Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Текстовые версии передач

Все материалы

Скажите, пожалуйста, чем отличается крест православный от католического? Молитва восьмая, утреннее правило - «спаси меня, хочу или не хочу». Как это понять? В студии протоиерей Александр Абрамов.

22.10.2014 00:00

Протоиерей Александр Абрамов

- Добрый вечер, дорогие братья и сестры. С вами я, протоиерей Александр Абрамов, настоятель московского  храма преподобного Сергия Радонежского, что в Крапивниках.

Как обычно, я хотел бы начать наш разговор с обсуждения Евангелия воскресного дня, которое мы слушали несколько дней назад за Божественной литургией. Продолжается литургическое чтение апостола  и евангелиста Матфея. Я напомню вам сейчас это чтение:

«И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Него на другую сторону, пока Он отпустит народ. И отпустив народ, Он зашел на гору помолиться наедине, и вечером там оставался один, а лодка уже была на середине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный, в четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его, идущего по морю, встревожились и говорили: «Это призрак» И от страха вскричали, но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: «Ободритесь, это Я, не бойтесь»

 Петр сказал ему в ответ: «Господи, если это Ты, повели мне прийти к тебе по воде». Иисус сказал: «Иди». И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: «Господи, спаси меня!» И Иисус тотчас простер руку, поддержал и говорит ему: «Маловерный, зачем ты усомнился?»

Когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: «Истинно Ты Сын Божий» и, переправившись, прибыли в землю Генисаретскую.

Итак, Иисус пошел на гору, чтобы побыть один и помолиться там небесному Отцу, и был там вечером без Своих учеников, а ученики на лодке отправились на другую сторону. Когда идет речь о другой стороне, всегда имеется в виду в Священном Писании другая сторона реки Иордан или другая сторона того или иного озера. И, вот, ученики плыли в этой лодке, она была уже на середине моря, то - есть озера, ее било волнами, потому что ветер был противный, то есть сильный, и ученики не были сильны. Они, конечно, как и всякий из нас, видя природную стихию, переживали и боялись. В четвертую стражу ночи, то есть в поздний ночной час Иисус пошел к ним по воде, и ученики испугались, и, это так естественно звучит. А мы бы с вами иначе себя повели?

Ученики, верившие Иисусу, знавшие Его, относившиеся к Нему как к любимому учителю, все равно встревожились и испугались. Что может быть глубокой ночью? Вдруг кто – то, похожий на их учителя, идет к ним по воде. Они никогда не видели ничего подобного, они никогда не слышали от самого Христа, что Он поступит так, и не видели, чтобы Он так делал, и естественным образом заключили, что это призрак. А кто такой призрак? Тот, кто идет их искушать? Ветер противный, он, может быть, забрасывает в воду лодку, волны об нее бьются, лодка некрепкая, а тут еще и призрак, и они вскричали от страха.

 И, вот, здесь Спаситель говорит то, что каждый человек, пытающийся найти Бога, услышать Его, почувствовать Его, попробовать Его понять, должен никогда не забыть. Христос говорит: «И Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: «Ободритесь, это Я, не бойтесь». Тем самым Он нам сказал: где Бог -  там нет страха, где Бог -там спокойствие, где Бог -  там надежда и помощь. Поэтому те люди, которые связывают Бога лишь с наказаниями, с ожиданием расплаты, возмездия, пришедшей карой, ошибаются. Христос, идя к ученикам, говорит: «Ободритесь, это Я, не бойтесь». И, вот, это «Я» заставило их тут же во все поверить, это я видно было сказано таким знакомым голосом, такой известной ученикам интонацией и с такой глубиной, что все сомнения отпали. Конечно, никакой не призрак, это сам Христос. « Аз есмь» говорит церковно – славянский текст. Аз есмь, не бойтесь. И тут же первый пламенный, такой непосредственный, старающийся мгновенно откликнуться на призыв Господень, прямолинейный Петр тут же Ему говорит: « Господи, если это Ты, разреши мне идти к Тебе по воде». В нем еще осталось недоверие, но он уже называет Христа Господом.

