Перейти к основному содержанию

05:59 26.05.2022

Анатомия провокации (Владимир Семенко)-Полный текст.

14.01.2013 23:55:36

Не  так давно широкий резонанс получило так называемое «письмо 20-ти», подписанное, наряду с широко известными в узких кругах деятелями православно-патриотического движения, рядом депутатов Госдумы и оформленное в виде запроса в Генпрокуратуру. 90% всего текста письма составляет анализ малоизвестной широкой публике еврейской книги «Кицур Шульхан-Арух», по своему жанру предназначенной для использования исключительно среди соблюдающих иудеев. Авторы призывают к жестким мерам против иудаизма, требуя «официально возбудить дело о запрете в нашей стране всех религиозных и национальных еврейских объединений как экстремистских. Лиц, ответственных за предоставление этим объединениям государственного и муниципального имущества, привилегий и государственного финансирования, просим также привлечь к ответственности, невзирая на занимаемые ими должности». На всех вменяемых людей, рассуждающих именно с позиций русских интересов, этот демарш произвел впечатление явной и хладнокровно продуманной провокации.

Здесь сразу хотелось бы однозначно заявить: все, что я намерен предложить в связи с этим в качестве анализа сложившейся ситуации, я, во-первых, делаю также именно и исключительно с позиции русских интересов. Евреи сами хорошо умеют защищать свои интересы, и вряд ли им в этом деле необходима какая-либо помощь (каковую довольно неожиданным и странным образом предлагает, к примеру, Егор Холмогоров в своем комментарии к письму). Во-вторых, я сразу и решительно хотел бы отмести от себя подозрения в том, что кого-либо из "подписантов" я считаю сознательными провокаторами, чьими-то проплаченными агентами и т.п. Я стопроцентно убежден, что все это вполне честные и искренние люди (интеллектуальный и культурный уровень, то, что в ряде западных стран называется «IQ», - совершенно другой вопрос). Здесь сразу необходимо добавить, что и с последним у реального автора текста, а именно у всеми нами глубоко уважаемого М.В. Назарова все в полном порядке, а с человека, с полным основанием пользующегося репутацией продвинутого интеллектуала и ученого – совершенно особый спрос.

Поскольку М.В. Назаров многим читателям известен не просто как историк, излагающий исторические факты, но именно как мыслитель, претендующий на историософское осмысление истории, хотелось бы начать именно с историософии. Каждому уважающему себя историку хорошо известно, что объективный результат исторического действия никогда не бывает равен сумме намерений и мотивов тех реальных людей, которые действуют в истории. Часто довольно большие массы людей хотят одного и того же и действуют для достижения этой осознанной ими цели, а результат получается не просто немножко другой – прямо противоположный. Это и есть проявление действительно тайных сил, метафизики истории, не имеющей никакого отношения к пресловутым заговорам. Если угодно, это можно называть социальной мистикой.  Хрестоматийный пример – русская революция. Огромные массы людей вполне искренне полагали, что борются за счастье человечества, строят земной рай. Сам Ленин еще в апреле 1917-го писал, что революция приведет к полному упразднению государства. В итоге получилось нечто, весьма далекое не только от земного рая, но и просто от сколь либо благополучного, стабильного и перспективного общества, а государство сразу же стало настоящим монстром, полностью подавляющим все возможные свободы и права людей. Более того, вопреки намерениям самих вождей революции, вместо мировой революции и России как ее запала, получилась коммунистическая империя в отдельно взятом государстве. Думается, мысль ясна. Если «письмо двадцати» соберет не пятьсот и не тысячу, а миллион подписей, и все «подписанты» будут хотеть одного и того же – процветания России, русского народа и освобождения его от «власти мирового иудейства», это вовсе не будет гарантией того, что исторический результат данного дружного и осознанного действия будет в полной мере соответствовать целям и стремлениям «подписантов». Политик же отличается от простого обывателя именно тем, что является прежде всего реалистом и умеет просчитывать, прогнозировать именно и прежде всего объективный результат своих действий, всегда не тождественный его и других субъективным целям и намерениям, и корректирует свои действия, основываясь на этих прогнозах. Ясное дело, что в этом деле (то есть в реальной политике) никак не возможно исходить из своих эмоций или каких-то плохо осознанных мировоззренческих предпочтений. В настоящее время, кстати говоря, политологическая мысль на Западе сильно продвинулась в данном направлении (что должно быть хорошо известно М.В. Назарову, профессионально изучающему западные элиты). Ведущие западные аналитики только сейчас подходят к более или менее адекватному осмыслению проблемы управляемости мировых процессов, и отнюдь не факт, что проблема эта в принципе решаема. Разве не Назаров писал послесловие к книге Э. Саттона, одним из первых обратившегося к проблеме управляемых конфликтов?

