Перейти к основному содержанию

00:47 20.04.2024

Время для диалога

17.03.2022 10:30:35

В первое воскресенье Великого поста Церковь отмечает праздник Торжества православия, который был установлен в память о победе над иконоборческой ересью. Поскольку все это было давно и в храмах собираются не сектанты, а православные, то некоторые думают, что этот праздник их не касается. Не задумываясь над тем, почему он установлен в начале поста и как связан не только с церковным календарем, но всей нашей жизнью.

Впрочем, неслучайно. Поскольку для того, чтобы разобраться в происходящем, сегодня мы, как правило, включаем телевизор, листаем сайты и социальные сети, но в Евангелие или церковный календарь не заглядываем. Хотя, как когда-то заметил один мудрый человек, именно в Библии мы могли бы найти ответы на все вопросы. Поскольку Бог, любя людей, не мог не оставить нам подсказок. Когда же я спросил, где эти подсказки найти, он ответил: «Ты, просто, читай, особенно, Евангелие. Ходи в церковь и слушай. Обдумывай, что услышал, соединяй с тем, что происходит, и сам все поймешь».

С тех пор, я читаю, слушаю, соединяю и обдумываю. В том числе события последних дней, которые выпали на Неделю Торжества православия. Казалось бы, какая тут может быть связь? И, вообще, какое отношение они имеют к Великому посту? Разве мало в жизни подобных совпадений? Хотите, расскажу? Конечно, ни на чем не настаивая.

Помните, как накануне Великого поста в храмах звучала притча о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14)? А теперь вспомните, как в Страстную пятницу те же фарисеи будут кричать: «Распни, распни Его!» (Ин. 19, 6), а мытари бессильно стоять у Креста Господня и оплакивать Распятого. О чем это говорит?

О том, что весь этот путь, длиной в десять недель, мы пройдем рядом с фарисеями и мытарями. Потому что «два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь» сказано не о ком-то другом, но о нас и для нас. Это мы «вошли в храм помолиться». Все мы – фарисеи и мытари. Хотя бы отчасти. И тот, и другой живут в каждом из нас и периодически выглядывают наружу – обнаруживают себя. Особенно, когда привычный мир трещит по швам, и мы бросаемся осуждать других людей, в том числе Церковь. Вплоть до призывов сотворить очередной раскол или секту. Ну, а как иначе? Ведь мы – «несмь якоже прочие человецы» (Лк. 18, 13).

Именно так когда-то фарисей из Христовой притчи провел черту между собой и другими людьми. Также и секта начинается с того, что ее члены проводят между собой и Церковью воображаемую черту и, в итоге, себя от нее отделяют. Сначала, мысленно. Затем также и формально, юридически. Поэтому вряд ли мы ошибемся, сказав, что духовной основой сектантства является фарисейство, и, образно говоря, из-за плеча каждого сектанта выглядывает фарисей, горделиво уверенный в своем превосходстве над другими людьми.

Конечно, это не означает, что церковные власти всегда и во всем правы. Иначе во время ектеньи мы бы их славили, а не молились: «Господи, помилуй!». Эти два слова, удивительно емко и точно передают верное отношение к любым властям – трезвое и критическое, но при этом полное сострадания и участия. По сути, это приглашение к диалогу. Причем на самом высоком уровне. Там, где проведенные людьми красные линии не имеют значения. Попытка взглянуть на происходящее глазами самого Бога, для которого все мы – Его дети, братья и сестры. Просто, по разные стороны границ.

Сомневающийся и вопрошающий – еще не фарисей. Пока человек открыт для диалога, готов слушать и слышать других людей, он все еще пребывает в Церкви. Как супруги или друзья, которые могут в чем-то не соглашаться, но не разрывают общения в надежде, что однажды будут услышаны другой стороной.

Помню, как в один из первых дней истории, которую мы все сейчас переживаем, в храме с вопросом подошла ко мне молодая женщина, Оказалось, что накануне она с мужем и детьми пошла в гости к бабушке и дедушке, где они все, по известному поводу, переругались. Причем муж в ходе разговора поддержал родителей, поэтому после возвращения домой ссора вспыхнула с новой силой. Дети глядели на происходящее широко раскрытыми глазами со слезами, и теперь родителям предстояло объяснить, что произошло, и, главное, всем примириться. К счастью, это удалось.   

Но бывает иначе – когда диалог становится не нужен, тогда в нас побеждают фарисеи и сектанты. Поскольку и те, и другие – люди не диалога, а монолога. Когда же они сбиваются в группы в социальных сетях, то те становятся похожими на секты, члены которых усердно присягают своим авторитетам, горячо хвалят друг друга и скопом набрасываются на несогласных. Хотите это проверить? Тогда зайдите в любую из групп почитателей известного отца А. и попробуйте усомниться в его непогрешимости.

Почему такое случается? Иногда это особенности характера и воспитания. В том числе недавних лет, когда так долго попадался на глаза лозунг «слава советскому народу», что многие в него искренне поверили. Иногда результат профессиональной деформации. Когда человек – начальник, священник, учитель, офицер, чиновник долгое время вынужден долгое время общаться с другими, исключительно, в режиме монолога и так к этому привыкает, что любой вопрос представляется ему покушением на устои.

Возможно, именно для того и дан нам Великий пост, чтобы мы могли научиться диалогу и так победить в себе фарисея. Чтобы вспомнили, что слово «церковь», в переводе с греческого, означает «собрание», и, когда из жизни Церкви исчезает диалог, она превращается в секту. Чтобы учились «не презирать ни одного из малых сих» (Мф. 18, 10). Даже, если они живут и мыслят иначе. Заметили друг друга. Научились слушать и слышать. Осознали, что фарисейство всегда заканчивается насилием, и так не оказались в Страстную пятницу с теми, кто будет требовать распять Христа.

Тогда, пройдя этот путь до конца, мы сможем оценить Великий пост как время для диалога, а православие как искусство подобного диалога. С надеждой на то, что однажды наступит его торжество. О чем мы так горячо молились в первое воскресенье этого поста.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
2 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+