В этом «Господи» есть еще и формула вежливости: господин, господин, если это Ты, как мы думаем, то разреши мне к Тебе идти по воде. Почему он об этом просит? Потому что он знает, что у настоящего Господа все в Его руке, в том числе, возможность преодолеть чин естества. Мы с вами много раз слышали это в великом покаянном каноне Андрея Критского. Там, где Бог хочет, побеждается чин естества, творит бо, елико хочет. И Петр не знал умом, но интуитивно очень ясно и четко ощущал, что, если это настоящий Господь, то Он даст ему руку помощи или умудрит, или ободрит, или подкрепит, или защитит. И Иисус поэтому отвечает одним словом: «Иди».

 «Разреши мне Господи идти к тебе по воде», что это каждый раз, каждый день, каждую минуту Петр ходил по воде? Неужели это было так привычно? Конечно, нет. Когда Христос приходит по воскресении к Своим ученикам дверем затворенным, то- есть пройдя Своим обоженным телом через все препятствия и стены, ученики содрогнулись, потому что они не знали, что тело человеческое, тело Христово обладает такими свойствами. А здесь Петр, один из них, они хорошо знали кто он и откуда, выйдя из лодки, пошел по воде.

Когда мы слышим этот евангельский отрывок, мы помним только то - и так нередко это бывает, это искажает весь смысл повествования апостола Матфея - что Петр маловер, он шагнул в воду и тут же начал тонуть. Мы думаем: он неправильно поступил, надо было ему сразу Господу довериться. Мы сразу готовы давать рекомендации и инструкции апостолу Петру, и мы – то сами, конечно, не такие маловерные.  Но есть очень важное слово: он пошел по воде, он пошел, он сделал те шаги, которые ему благословил Христос. Он оказался в состоянии преодолеть свой страх, он смог сделать самые страшные шаги. Все естество должно было говорить ему: не делай этого, противный ветер, сильная волна, мы на середине моря, ночь, не известно, кто идет к нам навстречу. Но он сделал эти первые шаги и не начал тонуть. Но только тогда, когда ощутил сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: «Господи, спаси меня».

И даже здесь он остался Богу верен, он не стал самостоятельно сражаться с волной, он не стал Бога поносить, он к Нему же и обратился: «Господи, спаси меня». И Христос не ругает его, спрашивает, Он дал ему руку, поддержал его. И тогда уже сказал: зачем ты усомнился?  Почему в тебе так мало веры? Ты же все правильно делаешь. Когда они вошли в лодку -  ветер утих, ученики сказали: воистину, Ты Сын божий. И, переправившись, прибыли в Генисаретскую землю. Сегодня мы будем в течение нашей передачи говорить об этом евангельском отрывке и о том, что это значит: Господи, спаси меня. И почему он начал тонуть, когда увидел сильный ветер? Ведь ветер был настоящим. И почему Христос не стал его учить? А простер ему руку и лишь спросил: зачем ты усомнился? С вами протоиерей Александр Абрамов. Начинаю отвечать на вопросы.

- У меня такой вопрос. Тут выступала Людмила  Аркадьевна Рябиченко по поводу ювенальной юстиции и говорила, что сейчас создаются фонды, которые проводят политику города, дружественного по отношению к детям. Они выступают за то, чтобы родители не могли бы наказывать своих детей и воспитывать их в правильном русле. Как вы считаете, возможно ли сейчас повлиять на них так, чтобы этого не было? Или  власть уже продалась полностью за нефтедоллары Западу? Возможно, по - другому уже невозможно договариваться?  Как вы считаете? Спаси вас Господи.

