Перейти к основному содержанию

12:26 17.12.2018

Вот вы говорите: молодежи не надо делать замечания, вообще, может, даже и не молодежи? Отвечает протоиерей Леонид Калинин

20.03.2013 11:20:31

Сегодня наш собеседник-протоиерей Леонид Калинин, настоятель храма священномученика Климента Папы Римского.

- Почему одни христиане отмечают его 25 декабря, а другие-7 января?

Вот что ответил отец Леонид:

- Сама природа у нас в пределах Руси Святой показывает, что праздник настоящий наступает именно 7 января. Неоднократно отмечали и святые люди, и обычные миряне, что природа живет по юлианскому календарю. Не случайно этот календарь, соединяя в себе и духовные реалии и нашего мира стояние, объединяя два этих начала, является самым точным, поскольку он не разрывает связи небесного и земного. К сожалению,  западный мир, еще задолго до эпохи революции, проводил свою, стремясь подчинить духовное человеческому разуму. Если григорианский календарь является более точным в астрономическом смысле, то в духовном смысле единственным точным календарем является календарь юлианский. Поэтому мы с вами счастливы тем, что православная церковь сохранила для русского народа, для всех народов, населяющих нынешнюю Россию, сохранила эту удивительное духовное исчисление времени, согласованное с жизнью Церкви, торжествующей на небесах.

- А в православном мире царит единодушие по этому поводу?

- Обычно перед Рождеством и особенно в канун католического Рождества очень много на эту тему возникает споров. Это обычное явление, попытка перейти на новый стиль и заставить Церковь сделать это. В этом смысле, не осуждая никого из тех, кто по немощи своей принимал такое решение, многие поместные православные церкви перешли на новый стиль. Я хочу вспомнить одно интересное наблюдение свое и то, что мне довелось слышать от членов Русской Зарубежной Церкви, которые когда -  то в Америке в числе знакомых, может, даже почитателей Шмемана, который очень ярко, публично выступал за то, чтобы Церковь перешла на новый стиль. Он говорил в своих проповедях, что мы празднуем не дату, а мы празднуем событие. Мы не должны думать, в какой момент, в тот или иной день, произошло это великое событие, но оно произошло, и это самое главное, и неважно когда его праздновать. И вот под действием таких проповедей, когда совершился переход на новый стиль американской Церкви, многие прихожане заметили, что пафос слов прошел, да и отец Александр скончал свой земной путь, и в результате они не получили того благодатного, того высокого, о чем, может быть, хотел нам сказать отец Александр. Загипнотизировав их своим пафосом, он помог им принять это решение, а в последующее время они почувствовали себя обманутыми, потому что никакого духовного смысла за переходом на новый стиль они не увидели кроме пустоты и оторванности от Русской Церкви, которая продолжала и продолжает хранить Богом ей данный юлианский календарь. Собственно грубого нарушения, как вот иногда говорят, что нельзя даже молиться с новостильниками, в новом стиле нет. Безусловно, молиться можно, и наша Церковь святая поддерживает литургические и канонические связи со всей полнотой православия. Но то, что мы храним традицию- это очень важно и я думаю, что Русская Церковь будет продолжать это и впредь.

- Расскажите о святом, которому посвящен Ваш храм. Православные  пока не слишком хорошо его знают.

- 8 декабря, по новому стилю и 25 ноября, по старому стилю, по юлианскому календарю мы праздновали память священномученика Климента Папы Римского в честь которого освящен храм, настоятелем которого я имею честь быть. Я очень благодарен всем прихожанам. В связи с ремонтом внутри храма боялся, что многолюдство будет таким, что мы не сможем вместить всех желающих. Но собственно мои самые ужасные предположения, но в хорошем, конечно, смысле оправдались. Людей пришло очень много, храм мы не могли закрыть до 9 часов вечера -  такой постоянный поток верующих приходил в храм, что бы поклониться памяти великого святителя, священномученика Климента Папы Римского о котором все больше и больше сейчас становится известно.

- Какое значение для верующих имеет почитание ранее малоизвестных святых?

