Перейти к основному содержанию

13:15 28.03.2024

Февральская революция. В студии священник Александр Шумский и Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор интернет- ресурса «Русская народная линия».Ведущий Виктор Саулкин.

20.03.2013 11:20:38

Добрый вечер дорогие братья и сестры!

Сегодня в студии радио «Радонеж» священник Александр Шумский и Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор интернет-ресурса «Русская народная линия». Тема сегодняшней нашей беседы -  февральская революция.

В.С. - 95 лет исполняется с того дня, когда рухнула православная самодержавная монархия - Русское Царство. Это была гибель Российской империи. У нас почему-то принято в последние годы говорить только о катастрофе октября 1917 года, но для любого православного человека ясно, что эта катастрофа началась именно в февральские дни.

Об этом мы хотели бы сегодня поговорить, потому что, я думаю, не только в студии радио «Радонеж», но и во многих публикациях авторы отмечают невероятное сходство февраля 1917 г. и нынешнюю ситуацию, нынешний февраль. И что удивительно, батюшка, ведь действуют, кажется, по одинаковым лекалам. Некоторые говорят, что история повторяется в виде фарса, но сегодня история может повториться также в виде трагедии, но отнюдь не фарса. И вот сегодня мы поговорим о том, что происходило в феврале 1917 года, почему именно февраль, а не только октябрь, как нас уверяют, был началом конца исторической России.

И хотелось поговорить еще и о роли русской интеллигенции в революции. Все мы помним слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Царство Русское колеблется, шатается близко к гибели». 

И святой праведный Иоанн Кронштадтский призывал интеллигенцию: «Хватит вам пить чашу яда и поить этим ядом народ. Одумайтесь, опомнитесь». И мы сегодня видим, что наша так называемая творческая, гуманитарная интеллигенция вновь впереди революционного движения.

Отец Александр, почему в начале XX века и сегодня, в начале XXI века, через 100 лет, русская интеллигенция не  желает внимать словам великого, гениального нашего поэта, Федора Тютчева: «В мире есть две силы- Россия и революция». Почему интеллигенция так жаждет постоянно устраивать революцию в нашем Отечестве?

О.А.- Знаете, это очень трудно объяснить логически. Вообще рационально это объяснить невозможно. Потому что когда человек свершает действия, поступки, говорит слова, которые ведут к его же собственной гибели, то рациональному объяснению это не поддается. Здесь надо искать причины в духовном повреждении. Вероятно, здесь речь идет о духовном заболевании части людей, в данном случае  - о русской интеллигенции.

 Русская интеллигенция -  это бренд такой. Некоторые возмущаются тем, что когда я обличаю русскую интеллигенцию, я говорю слово «русский». Но уже так сложилось, что в этот состав входят далеко не русские люди. И ядро этой интеллигенции составляет не русский этнический элемент, а совсем иной. Но, тем не менее, в историософию это понятие вошло как понятие «русская интеллигенция». Не будем цепляться к этому слову, понимая, что не только русские туда, конечно же, входят. Это вообще полиэтническая группа, неоднозначная в этническом, религиозном отношении. Объяснить это невозможно, но можно констатировать духовную болезнь русской интеллигенции. 

Она, наверное, сродни беснованию, если говорить на церковном языке, избегая ненужных научных слов, которые сейчас часто в качестве синонимов пытаются использовать ко всем известным словам Евангелия. Это беснование, мы помним о гадаринском бесноватом,  в котором был легион бесов. Вот, такое впечатление, что в нашу, так называемую, русскую интеллигенцию вселился этот легион. Есть какая- то периодичность этого вселения. Вот сейчас начинается бесовский карнавал на Святой Руси. Так же было, в частности, в феврале 1917 года. 

А.С. - Вы правы, когда говорите о том, что не большевики явились первопричиной гибели России, а они были прямым следствием февральской революции. Если бы не февральская революция, конечно же, ни Троцкий, ни Ленин, и никто иной из большевиков преуспеть бы не смог. Февралисты уронили власть, уничтожили монархию, свергли Богом данного руководителя, вождя, святого Царя Николая, человека потрясающей совести и потрясающей порядочности. Действительно святого человека и что же они хотели после этого получить? 