- Спасибо. Мне кажется, что суждения о том, что власть продалась за нефтедоллары, очень поверхностны. Есть люди продажные, есть люди преданные. Как и среди нас с вами, православных людей. Есть люди, верные Богу, а есть Богу неверные. Поэтому я думаю следующее. Проблема ювенальной юстиции  - одна из самых болезненных проблем, с которой мы будем сталкиваться на протяжении ближайших лет. Потому что не удается с наскока разрушить те вековые ценности, которые складывали наше общество, складывали Россию. Кавалерийским наскоком не удалось, поэтому будут стараться измором брать. Ювенальная юстиция -  это хороший способ взять нас всех измором под  благовидным предлогом. Действительно, есть немало семей, матерей и отцов, которые так воспитывают своих детей, что волосы дыбом встают и думаешь: Господи, как они   могут? Ведь это же их родные дети! А одна моя знакомая семья усыновила маленького ребенка, который был найден в новогоднюю ночь в городе Сургуте, в помойном контейнере. Мама родила его где-то на лестничной клетке и выбросила в мусорник, в надежде на то, что из-за мороза он умрет. Он, к счастью, не умер и нашел приемную семью. Но такая мать подкрепляет позицию людей, которые спекулятивно нам рассказывают:  вот, смотрите, какой ужас! Мы избавляем общество от такой беды. Конечно, они совершенно не думают ни о каких детях. Конечно, они им реально неинтересны, это такой своеобразный способ оказывать давление   на общество. Манипулировать родителями. И как обычно и бывает, удар придется именно по нормальным родителям. Удар придется по тем, кто считает: знаете друзья, а мы обязаны воспитывать своих детей в строгости. Лучше быть строгими в юности, чем потом оказаться перед лицом ситуации, когда подросший недоросль, подросший Митрофанушка определит своих родителей в дом престарелых, отсудит у них  квартиру, если не убьет. Поэтому я думаю, что система ювенальной юстиции в том виде, в котором она сейчас нам предлагается, внутренне подлая. Она специально выстраивается и конфигурируется таким образом, чтоб показать, что население России беспомощно и не способно само справиться со своими детьми без вмешательства извне.

Откуда извне -  уже не имеет значения. От государственной ли власти, от каких-либо псевдообщественных контор, которые, как правило, часто возглавляют люди, не имеющие собственных людей. А значит, не имеют морального права заниматься детской проблематикой. Какой выход? Выход состоит только в общественном действии. И вот в этом от нас очень многое зависит. Мы часто любим пошуметь, а потом ни в каких действиях не участвовать. Пошумели дома на кухне или не на кухне, и замолчали. В настоящее время в Межсоборном присутствии Русской православной церкви и вообще в православном сообществе идет работа над документом, который полностью отразит церковную позицию по отношению к ювенальной юстиции. Эта позиция будет совершенно четкой. И мы должны будем сказать тогда всем, и себе в том числе: это позиция нашей церкви. Мы ее будем отстаивать всеми доступными нам законными способами. Мы не дадим себя спровоцировать. Мы не дадим возможности отсуживать у нас наших детей. И мы будем защищать свои права. Я вижу только такой способ правильным.

 

- Здравствуйте. Батюшка, вот в молитве «Отче наш» есть девять прошений, повседневных, которые нам необходимы. Это вроде бы ясно. А еще сказано, что в иисусовой молитве заключено все Евангелие. Как это можно объяснить? Если можно, расскажите, пожалуйста.

- Спасибо. Вот я практически в каждой передаче стараюсь  напоминать, что  нам не нужно высчитывать, сколько прошений в каком молитвенном тексте находится. Для нас ценность молитвы Господней, молитвы «Отче наш» состоит не в том, что в ней девять прошений, которые обнимают все разнообразие отношений в мире, а в том, что ее Христос нам заповедовал. Он никакой другой молитвы не, никакого другого прошения нам не дал, кроме того, что сказал: и молитесь так: «Отче наш иже еси на небесех…» и так далее. Для нас эта молитва, переданная устами Господа, сошедшая с небес. Поэтому мы этой молитвой молимся при каждом богослужении и не по разу каждый день. И это та единственная молитва, которая идет прямо от Христа. Молитва иисусова: « Господи Иисусе Христе, Сыне божий, помилуй мы, грешного, помилуй мы, грешную». Это молитва людская. Молитва, которая содержит в себе мудрость монахов, благочестивых мирян, священников, епископов. Когда говорят, что она содержит в себе все Евангелие -  это, конечно, не означает, что мы каждое слово евангельского повествования можем найти или опознать в этой молитве. Это означает, что она передает весь дух Евангелия. А дух Евангелия какой? Пришел Иоанн Креститель проповедовать покаяние. «Покайтесь, ибо приблизилось царствие небесное».

