Перейти к основному содержанию

05:49 03.03.2024

К Богу живому от идолов

16.05.2023 11:42:25

Не так давно мы писали о том, как губернатор Мурманской области принял участие в шаманском обряде; и вот другой похожий случай — депутат Государственной Думы Сергей Николаевич Бабурин со своими соратниками снимается на фоне языческого идола.

Как он написал в своем телеграм-канале,
«В природном музее Томской писаницы, созданном в 50 км от Кемерово, на берегу Томи в Кемеровской области вокруг скальных рисунков 4-тысячелетней давности, мы сфотографировались у столба, символизирующего Перуна, главного бога наших предков-язычников.
Были времена - были нравы. Мы крепим наше сегодняшнее христианское мироощущение, но чтим нашу историю, даже языческую»

И, в следующем сообщении,

«Наши предки находили духовную опору в силах, символизирующих явления природы. Неужели мы, гордящиеся своим интеллектом и информационными технологиями, дрогнем перед бесами?»

У нас в стране свобода вероисповедания, люди вольны хоть в бубны бить, хоть на фоне идолов сниматься — это не делает их плохими людьми, плохими гражданами, или плохими политиками. Имеют полное право.

Но такого рода явления побуждают нас задуматься о Православном Христианстве и о том, как оно воспринимается в обществе — притом в той его части, которая настроена к Церкви вполне дружелюбно.

Вполне очевидно, что со стороны Сергея Николаевича это никоим образом не антихристианский выпад, и вообще не проявление какой-то злой воли.

Стихийный религиозный синкретизм — вполне типичная и массовая позиция. Люди — особенно в тревожные времена — ищут себе «духовной опоры» и готовы опереться на все, что только окажется под рукой.

Обряды ( то есть коллективные действия с неясным смыслом) снижают уровень тревожности. А идет ли речь о шаманском камлании, православном молебне или каких-то экстрасенсорных манипуляциях — увы, но обычно наши современники не улавливают разницы. Еще раз заметим — это не значит, что они плохие люди. Нередко это наши близкие, родные, знакомые — которые пребывают скорее в неведении, чем в противлении.

И нам стоит попытаться понять, что происходит — и что с этим делать.

Первая заповедь Закона Божия говорит: «Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх.20:2,3)

Нередко словосочетанием «десять заповедей» обозначают что-то вроде «правил человеческого общежития». Это ошибка; речь идет о правилах завета с Богом — и первые четыре заповеди относится именно к отношениям с Ним.

И самая первая заповедь воспрещает какие-либо взаимоотношения с языческими богами, участие в каких бы то ни было нехристианских религиозных практиках.
Мученики первых веков христианства пострадали именно за свой упорный отказ воздавать поклонение кому-либо, кроме единого истинного Бога. Это вызывало у язычников недоумение, подозрение, и, наконец, ярость.

Обычно римляне было терпимы к чужим верованиям — более того, они вполне могли поклониться и чужим богам и не видели в этом чего-то неправильного. Например, сохранились надписи, оставленные римскими легионерами в кельтском святилище, в котором они взывали к местным богам.

Для язычника боги соседей не менее реальны, чем его собственные — и, оказавшись на их территории, было вполне благоразумно постараться их задобрить. И вообще, чем с большим числом богов вы наладили контакт — тем лучше.

Отказ христиан оказывать почитание богам казался непонятым проявлением враждебности. Более того, считалось, что если не оказывать богам должного уважения, они разгневаются, и наведут на город чуму, войну, неурожай и землетрясение. А поскольку бедствия такого рода время от времени происходили, язычники тут же показывали пальцем на христиан — вот чье непочтение к богам навлекло на нас всех беду!

Даже в относительно спокойные годы отказ от идолослужения создавал христианам массу трудностей. Невозможно было заключить сделку, в ходе которой стороны должны были призывать богов; нельзя было принимать участия в общих торжествах — которые носили языческий характер; в армии надо было как-то уклоняться от обязательных гаданий и жертвоприношений — или идти на мученичество, отвергая их прямо.