О.А.-Они свергли помазанника Божия.

В.С.-Да, они свергли помазанника Божия и, в конце концов, получили большевиков. Потом получили товарища Сталина, который вынужден был путем очень тяжелой хирургии вырулить ситуацию.

И все эти интеллигенты, которые начали февральскую заваруху, явились первыми жертвами, так называемой сталинской хирургии.

И поделом!

А.С.-Вот святой праведный Иоанн Кронштадтский писал в те смутные дни, в дни первой русской революции: «Богоматерь спасала Россию много раз. Если Россия устояла до сих пор, то только благодаря Царице Небесной. А теперь какое тяжелое время мы переживаем!»

А дальше он говорил, что интеллигенция наша просто глупа, несмысленные, поглупевшие люди. Россия в части интеллигенции и части народа сделалась неверной Господу. Забыла все Его благодеяния, отпала от Него и сделалась хуже всякой иноплеменной, даже языческой, народности -  «Вы забыли Бога и оставили Его. Он оставил вас своим отеческим Промыслом, и отдал вас в руки необузданного дикого произвола».

В.С.- И вот когда мы говорили о составе русской интеллигенции, то Иоанн Кронштадтский обращался же к тем людям. Некоторые из них считали себя православными, и он говорил, что интеллигенция Российская как Иуда продает Христа и Родину врагам.

Но ведь сегодня, отец Александр, мы видим то же самое. Мы видим как некоторые властители дум и некоторой части интеллигенции, бегут на поклон к американскому послу. Ну, где это видано?!

А.С.-Вот тот, кто знает историю хорошо, а мы с вами все- таки историю изучали профессионально, у того возникает ощущение дежавю, как сейчас модно говорить. То есть действительно полное повторение тех событий.  Даже трудно поверить, честно говоря, когда я увидел по телевидению, как группа наших интеллигентов идет на поклон к Мак- фолу, я не хотел в это верить, потому что впереди шел протухший либерал Немцов. Ну, что с него взять?! У него на лбу написано слово «предательство». Ну, понятно когда идут из партии «Яблоко», это тоже понятно, она идет вся, а из яблока торчит червяк -лицо этой партии. Но туда же идет замечательная женщина Оксана Дмитриева, мной глубоко уважаемая, умный человек, которая всегда выступала против Прохорова, Жириновского и других блестяще. Разбивала в пух и прах и других сомнительных людей, так что это меня поразило. Когда я увидел, что туда идут коммунисты, представители КПРФ, по -  моему Леонид Калашников и те люди, которые заявляют все время о своем жгучем патриотизме, то как это все понять?! 

Идти к Мак - фолу на поклон, этому врагу России, который открыто декларирует свои намерения и открыто говорит, что мы должны расчистить путь демократии в России и убрать с этого пути всех, кто помешает – это как? Понятно, что речь идет о революции и о Путине, который мешает этой революции. Мак- фол прямо заявляет об этом, еще до того как послал послов, что путинская власть  - прямое препятствие для демократических преобразований в России. То есть это открытый враг, не скрывающий своих намерений.  К нему идет вся интеллигенция, от крайних либералов до крайних патриотов, вот так получается.

В.С. -Отец Александр и Анатолий Дмитриевич, не только чувство дежавю все мы испытываем в эти дни, но как батюшка уже говорил, ощущаем происходящее духовное беснование. Не зря отец Александр сравнил нынешних протестующих с гадаринским бесноватым. Ведь  в проповедях святого праведного Иоанна Кронштадтского были слова, что интеллигенция тащит народ в пропасть. Это предрекал также и Федор Михайлович Достоевский.

Вот, Анатолий Дмитриевич, что происходило в те февральские дни,  как некоторые пишут: рухнула изъеденная червями Российская монархия. Да, внутренние причины были, но согласитесь, и внешнее воздействие было достаточно сильным?

