Перейти к основному содержанию

16:52 12.11.2025

Об участниках ХХХ Международного фестиваля кинофильмов и телепрограмм «Радонеж» и их работах

12.11.2025 11:22:35

Дорогие братья и сёстры, начался очередной Международный фестиваль телевизионных программ и кинофильмов. Уже сложилась картина и по фильмам, и по программам. Этот XXX юбилейный Фестиваль, он проходит с 10 по 17 ноября. Очень своеобразно всё проходит в этом году. Наверное, многие знают, что Дом кино, на площадке которого мы проводили фестивали целых 18 лет, закрыт, уже разрушен, будет строиться новый. У нас появились новые площадки. С 10 по 14 число идут показы всех наших фильмов, которые вышли в конкурс. Это ранние утренние сеансы утра в кинотеатрах «Ангара», «Космос», «Сатурн», «Искра», «Вымпел», «Спутник». На сайте радонеж.ру можно узнать программу и расписание показов. Спокойно можно проходить на сеансы и смотреть.

Совсем неожиданно в этом году, раз у нас нет Дома кино, 17 ноября в 19.00 мы будем проводить официальное закрытие в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя. Вход свободный, приглашаем всех желающих. Приходите сами, приводите своих друзей, зал огромный, на 1200 мест.

Другая особенность этого фестиваля – он второй в этом году. Только в январе прошёл XXIX фестиваль, последний в Доме кино, сейчас XXX, юбилейный, сам по себе ответственный, и времени совсем мало прошло.

По программе заметно, что многие наши основные авторы из регионов и из Москвы не участвуют, потому что не успели за это время сделать что-то серьёзное, чтобы представить на фестиваль. Грустно, что основных авторов не будет, но я надеюсь, что они просто придут на сам фестиваль, потому что это праздник для всех. Думаю, что мы там со многими увидимся. В этом году на фестиваль пришло 225 работ, что, как всегда, много, из них мы только 112 выбрали в конкурс. В основной конкурс (это у нас документальное кино) вошло 32 фильма. В телеконкурс, который у нас всегда есть, потому что очень интересные работы приходят из разных регионов, вошло больше 47 фильмов. В этом году много игровых хороших фильмов – 16, анимации – 17 фильмов. Такая разнообразная программа. Есть что смотреть и есть из чего выбирать. Авторов прежних не так уж много, но количественно фестиваль не пострадал. Очень много новых имён, причём молодых. Это особенно заметно в анимации и игровых фильмах. У нас, как всегда, огромная география. Присланы работы из зарубежных стран, Сербия обязательно участвует и Болгария, ближнее зарубежье – Узбекистан, Беларусь, Северная Осетия, Бурятия, Казахстан, Абхазия. Такой разброс. По городам – Самара, Тюмень, Ростов-на-Дону, Ульяновск, Санкт-Петербург и пригороды, Выборг, Пушкин, Москва и Подмосковье, Серпухов, Зарайск. По стране – Пензенский край, Красноярск, Хабаровск, Воронеж, Барнаул, Саранск, Великий Новгород, Краснодар, Новосибирск, Иваново, Мурманск, Уфа, Южно-Сахалинск.

Два фильма пришли от Елены Чавчавадзе: «Голгофа патриарха Тихона», фильм очень значимый, а также фильм «Остаться русскими! Мы снова дома» о наших русских потомках, которые жили в Париже, других странах и которые возвращаются в Россию, вживаются в Россию как в свою родину, привносят что-то, сохранив русскую культуру. Это такой очень интересный разговор, очень полезный для нас. Мы находимся на своей родине и иногда не ценим то, чем она для нас является. Я этот фильм посмотрела с большим-большим удовольствием и радостью. В такие тяжёлые времена возвращаются к нам люди, потомки эмигрантов, которые родились за границей, а чувствуют эту связь. Самое интересное, что язык они сохраняют, культуру сохраняют, – то, что как раз мы много потеряли за это время, и нам тоже нужно возвращаться снова в точку отсчёта и в культуре, и в языке.