Теперь, оставив в стороне субъективные намерения «подписантов» (которые для меня, честно говоря, мало интересны), а также (пока) всякие разговоры о «провокации», обратимся к тому объективному результату их действий, который уже начинает сказываться. Результат этот, понятно, обусловлен отнюдь не только вышеописанной метафизикой, но в первую очередь конкретным историческим и социальным контекстом – российской действительностью начала ХХ1 века.

 

1.     Нанесен сильнейший удар по репутации русского православно-патриотического движения, от которого оно теперь не скоро оправится. Здесь полезно было бы понять, что нынешняя российская ситуация сродни ситуации в СССР году где-то в 1991-м, и скорый пересмотр формата страны и формата власти не за горами. В мою задачу здесь не входит подробный анализ внутрироссийской и общемировой политической ситуации, но серьезным аналитикам очевидны главные геополитические угрозы нашей стране: внедрение на ее территорию радикального ислама, экспорт «оранжевой революции», усиление (кстати!) межнациональных конфликтов и т.д. В свете всего этого, в контексте общего упадка в стране, недееспособности и компрадорского характера российской элиты, согласованных действий известных международных (точнее, транснациональных) сил весьма вероятен достаточно скорый окончательный отрыв Кавказа (или, по крайней мере, установление на Кавказе режима тлеющих конфликтов, в условиях которых ослабленная Россия будет вынуждена посторониться), взрыв Поволжья (именно на почве во многом искусственно и целенаправленно вносимого этно-конфессионального конфликта) и т.д. Что приобретает решающее значение в этих условиях? Ясное дело, русский фактор, то есть исторически обусловленная, освященная традицией государствообразующая роль русского народа. И вот, только-только этот русский фактор начинает (поневоле) признаваться в так называемой элите, только-только партии, искренне готовые его педалировать (например, «Родина»), получают пока еще очень слабый доступ хоть к каким-то рычагам, позволяющим в принципе участвовать в реальном политическом процессе, а не сидеть в маргинальном болоте, как на все это пока еще очень слабое русское движение ставится жирное клеймо антисемитизма, экстремизма и национальной нетерпимости. И с этим клеймом кто-то собирается возрождать империю? Русскому империалисту нечем заняться, кроме штудирования весьма специфической еврейской литературы?

Уважаемый Михаил Викторович, который 20 лет жил на Западе, состоял в НТС, работал на радио «Свобода», имеющий жену – бельгийскую подданную, уж, конечно, должен хорошо знать, что определенные темы в так называемом цивилизованном мире табуированы, и всякий, кто за них берется, автоматически получает клеймо маргинала и человека нерукопожатного. Даже авторитетнейший И.Р. Шафаревич (который, кстати, поднимает данные темы гораздо тоньше и деликатнее) был вынужден сложить с себя звание почетного академика американской Академии наук. Разве М.В. Назаров не понимает, что сколько бы подписей он не собрал, ни к какому «растабуированию» данных тем это не приведет, а вот вой либеральных СМИ по поводу «русского фашизма» будет многократно усилен? Совершенно очевидно, что письмо и пресловутый запрос на все 100% будут использованы всевозможными Познерами и Швыдкими для проведения очередной кампании на тему «русский патриотизм – прибежище нацистов и негодяев».

2.     Не менее сильный удар нанесен и по интересам Русской Православной Церкви (а косвенно, стало быть, – и по интересам той части РПЦЗ, которая с ней объединяется и к которой принадлежит сам М.В. Назаров). В свете той борьбы, которую ведет сейчас наша Церковь за возвращение церковной собственности, как прикажете понимать требование авторов письма отобрать собственность у еврейских общин России? Результаты уже сказываются в ходе настоящего сражения, развернувшегося вокруг регионального телеканала в Екатеринбурге, который почти уже передан Церкви, хотя и на коммерческих условиях. «Вся либеральная рать» на СМИ ринулась в бой, доказывая, что этот канал станет рупором антисемитских погромных настроений. Ведь в сознании массового обывателя, как и в представлении Запада, нет особых различий между Церковью и «подписантами» пресловутого письма, хотя в реальности Церковь никакой ответственности за письмо не несет и нести не может.