А.С.-Конечно. И внешнее воздействие было сильнейшим, и внутреннее разложение среди политической элиты, политического класса в то время. Ведь собственно революция февральская началась не в феврале, а, можно сказать, в 1915 году. Там ведь одновременно, что происходило?

Была попытка использования командования Армии, Великого Князя Николая Николаевича как главнокомандующего, генералитета для давления на Государя, и в 1915 году это давление достигло апогея. То есть Государь под давлением Армии, чтобы не вносить раскол общества, элиты, вынужден был уволить наиболее правых, монархически настроенных министров. Таких, как министр юстиции Щегловитов, министр внутренних дел Маклаков, обер-прокурор Священного Синода Саблер. Те, которые стояли на твердых монархических позициях и не давали либералам спуску. 

И, одновременно, Государь, воспользовавшись тем, что из-за бездарности военного руководства, 1915 год был страшно тяжелым для нашей армии, сам стал Главнокомандующим. Взял на себя, несмотря на противодействие, которое вдруг стало возникать, он понял прекрасно, к чему дело идет. Просто через давление на Государя -  к изоляции его. Было жутчайшее сопротивление, Министры чуть ли не забастовку организовывали,  такие уже про-либеральные были министры.

Но Государь проявил твердость, возглавил армию, и стало все, как мы знаем, прекрасно складываться. Армия наша стала побеждать и готовиться к победе. Не было больше таких провалов, по крайней мере, в организации и в координации действий вооруженных сил. Но одновременно же в Государственной Думе происходит знаковое событие, происходит создание антимонархического прогрессивного блока. Куда вошли, в том числе и вчерашние монархисты.

В.С. - Националисты.

О.А. - Да, потрясающе.

А.С. - Невозможно было представить, что Шульгин, который возглавлял газету «Киевлянин» и был таким столпом монархизма, и Лисовенко, который был ярким оратором- националистом, оба киевляне. Что они будут жать руки Милюкову и Гучкову, явным врагам Царя. Но это произошло, то же самое мы видим и сейчас.

В.С.- Полгода назад можно ли было себе представить, что бы Навальный, Тор, Крылов стояли бы рядом с Немцовым и Касьяновым?!! Они же аналогию какую проводят, будто они, русские националисты, за русский народ выступают. А на самом деле пролибералы просто западные, антирусские. Но, тем не менее, это все оказалось незначительным и мелким.

 В.С. - Создание прогрессивного блока, фактически, было первым звонком, первым шагом к революции. Потому что волнение действительно началось, Дума стала антимонархической. И самое опасное, что националисты дали нравственное оправдание этому бунту.

Если раньше бунтовщиков  можно было рассматривать в таких категориях, как враги России, прозападно настроенные люди, либералы, которые борются с основами русской жизни, русского устроения, против монархии, совершенно индифферентные к вере, русофобски настроенные. То сейчас, когда туда вошли националисты, они сразу выставили массовое оправдание, что это борьба против недостаточного внимания к русскому фронту, к недостаточному вниманию к русским проблемам и так далее.

О.А. -Легитимность была утверждена.

А.С.- Фактически,  да.

-О.А. Это самое страшное, что может быть.

В.С. -  Почему они сейчас пытаются втянуть в это болото православных, чтобы дать нравственное оправдание.

-О.А. Да, и сейчас православных втянуть туда, тогда будет действительно полное нравственное оправдание бунта против власти.

В.С. -  Да, потому что мы видим, как власть последние 20 лет ведет себя по отношению к стране, к народу. Но, кстати, власть именно себя так ведет, потому что выполняет заказ российских либералов. Мы когда говорим о российских либералах, это же вне этнической принадлежности большинства властителей нынешних дум. Ну, не будем их называть, всем они хорошо известны, ясно одно, все российские либералы, кем бы они себя не называли, враждебны церкви православной. 