У нас участвует Сергей Головецкий, постоянный автор. Он сделал фильм «Мое русское устье». Историческая версия заселения устья Индигирки русскими первооткрывателями — новгородцами, прибывшими Северным морским путём задолго до никоновских церковных реформ. Своеобразный фильм-рассуждение. Проблема, которая у нас остается до сих пор: что было до реформы Никона, что после. Фильм очень своеобразный.

Постоянный автор наш и главный призер Марина Труш, ее фильм называется «На расстоянии». Очень мне понравился этот своеобразный фильм. Американец приезжает в Москву учиться, остается и живет в городе Тутаеве, да не просто живет, а работает в музее. Человек православие принял, семья у него прекрасная. И вот приезжают его родители, которые тоже не хотят уезжать из России. Интересное для нашего времени размышление о том, почему люди оттуда к нам приезжают, а почему наши так стремятся за границу. Совершенно поразительные вещи, есть о чем поразмышлять.

В целом, что сказать про фестиваль? Во-первых, у нас ведь тема «80 лет Победы». И поэтому тема заключительная – СВО. Треть фильмов о ней. Они все профессионально сделаны молодыми людьми. Это уже взгляд со стороны. Никита Сергеевич Михалков говорил и наш Патриарх, что наша элита – это люди, которые придут оттуда. Это люди, которые понимают, что происходит, которые сейчас на передовой, знают, за что они воюют. А мы уже знаем, сколько там поэтов тех же. И молодёжь снимает уже о них фильмы объективные. Екатерина Головня сняла фильм «Обещаю вернуться живым». Своеобразный фильм о молодых ребятах из Центрального военного округа, по-моему, даже Уральский военный округ, из Свердловской области, Екатеринбурга. Они уже на постоянной основе приезжают на Донбасс, помогают тем, что выступают перед бойцами: танцоры, музыканты, певцы. Они говорят о своих ощущениях того, что видят, о том, каким образом тоже хотят помочь. И вот это такой рефрен о том, что не только хотят живыми вернуться они, а главное, хотят живыми вернуться те, кто сейчас на передовой.

Затем у нас постоянный автор Андрей Титов из Екатеринбурга со своим фильмом «Служение». Фильм о двух священниках, которые пришли к служению пастырями. Один был хороший предприниматель, состоятельный, а другой бывший профессиональный медик МЧС. И два этих своеобразных человека хорошо у Андрея показаны, их рассуждения, их самая главная жизнь. «Бывший предприниматель» в заключении ведет свою службу. Любопытно, как он общается, какие выводы делает. Просто живые люди!

Есть авторы постоянные в анимации, например, призер Наталья Федченко. Она сняла фильм в этом году «Сны на Вознесение, или Забытая тайна Циолковского». Фильм сделан качественно, интересно, как и всегда у Натальи. Она одна из тех, кто претендует на призовое место. Жюри рассмотрит это все. Мальчики приезжают к деду, который увлекается космосом, но не знают, что дед был знаком с Циолковским. Именно тогда пришел к вере дедушка. Мальчик через веру деда тоже приходит к вере. Это нужно просто видеть! Сделано очень качественно!

Я еще пропустила Сергея Зайцева, который тоже участвует в фестивале. Поэт из Калуги Дмитрий Кузнецов снял фильм «Где гуляет душа обнаженной…» Это такое своеобразное размышление человека, который живет как бы в культуре не только XXI века, но больше – XIX-го – XX-го. Такое своеобразное размышление человека, который видит это пространство, видит эту культуру и передает её через свои стихи. Но главное, что мы видим интересную фигуру, которая, может, некоторым и незнакома.

Наш постоянный автор Александр Куприн со своим очередным фильмом «Витим - навигатор». Это очередная его работа, если помните, он у нас почти на каждый фестиваль даёт работы. «Витим - навигатор» – путешествие отца Александра, нашего автора, который приезжает из Забайкалья. Путешествие по Забайкалью, по реке Витим не только летом, но и зимой. Вот эта экспедиция каждый раз интереснее и интереснее, потому что захватывает больше и больше населенных пунктов. Житейские, человеческие истории, количество характеров. Ну и главное, что отец Александр тоже участвует в военной операции, по-моему, сейчас там находится. И он как раз об этом тоже рассуждает.