- Я считаю, что процесс освоения исторической памяти Церкви, который происходит уже многие десятилетия, особенно последние два десятилетия, будет продолжаться. Некогда святитель Христов-Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский Максимович, будучи в Западной Европе, в Париже, посвятил очень много сил и своих пастырских дарований делу осознания этой исторической памяти, открытия имен, которые, казалось, уже преданы забвению. Он изучал жития святых Запада до раскола Церквей, тех, которые были мучениками, святителями, преподобными, которые были настоящими православными, как мы сейчас бы могли сказать, хотя в то время не было еще разделения на православных и католиков. Это разделение произошло, как большинство из слушателей знают, в 1054 году, т. е. в середине 11 века. А до этого единая Церковь, единые уста, единое сердце, обращенное к Богу, сохранение всей полноты откровения, данного через Апостола Спасителем нашим, Господом Иисусом Христом, посредством сошествия Святого Духа. Так и сказано в Евангелии об этом, что «послю Духа Своего, и Он напомнит вам все, что я говорил вам», так вот эта полнота Божественного откровения была в неразделенной Церкви, и в западной части, и в восточной части единой. К сожалению, дальше более рациональный ум западного человека начал вносить свои добавления, изменения, улучшения как они думали, но привело это к трагическим последствиям ,которых до сих пор мы не можем преодолеть,  не можем соединиться на твердой основе «единства веры», заповеданной святыми апостолами.

Постигайте глубину и вечный смысл этих слов, изложенных в «символе веры» и это укрепит вас в вашей личной вере, и поможет вам быть ближе и соединиться больше со всей полнотой верующих в Церкви.

- Вы говорите о соединении с полнотой верующих. А как быть, когда единение нарушается, люди уходят из храма обиженными из-за грубости персонала?

- Это совершенно недопустимо. В Церкви мы должны себя чувствовать как в казенном доме, где кто то, кто имеет отношение к руководству прихода, считает себя в праве грубо и жестко делать отповеди тем кто пришел в первый раз. Мы все чада Божьи и должны понимать, что церковь не наша вотчина, а наш общий дом. Это земное небо, которое Господь даровал нам, и мы не можем присваивать себе какие то особые права на храм, если являемся постоянными прихожанами Мы все на земле пришельцы и не должны настолько узурпировать права других людей свободно обращаться к Богу в храме Божьем.

Церковь пережила тот страшный период, когда людей насильно отлучали от Бога, когда среду священнослужителей старались всячески пополнять не всегда образованными, не всегда духовными людьми, стараясь всячески принизить и значение самого священства. Но сейчас, в наше время, Слава Богу, и с развитием духовного образования, и с тем призывом Божьим, который в последние годы услышали очень многие искренно верующие люди и стали священнослужителями, эта ситуация становится лучше. Но и очень много зависит от того, что видит человек в храме. Молодой священник приходя в храм, если он видит, что там хорошая здоровая обстановка, молитвенная, усердное служение, начиная с настоятеля и до последних алтарников,  то этот духовный настрой передается ему, и он тоже в себя его впитывает. Мне в этом смысле очень повезло, потому что я начинал свое служение в храме Спаса Нерукотворного Образа в Андронниковом монастыре, и я с огромной благодарностью, каждый день, каждую службу вспоминаю слова ныне здравствующего отца Вячеслава Савиных, нашего настоятеля. Он всегда был образцом такого искреннего, верного служения Богу. Ведь Господь нам говорит; «в малом был верен, и над многими тебя поставлю». Если человек действительно усердно, в меру своих сил, возможностей и даже иногда сверх меры старается исполнять положенное, то, безусловно Господь видит его труды. И если человек с начала еще думает, что он за это получит некую награду и , может быть, и за награду старается, то с его духовным возрастанием он начинает исполнять свой долг любви именно по любви, не задумываясь о награде, не задумываясь о каких то внешних знаках отличия, а именно стараясь просто нести то добро, ту любовь, которую Христос несет нам каждый день, каждую минуту, каждую секунду нашей жизни. Мы, к сожалению, настолько бываем черствыми, что не видим этого-как Господь нас любит; как он нас прощает за наши грехи, за наши отступления, за наши немощи, за нарушения постов, за злые слова, которые мы иногда позволяем, да и за многие другие грехи. Господь подает нам это прощение и как сказано в одной из молитв, в которой и на вечерней, и на утренней, всегда звучит: «Благословен Еси Господи, научи мя оправданиям Твоим». Я еще раз говорю, что бояться каких то прельщений, каких то дисциплинарных взысканий это уже вообще запредельная вещь-если священник до такой степени черств к прихожанам, что к нему необходимо архиерею правящему применять какие то меры воздействия. Это уже говорит о чем то таком неправильном глубоко, что следует исправлять немедленно, поэтому архиерей и вынужден вмешиваться в такую ситуацию. Но я надеюсь, что ревность служения, которая от пастыря передается пастве, подвигает и паству к более ревностному исполнению своих обязанностей, а ведь наши обязанности, хоть и разные, но они взаимно поддерживают друг друга. Вот, например, я заметил, что за последние 10 лет многие люди, которые очень искренне пришли к вере, к молитвенной жизни, стали посещать храм регулярно, ревностно относиться к своим христианским обязанностям, начали постепенно ослаблять свое молитвенное послушание,  не читать священное Писание - постепенно отходить от того, что является на самом деле самым важным в нашей жизни. Как сказано в одном из текстов на утрене: «Ночь не светла не верным твоим, Христе, верным же сладость просвещения словес Твоих. Тем же утренюю Ти, царю мира, и воспеваю Твое божество». Так вот для неверных ночь темна, а для верных ночь светла, если они встают и молятся ночью, вечером ли. Вот сейчас, кстати, сегодня самый короткий день в году, можно сказать уже ночь, и после прослушивания нашей программы вы можете, смело, спокойно и открыто придти к иконам и вознести свои смиренные молитвы Богу, от которых вы получите огромную пользу.