Это их родовая черта, как они в те годы, 95 лет назад, не замечали святого праведного Иоанна Кронштадтского, смеялись над ним. 

Так же российский либерал, даже если сегодня он ходит в церковь, он не принимает во внимание ни слова Святейшего Патриарха Кирилла, ни старца Илия, которые печатали предостережение от смуты, от бунта.

В.С.-Они надменно себя считают обществом. Вот они и есть общество, и они требуют от нас, чтобы посчитали тоже их обществом, как будто мы не общество. Как будто бы ветераны, офицеры, которые кровь свою проливали за Отечество, члены ветеранских организаций, казачьих организаций, это не общество. 

Вот они общество. А те, кто не выходит на Болотную -  они не общество. То есть это просто хамство, которое присуще российскому либерализму и его представителям, надменность, которая проявляется самым очевидным образом. 

Нам надо это, все- таки, показывать, что «король- то голый». Что это не общество, а лишь незначительный сегмент общества.

О.А. -  Вот по этому поводу очень хорошо сказал святитель Николай Японский. Я думаю что круче, как молодежь говорит, сказать не возможно о русской интеллигенции. Я думаю, это очень подходит и к интеллигенции нынешней: «Мерзкая, проклятая, оскотинившаяся, озверевшая интеллигенция в ад тянет простой, грубый и невежественный народ. Беснующаяся Россия опозорена, обезглавлена, ограблена.

Но разве это отрезвляет ее?! Сатанинский хохот радости этому из конца в конец раздается по ней. Коли собственному позору и гибели смеется -  то не в когтях ли злого демона она вся?»

В.С.- То есть это явные слова святого о том, в каком бесовском одержании находилась революционная интеллигенция.

Но сегодня мы видим то же самое, потому что, как мы уже упоминали, невозможно представить разумного человека, который идет на поклон к послу враждебной державы России, главного геополитического противника, послу, который не скрывает намерений в отношении российской государственности. И в угодливом поклоне склоняется, ожидая от него инструкций.

Но если вспомнить то время, мне хотелось бы отец Александр и Анатолий Дмитриевич, вернуться на два дня назад, когда мы с вами принимали участие в работе одного круглого стола в рамках Рождественских Чтений, и выступал яркий представитель либерального крыла, так скажем, церковной нашей интеллигенции. Совсем молодой священник, я не знаю, сколько ему лет, кажется около 30, с фамилией, которую нарочно не придумаешь, отец Дмитрий Свердлов. Не важно родственник он якобы Свердлову или нет, дело в том, что он пытался всех убедить в том, что свою статью, которая была напечатана в «Нью -Йорк Таймс», он писал совершенно без задних мыслей. Долго нам рассказывал, как он ходил в детский садик, потом в школе учился, а тут случайно пошел посмотреть, что на выборах происходит. 

И когда ему некоторые из нас пытались возразить он, скажем прямо, вел себя очень высокомерно, как обычно ведет себя российский либерал, сказал, что не знает такой газеты, и так далее.

А на призыв подумать, что же будет, если революция состоится, и как  эти люди, собравшиеся на Болотной площади, относятся к церкви, что ожидает церковь -  он не стал на это отвечать, отмахнулся. И я сразу вспомнил, представил этого молодого священника с его небритостью на лице, с красным бантом. 

О.А. - Анатолий Дмитриевич, были же священники, которые ходили на демонстрации и в 1905 году, но тогда их меньше было, а в феврале 1917 даже архиереи были.

А.С.-Да, в 1905 году, когда священномученик митрополит Владимир Богоявленский, тогдашний митрополит Московский, обратился к народу с призывом превратить приходы в очаги бунта, которые и вспыхивали в Москве в 1905 году. 

И 40 профессоров Московской Духовной Академии и священников публично заявили, что они не согласны со своим Владыкой, и что он не выражает общую церковную позицию, и это его частное мнение.

