09.02.2021 19:12:19
Протоиерей Александр Балыбердин
Вчера был День Новомучеников и исповедников Церкви Русской, память которых в этом феврале совпала с известными многим событиями, а также с Евангельским чтением о слепом, который, снова увидев мир и Христа, пошел за своим Спасителем (Лк. 18:35-43).
Возможно, кто-то спросит: "И что с того?" А вот мне это совпадение показалось интересным и поучительным. Особенно в свете того, что после известных событий в постах некоторых православных блогеров (причем весьма уважаемых и читаемых) зазвучали призывы "определиться" и "разбежаться" по разным политическим лагерям. Читая которые, я вспомнил, как однажды, в советском детстве, скатившись с высокой ледяной горки на Театральной площади г. Кирова, я пулей выскочил на снег и тут же ... получил тумаков от стоявших там пацанов. Поскольку, как оказалось, вышел не на ту сторону - мне, как жителю "центра", полагалось выйти налево, а я вышел направо и попал в "объятия" ребят с другого района.
И вот, спустя сорок лет, мне снова предлагают "определиться" выйти на "правильную сторону". Причем каждый считает таковой именно свою и в корне не согласен с оппонентами. Вплоть до желания забанить всех, кто думает иначе. "При чем же здесь пример Новомучеников? - удивится иной читатель. - Ведь, как известно, они пострадали в годы гонений, а сегодня гонений нет. В чем же тогда актуальность их подвига? Чему он может нас научить?".
Конечно, каждый вправе ответить на эти вопросы по-своему. Поэтому настаивать на своем ответе не буду. Тем более, лезть в политику, где, по моему убеждению, священнику делать нечего. Почему? Потому что политика разделяет, а Церковь призвана, наоборот, объединять. Причем вокруг не идей, какими бы красивыми они не казались, и не вождей, какими бы исключительными качествами они не обладали, но вокруг Христа. Неслучайно, вслед за Апостолом, мы называем Церковь Его Телом.
Также и Новомученики, вопреки расхожему мнению, пострадали вовсе не за какую-то политическую доктрину или модель государственного устройства, не за Белое движение или "Россию до 1917 года", а за Христа. За удивительную, Самим Богом данную каждому из нас возможность, подобно прозревшему слепцу, увидеть Христа и пойти за Христом, стать Его последователем и, в итоге, гражданином Его Небесного Царства. Неслучайно Церковь называет Новомучеников "за Христа пострадавшими". Не ради красного словца, а потому что именно это составляет суть их подвига.
Этот подвиг в том, что в условиях несравненно более острого противостояния 20-30-х годов XX века, Новомученики - каждый на своем месте, в меру своих сил и талантов - не дали разодрать на части единое Тело Христово. Не дали стравить и превратить в непримиримых классовых врагов своих прихожан, братьев и сестер по крови и вере. Но словом и делом, даже в те лютые времена, старались приводить людей ко Христу. Учили их искать, прежде всего, Царства Небесного и быть со Христом, а с политиками постольку и насколько их слова и поступки не расходятся с Христовыми заповедями.
Очевидно, что такое видение жизни и гражданской позиции устареть не может. Оно актуально всегда. Поэтому и сегодня, по примеру Новомучеников, куда бы не звали нас новые пропагандисты и агитаторы, хорошо бы не удаляться от Христа, не терять Его из вида и стараться идти именно за Ним, а за политиками лишь в той мере, насколько они сами со Христом. Если же кто-то хочет идти в другую сторону, то, что с этим поделаешь? Пусть идет. Но только без нас. А мы останемся со Христом.
Добавить комментарий