А если говорить о молодёжи, наверное, стоит поговорить о фильмах, которые в большей степени о специальной военной операции. Очень интересный фильм Герасимовой Ульяны «На фронт», который рассказывает про священника, который должен уехать через несколько дней на военную операцию. Фильм-рассуждение о том, каким должен быть военный священник, пришедшие к вере там бойцы, что требуется от священства там, на переднем фронте, об этом братстве. Это фильм, хорошо снятый молодыми людьми.

Также на эту тему фильм «Остров Веры».  Если помните, Никольский монастырь, тот самый, в котором Зосима Сокур архимандрит служил, предсказывал, что на Украине будет, которого очень многие знают. Фильм о том, как монастырь уничтожали. Вот «Остров Веры» как раз о том, как в самых труднейших обстоятельствах люди, особенно монашество, обретают себя, находят укрепление в Боге, потому что Господь именно тогда рядом. «На острие копья» – фильм на эту же тему. Еще фильм о монашествующих - «Пограничная служба» Новиковой Анастасии. Монастырь на границе, в прифронтовой зоне. Здесь не только о военных событиях. На фестиваль пришло много фильмов о монашестве как таковом, как бы взятом изнутри. Тема войны и монашества - общая. В фильме «Боцман и монах» как раз про инока Киприана, где он говорит, что монашество – это спецназ. Они на самом деле на передовом посту, на самой первой линии, потому что несут молитву не только за себя, но и за весь мир. Темы пересекаются, и получается очень много фильмов на эту тему.

Обращают на себя внимание фильмы, снятые известными авторами. Светлана Музыченко и её «Россия. Год рождения: 2000». Людям 25 лет. Это уже не дети, а молодые люди, которые родились в начале 2000-х, которые еще до конца не поняли, что это они – наше будущее. Они размышляют о своей жизни, о будущем страны. Когда-то Сергей Мирошниченко снимал детей в Советском Союзе через определенный срок времени. Было очень интересно, как они росли, что происходило. Это что-то похожее, но снятое в 2025 году.

Результаты работы молодежи было особенно интересно видеть в игровом кино. Тут фильмов достаточно интересных. «Великий грешник» – очень своеобразный фильм о том, как молодая девушка, православная, едет с утра пораньше, чтобы попасть к духовнику на исповедь, стоит в очереди. Вдруг её в очереди обходит очень странный человек, плохо говорящий. Подходит на исповедь, и вдруг вся очередь слышит, что он говорит. Он кается в том, что не слушается маму. Человек не вполне здоровый, видно, что там какие-то есть отклонения. И вся очередь чуть не плачет, потому что вдруг начинает понимать, что вот настоящая исповедь, и вот что для «великого грешника» является грехом главным. В итоге эта девушка приходит к монашеству.

«Ветер поднимается» Бородиной Анастасии. Девушка после училища поступает в консерваторию, приходит в госпиталь, видит ребят израненных и переживает перелом. Она понимает, что она не может петь, не может заниматься пением, а лучше будет помогать им. Но через одного из бойцов она укрепляется в том, что каждый на своем месте должен делать свое дело. «Гости» Максима Полякова – тоже своеобразный фильм о том, как наши ребята оказываются в блиндаже, куда их дрон загоняет. Украинские военные рассказывают о том, что они тут находятся не по своему желанию, ими руководит майор из «Азова». Они дожидаются, и он приходит. Фильм о том, как на самом деле ничтожно чувство власти и ненависти, как человек становится мелким, низким, когда он оказывается под дулом пистолета. Фильм основан на реальных событиях.