А если вспомнить февраль, то мне на память приходит такое событие, когда уже после того, как стало известно об отречении Государя, состоялось собрание Московского Духовенства, которое решало, как быть в этой ситуации, как поступить. Но, к сожалению, собрание приняло решение поддержать Временное правительство, не усомнилось в подлинности Царского отречения.

Там, на этом собрании, один из священников (я сейчас запамятовал его фамилию)  обратился к новым демократическим властям с доносом на протоиерея Иоанна Восторгова,  будущего священномученика, обличая его как Царского сатрапа, которого  в новых условиях терпеть нельзя,  а надо посадить в тюрьму. Вот это модель поведения либерала -  и светского, и церковного.

О.А. - Там нет снисхождения, там нет любви, там есть просто озлобленность, хотя внешне они выставляют себя некими людьми широких взглядов. Но на самом деле это озлобленность, доносительство и враждебность к своим оппонентам в любых условиях.

Получается,  если человек не любит свою Родину, свой народ, то вера во Христа его тоже не спасает. Вот как интересно.

В.С.- Конечно, сердце каждого человека только Богу известно, но Святитель Филарет Московский писал, что невозможно не любить свое Отечество христианину, это многие святые говорили. 

А российскому либералу это все- таки родовая травма. Сейчас все, наверное, подтвердят мои слова, я думаю в отличие от всех либералов: французских, немецких, английских -  российский ненавидит свое Отечество. «Как сладостно Отчизну ненавидеть»?!- формула классическая.

А.С.- Для российского либерала. И мы с этим сталкиваемся сейчас, но ведь гонения на церковь начинались Временным правительством.

Не большевиками, а сразу после февраля 1917 года святые архиереи, Макарий Невский и другие, и, кстати, многие священномученики были  изгнаны.

О.А.-Они были сняты со своих кафедр под улюлюкание толпы. 

Была попытка снять с кафедры и Антония Храповицкого как монархического столпа, но Митрополит Антоний был настолько яркой фигурой, так что собрать против него толпу не удалось, и, несмотря на общую атмосферу, он остался на кафедре.

А епископ Макарий, который потом уже принял мученический венец, в Орел приехал накануне февраля -  и его тут же сняли как монархиста. То есть начались репрессии. Они были не столь жестокими, но, в общем, тон задали.

В.С.- Мне хотелось, отец Александр и Анатолий Дмитриевич, вспомнить внешние воздействия, оказанные на эту революцию. У масонов, всем известно, есть исследования. Дело в том, что государя предало именно масонская ложа, куда входил Гучков и многие другие русские. Некоторые историки белого движения пытаются обелить Корнилова, который арестовывал Царицу-Мученицу, обелить Рузского.

Но не случайно Государь царевне Татьяне писал: «Отец простил всех», а до этого Государь пишет: «Я всех простил, но не могу еще до конца простить Рузского». Государю тяжелей всего было простить изменника Рузского, которого он считал честным русским солдатом.

В.С. - Он вел себя совершенно по- хамски. Он практически изолировал Государя. Поставил его в унизительное положение, когда еще до отречения его приказы не выполнялись. Вся информация шла только через Рузского, никакой возможности, вот иногда говорят: почему Царь отрекся, почему он не мог обратиться? к кому обратиться?! Невозможно было обратиться, он был изолирован, он оказался в западне.

Он ехал к своим войскам, ехал в штаб армии, что бы оттуда руководить подавлением солдатского бунта, который возник в столице

А оказался в западне среди врагов, которые, собственно изолировал и Государя, давя на него психологически. Они и добились его отречения.

А.С. -  То -  есть фактически это был арест Государя, и шантажировали его именно тем, что если Государь не подпишет сейчас, то будут убиты все верные слуги. Толпа бунтует, происходят убийства, и, кстати, убийства происходили Генералов, адмиралов, честных русских офицеров. Сейчас уже известно о том, как при этом спецслужбы западные действовали, и финский батальон участвовал. Это не был просто взрыв такого негодования, хотя много и бесноватых было на улице.

