Первоначально вера в смысл связана с надеждой на Бога, который создал каждого из нас. И который, если мы доверимся Ему, приведет нас, через все беды и испытания земной жизни, к чему-то невероятно утешительному и прекрасному, к жизни вечной и блаженной.

Вера в то, что жизнь обладает смыслом, может держаться – на уровне умолчаний и подразумеваемостей – и в людях, уже оставивших Бога. Существует культурная инерция, когда люди держатся норм и представлений, уже никак не укорененных в их картине мира. Эта инерция побуждает людей верить в то, что жить стоит. Даже если в данный момент человек переживает глубокое уныние и страдание, он должен жить дальше – чтобы дожить до чего-то лучшего. А окружающие должны помогать ему дожить.

Переживание смысла жизни тесно связано с сознанием солидарности и обязательств. Ты должен жить – таковы твои обязательства перед Богом и (или) людьми. Даже в чисто светском варианте – люди в тебя вложились, тебя учили, лечили, воспитывали, ты не можешь просто так всех кинуть и умереть. С другой стороны, ты должен заботиться о жизни других. Это твой долг как члена человеческого сообщества. Жизнь – как твоя, так и других – огромная ценность, причем независимо от того, признаешь ты сам ее или нет.

Но эта инерция иссякает – и воцаряется другое отношение. Хочешь умереть? Умирай! Ты не обязан жить, а мы не обязаны тебя поддерживать. На словах это подается как торжество личной автономии – ты имеешь право умереть, когда решишь сам! На деле это означает осуществление ницшеанского девиза: «Того, кто падает, надо еще подтолкнуть».

Люди могут переживать тяжкие психологические (и психиатрические) проблемы, особенно в молодости. Но если они переживут их, они имеют шанс прожить долго. Человек, который лишает себя жизни в 17 лет, лишает жизни себя и 20-летнего, и 30-летнего, и 50-летнего – это решение, которое принимается в текущем состоянии отчаяния, лишает человека всей жизни. Обычно люди, спасенные от попытки суицида, благодарны за то, что им не дали умереть. Тем, что с ними стали возиться, их стали вытаскивать, им показали, что их жизнь имеет значение, что другие люди хотят, чтобы они жили. И они благодарны – всю свою долгую оставшуюся жизнь. Которая стоит того, чтобы быть прожитой.

Прогрессивный образ действий состоит в другом – подловить человека, когда он переживает тяжелый кризис, и помочь ему умереть.

Это дико для большинства из нас, но это полностью ожидаемо в картине мира, которую блестяще описывает Ричард Докинз: «во вселенной нет ни добра, ни зла, ни цели, ни замысла, ничего, кроме слепого и безжалостного безразличия». В такой вселенной человеческая жизнь бессмысленна, и единственной ценностью остается комфорт. Если человек испытывает острый дискомфорт и является источником дискомфорта для других – его жизнь воспринимается как отрицательная ценность.

Как со всем этим связан ролик Шнура?

Люди живут (как личности и как общества) благодаря тому, что разделяют систему ценностей, которая наделяет их жизнь смыслом, долгом и солидарностью. Эти ценности могут играть такую роль до тех пор, пока к ним относятся с уважением – достаточным, чтобы позволить им влиять на свою жизнь. Культура посвящена утверждению этих ценностей, а антикультура – их разрушению.

Великие произведения искусства учат благоговению; антиискусство учит презрению и глумливой насмешке. Человек может быть лично неверующим, но относиться к святыням своих предков с почтением, потому что он осмысляет свою жизнь в единстве со своим народом и преемстве со своими предками. Когда Шнур или другие подобные деятели «современного искусства» глумятся над презренными верованиями презренных туземцев этой страны, они трудятся над разрушением и смысла, и долга, и солидарности. Они трудятся над разрушением страны, цивилизации и конкретных жизней. 

Я не о том, что Шнура надо непременно преследовать судом, я о том, что нам необходима ясность взгляда и ясность суждений. Существуют силы добра и зла, созидания и разрушения, жизни и смерти – и между ними есть огромная разница. Для начала было бы хорошо не приветствовать и не поддерживать силы смерти и бессмыслицы.

И стоять на том, что святыня достойна почитания, а человеческая жизнь – от зачатия до естественной смерти – стоит того, чтобы быть прожитой.