3.     Явную подножку получило патриотическое движение «Родина», стремящееся в настоящее время возглавить движение социального протеста против грабительских «реформ», осуществляемых нынешним правительством. Я не хочу сейчас разбирать сложную ситуацию внутри самой «Родины», связанную с личными амбициями отдельных ее лидеров. Уникальность ситуации заключается, во-первых, в том, что практически впервые в новейшей истории России пресловутые «политтехнологии» стали давать сбой. Народ, досыта накормленный лживой пропагандой властей и не желающий лишаться последних крох в ходе так называемых социальных реформ, вышел на улицы. Власть сразу же испугалась и стала закидывать народ подачками. В этот момент для лидеров «Родины» создалась уникальная возможность сделать то, о необходимости чего я писал еще год назад - соединить борьбу за «русский фактор» с социальным пафосом, с борьбой за социальную справедливость. Эта гремучая смесь национального и социального в руках оппозиции – сбывающийся страшный сон нынешней власти. И вот в этот самый момент некоторые депутаты из «Родины» подписывают пресловутое письмо! Лучшего подарка политические оппоненты партии и желать не могли! Здесь одновременно достигаются две цели. Во-первых. Вместо вполне конкретных высших государственных чиновников, занимающих ведущие посты в правительстве (и имеющих вполне конкретные зарубежные связи), в виде страшного, таинственного и полумифического врага русского народа рисуются евреи, которым, оказывается, их вера просто-таки предписывает ненавидеть и изничтожать русский народ. Ну, ясный перец, откуда ноги растут… Энергия социального протеста, которая нуждается в оплодотворении ясным национальным самосознанием, таким образом, маргинализируется и уводится в тупик, попросту говоря, сливается. Здесь происходит то, что мы уже не раз наблюдали в новейшей российской истории (и к чему не раз приложили свою профессиональную руку провокаторы из 5-го управления КГБ, к чему мы еще вернемся): как только уровень осмысленности социального действия в нашем народе начинает превышать некоторый условно допустимый порог, кое-кто ловко достает из рукава засаленную крапленую карту, и в общественное сознание в очередной раз вбрасывается пресловутый еврейский вопрос. Это сразу включает некие условные рефлексы, действующие с обеих сторон. Вместо серьезного и адекватного осмысления реальности начинается разговор, сводимый к бессмысленным и инфернальным лозунгам, выражающим некие глубинные комплексы «коллективного бессознательного»: «Бей жидов, спасай Россию» с одной стороны и «Проклятый русский фашизм поднимает голову» с другой. (Причем, думается, ни для кого не секрет, что принадлежность к этим борющимся группам общества далеко не всегда обусловлена этническим происхождением их членов. Примеры многочисленны, да не в них и дело). Таким образом, осмысленное социальное действие, основанное на четком национально-государственном  самосознании единого народа, едва родившись, умирает, и вместо него мы имеем вполне инфернальный процесс – борьбу мифологем.[1] Ну и, конечно, для внешнего мира, прежде всего для Запада, лидеры «Родины», стремящиеся возглавить социальный протест и оплодотворить его национальным содержанием, становятся неприемлемыми экстремистами, не умеющими разговаривать на цивилизованном языке. Объективно это выгодно в первую очередь кремлевской власти, получающей сильнейший козырь для «наезда» на оппозицию. (Что и происходит: устами Познера и Кº в общественное сознание уже вброшен лживый и лукавый лозунг: «Родина» (ср. знаковое название партии) – прибежище русского фашизма и национальной нетерпимости»).

4.     Считаю принципиально важным выделить отдельным пунктом вопрос, относящийся к борьбе за присутствие русского православного большинства в российском медиапространстве. Пример, связанный с судьбой регионального телеканала в Екатеринбурге, мы уже приводили. Но ведь передача Церкви этого канала могла бы стать только началом! В связи с этим озабоченность многих можно понять: создана, пусть и весьма отдаленная, угроза потери почти полной монополии антирусских, антиправославных и антигосударственных сил в информационной сфере. Поэтому в качестве чуть ли не главного инициатора письма на первый план упорно выдвигают А.Н. Крутова – едва ли не единственного тележурналиста, чье имя ассоциируется с пусть и небесспорной, но все же русской, патриотической и во многом православной программой «Русский дом». Это дискредитация не персонально А.Н. Крутова, а именно самой идеи патриотического и православного телевидения, блокирование любой возможности наполнить «ящик» хоть каким-то позитивом, использовать СМИ (прежде всего электронные) для пропаганды традиционных ценностей. К сожалению, сам Крутов, вообще не читавший «Шулхан-Арух» и не являющийся инициатором письма, в значительной степени поддается этому стремлению навесить всю ответственность на него.

