20.10.2025 17:04:09

МОСКВА
18 октября 2025 года в рамках XI Международного фестиваля «Вера и слово» в оздоровительном комплексе «Снегири» состоялась панельная дискуссия «Культура как пространство миссии».
Участниками дискуссии стали: Д.П. Бак, литературовед и литературный критик, журналист, переводчик, директор государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля; И.И. Глазунов, художник-живописец, член президиума Российской академии художеств, ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова; А.С. Гореславский, генеральный директор АНО «Институт развития Интернета»; архимандрит Симеон (Томачинский), доцент кафедры филологии Московской духовной академии; Г.Ю. Гордеев, продюсер, медиаменеджер, генеральный продюсер онлайн-кинотеатра «Okko».
В качестве модератора выступил И.А. Кузьменков, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор радиостанции «Вера».
Открывая панельную дискуссию, модератор отметил, что это не первый подход к теме культуры: «В последние два года Церковь очень активно размышляет о культуре и вере, вообще о развитии русской культуры. Достаточно вспомнить резонансное выступление Святейшего Патриарха Кирилла на X Санкт-Петербургском международном форуме объединенных культур. <…> В этом году форуму объединенных культур предшествовало интервью Святейшего Патриарха "Российской газете". И мы на культурном форуме также проводили панельную дискуссию в день открытия. То, о чем мы говорим, имеет не только вес и значение внутри нашего православного медийного сообщества, но и воспринимается обществом».
Отвечая на вопрос о сущности православной культуры, архимандрит Симеон (Томачинский), высказал мнение, что «как нет православной физики, православной математики и всего остального, так и говорить о православной культуре значит сужать разговор и его даже в какой-то мере дискредитировать». Также спикер отметил, что в русской культуре вообще и в литературе в частности отражены христианские ценности, а христианские образы воплощены в героях произведений. Вследствие этого культура является важнейшим инструментом, через который можно раскрывать ценности и смыслы русской цивилизации.
А.С. Гореславский, продолжая дискуссию, рассказал о деятельности «Института развития Интернета» (ИРИ). В частности он рассказал о задачах, стоящих перед ИРИ: «Наша миссия — вовремя поддержать и масштабировать те явления из нашей великой культуры, которые должны быть масштабированы для того, чтобы достигнуть наибольшего эффекта, и найти баланс между изначальной мыслью, проводимой идеей и современной формой, если хотите, упаковкой. Для наилучшего донесения до аудитории, для донесения так, чтобы это было популярно, было интересно, захотелось читать еще и двигаться дальше».
Дискуссию по теме поддержал И.И. Глазунов: «Вся сфера искусства и человеческого дара творчества — это Божия компенсация за утерянный Рай. Это светлый дар Божий людям, который отчасти восполнил то, что было в райском состоянии». Он отметил, что искусство призвано поднимать дух, воспитывать его, будить в человеке величественным образом понимание о мирознании и о Боге. При этом, по мнению спикера, чрезвычайно важно, чтобы искусство не подменялось: «Необходимо разделять традиционный мир искусства, тот самый Божий дар человеку — славить Господа в этом злом и грешном мире вместо потерянного Рая, и искусство, которое глумится, ведет в пустоту и ни о чем духовном и ни о чем человеческом не может поведать, а является почему-то символом нашего времени, называется современным».
Отвечая на вопрос модератора о состоянии современной русской литературы, Д.П. Бак отметил: «Русская литература, конечно, жива. <…> Никакими средствами нельзя исчерпать смысл искусства, и поэтому оно продолжает жить. Для обычного человека, или, может быть, для человека, который еще не пришел к вере, искусство является проводником духовных ценностей».
О взаимодействии с создателями кинематографических произведений и аудиторией рассказал медиаменеджер и продюсер Г.Ю. Гордеев: «Слышать и чувствовать, что происходит в обществе, и какие темы нужно поднять для разговора, для диалога со зрителем, это очень важная составляющая современного и массового искусства, и массового кино. Конечно же, каждый творец, каждый писатель, каждый сценарист, продюсер хочет, чтобы максимальное количество зрителей увидело [художественное произведение]. Это художественное произведение влияет на аудиторию, влияет на поколение, влияет на культуру. И здесь нужен диалог именно с творцом, чтобы он понимал эту ответственность».
«В современных художественных произведениях не уделять место вере, духовности — в современное время преступление. Если мы не даем возможность, если мы начинаем аккуратно стесняться, бояться говорить на эту тему и начинаем это как-то замалчивать, это место займут другие, псевдодуховные, ценности. Если мы не будем наполнять пространство культуры словами миссии, не будем придавать художественным произведениям тональность проповеди, то это место займут другие. У нас тогда начнет развиваться мистицизм, усиливаться маловерие, неоязычество и так далее, потому что все это мгновенно появляется», — добавил Г.Ю. Гордеев.
Архимандрит Симеон (Томачинский), поддерживая предыдущие высказывания, отметил, что искусство позволяет объяснить и дать почувствовать человеку, не пришедшему к Богу, что такое важнейшие духовные истины. Миссия культуры, по его словам, заключается в том, чтобы достучаться до сердца человека.
А.С. Гореславский, отвечая на вопрос модератора о сокращении хронометража в цифровых медиа, высказал убеждение, что «и в коротком жанре можно раскрывать смыслы». Он также указал на большое число реализованных проектов, посвященных поиску Бога, философским исканиям, которые находят большой отклик у зрительской аудитории, выражающийся в большом количестве просмотров, обратной связи и пр.
И.И. Глазунов подчеркнул, что эстетика русской школы и классического художественного образования является востребованной, запрос на живопись в настоящее время велик. «Картина в раме как явление творчества в мире не устаревает, не соревнуется ни в коем случае ни с какими современными способами связи, информационными технологиями, короткими видеороликами, ни с чем другим», — сказал он.
Д.П. Бак, отвечая на реплику модератора о том, является ли русская культура частью мировой культуры, выразил твердое согласие с данной позицией, добавив: «чем настойчивее в определенных странах попытки ее [русскую культуру] запретить или отменить, тем она больше влияния имеет».
Также спикер отметил парадокс современного мира, состоящий в нехватке времени для восприятия традиционных ценностей, затрагиваемых во многих художественных произведениях. По его мнению, «серьезная угроза исходит от логики рынка, логики технологий, логики заказа, логики фрагментирования, логики сиюминутной пользы, и для того, чтобы ей противостоять, нужны очень серьезные духовные усилия, не навязчивые, не декларативные, а проникающие в саму суть человеческого восприятия».
В заключение дискуссии А.С. Гореславский озвучил следующую позицию: «Наша общая задача — искать таких героев, которые донесли бы традиционные вечные ценности, вот тогда у нас будет получаться тот самый синхронизированный герой нашего времени».
Подытоживая разговор, модератор высказал пожелание о взаимодействии представителей разных индустрий между собой для достижения общей цели — христианской миссии, а также цивилизационной миссии и возрождения русской цивилизации во всех ее разнообразных проявлениях.
Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ/Патриархия.ru
Добавить комментарий