И последние евангельские строки между ними, между приходом в мир Иоанна Предтечи и затем Спасителя и распятием Господа одна и та же мысль. Слова разбойника: «Помяни мя, Господи, когда приидеши во царствие Свое». Что это, как не «Помилуй мы, Господи, помилуй мя»? Кто веру имеет и крестится, тот спасен будет. А кто веры не имеет и не крестится, тот не будет спасен. А крестится зачем человек? Во оставление грехов. И здесь «Помилуй мя, Господи». Все Евангелие это «Помилуй мя, Господи». «Помилуй» -  это не для самоуничижения и не втаптывания себя в грязь. Это для того, чтобы стать над грехом, стать чадом божиим, а уже не рабом. Господь говорит: не будьте рабами, но будьте детьми, братьями и сестрами. Так вот все Евангелие, все его протяжение - это «помилуй мя, Господи». И вот в этом  смысле в молитве иисусовой «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» содержится и наш покаянный плач и надежда на прощение. Потому что Иисус  - это не как утверждали иудеи, человек - богохульник. И не как утверждали еретики, призрачный сын небесного отца, а подлинный Сын божий Господь Иисус Христос.

В этом смысле здесь и все богословие, и это самое главное прошение всего Священного Писания. И Евангелия, и Ветхого Завета.

- Добрый вечер, отец Александр. Вы в предыдущем случае пообещали развернуто ответить на вопрос доказательства…

- Ария. Я помню, да.

Не напоминайте. У нас будет возможность об этом поговорить несколько позже. Я хотел бы сейчас вернуться на несколько минут к евангельскому тексту, который мы начали обсуждать в начале передачи. Итак,  Иисус тотчас простер руку. Надо понимать таким образом, что Христос всегда к человеку утопающему в грехе, страдающему, падающему, немощному, неверному приходит, простирая руку. Вытаскивая человека. Он сожалеет. Сердце Его исполнено боли: зачем ты усомнился? И вот здесь «Зачем ты усомнился?» совершенно не означает, что не надо думать, не надо подвергать анализу и внимательному критическому исследованию то, что происходит в твоей жизни. О чем повествует нам Священное Писание. Самое главное: не отступай от Христа. Не сомневайся, что Он пришел к тебе простереть руку. И тогда в твоей жизни все будет верно. И тогда ты не пропадешь. Вот это главнейший урок этого воскресного евангельского чтения.

- Скажите, пожалуйста, от вашего храма была поездка на Соловки, про которую я слышала в начале августа? Состоялась ли она? И если состоялась, то расскажите, пожалуйста, об этой поездке.

- Хорошо, спасибо.

Для нас праздник Происхождения Честных древ Креста Господня особенно значителен, потому что мы молимся и об отвращении от болезней, и о благословении на предстоящий новый церковный год, который не за горами. И о том чтобы в нашей жизни утвердился мир у самого Честного древа Креста Господня, частица которого есть в Кийском кресте. Поскольку этот крест и размер его в меру креста Христова,  мы с вами будем стоять по существу у самого Животворящего древа Креста Господня. Это приближает нас к Софии Великой, к Константинополю и к Иерусалиму. Мы с вами как бы выйдем на улицы, прося Бога о благословении. В русской традиции к празднованию Происхождения Честных древ присоединяется празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. О Соловках отвечу. Да, поездка совершилась. Очень успешно. И я вернулся с большой группой наших паломников. Расскажу о тех святынях, которые удалось посетить и у которых удалось помолиться.