5.     Наконец, сильнейший удар нанесен по представителям умеренных сил в российской еврейской общине и во Всемирном еврейском конгрессе, что явно на руку радикалам. Главное расхождение умеренных и радикалов в ВЕКе в отношении России следующее. Если умеренные, лидером которых является Лаудер, а главным представителем в России – Берл-Лазар, подчеркнуто отказываются от каких-либо властных притязаний в самой России в обмен на лояльность со стороны государства в отношении их самих и их собственности (последнее является здесь крайне важным моментом), то радикалы во главе с до боли всем знакомым В.А. Гусинским принципиально считают, что отказ российского еврейства от борьбы за власть в «гойском» государстве создает явную угрозу именно и прежде всего для еврейской собственности в России, да и для самого существования российского еврейства. Все усилия российских властей в последнее время были направлены на то, чтобы своими действиями подтвердить правоту «умеренных», поскольку Гусинский с его амбициями и притязаниями на хороший кусок российского медиапространства был (и остается!) опасен и неудобен. При этом надо отметить, что не было особых проблем и с другой частью российского еврейства, возглавляемой А. Шаевичем и З. Коганом (как бы они не враждовали с Берл-Лазаром). Некоторым хорошо известно, что есть по крайней мере одно место, где Шаевич и Берл-Лазар наверняка будут  мирно заседать и единогласно расписываться в лояльности России и русской Православной Церкви, а именно –Межрелигиозный совет России. Авторам идиотского письма (раз уж они берутся рассуждать на темы религии и межрелигиозных отношений) полезно было бы знать, что именно Зиновий Коган поставил свою подпись под обращением Межрелигиозного совета, призывающим к введению в российских школах курса «основы православной культуры». И именно по этому человеку письмо наносит прицельный удар! И именно сейчас, когда руководству РПЦ, благодаря своей разумной и лояльной политике в отношении российских еврейских общин, удалось заручиться столь знаковой поддержкой в таком больном для всех нас вопросе! Поневоле вспомнишь Милюкова: «глупость или измена?»!

Таким образом, благодаря письму (и составленному на его основе пресловутому запросу) г-н Гусинский получает прекрасную возможность, ничего сам не делая, продемонстрировать всему миру свою правоту и неправоту своих оппонентов в ВЕКе (авторы письма, напомним, требуют запретить иудаизм в России и отобрать собственность у еврейских общин, более того – привлечь к ответственности тех чиновников, которые эту собственность им предоставили) и сильно повысить свои акции в борьбе за кресло лидера мирового еврейства. Думается, что такую возможность он (к сожалению) не упустит. А поскольку главная негативная роль Гусинского в России всем хорошо известна, и связана она с внедрением весьма тонкой, профессионально исполненной и системно организованной русофобии прежде всего в электронных СМИ, то главный объективный итог разбираемой провокации вполне очевиден: это достаточно удачная и продуктивная попытка закрыть всякий вопрос о необходимости православного и патриотического присутствия в российском медиапространстве и широко открыть ворота для триумфального возвращения в оное и вообще в Россию лидера еврейских радикалов (с чем и остается поздравить уважаемых «подписантов»). И когда вместо системных и лояльных З. Когана, Берл-Лазара и Шаевича мы будем иметь в качестве лидеров российского еврейства прямых и радикальных ставленников Гусинского, напрямую связанных с иностранными спецслужбами, когда с телеэкранов понесется на нас не нынешняя попса и условно-лояльная пропаганда, в значительной степени подконтрольная Кремлю и Старой площади, а оголтелая и полная ничем не прикрытой ненависти к исторической России радикальная и разрушительная информационная атака в духе даже не старого НТВ, а украинского 5-го канала, тогда г-да Назаров и Кº смогут сколько угодно штудировать «Кицур Шулхан-Арух»; за подобные письма начнут просто сажать, и это еще в лучшем случае. И не будет вам ни «Русского дома», ни даже «Русского взгляда», ни православной проповеди в эфире, а будет нечто другое. О чем умолчу, чтобы не разжигать страсти. Так что, когда «подписанты» и в особенности М. Назаров, как автор текста, говорят о  том, что т.н. антисемитские акции устраиваются представителями самих еврейских организаций, им следовало бы оборотиться прежде всего на самих себя и понять, что в этой заведомо проигрышной для них игре они пропели свою песню в конечном счете по нотам еврейских радикалов.  

