11.11.2021 14:07:02
Предлагаем вам послушать беседы нашего постоянного автора - выдающегося российского филолога, литературоведа, исследователя творчества Достоевского профессора Александра Николаевича Ужанкова, посвящённые духовным основам произведений великого русского писателя. Программы подготовила к эфиру Антонина Арендаренко.
"Преступление и наказание" - первый в ряду великих романов. Это роман об идее и герое - идеологе. Здесь автор блестяще воплотил православное Учение о прилоге.
Никто до Достоевского не мог с такой силой и глубиной приоткрыть нравственно-психологические тайны души человеческой, "найти человека в человеке". По мысли писателя, человек должен измениться "не от внешних причин, а не иначе как от перемены нравственной". Раскаялся ли Раскольников в содеянном? Достоевский не отвечает на этот вопрос прямо, но пристально и детально всматриваясь в своего героя, дает эту возможность и читателю.
часть 1 Слушать: https://radonezh.ru/radio/2021/06/17/20-32
часть 2 Слушать: https://radonezh.ru/radio/2021/06/24/20-26
Роман «Идиот» Достоевский писал с 1867 по 1869 год, и задумал его как продолжение «Преступления и наказания». Его главный герой — «обновленный Раскольников», «исцелившийся» от гордыни человек, князь Мышкин, носитель «положительно-прекрасного» идеала. Не случайно в рукописи он называется иногда «князем-Христом». Достоевский считал, что на свете существует только одно положительно прекрасное лицо — это Христос. Писатель попытался наделить главного героя романа — князя Мышкина — похожими чертами.
Слушать: https://radonezh.ru/radio/2021/07/01/20-29
Братья Карамазовы" - Этот роман, по замыслу автора, не завершён, он является лишь первой, вступительной частью, «прологом» большого повествования, центральным героем которого должен был стать Алеша Карамазов. Однако всякое гениальное художественное произведение содержит в себе такую полноту жизни и глубину смысла, которая не может быть осознана до конца и выражена в понятиях даже самим его творцом его, тем более комментаторами. Тем более что художественное изображение мира, действительного и воображаемого, стоит ближе к Божественной правде, чем философское. Дмитрий Карамазов, сидя в остроге и предвидя работу в рудниках на каторге, восклицает в беседе с Алешей: «О, да, мы будем в цепях, и не будет воли, но тогда, в великом горе нашем, мы вновь воскреснем в радость, без которой человеку жить невозможно, а Богу быть, ибо Бог дает радость, это его привилегия, великая... Врет Ракитин: если Бога с земли изгонят, мы под землей его сретим! Каторжному без Бога быть невозможно, невозможнее даже, чем не каторжному. И тогда мы, подземные человеки, запоем из недр земли трагический гимн Богу, у Которого радость! Да здравствует Бог и Его радость! Люблю Его! Митя, произнося свою дикую речь, почти задыхался. Он побледнел, губы его вздрагивали, и из глаз катились слезы». (XI, 4).
Добавить комментарий