20.03.2013 11:20:25
- У меня вот какая проблема. Крещенская вода испортилась буквально через три недели после Крещения. Такое у меня случилось первый раз в жизни. Обычно она по полгода, по году стояла. Как поступить?
- У меня самого такой случай был в детстве. Я у священника спросил, что делать. Он ответил: физические свойства воды могут меняться, так что пить ее нельзя, но кропить ею можно. Поэтому ты можешь окропить свое жилище. Или вылить в проточную воду. Пойти в Москве-реке, или какая у вас там протекает. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа, аминь! Также поступают, когда с просфорами что-то случится. Если нет возможности сжечь, то опускают в проточную воду. Вы не расстраивайтесь. Но впредь будьте внимательнее. Водой Крещенской надо пользоваться постоянно.
- Что такое самостоятельно существующая община и если, действительно, таковые есть, то присутствует ли благодать в церковных таинствах, которые в этой общине совершаются?
- А самостоятельно от кого? Скорее всего, это просто какая-то секта. Потому что наша Церковь, которую основал Господь, она существует всегда в связи с епископом, которой управляет городом, областью. Это раз. И, во-вторых, община всегда принадлежит некоей поместной Церкви. Если нет ни того, ни другого, то это просто самочинное сборище, которое именует себя христианской общиной. Если вне Церкви - значит, это секта. Правда, община, она может быть разная, община любителей пива, например. Она может не зависеть от Церкви, но зависеть от магазина, или от пивоваренного завода.
Это очень важный вопрос, потому что мы исповедуем в Символе веры, «верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь». Поэтому очень важно, чтобы человек принадлежал именно Церкви, а не какой-то группе. И на вопрос, благодатны ли таинства, в ней совершаемые, ответ будет таков. Если самочинно они совершаются, то нет. Потому что это душевный самообман. И очень печально, что люди попали в такую ситуацию, когда их, пользуясь их недостаточной образованностью, вывели за рамки Церкви, за рамки возможного спасения.
В наше время таких объединений немало. Самый яркий случай - то, что мы наблюдали в Пензе. Хотя это происходило якобы под знаменем Православия, к нему никакого отношения не имело. Потому что все связи с Церковью, с иерархией были разорваны, и харизматический их лидер оказался психически нездоровым человеком. Сам Господь и Его апостолы предупреждали, что такая ситуация возможна. К сожалению, большинство людей наших хотя и крещены, но не просвещены светом Евангелия. Не у всех хватает здравого смысла и церковной начитанности, чтобы противостоять соблазну. Обычно вот такие «харизматические» личности объявляют Церковь мертвой, считают, что это чиновничье ведомство. Что совсем не так. Конечно, в церковной жизни бывают всякие недостатки и аномалии, так как Церковь состоит из людей. Они на это указывают, как на свидетельство неистинности Церкви. А мы, вот тут нас 15 человек, такие собрались очень истинные.
А ведь каждому человеку хочется в истине стоять. И вот возникают разные группы. И в этих группах без присмотра
( ведь «епископ» - это в переводе на русский язык значит «наблюдатель» за тем, чтобы все шло по церковным правилам, канонам) возникают аномальные, болезненные вещи. И нередко это кончается для участников психическим заболеванием.
_ - У меня был такой случай. Я спросила у священника, как мне избавиться от такого-то греха. А он мне ответил: ты не должна бороться с этим грехом, потому что никогда не сможешь от него избавиться. А я на него обиделась: за кого он меня принимает, что я от такого пустяка не могу избавиться? И тут же оставила этот грех. Угодно это ли это Богу, что я этот грех оставила, но с батюшкой поспорила?
- Спорить не очень хорошо. Но, с другой стороны, ничего страшного нет. Да, батюшка ошибся. Но обижаться православному человеку нельзя. Потому, что тогда мы уже не можем "Отче наш" читать, крест на себе носить. Как носить крест, на котором изображен распятый Господь Иисус Христос, Повелевающий оставлять ближним их прегрешения - а мы будем обижаться? Это какое-то несоответствие.
- Батюшка, объясните, как в этом случае быть? Такая полоса в жизни - сплошные нестроения. Заболел любимый батюшка, у которого исповедуешься, и еще много чего. Наступило уныние даже малой радости ни от молитвы, ни от чего нет.