Но христиане терпели все — социальный остракизм, насмешки, притеснения, наконец, пытки и смерть — лишь бы только не поклониться языческим богам.
Современному человеку это может показаться таким же странным, как и язычникам того времени. Бог-ревнитель Библии казался непонятным тогда — и кажется сейчас. Между тем категорический запрет поклоняться иным богам проходит через всю Библию:

«Не обращайтесь к идолам и богов литых не делайте себе. Я Господь, Бог ваш» (Лев.19:4)

Пророк Исайя с горькой насмешкой обращается к идолопоклонникам:

«Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены. Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы? Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же; пусть все они соберутся и станут; они устрашатся, и все будут постыжены. Кузнец делает из железа топор и работает на угольях, молотами обделывает его и трудится над ним сильною рукою своею до того, что становится голоден и бессилен, не пьет воды и изнемогает. Плотник [выбрав дерево], протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме. Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его. И это служит человеку топливом, и [часть] из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним. Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: "хорошо, я согрелся; почувствовал огонь". А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: "спаси меня, ибо ты бог мой". Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, [и] сердца их, чтобы не разумели. И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: "половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?" Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: "не обман ли в правой руке моей?"» (Ис.44:9-20)

Идолы — это «мерзость», нечто отвратительное Богу, навлекающее его гнев и осуждение.

Почему? Откуда такая нетерпимость? Потому что Бог —истинен. Он, в отличие от языческих богов, существует на самом деле. Он есть Создатель и Хранитель мироздания, мы Им живем, и движемся, и существуем; Он есть владыка мировой истории, и законный Владелец мироздания и каждого человека.

Как говорит псалмопевец, «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс.138:13-16)

Цель для которой Бог нас создал — обратиться к Нему и в Нем обрести жизнь вечную и блаженную.

Грех настолько разрушил людей, что они делают нечто непостижимо постыдное, глупое, отвратительное, извращенное и нелепое — оставив своего Создателя, поклоняются бездушным истуканам. Впрочем, язычники еще имеют некоторое извинение — они унаследовали ложные религии от своих предков и лучшего не знали.

Но Апостолы, выйдя на проповедь, призывают людей «обратиться от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них» (Деян.14:15) Уверовавшие обратились «к Богу от идолов, [чтобы] служить Богу живому и истинному» (1Фесс.1:9)

Святые Отцы, продолжая служение Апостолов, самым резким образом отвергали идолослужение; они не просто полагали его неуместным, бесполезным и тщетным — но и подчеркивали, что идолы являются порождением и обиталищем бесов, желающих отвратить людей от поклонения единому истинному Богу.

Василий Великий, например, писал: «Во всех идолах, из дорогого или недорогого вещества, которым кланяются язычники, присутствуют демоны, невидимо прилетающие и наслаждающиеся приятностью нечистых испарений»

Конечно, наши современники, как правило, далеки от сознательного поклонения бесам — они просто не знакомы с библейским и святоотеческим учением по этому вопросу. Мы имеем дело с неосведомленностью — а не со злой волей.
Но на нас, православных христианах, лежит обязанность об этом учении рассказывать.

Идол Перуна — как и Марса, Зевса, Вотана, или любого другого языческого божества — это мерзость перед Богом.

Мы, русские — тысячелетний христианский народ. Нас — наш язык, нашу культуру, архитектурный облик наших городов, наш образ мышления, наши нравственные ценности — создала православная вера. В нашей земле просияло множество святых Божиих.

Эта истинная и спасительная вера — наше законное наследие; и мы призваны, вслед за нашими благочестивыми предками, отбросить бессмысленных идолов и обратиться к единому истинному Богу — Богу преподобного Сергия Радонежского и Серафима Саровского, Богу всех святых, в земле нашей просиявших.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Fill in the blank.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+