Тема войны часто проходит в игровом кино. «Кресты» Дмитрия Пасичнюка и «Трезорка» Ильи Северова. «Трезорка» - фильм по историческим данным о том, как в блокаду собака спасала целую семью. Она приносила им зайцев, и они питались. А потом один из не очень хороших членов этой семьи захотел уничтожить эту собаку, а Господь не допустил. Собака спасла семью, а это уже переходит рефреном в наше время к мальчику, который очень хотел собаку иметь. А «Кресты» о том, как наши, когда немцы наступают, должны закрепиться, а у них нет на это времени. И тогда выходит один воин с крестами, которые у него были еще с Первой мировой войны. И что происходит с героем, с немцами, к которым он подходит, чем это заканчивается – тоже надо увидеть. Но это тоже наш постоянный автор, он каждый год присылает очень неплохие фильмы именно на тему войны. Все время небольшие сюжеты, но какие-то очень своеобразные.

В анимации в этом году есть еще очень своеобразный фильм постоянного автора с мировым именем Евтеевой Ирины. Она нам дала фильм, который называется «Отель Онегин». Само название говорит о том, что это фильм о Пушкине, об Онегине. Своеобразно снят фильм. Использована техника, когда покадровая обработка происходят на стекле с применением цвета в живописной лессировке. Там играют известные люди: Казарновская, Артур Ваха. Очень интересное переплетение сюжетов не только «Евгения Онегина», но и всех произведений, особенно сказок пушкинских. Своеобразный полуигровой, полуанимационный фильм.

Хотела бы завершить свой небольшой обзор двумя фильмами, которые у нас показаны. Один из них – игровой большой фильм на 107 минут из Болгарии, называется он «Не закрывай глаза» («Не затваряй очи»). Думаю, что это событие, потому что за последнее время в нашем православном кино, в нашем художественном кино каких-то таких событий не было, чтобы можно было об этом сказать. Был фильм «Монах и бес», когда-то еще снятый «Остров». А сейчас мы не можем такого фильма назвать. И вот фильм из Болгарии, казалось бы, просто снят, но удивительно проникновенно. Думаю, что это будет событие для зрителей. Фильм на несколько десятилетий – с 80-х годов и по наше время. Петр и Павел. Петр, который живет в 80-х годах, мальчик не совсем здоровый, скорее всего, наверное, аутист. Погибает по его вине сестра, любимая сестра. Его изгоняют из дома. Его Господь так ведёт, что он оказывается подвижником, но это нам пока ещё непонятно, подвижником в пустыне. А другой герой, священник Павел, у которого другая история – умирает сестра от рака, тоже любимая сестра. И вот пересечение двух этих имён, а главное, что происходит дальше, – Божий Промысел, который переплетается в их жизни, и самое главное, мы видим, что святость возможна. Показано без всяких сверхэмоциональных чувств о том, что святость оказывается возможной. Конец, конечно, удивительный, его нужно видеть. Фильм о том, что каждый Господом призван быть святым, и что все это возможно, но каким трудным путем дается приближение к Богу, и как Господь, Который зашел на крест, тем же путем и нас ведет. Фильм нужно увидеть и сделать какие-то выводы для себя: Николай Егерман «Не закрывай глаза» или «Не затваряй очи». На фестивале это спецпоказ.

И другой фильм, тоже как спецпоказ, фильм 2023 года. Мы обычно не показываем фильмы, которые уже не входят в программу фестиваля, но этот фильм называется «Русские люди», известного автора Павла Фаттахутдинова из Екатеринбурга. Он о семье Лундстремов, людях, предок которых, швед Франц Лундстрем когда-то в XVIII веке пришел сюда к нам в Россию, в нашу империю. Люди эти самые патриотичные, самые русские сейчас у нас здесь. Они не только занимаются музыкой, создают джаз-оркестры и ездят на СВО. Они на самом деле рассуждают о русской душе и делают очень много для России. Интересный такой взгляд через другую нацию, через другую культуру. Вот два фильма, которые стоит посмотреть.

Завершаю короткий обзор, приглашаю всех обязательно прийти и посмотреть то, что идет в кинотеатрах, а самое главное прийти на закрытие, потому что для нас это, конечно, важное и ответственное мероприятие. Будем надеяться, что все у нас получится, а вы посмотрите, и мы с вами увидимся на закрытии нашего юбилейного фестиваля.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+