- У вас батюшка заболел. А как жить, чтобы не заболеть? Я этого не представляю. Всем надо болеть, а батюшке особенно. Что же, ему теперь и душу спасать не надо? Уныние тоже болезнь. И надо стараться ее преодолевать. Потому что уныние часто бывает от отсутствия смирения. Мы должны воле Божией покоряться, как бы то, что с нами происходило, не было бы для нас трудно переживаемо. Надо относиться к жизни с терпением, потому что это временное наше странствие, вот. А так... Болезнь нельзя назвать нестроением. Болезнь - это естественная вещь, как дождь. Ну, не всегда же быть солнцу. Если всегда солнце - растения погибнут. Также и душа человека. Да и тело. Иногда даже болезнь посылается человеку для того, чтобы он отдохнул, полежал, чтобы его никто не беспокоил, чтобы он силы свои душевные восстановил. Так что смиряйтесь потихонечку, и тогда вас посетит благодать Божья и растворит все ваше уныние.
- Батюшка, Вы слышали, когда в Осетии была война - там Божья Матерь явилась?
- Это явление вполне нормальное. Потому что Матерь Божья всегда молится за людей. И если было какое-то такое видение нельзя сказать, что это вещь из ряда вон выходящая. Таких случаев в истории были тысячи.
- Бывает, что человек что-то говорит неправильно, и на него то ли обижаешься, то ли с ним осторожничаешь. Как это разобрать, объяснить?
- Как же я, находясь от вас на сколько километров, могу это объяснить, если вы сами не понимаете, что с вами происходит? Надо конкретный случай рассмотреть и тогда делать выводы. А так, я не представляю, что вы имеете в виду. Конечно, при общении с людьми осторожность необходима. Например, чтобы ненароком не обидеть, чтобы не сказать чего лишнего, потому что сплетня может выйти, или осудишь невольно. Этого надо избегать. Но всякую обиду нужно сразу изживать. Господь сказал: молитесь за обижающих вас. То есть христианин не имеет права в обиде находиться, если хочет, чтобы Бог оставил ему его грехи. Если я на кого-то в обиде, видеть этого человека не хочу, если до ненависти доходит - а представьте себе переход в вечность? Значит, кому-то из нас идти в рай, кому-то в ад. Мы вместе же не можем. И этим самым мы сразу обрекаем себя на такое состояние, которое абсолютно неприемлемо. Да, бывает, что человек ведет себя неподобающим образом. Но нам нужно учиться, как древние отцы заповедовали, различать грех человека, который всегда безобразен, от самого человека. Любая болезнь - физическая или телесная - тоже не красит человека. Но мы из-за того, что человек заболел, не прекращаем же с ним общение! Также и здесь. Когда у человека проявляется грех через какие-то страсти, которые тоже есть душевное заболевание, надо учиться снисходительно, терпеливо на это смотреть. А если болезнь его душевная, я имею в виду, он очень гневливый или раздражительный - то, конечно, полезно соблюдать дистанцию. Без осуждения, но этим себя обезопасить. Господь дал нам такой алгоритм, говоря: будет тебе, как и язычник, и мытарь. Что это такое? Ну, для иудеев это понятно, потому что и мытарей, и язычников иудей правоверный должен обходить за три версты. Иудеи, чтобы не встречаться с мытарями, делали там многокилометровый крюк, чтобы вообще в Самарию не заходить. Было такое предписание. И эти слова были всем понятны. Потому что есть такие люди, с которыми общение не полезно. Каждый родитель знает и предупреждает своих детей, к сожалению, иногда безуспешно: ты с этим мальчиком или с этой девочкой не общайся. Потому что они воспитаны дурно или вообще не воспитаны, и от них можно получить вред, душевную инфекцию, то есть заразиться такими детскими болезнями, которые потом приведут к какой-то беде.
- Что такое вещелюбие, как оно проявляется и чем оно отличается от скупости?
- Само слово « вещелюбие» говорит за себя. Любовь к вещам. А все материальное, что нас окружает, для нас, живущих на земле, временно. Поэтому, если мы пристрастны к вещам, то, покидая эту землю, будем страдать, потому что окажемся без дорогих нам вещей. Конечно, к вещам нужно относиться бережно, внимательно. Святые отцы говорят, что грех может быть даже против вещи, если она у нас в небрежении. А вещелюбие - это когда человек себя окружает вещами, которые ему совершенно не нужны, и тратит на это силы, время, средства, и так далее.
А скупость - это синоним жадности. Это касается не только вещей, но и еды. Вот пришел человек, жалко предложить ему угощение. Это может касаться и денег. Деньги есть, а жалко дать, когда просят. Просят-то на дело, и необходимо человеку помочь, а скупость не дает это делать. То-есть, она проявляется в более широком спектре.