- Батюшка, можно мне два слова о молитве иисусовой?

- Пожалуйста.

- Вот сказано: живите по Евангелию. Сравнивайте свою  жизнь по Евангелию. Некоторые задаются вопросом, ведь нигде же в Евангелии не сказано о молитве иисусовой. А вот они указывают, что непосредственно Господь сказал об этом в Евангелии: «Именем Моим бесы ижденут». «Не умре бо земле, но спит, - глаголет пришедый Господь, -  и изгнан бысть из нея народ молвящ, восста обитель по глаголу»...

- Да, понятно. Спасибо. Это понятное толкование. И, действительно, есть у святых отцов такая точка зрения. Однако если быть абсолютно точным, то мы не можем сказать, что Христос сказал такую формулу этой молитвы, которая у нас принята. Это можно также сказать: Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Или именем Господа Иисуса Христа. Поэтому это необязательно, что это конкретная молитва, и Евангелие  в данном случае более широко говорит об изгнании бесов именем Господним. Другое дело, что молитва иисусова абсолютно передает дух евангельского повествования. А я никоим образом не хотел бы войти в противоречие с тем  толкованием, которое вы сейчас приводили, оно абсолютно верное. Мне кажется, что уже не нужно искать буквальной привязки,  в том или ином месте Христос дал эту молитву. Дал Он одну молитву и дал совершенно определенно: молитесь так. Все остальное - это уже немножечко подгоняет к желаемому результату наш текст Евангелия, который неприкосновенен. Мы с вами его не можем видоизменять в соответствии со своим пожеланием.

- Батюшка, одно духовное лицо нам рассказывало, что буквы алфавита, о которых говорится в Апокалипсисе и которые выражены в разных языках разными числами, на русском языке в сумме составляют 666. Человек, который проживает послушником в одном из монастырей, нам сказал, что эти буквы это не что иное, как образ перевязывания узлов сети. Тоесть это рыболовная сеть, морская сеть. Это известно и в книгах по рыбной ловле. Там эти узлы так завязывают, и можно увидеть эти буквы. Я хотела спросить ваше мнение. Во время начала перестройки мы много раз спрашивали этот перестроечный авангард, насколько долго затянется эта реформа и перестройка? И они все  улыбались и обращались к образу Моисея, который сорок лет водил по пустыне людей, и не приводили никаких конкретных данных. Сейчас у нас очень мутные сетевые деления людей по социальному статусу, и в отношении нашей жизни, цветных революций эти сети играют отрицательную роль. Вот скажите, пожалуйста, как вы думаете? Имеется ли в виду то, что этот авангард перестройки не называл дат, имели ли они в виду, что через интернет, через сетевые инструменты должна произойти манипуляция людьми настолько, что от этого будет зависеть, закончилась реформа или нет?

Тоесть этот народ, у которого подавлено сознание, такое человекообразное быдло, можно повести, допустим, навстречу глобалистскому  обществу. И  тогда все завершится. То - есть сетевой инструмент работы с сознанием должен стать своего рода исхождением из моря. Насколько это правда -  уже наши догадки. Но они были основаны на взгляде человека, который имеет опыт монастырской жизни.          