В.С.-Конечно, было страшное время в истории, с легкой руки генералов получило название «бескровная революция». Страшная-страшная революция, сколько было перебито не  только жандармов, но и членов их семей, детей.

А вот этот эпизод, который сейчас в исторических публикациях появился, о том, как  давили на великого Князя Федора Александровича. Все представляли, что вот он засомневался и отказался, а ведь в этот же день ему сообщили, что два близких к нему человека, сенатор и генерал, не просто убиты толпой, а им отрезаны головы. Как бы знак такой, что это будет с тобой. Он находился один, без охраны, его Темная дивизия находилась не здесь, и никто ему охраны не обеспечивал. Не было даже верной группы, каких- то слуг. В.С. - Вообще, кстати, Анатолий Дмитриевич, батюшка, всю эту «бескровную революцию» я плохо представляю. 

Представляю толпы с красными бантами и пением Марсельезы. 

А ведь тогда столько городовых было, которые никому не мешали.

О.А. -  Надо все- таки учесть, что тогда нравственные барьеры были более высокими, чем сегодня. И, тем не менее, такие зверства мы здесь видим. А что говорить про наше время, когда нравственных барьеров практически нет никаких. Что будет сегодня, если революционные шлюзы откроются?! Мы даже представить себе не можем.

Многие сегодня говорят: не то время, дескать, сейчас так не будет, как было тогда. Люди ослаблены или, так сказать, инертны. Они  неспособны к такому кровопролитию и жестокости как было раньше. На самом деле это глубочайшее заблуждение. Сейчас, если откроется шлюз революции -  она попрет полным напором, будут такие злодеяния, которых мир никогда не видел. Именно из -за нравственной слабости людей жестокость будет гораздо более страшная, чем была…

А.С. - Этот слой культуры, воспитанности еще тоньше, чем был тогда.

И мы когда говорим сегодня о внешнем воздействии, мы понимаем, что не только Мак-фола сюда прислали, посла, мы вспомнили, как снайперы били в 1993 году, когда в Москве кровь пролилась, где эти снайперы были и откуда они били по армии и по русским людям на баррикадах. Мы помним, что было в Останкино, отсюда прямые аналогии с февралем 1917 года, когда убивали честных русских генералов и верных государевых слуг. 

А безответственная интеллигенция, которая к этой революции призывала, к которой обращались святой праведный Иоанн Кронштадтский и священномученик Иоанн Восторгов с обличительными словами, они вроде бы ни при чем. Они потом все свалили на дикий народ. То- есть интеллигенция говорит: Мы хорошие, а вот народ нас не понял. Нельзя было этому дикому народу давать оружие, давать власть.

И когда сегодня отец Александр обратился к этому молодому священнику Дмитрию Свердлову и сказал, что вы должны как- то дезавуировать свою публикацию в «Нью -Йорк таймс», нельзя же, что бы у народа создавалось впечатление, что церковь поддерживает революцию, батюшка, что там за история?

О.А.- Он вообще странно отреагировал, он сказал, что он вообще такой газеты не знает, не слышал названия, чем и показал свое крайнее высокомерие по отношению к присутствующим в зале и священникам, которые старше его по возрасту. И вообще высокомерие, как к  малому народу по отношению к большому народу.

 Они же сами не понимают, в чем глупость такой позиции, ведь их потом самих же будут уничтожать. Вот эта интеллигенция, которая вызывает дух революции, она потом будет первой жертвой этого духа.

Это уже было, и все эти головы большие, безмозглые, с седыми кудрями, покатятся с красного крыльца. А те будут на той стороне в удивлении, что это произошло.

В.С -  Ну, как и было во время бунта, Анатолий Дмитриевич, ведь в феврале 1917 года тоже все, кто аплодировал «великой бескровной революции» не могли предполагать четыре года потом жесточайшей братоубийственной войны. Но хотелось вспомнить, почему же либералы, союзники по Антанте, предали Государя? 