- У меня, батюшка, вопрос о Сталине. Сталин боролся всеми фибрами своей души против кибернетики и генетики. Генетика - это основополагающая часть антихристовой глобализации. И кибернетика. Так может быть, Сталин был в этом отношении ближе к христианам, чем мы думаем? И второй вопрос по сегодняшнему Евангелию. Благочестивый юноша сохранил все заповеди, но ведь он по закону Иудейскому должен был отдавать десятину на храм? Он это делал, но всего этого было недостаточно. А что же мы, которые не можем даже быть уверенными, что исполняем заповеди? Как же мы можем спастись?
- Как мы можем спастись? В Евангелии от Матфея написано - нам спастись нельзя. Спасает только Господь своей благодатью, если захочет Святый Дух посетить нас и очистить от всякой скверны. Мы должны только этого просить и делать усилия для того, чтобы исполнить заповеди Божьи. Но их исполнить тоже можно только по благодати. Потому что без благодатной помощи ни одну заповедь исполнить нельзя, можно только придти в сознание собственной немощи. И вот когда человек поймет глубоко, что он, действительно, нуждается в Спасителе, возопит к Богу - только тогда возможно и спасение.
Теперь по поводу Сталина. Сталин не боролся ни с генетикой, ни с кибернетикой, он в этом понимал, как свинья в апельсинах. Вот в языкознании, как гласит старинная лагерная песня, он толк познал. Ну, уж не знаю, насколько глубоко, по крайней мере, был начитан, и кино любил смотреть. И считал, что он действительно разбирается. А сам не понимал. Дело в том, что аппаратом подавления, который он создал, пользовались нечестные люди, псевдоученые. Чтобы не выявилась их несостоятельность, они настоящих ученых обвиняли во всяческих грехах.
А Сталин этим не занимался. Он боролся с теми людьми, которые казались опасны лично для него. Он сам не мог оценить всех. Было окружение, к которому он прислушивался. Но так, как он был один из самых кровопролитных вождей в истории человечества, он особо не сомневался. Если высказывается хотя бы какое-то подозрение, значит, этого человека нужно, как минимум, в лагерь посадить, и, как максимум, лишить жизни. Потом, вы знаете, достижения генетики и кибернетики, они, как всякие достижения науки, безличны. Вот пример - для чего куется железо? Из него можно сделать молоток и гвозди забивать, а можно секиру и головы рубить. И все из металла. А для того, чтобы из руды добыть железо, нужна наука. Поэтому всякая наука имеет две стороны. Еще пример - наука о расщеплении ядра. С одной стороны, это представляет опасность для человечества. Россия потерпела и в Чернобыле, и в Челябинске, и на Новой Земле определенный вред. Но, с другой стороны, благодаря атомному оружию мы до сих пор живем в мире и можем пытаться отстаивать свои интересы. Поэтому нельзя достижения науки прямо оценивать так, что это - сплошное зло. Известно, что на заборах пишут неприличные вещи. Но это же не значит, что все заборы нужно сломать. В Интернете очень много всякой гадости. Но это же не значит, что этот инструмент нельзя использовать! Если мы не будем использовать достижения современной науки, то государство просуществует лет 5-10, и все, придут другие люди, и вас же могут лишить еды, одежды и выселить куда-нибудь в землянку, а вашу квартиру займут другие. Потому что их будет больше, они будут сильнее. А вы будете сидеть в землянке и вспоминать товарища Сталина. Ваши утверждения смелые, творческие, мне даже понравился ход ваших мыслей, но все-таки они не соответствуют истине.
- Батюшка! Кандидат в президенты США Маккейн объявил, что будет защищать жизнь с момента ее зарождения. Обидно за Россию, что жизнь защищает не она, а Америка. А у нас в Конституции такой закон, что человеку права присуждаются только после рождения. То есть, до рождения нас всех можно терзать, резать, мучить, чего угодно. И вот что с этим делать? Ждать, пока это все переродится, как советская власть как-то переродилась, или все-таки мы должны как-то что-то делать сами?