- Я понял, спасибо за вопрос. Мне кажется, что когда так называемые прорабы перестройки, их можно гораздо больше назвать, эти станкевичи, эти гавриилы поповы, академики абалкины, и многие другие. Когда они прибегали просто к образу Моисея, водящего свой народ в пустыне, они, естественно, не вкладывали в него никакого религиозного смысла. Это были просто прожженные и циничные личности. Надо чтобы как можно больше людей, получивших советское воспитание, имеющих соответствующую закалку, умерли, чтобы некоторое количество избранной публики вошло в волшебное царство рыночной экономики. Для них- то самих, как только пришла перестройка, рыночная экономика уже наступила в их квартирах, в их заграничных поездках. И с потреблением у них тоже все было хорошо, как и с деньгами. Я думаю, что они, конечно, ведать не ведали, ничего  не представляли о том, что всего лет через 15-20 мобильные телефоны, а это важнейшая часть любой стратегической сетевой стратегии, окажутся у каждого подростка. Что интернет будет достоянием любой деревни. Потому что если вы помните, мобильные телефоны вначале были огромные, громоздкие. Мобильные телефоны начали едва-едва появляться у очень богатых людей в середине 90-х годов. И стоили неимоверных денег.

Так вот, они,  конечно, не знали о сетевых стратегиях, но были людьми очень искушенными, а главное ни во что не веровавшими. Я думаю, что они точно также не веровали ни в какую рыночную экономику, которую они проповедовали. Это были не  реализовавшие себя люди, рвавшиеся  к власти. Они выполнили свою функцию. Они оказались орудиями и сошли на нет, правда, с очень неплохим отступным. А то, что происходит сейчас -  вовлечение людей в сетевое общение, очень грубое, очень примитивное. Абсолютно манипулятивное, контролирующее каждого человека. Ставящее любое физическое лицо под контроль специализированных органов. Это новое слово. За этим стоят новые люди. Это как раз те, кто уже прошел пресловутую  пустыню. И еще более искушен, еще более ни во что не верит. Наш с вами вопрос какой? Что нам делать? Я, например, для себя принял решение. Я не участвую ни в какой сетевой активности. У меня нет аккаунта в фейсбуке, у меня нет своего твиттера, и так далее. Я убежден, что если что-то важное случится, я и так об этом узнаю. А если мне нужно что-то кому-то сказать, я и так смогу это сказать. Я не очень люблю, вернее совсем не люблю британского премьер-министра Дэвида Камерона, но он сказал остроумную вещь по поводу бесконечного количества сообщений в фейсбуке, твиттере и так далее.  Он сказал: это очень похоже на общение приматов, которые друг у друга вычесывают кусочки соли из шкуры.

Я с этим согласен. Наш подход  - неучастие. Что нам с вами думать, какие замыслы у дьявола? Мы сейчас как раз о Евангелии с вами говорили. Не бойся. Аз есмъ. Нам надо не антихриста бояться, а готовиться к приходу Христа. Мы всегда об этом говорим, об этом и написан «Апокалипсис». Книга, которая, по мнению вашего собеседника, содержит скрытые смыслы, связанные с текстами.  «Апокалипсис» заканчивается словами: ей, гряди, Господи Иисусе. Пока Спаситель не придет, зловредные люди и те духи, которые ими управляют, будут промышлять против человека, а мы будем сражаться. Вот наша с вами дорога.

- Батюшка, 1 августа, 14 по старому стилю празднуется нашей церковью день крещения Руси. И у меня вопрос. Почему такое отступление от наших традиций? Даже Патриарх это допускает.              

- Да, понятно. Действительно этому дню усваивают также поминовение крещенских событий. Но по традиции Крещение Руси связывается с июльским празднованием дня князя Владимира по очень простой причине. Крещение Руси не было одномоментным актом. Вся Русь не была в один день крещена. И вообще говоря, мы с вами знаем, что по мере того как Русь разрасталась на северо-восток вслед за расчисткой земель, вырубкой лесов, устроением населенных пунктов приходили священнослужители. Очень часто приходили на земли, населенные хорошо организованными язычниками. Некоторые из земель московской Руси получили крещение к XVI веку. Кое -  где сопротивление язычников было очень организованным. Поэтому утверждать, что крещение произошло в  один день и привязать этот день к Происхождению честных древ животворящего Креста Господня  - это сложно. А когда поминается князь Владимир -  поминается человек, который положил начало этому длительному процессу. Хотя, действительно, вы совершенно правы, в этот день также принято поминать крещение русских земель. И мы будем, конечно, поминать это событие как начало долгого духовного процесса, приведшего к тому, что Русь стала крещеной.

