Перейти к основному содержанию

00:49 11.07.2025

Протоиерей Александр Шаргунов: «Как бесконечно драгоценна человеческая жизнь, когда она соединена с Богом»

07.07.2025 19:48:46

Святой Иоанн Предтеча ― единственный святой, кроме Божией Матери, день рождения которого празднует Церковь. У всех других день их небесного рождения ― день смерти. Что возвещает нам Евангелие об этом событии? Слово Божие предельно просто, и в то же время значительно: «Елисавете настало время родить, и она родила сына». «Захария и Елисавета были праведны пред Богом». И они были в нищете ― у них не было детей. Это было тяжким испытанием в народе, где многочисленное потомство ― благословение Божие и единственное подлинное богатство.

 

И далее в Евангелии сказано: «И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею». Радость и веселие ― один из признаков наступления времен Мессии. Глядя на то, как мы живем, видят ли люди, не знающие Бога, что радость ― это свойство тех, кто любит Бога? Радость бывает тем большей, чем больше казалась она невозможной, чем дольше к ней шли. Христианская радость ― не радость, которая дается легко. Эта радость одержанной победы над всем, что угрожает нашей жизни. Это радость, разделяемая близкими и друзьями. Умеем ли мы радоваться с другими? Умеем ли разделять с другими нашу радость? Это радость, исходящая от Бога, потому что «Господь сотворил милость сию» с нами. Это знамение любви, благодати, благоволения Божия, когда человек приходит в мир. Так ли это очевидно для нас? Не утратил ли современный мир главные жизненные ценности? Многие ли сознают на самом деле, что жить ― это великая возможность обрести бесконечную блаженную вечность? Счастливы ли мы от одной только мысли, что мы вызваны из небытия к бытию? К вечному бытию. Милосердие Божие ― воспринимаем ли мы, какой глубокий смысл заключен в этих словах для нас? Мы могли не родиться. Готовы ли мы предпочесть дар жизни этой пустоте, этому ничто? Но только вечная жизнь ― истинна, и она есть тот дар Божий, та милость Божия, когда мы понимаем, что Бог любит нас. Все, что угрожает нашему существованию, все беды и скорби мира ― временно, преходяще. То, что дается человеку, ― с самого начала, когда он приходит в мир, ― это Божия любовь, вечная любовь. В день рождества Предтечи все радовались явлению жизни новорожденного младенца ― долгожданного, желанного, нечаянного.

 

«И хотели назвать его по имени отца его ― Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном». В древности никогда не давали имя случайно, как это делают сегодня, выбирая его по личному вкусу или следуя моде. Все имена, звучащие в этом месте Евангелия, ― с особым смыслом. Захария означает «память Господня» или «Бог вспомнил», Елисавета означает «почитающая Бога» или «обещание Божие», Иоанн ― «Божия благодать» или «Божие благословение». Каждый из этих людей носит имя, выражающее действие, совершителем которого является Бог. Понимаем ли мы, что каждый из нас ― не плод случая, как думают не знающие сокровенной тайны рождения люди? Сознаем ли, что жизнь каждого из нас имеет значение, потому что Бог восхотел дать ее нам, и она отмечена вечной любовью? «Мир бессмыслен», ― говорят безбожники-материалисты. «Мир идет к блаженству Самого Бога», ― говорят христиане.

 

И сказали ей: «Никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем». Поистине все в рождении Предтечи ― новизна. Оставляются прежние обычаи, как бы ни были они почитаемы. Начинается новое время. И это кажется странным тем, кто замкнут на одном только Ветхом Завете. Скоро явится Церковь Нового Завета, и юность ее будет всегда свидетельствуема Духом Святым, часто опрокидывающим слишком мудрые человеческие замыслы. Поистине имя его ― Иоанн, «Божия благодать». Точно так же мы увидим позднее, как «верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников» (Деян. 10, 45).

 

«И спрашивали знаками у отца, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку, и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога». Первые слова, которые произносят немые уста, ― хвала Богу. Ныне новое время, время спасения. Этим рождением разрешается язык, и дух обретает свободу, делаясь способным возвещать чудеса Божии. Послушайте эту песнь действия благодати: «Благословен Господь Бог… Он посетил народ Свой и сотворил избавление ему. Он воздвиг рог спасения нам, Он спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас, сотворит милость с отцами нашими. Он даст небоязненно, по избавлению от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде во все дни жизни нашей». Как нуждаемся мы сегодня в таком пророческом слове о народе нашем и о всех народах земли! Как должна быть связана эта надежда с молитвой о благодатном рождении наших детей. «И ты, отроча, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа ― приготовить пути Ему, дать уразуметь народу спасение в прощении грехов их». Бог начинает творить милость, открывать благодать. Тот, кто не хотел верить в невозможное, видит себя прощенным и исцеленным. Ибо нет невозможного для Бога.

 

«И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской». Этот страх ― может быть, то, что более всего нам нужно сегодня. Не тот страх, панический и рабский, от которого нам надо избавиться. Как говорит псалом: «Тамо убояшася страха, идеже не бе страх». «Страха ради иудейска» погибает сегодня Отечество наше и весь мир. Этот страх может быть побежден только страхом в библейском смысле ― страхом человека, приближающегося к Богу. Тайна окружает событие рождения Предтечи. Сокровенные замыслы Божии неисследимы. Люди предпочитают, чтобы их жизнь наполняла пустая обыденность и ровное однообразие ― только то, что поддается плоскому рациональному объяснению. Так им привычней и спокойней. Они страшатся собственной тени и не знают благоговейного страха, рождаемого бесконечной тайной Бога.

 

«Все слышавшие положили это на сердце своем, и говорили: что отроча сие будет?» Что будет сей младенец ― никто не знал этого. Надо было жить верой, принять прекрасный риск веры, которая ведет в неведомое. Мы знаем, что станет с этим младенцем, как будет он возрастать. Он уйдет в пустыню, подальше от людей, ближе к Богу. Он будет гласом, вопиющим в пустыне, что Мессия грядет. Затем последует его столкновение со всесильным Иродом. Взятие под стражу и заключение в темницу в каменной крепости, из которой он не выйдет. Здесь совершится усекновение его честной главы, которую принесут на блюде к возлежащим среди оргии. Это произойдет, когда ему будет немногим больше тридцати лет. Вот что отроча сие будет. Мир, отвергающий Бога, скажет: загубленная жизнь!

 

Но рука Господня была с ним. «Младенец же возрастал и укреплялся духом». Слово Божие, видя все наперед, дерзает так говорить. Подлинный успех в жизни ― не там, где мы, искушаемые честолюбием, стараемся достигнуть его. Загубить свою жизнь ― это значит не исполнить волю Божию. Иоанн Предтеча ― мужественный и сильный воин Христов ― осуществит свое призвание. Он исполнит то, что Бог ждет от него. «Величаем тя, святый Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодови рождество твое». Мы предстоим перед этой жизнью с молитвой покаяния и радости. Это праздник радости ― обещание прихода к нам нашего Господа. Больший из рожденных женами начинает свой путь навстречу Христу. И рождение всякого человека бывает ради встречи его с грядущим к нему Спасителем. С тем, Кто освещает нашу жизнь, уверяя нас в Своей любви и верности. Как бесконечно драгоценна человеческая жизнь, когда она соединена с Богом!

 

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Источник: Русская народная линия

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
4 + 7 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+