А.С. - Почему союзники? Не только немецкий пломбированный вагон, а знаменитый пароход, на котором Троцкий приехал из США со своей командой, почему же союзники его упустили? Какие были цели тогда у якобы наших друзей и партнеров; Англии, Франции и США?

А.С. - Наши тогдашние партнеры, как сейчас принято называть, страшно боялись усиления России, которое неизбежно произошло бы после победоносной войны, после заключения мира, победы над Германией и ее союзниками. И Англия по обыкновению заняла ту же самую позицию, которую она на протяжении веков уже проводила в отношении России. Политику враждебную, политику сдерживания и поддерживания практически всех внутренних врагов. Англичане во время турецких войн на Кавказе поддерживали черкесов. Фактически снабжали оружием. Сейчас можем вспомнить: Чеченская война, которую тоже финансировали и поддерживали из- за рубежа.

И странной была реакция руководителей Белого движения, наивность такая. Они рассчитывали, что союзники по Антанте отблагодарят их.

В Белом движении было много человек; честных офицеров, генералов, которые действительно воевали во время Первой Мировой войны. Они рассчитывали, что союзники им помогут ликвидировать большевиков как агентов их противника Германии. На самом деле союзники просто разжигали рознь и русскую братоубийственную войну. 

Их задача состояла в том, чтобы максимально разжечь этот пожар, чтобы Россию максимально ослабить, максимально обрушить.

И удивительный символ вот этого всего, участие в разжигании костра, пожара на российской земле является то, что два брата, мы вспоминали тут, клан Свердловых. Известно, что брат Свердлова, Зиновий Пешков, был одним из советников, представителей французского командования, усыновленный Максимом Горьким. И вот эти два брата находящиеся по разные стороны баррикад, во время страшной русской смуты, это был такой яркий русский символ участия в разжигании русского пожара, в котором сгорели, погибли не только наше национальные состояния, наши памятники культуры, но и множество русских людей.

В.С.- Кстати, нельзя не вспомнить и еще одного родственника, который сидел у Якова? В банке работал.

А.С. - Да, эта очень тревожная активность священника Дмитрия Свердлова заставляет вспомнить роль в русской смуте его однофамильца.

О.А. -  Тем более, что он, к сожалению не один. Если был бы один такой, то можно было бы сказать, что это было не явление, а какой то одиночный вариант. Но там один, не буду говорить фамилию, высокопоставленный патриархийный чиновник рассказал по поводу Болотной площади, что там царил такой же дух, как к Поясу Пресвятой Богородицы. Вот это я никак не могу понять, безответственное заявление на таком уровне, оно, конечно, недопустимо.

Он и ряд других священнослужителей как раз и раскалывают церковное общество, потому что подавляющее большинство верующих и духовенства против этого.

А.С.- Вот, на мой взгляд, очень важно, раз уж мы говорим о феврале 17 года и современных событиях о том, что очень много похожего, очень много схожести, и, кстати, еще один из одних признаков, который не упоминался, тот факт, что февральская революция произошла на Крестопоклонной седмице Великого поста. 

То есть Государь, уезжая, даже не мог представить, что русские люди, которые в эту неделю должны поклоняться Кресту, который выносится на середину храма, для укрепления постящихся, верующих, что они в это время пойдут не в храм, а на улицы. Будут поклоняться не Кресту, а красному знамени. Для верующего человека это был нонсенс.

Но, а если мы сейчас вспомним, что выборы -то президентские назначены на 4 марта, это  праздник -  Неделя Торжества Православия?

Поджигатели новой смуты откровенно заявляют, что выборы мы ни при каких условиях не признаем, какими прозрачными урны не были, вешайте сколько угодно камер на участках -  мы все равно выборы не признаем. И будем агитировать, побуждать народ, что бы он выступил против этого. То есть фактически провоцируется сценарий, что бы не признали.

А нет никаких  сомнений, что так называемые представители международного сообщества, которые будут здесь наблюдателями по традиции, они наверняка тоже присоединятся к этому голосу не признания выборов для того, чтобы выборы эти отменить. А что значит отменить выборы?! Значит, назначаются новые выборы, а в этих новых выборах не имеют права принимать участия, те, кто принимал участие в этих выборах. То- есть, самая главная задача этой революции- долой Путина, таким образом, решается. 