 

Взгляд

Комментарии

чт, 06/13/2019 - 09:34 :

Полностью согласна. Правильно расставлены акценты. Нужно читать и осмысливать это как можно большему кругу людей, потому что иногда и из верующих можно услышать, надо ли человеку мучиться, не лучше ли прервать его страдания.

чт, 06/13/2019 - 12:22 :

С девочкой это просто вне моего понимания. Как не помогли страдающему ребенку. Сейчас столько способов в современной психологии и психотерапии, тем более в прогрессивных странах
Европы. Там сплошь психологи и психоаналитики. Как такое может произойти Европа сошла с ума!! Сначала они убили жирафа (помните историю с жирафом), а теперь за детей принялись! Хочется кричать люди опомнитесь, остановитесь, одумайтесь!!!!!!!!!!

чт, 06/13/2019 - 13:22 :

Я не согласна. Человек волен решать свою судьбу. Никто не в праве диктовать ему жить или не жить. Окружающие, которые считают, что понимают его чувства в данный момент (а это банальное лицемерие - никто не может понять, что чувствуют другие), считают, что помогают и спасают его, на деле просто продлевают его страдания. Здесь приводится пример жертв сексуального насилия, которые решили покончить с собой и которые почему-то поддаются критике за это, мол так делать нельзя. Я считаю, что это самое страшное, что может случиться с женщиной, и что за то, что она решит с собой сделать, ее судить нельзя. У нас нет права. А эвтаназия - порой единственный шанс для человека прекратить, наконец, свои страдания. Больше всего людей, которые выступают против нее, среди здоровых (в определенной степени, разумеется). Они понятия не имеют, какие боли, страдания, мучения испытывает этот человек. Я более чем уверена, что если бы они оказались на его месте, то первыми бы молили о скорейшей избавлении от страданий.
Кстати, почему никто не задумывается над тем, что если человек решает уйти из жизни рано, то этого не хочет ваш бог? Или вы готовы настаивать на том, что вам известны его замыслы, планы на каждого из вас? Если вы понятия не имеете, что происходит в голове у человека, которого знаете всю жизнь, с чего вы взяли, что вам известно, чего от вас хочет и ждет ваш бог?

пн, 06/24/2019 - 16:51 :

Я вам скажу, как психолог. Человек, который отказывается от еды, для того, чтобы умереть - на самом деле просит о помощи. Таким способом он привлекает к себе внимание в надежде на то, чтобы на него обратили внимание, помогли.

вс, 09/01/2019 - 12:40 :

Точно так же было до революции в России, если в больницу приходила яжемать и запрещала дочку лечить от кори,скажем, по религиозным соображениям, то врачи спокойно наблюдали как девчушка умирает, такие правила были

вт, 09/03/2019 - 14:52 :

Ужасно... Похоже, это тоже признак Последних времен. Почему-то кажется, что Россия должна всему этому противостоять, осталось потерпеть немного и жители Европы массово ринутся к нам жить и начнут переходить в Православие. Потому что там будет невыносимо: такое отношение к жизни, самому великому подарку Всевышнего плюс поощрение половых извращений, однополых отношений. Люди захотят растить своих детей в традиционных ценностях, а законодательно это будет разрешено лишь у нас и в ряде мусульманских стран. Похоже, у России есть все шансы стать единственной страной для христиан, где будет оставаться возможность жить по традиционным ценностям. Спаси всех Господи!

вс, 09/08/2019 - 10:11 :

Я лично пережила насилие в юном возрасте. И меня вытащили из петли. В промежутке между 30 и 35 годами погиб муж, мучительно ушла из жизни мама, случилась беда с дочерью - я корчилась от боли и жизнь казалась невыносимой. Как вы считаете - достаточно уважительный повод уйти из жизни? Моя дочь в 19 лет потеряла мужа и ребёнка - и тоже умоляла дать ей умереть - я не дала. Так вот сейчас я каждый день молюсь на человека, который вытащил - уговорами, пинками, руганью и лаской - меня тогда. А моя дочь - красивая достойная женщина - благодарит меня, что когда-то я не пошла у неё на поводу(мне тоже не хотелось жить). Как вывод: сначала переживите, потом говорите. Самая страшная душевная боль всё равно утихает. Это, к счастью, не рак. Однажды человек просыпается и вдруг понимает, что может и хочет жить. А вы хотите всех убивать в удобный момент(но, разумеется, только не своих - своих будете вытаскивать всеми силами). У нас так половина подростков уйдёт.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+