Ну так вот, я говорил о том, что многие люди ослабляют свое послушание, необходимое для каждого христианина, и тем самым они перекладывают ношу своей молитвы на плечи других, потому что церковь - единый организм, и если не молятся 10 человек, 20 человек, то кто то другой должен за них помолиться. Значит, тем, кто молится, приходятся сложнее, и мы, таким образом, не выполняем главный закон-это закон любви, т. е. мы не помолившись вечером, таким образом на кого то другого переложили свою тяготу, и напротив, если мы с бодрым сердцем и со светлой душой приходим к Богу, молимся Богу, и понимаем, что, может быть, этой молитвой мы помогаем кому  - то немощному, кто сегодня не мог придти и не смог помолиться, или Господь призывал его, но он не услышал. Но мы, молясь, совершая даже свое обычное правило, помогаем таким образом всей церкви. Вот это и есть общее дело, это и есть наше единство во Христе Иисусе- не формальное, не декларативное, а живое, потому что молиться  - это поднимать тяготу, прежде всего своего собственного нежелания, лени, которую приходится победить. Но встать, подняться, открыть книгу  - и вот тогда ты испытываешь благодать, которая приходит к твоему сокрушенному и смиренному сердцу, хотя конечно иногда испытываешь и тяготу, вот я например, когда просят помолится, стараюсь не то что бы уклониться, но иногда малодушничаю, потому что я знаю, как это трудно.

Вот Патриарх Кирилл очень хорошо сказал, когда была катастрофа Невского экспресса: хотя бы встали бы и помолились за упокой этих несчастных людей, которые ехали в мирном поезде, в мирное время и вдруг погибли такой страшной, лютой смертью. Что же касается вот этого пожара в баре, в ночном клубе, то я очень хороший комментарий прочитал у одного православного журналиста, который сказал: если бы люди больше помнили о Рождественском посте и старались бы быть внимательными к себе, то этой трагедии могло бы не произойти. А в Перми, я скажу, ни в коем случае не умаляя этой трагедии,