- У нас в стране есть такое движение, называется - "Жизнь", на Западе оно называется - "Про лайф", то есть "За жизнь". Оно участвует в просветительских программах, чтобы этому делу противостоять. Поэтому, если у вас сердце болит за наших убитых соотечественников, то тогда вам надо поучаствовать, найти такие центры, можно в школах читать лекции, есть тексты. Вы можете на сайте "Центр жизнь" найти все материалы. Он существует больше 15-ти лет. И благодаря деятельности этого центра и его сотни филиалов в нашей стране и СНГ, спасены миллионы людей. Маккейн это говорит, потому в Америке более 50% населения против абортов. Но, с другой стороны, это огромная индустрия. За счет убийства людей очень многие неплохо живут. Потому что, совершая убийство ребенка, врач получает деньги - из бюджета и никакой ответственности он не несет. Ему не надо никого лечить. Он выступает, как палач. Эта одна из выгодных позиций. У нас вообще правящий класс, чиновничий аппарат безжалостно относится к людям. Чтобы сократить количество абортов, можно такие меры принимать, которые государству ничего стоить не будут. Надо запретить рекламу абортов в газетах и вообще везде. Уже будут затруднения. Потом прекратить делать аборты бесплатные. Хочешь ребенка зарезать - плати деньги. А то зуб вставить - надо платить, какую-то маленькую операцию сделать - опять плати. За все плати. А вот убить человека - никаких проблем, все бесплатно за счет налогоплательщика. Вот такие вещи, И потом, если бы нашим всем 9-10-классникам показывать фильм «Безмолвный крик», о том, как при аборте убивают ребенка? Там видно, как он кричит, руками машет в утробе матери, отталкивает от себя орудие убийства. После того, как в США показали этот фильм по телевидению, там сразу появились десятки миллионов противников абортов! Но, к сожалению, ничего не выйдет. Джордж Буш тоже против абортов высказывался. Потому что это против России. Но сами не будут ничего делать. Вот в нашей стране это было бы возможно, потому что у нас более централизованная система. Но пока наши президент и премьер-министр этим озаботятся - мы потеряем еще десятки миллионов людей. А ведь если бы прекратились аборты в нашей стране, у нас бы прекратилось вымирание. 4-5 миллионов каждый год убивают во чреве. А если бы они оставались живы, то у нас был бы прирост каждый год 5 миллионов. Вот это было бы серьезное дело.
Наша медицина к этому не готова к обслуживанию такого количества новорожденных. Но, может быть, из этих огромных средств Стабфонда что-нибудь дали на сохранение жизни? Пока не заметно. Можно надеяться и молиться об этом, чтобы это изменилось. Все это наследие нашего дедушки Ленина. Это он придумал такую каннибальскую вещь. В Америке аборты разрешены только с 1972-го года. А у нас еще при жизни этого лысенького крокодильчика. Понимаете, сколько у нас уничтожили людей за это время? Гитлер покажется ягненочком, вот по сравнению с нашей медициной, с людьми в белых халатах, которые огромную часть своей энергии и государственного бюджета тратят на аборты, а потом на лечение их последствий. Но это, к сожалению, так.
- У меня вопрос такой. Молодые люди хотят пожениться. Как правильно родителям благословить пару на венчание? Есть иконы, молитвы, обряд. Расскажите, пожалуйста.
- Благословлять надо слева направо. Берется икона и осеняется крестным знаменем. Если смотреть от человека, который берет эту икону, ликом по направлению к молодым. Сто лет назад был обычай - молодые вставали на колени перед иконами и перед своими родителями в знак почтения. А никаких специальных молитв не было. Потом прикладывались к иконе и потом уже готовились к венчанию. Нет каких-то специальных ритуалов. Но все эти глупости, которые сочиняют на свадьбах массовики-затейники, выкуп невесты, еще что-то, это такой советский фольклор и отдает язычеством. А так все было очень просто и прагматично. Главное действие - это само таинство брака в церкви.
- Я хочу вас спросить про болезнь - пьянство. Как вот вы считаете, если православный человек пьет, но ходит в храм, причащается - неужели на него не действует благодать Божья? Причем, пьет несколько лет.
- Но мы же не можем поставить эксперимент: что, а если бы он не ходил в храм, как бы он пил? Может быть, в десять раз злее? Раз он в состоянии борьбы, есть надежда, что ему с помощью Божьей удастся это победить. Конечно, пьяного человека причащать никто не будет. Сегодня ко мне такой пьяница приходил, он даже стеснялся рот открыть, прикрывал ладонью, потому что понимает, что от него амбре идет. Но он говорит: я пьяница, но я в Бога верую, хочу очиститься. Я говорю: ну, раз ты хочешь - это главный залог того, что успех возможен. Поэтому надежда есть. Но не только с пьянством трудно бороться. А с гордостью, словоохотливостью, чревоугодием, себялюбием, гневом, раздражительностью? Это вообще у нас стопроцентно распространенный грех. А гнев - смертный грех, такой же, как и пьянство? Социально, конечно, пьянство менее привлекательно и более опасно. Но постоянная раздражительность, недовольство, осуждение других - это, мне кажется, ничем не краше.