Но я упомянул, может, недостаточно ясно, что празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице присоединено к Происхождению честных древ именно потому, что благодаря предстательству Пречистой и по воле Милостивого Спаса Русь была благословлена знанием Евангелия. В отличие, кстати сказать, от многих государств и современной тогдашней Европы, и многих нынешних стран.

- Скажите, пожалуйста, чем отличается крест православный от католического? Правомерно ли сказать, что крест, на котором мы видим распятие Господа с прямыми ногами  - это православный? А крест, на котором мы видим  Его со стопами, сложенными одна на другой -  это католический?

- Спасибо. Крест Христов, естественно, один. И он будет крестом Христовым  и в православной традиции, и в католической. Речь идет о том, что в православном богослужении и в православном искусстве этот крест изображают одним образом, в католическом богослужении и в католическом искусстве  - несколько иначе. Католический крест обычно четырехконечный. Православный, как вы знаете -  восьмиконечный с перекладиной наверху, которая изображает табличку с надписью вины иисусовой, помните буквы И.Н.Ц.И.  -  Иисус Назарянин царь иудейский? А перекрестие косое в нижней части креста изображает подставку для ног Христовых. И в католической традиции действительно изображают ноги Спасителя, лежащими одна на другой и пробитыми одним гвоздем. Тогда как в нашей православной традиции изображается Христос с ногами, каждая из которых пробита гвоздем. И, таким образом, два гвоздя на руки и два гвоздя на ноги. Вот, таковы изобразительные отличия. Кроме того, имеются  многочисленные буквенные изображения на более крупных крестах. Чаще всего вы можете увидеть изображение головы Адама с буквами Г.А. (голова Адама), буквы Г.Г. ( гора Голгофа), буквы Иисус Христос Н.И.К.А. (Иисус Христос побеждает),  буква М.Л. (место лобное). А также буквы К и Т (копие и трость), когда изображается орудие страдания Христова.

- Отец Александр, вот задавали сейчас вопрос по поводу «Апокалипсиса» и зверя, выходящего из моря. Вот, хождение Петра по воде. Мне кажется, что тут есть связь. Рассудите, прав я или нет? Дело в том, что воды -  это народы. И когда Петр ходил по воде, то это символизировало его отречение тоже. То - есть он как бы испугался служанки и отрекся. Потом Господь подал ему руку, простил его. А по поводу зверя -  зверь выходит из воды, то -  есть из нашего народа. И вот заметьте, жена, сидящая на звере - написано, а в другом месте написано: на водах многих. То- есть, зверь это как бы государство и народ. И жена, которая сидит на звере, тоесть на тех же народах, на том же государстве сидит.

- Спасибо. Ясно, что евангельский текст, кроме такого прямого прочтения, когда апостол утопает, имеет массу иносказательных символических, метафорических прочтений. Каждое из них имеет ту или иную степень правомерности. Здесь и образ ловли. Не случайно мы видим корабль, не случайна земля Геннисаретская, в которую потом приходит Христос. И не случайно это именно Петр, а ни какой-нибудь другой ученик. Все то, о чем вы говорите, имеет право на существование. Но с другой стороны я бы также предостерег от такого прямого, в лоб, толкования текстов Священного Писания. Обычно они могут нас самих вдохновить. Нам кажется, что мы разгадали какую-то загадку Евангелия, а на самом  деле эти догадки могут увести нас в сторону. Ну, вот вышел зверь из народа. Государство это или не государство? Народ это или не народ? Зачем нам в этом конкретном случае заниматься толкованием, которое нашему спасению прямо не содействует? Мне кажется, что нам нужно более сосредотачиваться не на поиске сокрытых смыслов. Потому что мы пока не подготовлены к этому своей внутренней духовной жизнью. Очень мало кто из нас пытается уловить главное: что нам хочет сказать евангелист. А он нам хочет сказать: покайтесь, ибо приблизилось царствие небесное. Это самое главное его послание.