-мы действительно сами все молились за несчастных людей, кто пострадал, но они могли бы не пострадать, если бы они не оказались в это ненужное время, в этом ненужном месте. Кто их привел туда? Устраивать веселье в пост, пляски, какие то совершенно непостные увеселения, и в результате они пострадали не потому что, как некоторые скажут: вот, их Бог наказал. Нет, Бог не стремится кого то наказать, они сами себя наказали, они сами пострадали. Вот в этом плане я услышал интересный комментарий: почему то им меньше дали компенсацию - родственникам за погибших, чем на Невском экспрессе. Я считаю, что даже правительство, интуитивно оценив, даже не отдавая себе большого отчета, в чем разница между первыми и вторыми, большую компенсацию дало тем, кто погиб в результате крушения Невского экспресса, потому что эти люди ехали в мирное время, в мирном поезде. Никаких увеселений, никаких непостных там плясок и игрищ они не устраивали, они просто ехали в северную столицу по своим делам, по работе, по семейным делам и они совершенно не виновны, их никто не заставлял куда- то приходить, покупать дорогой билет, сидеть в ночном клубе до утра -  в общем то, в такое время, которое, конечно, не соответствует этому заведению. Вообще можно сказать, что в русской традиции, я не могу сказать, что в Рождественский пост, но, например, в Великий пост, всегда закрывались все театры и все увеселительные мероприятия прекращались. И никаких балов не было в пост, и людям давалась возможность даже на уровне общества в целом более строго и внимательно провести постное время, чтобы хотя бы отдать Богу десятину от года, какой собственно и считается Великий пост. Но в наше время, конечно, очень любят говорить: мы живем в многоконфессиональной, многонациональной стране,  и т.д.. Мы, действительно, живем в такой стране, но уважать традиции большинства -это не признак умаления меньшинства,  и поэтому православная традиция должна, мне кажется, занимать в обществе более весомое и более ясное место, потому что мы, все таки, наследники святой Руси в большинстве своем. Хотя конечно, скажут: да, вот мусульмане против. Да не против мусульмане, не будут они против того, что связано с верой, а вот что связано с безбожием  - страшно, и то, что связано с отступлением от Бога-когда пост не в пост-понимаете?! Молитва не молитва, не нужно ничего делать, нужно только заниматься удовольствиями в своей жизни. Собственно вот это, так по научному называемое, «гедонистическое» сознание, когда «гедонизм»-это стремление к развлечениям, к увеселениям, т. е. превращения конечного продукта деятельности человека в то или иное удовольствие от жизни, получаемое иногда вопреки духовному развитию, духовному росту и вопреки, даже элементарно, церковному календарю. По этому, конечно, со скорбью и с искренним сожалением о тех погибших, которые были заживо сожжены или задохнулись от чудовищного ядовитого газа в этой «Хромой Лошади». Мы можем сказать, что мы сожалеем о них, и мы конечно отпеваем их, хотя конечно, может быть, в древнерусское время даже бы и не отпевали за то, что люди в пост совершили определенный грех против Церкви, но мы снисходим, мы очень сострадаем тем, кто погиб, тем детям сиротам кто остались - это действительно трагедия. Многие люди не могли даже и представить себе, в какой ад они попадут, но они сами туда пришли, они сами к этому аду приблизились, и это очень грустно. И поэтому, выражая сострадание, мы не можем не дать оценки с точки зрения церкви, что нужно более внимательно, более строго проводить дни святого Рождественского поста.

- Батюшка дорогой, Вы не сказали насчет книги Патриарха Никона. Прочитали вы или нет, и какое мнение вы составили?

- Да, простите. По поводу книги о Святейшем Патриархе Никоне я скажу, что- это огромный свод документов, который мне подарил один из маститых прихожан Александр Викторович Вахромеев, видимо дальний родственник Митрополита Филарета Минского, и эта книга мною прочитана почти полностью, с огромным интересом. Это академическое издание, выпущенное Московским Государственным Университетом, и оно делает очень объемной эпоху Патриарха Никона. Вкратце я могу свести ее содержание к тому, чтобы московская кафедра стала Вселенской, и строительство Воскресенского Новоиерусалимского монастыря  - это как бы был перенос центра православия из Иерусалима в Россию. Это было желание действительно возглавить все поместные церкви, хотя у нас в православии нет такого единоначалия и единого возглавления как у католиков, но идеи такие были. И очень сложный исторический период, потому что запад всячески стремился поработить

православие духовно, в искусстве, в архитектуре, в музыке. Во время Никона и после, внедрились такие традиции, которые никогда не были свойственны христианству вообще.

Я сегодня, кстати говоря, был в историческом музее в Москве, очень подробно осматривал экспозицию, и видно как резко отличаются до Никоновские годы с теми годами, когда уже Никон стал Патриархом и стремился просто совершенно перелицевать, я бы так сказал, церковь. У меня лично Патриарх Никон не вызывает никакой симпатии, и я это могу сказать открыто, не боясь колоссальной критики, которая посыплется на меня после этого эфира. Никакой симпатии он у меня не вызывает, хотя он был, безусловно, талантливым, ярким, очень хорошо начинал. Был Богословский кружок, в который входили будущие жертвы этого противостояния -  и протопоп Аввакум, и другие. И кончилось это все очень грустно, а главное, что был сломлен хребет духовной России, с тех пор Россия начала хромать, потому что единство веры, единство церкви и единство во Христе-это самое главное, что нельзя было потерять. Но, к сожалению, все эти реформы и потом последовавшие действия властей, которые тоже были крайне негативными, часто и я удивляюсь почему в историю царь Алексей Михайлович вошел под именем Тишайший. На самом деле в его царствование ничего тишайшего не было. Это было царствование очень жестокое, и противников идеологических в то время не увещевали. Их уничтожали жестоко, причем это были не те противники, например, которые противостояли во времена Иосифа Волоцкого церкви и обществу, я имею в виду ересь жидовскую еще, а это были свои исконные русские люди, которые стремились к сохранению древнего благочестия. По этому я еще раз повторюсь, что никакой симпатии к Патриарху Никону я лично не испытываю.