6. И, в заключение, подчеркнем очевидное: серьезнейшим образом пострадал также престиж России как государства. В преддверии празднования 60-летия Победы, когда стоит вопрос о том, состоится ли визит в нашу страну делегаций прибалтийских государств, которые называют освобождение от нацизма в 1945 году «новым этапом советской оккупации» и демонстративно реабилитируют своих ветеранов-эсесовцев, Россия снова, в который уже раз, оказывается «лидером мирового антисемитизма». (Что, разумеется, не имеет ничего общего с действительностью, однако благодаря письму эта лживая версия получает новое «подтверждение»).

          Итак, кто же подлинный автор и исполнитель всей этой провокации, об объективном результате которой сказано у нас выше? Здесь уже мы из области вполне очевидных вещей выходим в область предположений, хотя и весьма вероятных. Во-первых, необходимо добавить, что по времени публикация письма в газете «Русь православная» и на ряде других ресурсов практически совпала с избиением раввина близ синагоги в Марьиной роще и с 60-летием Освенцима, куда нанес официальный визит российский президент. Запрос в Генпрокуратуру был составлен за месяц до этого – временная разница, которая в контексте вышеописанных событий не имеет существенного значения. Что было в головах у авторов письма, здесь абсолютно неважно. Случайными такие совпадения не бывают. Очевидно, что тот (или те), кто вовремя «возбудил» «подписантов», знали обо всем заранее. Не станем гадать, какие спецслужбы внероссийского происхождения замешаны в этом деле. Подчеркнем лишь очевидное: стиль провокации стопроцентно спецслужбистский и до боли знакомый всем нам, давно наблюдающим за тем, как 5-е управление уничтожает и маргинализирует русское патриотическое движение. Стиль этот и методы работы не меняются вот уже много лет подряд. А если учесть то, что мы подчеркивали выше, а именно, что более всех выигрывает от вышеописанной провокации г-н В.А. Гусинский, а также то, что спецслужбами Гусинского ныне руководит бывший начальник 5-го управления Ф.Д. Бобков, то вывод напрашивается сам собой. Не станем гадать, как конкретно цель была достигнута соответствующими оперативниками. Пусть борцы с «еврейским засильем» сами подумают об этом. Мне думается, что здесь на каком-то этапе совпали интересы нынешних властей и сугубо внешних, внероссийских сил. А русские патриоты (к сожалению, как всегда) оказались теми, кого используют все – и, конечно же, против них самих.

Примечание "не для всех"
Прочитав все это, авторы текста письма могут сказать: пусть даже все это и так, но ведь вы не можете возразить нам по сути. На это я спокойно отвечу, что и не собираюсь этого делать по простой и очевидной причине: гебраистика не является моей научной специальностью. Будучи все же ученым историком, уважаемому М.В.Назарову надо бы знать основные принципы научной работы. Заключаются они, в частности, в том, что рассуждать о проблеме перевода (разных вариантов перевода) текстов, написанных на одном из древних (т.н. "мертвых") языков, не зная этого самого языка, в мировой науке не принято. (Авторы пользуются немецким переводом "Шулхан-Аруха", сделанным К.Эккером в 1883 году и русским переводом с немецкого текста 1906 года). Не может быть специалиста по античной философии или по святоотеческому богословию, не знающего латыни и древнегреческого, как не может быть гебраиста, не умеющего без посторонней помощи разбирать тексты на иврите. Кроме того, как филолог, могу сообщить уважаемому коллеге: основной принцип работы с любым текстом гласит: "Текста вне контекста не существует". А все аргументы письма именно и основаны на рассмотрении текста вне контекста. Если воспользоваться "методом" авторов письма, то и в самой Библии вполне можно отыскать идейную основу человеконенавистничества и национальной и религиозной нетерпимости. Что же, теперь прикажете и Библию запрещать? Вон Кураев приводит данные о человеческих жертвоприношениях в тантрическом буддизме. Так, может быть, буддизм запретить? Ясно, что этот путь - тупиковый и очень опасный, ничего общего с разумной конфессиональной политикой не имеющий. Так что, если бы Генпрокуратура всерьез решила ответить на пресловутый запрос, она обратилась бы, естественно, к специалистам, а серьезные и авторитетные гебраисты среди православных исследователей мне, к сожалению, неизвестны. (Что, кстати, не делает нам чести). Претензии самого М.Назарова на роль "эксперта" в данном вопросе, по общепонятным вышеизложенным причинам, разумеется, несостоятельны. Если я имею элементарные навыки работы с письменными источниками (в отличие от уважаемых господ и товарищей депутатов) и прочел несколько книг по интересующей меня теме, это еще не значит, что я являюсь специалистом по данной теме.