- Батюшка, простите, вот молитва восьмая, утреннее правило, «спаси меня, хочу или не хочу». Как это понять?

   -Любой человек не хочет погибнуть, а хочет в разум истины прийти, как и Христос о нем промышляет. Но когда я своими действиями от Бога отказываюсь, мы прямо, может, и не скажем: я не хочу, Христе, с Тобой быть. Но вот здесь мы с кем-то поругались, здесь кого-то обманули, здесь какое-то непотребство совершили и через это не хотим божьего общения. Потому что мы устами говорим «да», а делами  - «нет». И когда я ничего не хочу, когда я отворачиваюсь от Господа, когда я его не слушаю, когда я сделал все для того, чтобы Христос сказал мне: уходите в воскресение суда -  но ты и тогда, Господи, от меня не отойди. Потому что я не понимаю, что творю. Как еще в одной молитве говорится: что ненавижу, то и люблю, а что не хочу, то и делаю. И для этого случая  автор молитвы нам говорит: давайте так попросим Господа: ты меня уберегай, Господи, от того, что у меня бывают временные безумия. У меня бывает греховное помрачение в прямом смысле слова.

- Сейчас  вокруг нас много мусульман. Так или иначе, мы с ними контактируем. И правильно ли будет приветствовать этих людей: салам алейкум? Возможно, это сугубо религиозное приветствие? И надо находить какие-то другие слова? Либо мы их провоцируем на ответ неверному человеку, с их точки зрения? Как вы думаете?

- Я не стал бы их приветствовать словами  «салам алейкум», из простого соображения, что в дни Пасхи они вас  не приветствуют словами: «Христос Воскресе!». Мы воспитаны в конкретной традиции, мы живем в России. В России принято говорить «здравствуйте», «добрый день». И я не вижу оснований менять эту традицию. С этого начинается не очень добрая толерантность. Если у вас есть какие-то добрые хорошие мусульманские знакомые, вы их можете расспрашивать, как в мусульманских странах принято приветствовать друг друга, они вам, наверное, об этом поведают. Но мне кажется очень правильным, когда люди общаются на языке культуры большинства. У нас большинство - это люди, принадлежащие к православной традиции: здравствуйте, добрый вам день, спасибо - мы говорим. Это же религиозные слова? Конечно же, религиозные. Потому что это значит: спаси Бог. Мы никого не заставляем присоединяться к нашей традиции, но у нас так принято говорить. И ничего дурного в этом нет. Я не думаю, что вы будете кого-то поощрять к нехорошей толерантности. Ну, просто надо придерживаться одной правильной традиции. Мне кажется, это так.

У меня был один случай. Шла речь о создании мечети в Сергиевом посаде, и меня спросил представитель какого-то мусульманского издания, когда с моей точки зрения будет построена мечеть в Сергиевом Посаде? А я до этого был в командировке в Саудовской Аравии. Там есть города, запрещенные для посещения неверными. Скажем, немусульмане не могут приехать в Мекку. У нас же такого не существует. Хотя, собственно говоря, а почему? И я ответил таким образом: «Я надеюсь, что мечеть в Сергиевом Посаде будет построена тогда же, когда будет построен православный храм в Мекке». Поэтому давайте разговаривать на едином принятом языке. А это язык культуры русского народа.

Мы с вами завершаем нашу передачу. Не хватило мне времени рассказать о путешествии на Соловки. Оно было очень интересным. Наверное, в следующий раз попробую это сделать. И о арианских аргументах. По поводу единосущия Сына Божия. Я помню об этом. Мы постараемся в следующий раз об этом поговорить.

С вами был протоиерей Александр Абрамов настоятель московского  храма в честь преподобного Сергия Радонежского,   что в Крапивниках. До новых встреч, дорогие друзья. И храни  вас Господь.

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]