Вот когда-то женщина приходила на исповедь, говорила - у меня муж пьет, а я его ругаю. Ну, и кто из вас лучше? Оттого, что ты его ругаешь, он пить не бросит, а будет пить еще злее. Потому что у него появляется новое оправдание: у меня жена стерва, от этого и пью. А если жена будет кроткая, то он скажет: у меня жена, как ангел, а я пью. И у него больше будет стимула. Я не знаю за 30 лет ни одного случаю, чтобы кто-то бросил под влиянием ругани. А вот победить грех кротостью - это бывает. Тоже не так уж часто, но какие-то шансы есть. Поэтому надо надеяться. Священник, который в минуты просветления все-таки не лишает его таинства, значит, надеется. Ну и нам надо.
- Батюшка, скажите, чем отличается словоохотливость от болтливости, от общительности?
- Ничем. Мы же лукавые люди. И все хотим приукрасить. Я не в осуждение, я в рассуждение. Кого хотим обмануть? Господа Бога, что ли? Ну, это даже заметно. Вот человек вроде хочет сообщить какую-то информацию сначала, а потом его просто несет. И вот он говорит, говорит, говорит такие вещи, которые тысячу раз всем известны. Человек испытывает от этого такую сладость. Поэтому мягкая форма - словоохотливость. Если хотим порезче сказать - болтливость. А уж кто такой хитренький, говорит: это я от общительности. Общительность - вещь необходимая, это такая вещь важная, христианская. И к этому нас Священное писание, призывает. Но все-таки это не должно служить увеличению наших похотей. Потому что естественные наши проявления можно вот таким образом усилить, испортить и превратить в свою противоположность. Потому что иной человек так словоохотлив, что это становится тягостью для всех. Особенно это видно на исповеди. Вот, стоит сто человек. Один подойдет, ему главное что-то свое. Потом, если записать на магнитофон и прочитать, видишь, информации - ноль. А народ -то ждет. Ну, в церкви мы учимся терпению, и так далее. Но ведь надо о других-то людях тоже подумать! Поэтому нужно обязательно все время себя призывать к трезвости. Тогда это нас обязательно спасет. Что это такое? Ну, это когда мы все время внимаем себе и сознаем место, где мы находимся, чувствуем человека, с которым мы имеем общение, чувствуем других людей вокруг. Так надо стремиться, как преподобный Амвросий Оптинский говорил, чтобы всем было мое почтение. Мы же все, к сожалению, грешные люди, эгоисты и об этом забываем. А нужно все время иметь в виду всех людей, всех наших ближних, чтобы не быть никому в тягость. А у нас очень часто бывает, ну, просто вот каждый день. Ну, вот идешь, несешь поклажу - нет, подходят: «Батюшка, благословите!» Надо, значит, в лужу поставить сумки и благословлять. Или еще такая ситуация, меня тоже очень радует. Стоишь на исповеди, стоит толпа. И, кто-то кричит - можно? Священник вышел на исповедь. А он спрашивает - можно ли подойти! Странный вопрос. А зачем пришел? Видел - перед тобой 10 человек подошли. Причем тут можно? Второе. Друг на друга смотрят, кто первый подойдет. Ну, это отлично, что такие вежливые, хотят друг друга пропустить. А о священнике кто-нибудь подумает? Тратим драгоценное время на всякие эти раскланивания. Стоят, друг другу раскланиваются, а священник ждет. Священника-то кто пожалеет? Священник - как некий такой автомат в аэропорту "Домодедово". Кнопку нажал - билет вылез тебе. Индульгенция. Так же нельзя! Священник тоже живой человек. Нужно к священнику относиться по-человечески. К сожалению, наш ум, пораженный грехом, так устроен, что мы, кроме своей проблемы, больше ничего не видим. А надо учиться чувствовать, везде - в автобусе, на работе. Если кому-то дует, не надо на всю мощь форточку открывать. Или у кого-то голова болит - не надо музыку включать на рабочем месте. Курильщики не заботятся о тех, кто не курит. Ну, подумаешь! А человек задыхается. Вот это очень важно. В таких простых вещах и проявляется наше христианское устроение.
Добавить комментарий