Само обращение в Генпрокуратуру (или, по последним сведениям, теперь уже в Минюст) по поводу религиозных текстов, используемых в иудаизме - нечто до боли знакомое. И если чуть-чуть поразмыслить, то ясно, что оно нам напоминает. Напоминает оно нам недавнее абсурдное требование "левозащитников" - Ихлова, Пономарева и К? провести судебную экспертизу по поводу достоверности тех мест Евангелия, где говорится о предании Господа Иисуса Христа на казнь иудеями! Все это, к сожалению, - свидетельство деградации современного сознания. Если раньше, в прошлые века, люди по большей части отстаивали свою веру самой своей жизнью, то ныне порой предпочитают решать вероучительные вопросы при помощи суда и правоохранительных органов.

В заключение скажу еще об одном. Логика г-на М.Назарова, использующего средневековый эзотерический еврейский текст для решения современных проблем, понятых в эсхатологическом ключе, да еще и воспринимаемых явно разгоряченным и не совсем трезвым (в духовном плане) сознанием, вряд ли может быть поколеблена при помощи рациональных аргументов. Человек настолько увлечен своим занятием, настолько чувствует себя "при деле", настолько полон пророческого пафоса и восторга по поводу того, что ему удалось собрать в каком-то зале тысячную аудиторию и проникнуть на радио (весьма странный восторг для того, кто 20 лет вешал по "Свободе"), что все это является скорее психологической, нежели религееведческой, богословской или же политической проблемой. Но ведь вся беда в том, что тема, связанная с совершенно особой религиозной ролью еврейства в мировой истории - это действительно вполне реальная, для кого-то очень больная и объективно очень важная тема. И все вопросы, связанные с последними судьбами мира, с концом света, с антихристом, с Мессией и Страшным Судом, с религиозной и, в первую очередь, с христианской точки зрения, действительно возникают здесь вполне правомерно и могут быть поставлены. Ставились они у нас и в начале ХХ века, когда, при всем начинавшемся разложении общества, уровень осмысления и дискуссии был куда более высоким. Однако ставить и решать их следует прежде всего на совершенно другом уровне (см. выше), вне дурацкого контекста каких-то депутатских запросов, обращений в суд и прокуратуру, взаимных обвинений, маргинальности и глупой суеты - вне всего этого болота, где патриоты тысячу раз становились раньше и в тысячу первый раз стали теперь объектом манипуляций "богословов в штатском", манипуляций, направленных в первую очередь против них самих.