- Батюшка, благословите, пожалуйста, это прихожанка Валентина. Мне хотелось бы сказать, вот вы говорите: молодежи не надо делать замечания, вообще, может, даже и не молодежи. Но тогда хотелось бы, чтобы батюшки после проповеди хотя бы обращали на это внимание. Вот мне часто приходится стоять в притворе. Молодежь приходит, они не чувствуют, что они приходят в храм...

-Да, я все понимаю о чем вы говорите. Более того, я сам многократно был в таком положении, когда приходят ребята, я еще служил в Андронниковом монастыре, там музей Рублева и вот экскурсанты, школьники приходят как будто они с луны свалились. Вообще не похожи не то, что на православных, вообще на русских ребят, которые хотя бы знали, как правильно перекрестится. Мальчишки в шапках, с шумом, с гамом. Мне приходилось даже останавливать службу несколько раз и обращаться к ним с пастырским словом увещевания. Но я именно им говорил и рассказывал о храме, рассказывал, куда они пришли, какое это место. И я считаю ваше замечание абсолютно правильным и думаю, что те священнослужители, которые нас сейчас слышат, смогут найти возможным как - то с прихожанами, может быть в воскресные проповеди коснуться этой темы. Пусть это будет тактичным, и не сразу, может быть, все вываливать на головы молодежи, которые приходят. Но, в общем – то, это, наверное, должно в пастырских наставлениях звучать: как следует себя вести в храме, в какой одежде следует приходить. Хотя некоторые батюшки видя, что женщина пришла без платка и они говорят: не буду тебя исповедовать, иди отсюда, не буду тебя причащать. Это тоже крайность, которая неправильна, хотя конечно объяснять это нужно.  И я еще хочу, пока мы не закончили, что необходимо помолится о новопреставленном архимандрите Иосифе из Америки, это очень интересный был человек, который скончался от рака вчера утром, искренне верующий человек-новопреставленный архимандрит Иосиф, новопреставленной Наталье, новопр. Пелагеи, новопреставленных: Татьяне, Марии, Олеге, Марине, убиенном Евгении, Наталье, Михаиле и так же о здравии: болящей монахине Марии, монахине Анны, Тамары, Любови, Константине, млд. Елизавете, Наталье, Фаине, Любови, Владимире, Антонине, Петре, Елене, Елене, Фатинье, Никите, Сергию, Елизавете, Надежде, Владимире, Нине, Марии. Так же хочу помолиться о путешествующих Ксении, Елизавете, о своем сыне Иоанне, который нуждается в молитвах, 15 лет  - очень сложный возраст, и это касается всех детей, и в том числе детей священнослужителей. Я хочу так же сказать, что очень много несказанного осталось за рамками программы. Сегодня я был участником церемонии награждения лауреатов премии Гохрана России - это государственное хранение ценностей, который  провел такой конкурс среди мастеров ювелирного, камнерезного искусства и я как член жюри участвовал в этой церемонии. Насколько люди действительно стараются возродить традицию в искусстве, в сложных ювелирных украшениях, стараясь воссоздать былое величие мастерства, которым так славилась Россия. Мне кажется, что в каждом храме, в каждом монастыре нужно поддерживать эти талантливые ростки молодежи, пожилых да всех людей. Всем, кто хочет чем -  то послужить, потрудиться - отдать частицу своего сердца для общего дела. И еще раз, заканчивая программу, хочу напомнить о молитве, которая является нашим первым общим и главным делом. Молитве прежде всего о себе, грешном, и потом, конечно же, за всю нашу церковь - за Патриарха, за епископов, за пастырей, за наших братьев и сестер. Потому что этой общей молитвой мы и реализуемся как Тело Христово во всей полноте.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+