Как мог бы быть поставлен вопрос о пресловутом "Шулхан-Арухе" во вменяемом обществе? Во-первых, это делалось бы компетентными учеными, специалистами, спокойно занимающимися своим профессиональным делом и отнюдь не считающими себя пророками, спасителями России и всего мира. Люди эти, как христиане, регулярно исповедующиеся и причащающиеся в канонической православной Церкви и лишь в страшном сне могущие представить себя какими-то оппозиционерами по отношению к канонической иерархии, разумеется, исследовали бы проблему в сугубо академическом ключе, что предполагает в первую очередь действительную компетентность и трезвомыслие. Им не могло бы придти в голову привлекать к делу людей посторонних, заведомо некомпетентных и вообще нарочито шуметь о своей работе. Процесс продолжался бы в течение долгого ряда лет, и в ходе него сформировалась бы серьезная отечественная школа гебраистики. Конкретным плодом такой работы могло бы стать, во-первых, научное комментированное издание исследуемого памятника с отдельным комментарием, посвященным истории самой книги и истории ее переводов на различные языки. Авторами комментариев были бы православные гебраисты, свободно владеющие данными языками, а также ориентирующиеся в историческом, культурном, религиозном и т.п. контекстах. Все они защитили бы диссертации по исследуемой проблеме. Затем вышло бы несколько сборников с работами этих ученых, посвященных каждому из контекстов. К научному обсуждению проблемы наверняка были бы привлечены и зарубежные специалисты. После всего этого плодами многолетних трудов ученых могли бы воспользоваться депутаты, политики и публицисты. (Каковые, будучи людьми вполне культурными и достаточно образованными, тоже были бы в состоянии отличить серьезную научную экспертизу от чего-то, исполненного совсем в другом жанре). И тогда, на основе всей этой серьезной многолетней работы, проделанной многими людьми, вполне мог бы быть достигнут какой-нибудь позитивный политический результат в отношении иудаизма, с которым еврейские организации как в России, так и во всем мире просто вынуждены были бы считаться! В таком контексте никакие разговоры об "антисемитизме" были бы попросту невозможны! Разве кто-нибудь может всерьез воспринять разговоры об антисемитизме А.Ф. Лосева, отца Павла Флоренского или отца Сергия Булгакова, также писавших на данные темы и упомянутых Назаровым? Разве не знает М. Назаров, что в сугубо русской гуманитарно-академической среде при виде текстов, подобных пресловутому запросу, тоже брезгливо морщатся и зажимают нос? Есть вещи, которые среди приличных людей не обсуждаются - вот что ответят вам там, если показать такой текст. И дело здесь совсем не в том, что абсолютно все в тексте по сути неверно. Стиль не тот, да и жанр не тот! А смешение стилей и жанров - это в культурной и тем более гуманитарной среде - полный моветон и варварство.

Однако работать на таком действительно серьезном уровне, долгие годы изучать языки, ездить на конференции, уточнять вопрос с коллегами, писать и защищать диссертации, отстаивать свою позицию в дискуссии с равными себе, а то и с более компетентными коллегами, признавать свои ошибки, ладить с ученым советом - для Назарова и К?, как выясняется, кишка тонка (что мне крайне удивительно, поскольку "Миссия русской эмиграции" - без дураков действительно серьезный научный труд). Видимо, в "еврейском вопросе" мессианский пафос "спасителя России" решительно возобладал над академическими навыками. Здесь выскажу одну догадку, на которой не настаиваю. Андрей Рогозянский в своей неоднозначной и не во всем корректной статье на РЛ провел любопытное сопоставление. Любимый лозунг Назарова "Живи так, как если бы от тебя зависело спасение России", оказывается, почти что прямой плагиат Каббалы: "Живи так, как если бы от тебя зависел порядок Вселенной". Может быть, это и не так. Я, конечно, не гебраист, но одно мне известно абсолютно точно. Традиция каббалы, в противоположность православному исихазму, с его учением об "умном чувстве", основана как бы на "чувственном уме", уме, как раз не холодном, а "горячем", полном чувственного огня. Историки философии в связи с этим говорят, в частности, о специфическом интеллектуальном возбуждении в гениальной философии Гегеля, об этом бесконечном горячечном накручивании диалектических схем. Возможно, это и есть отдаленное влияние иудаистической традиции, через посредство протестантства. Разумеется, с позиций православной духовности, с точки зрения традиции Добротолюбия, все это - чистейшая ересь. Но нет ли у нашего героя, чрезмерно, без должной подготовки (в том числе и духовной) увлекшегося чтением каббалистической литературы, навеки пораженного вселенским масштабом "еврейского вопроса", этого странного и отнюдь не характерного для православной традиции интеллектуального возбуждения, когда ум, увлеченный своими схемами (а в данном случае - всего одной схемой) перестает слышать иной голос, уверяясь в своей непогрешимости? Впрочем, пребывая все же в личной любви к виновнику скандала, я здесь, повторяю, ни на чем не настаиваю и готов заранее принести свои извинения, если уважаемый Михаил Викторович обидится. Готов также обсудить вышеозначенные проблемы в неформальной обстановке, в кругу друзей.

 

 


[1] Я, кстати, вполне отдаю себе отчет в том, что после появления этой публикации с большой вероятностью окажусь между двух огней: с одной стороны будут говорить, что долго маскировавшийся антисемит, наконец, саморазоблачился, а с другой – что автор продал русское дело за 30 шекелей.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
8 + 6 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+