И все это будет происходить на второй, может -  третьей седмице.

О.А. -  Как интересно заметил отец Сергий Карамышев на «Русской народной линии», что 4 марта будут предшествовать первые седмицы великого Поста. И всю эту неделю будут бесноваться оранжисты, тем самым показывая свою сатанинскую сущность. Здорово он написал об этом.

В.С. -Отец Сергий Булгаков приехал из Троице- Сергиевой Лавры, от преподобного Сергия, в то время я помню, была Крестопоклонная седмица, и с каким ужасом он увидел то, что тогда происходило на улицах столицы! И в Москве, и в Петербурге одинаково бесновались толпы под красными знаменами, с красными бантами, это было именно беснование.

Но, кстати, отец Сергий Булгаков писал об этом либеральном терроре, который тогда царил в Университетах. Ведь он стал верующим человеком, сначала будучи марксистом, Профессор Булгаков как он пишет: «Я стал царистом по подлому выражению улицы». Его профессорская среда моментально изгнала. 

И не случайно Святейший Патриарх в Татьянин день служил в храме святой мученицы Татьяны, и обращался к молодежи, что нельзя допустить еще раз, чтобы молодежь была втянута в эти игры.

Невозможно допустить, чтобы молодежь вновь разрушала свое государство. Ведь тогда тоже было много молодежи среди революционных студентов.

А.С.-Да. Вот сейчас очень многое зависит от церкви. На вспоминавшемся у нас Круглом столе мне запомнилась мысль отца Всеволода Чаплина, что сейчас, в условиях информационной открытости, когда есть интернет, голос церкви фрагментируется, и в тоже время важно мнение каждого человека, не только священноначалия, не только духовенства, но и православных мирян. Потому что на церковь сейчас вся надежда, что церковь сможет выступить в этих условиях в своей, свойственной ей функции миротворца и в тоже время  - печальника о нуждах народных и обличителя неправды. Обличителя этой оранжевой революции.

О.А.- Важно, что  Святейший   в Татьянин день, обращаясь к молодежи,  призвал ее к целомудрию. Это очень важное слово, потому что я надеюсь, оно как -то западет в души молодых, студентов.

Потому что он говорит, что собственно в революцию пойти несложно, но нельзя идти за первой мыслью, которые вам вкладывают в головы нечистоплотные люди.

Нужно осмыслить все, что вам говорят. Целомудрие -  это целостность сознания, это очень важно, что он призвал молодежь к целомудрию и целостности сознания.

-А. С.- Которое вне нравственности не может у человека существовать.

-О.А. Он говорил, что никакие общественные изменения вне нравственности не имеют смысла.

-В.С. - Да. Сейчас очень важно извлечь уроки из февраля 1917 года, понять, что тогда было сделано не так.

На мой взгляд, две принципиально важных ошибки были совершены представителями церкви и священноначалием. 

Во- первых, священноначалие и духовенство активно не осудило солдатский бунт, не призвало народ к порядку, не призвало к поддержке законной царской власти.

О.А.- Была некоторая растерянность, так скажем.

В.С.- Была попытка, скажем так, встать над схваткой. 

Дескать, общество и государство борются, а мы как бы в этом не участвуем. Князь Жевахов из Священного Синода вспоминает в своих воспоминаниях, что он обратился с предложением к митрополиту Владимиру перед членами Синода и не нашел понимания.

А это заблуждение мы понимаем, что это дорогого стоило. Потому что именно в этот момент голос церкви стал бы отрезвляющим звуком в сердцах людей.

И вторая, на мой взгляд, ошибка всего общества, ошибка церкви, что церковь согласилась с этой великой ложью о революции. О том, что общество это есть те, кто бунтует, а все остальные не общество.

И в этих условиях церкви предоставляется уникальная возможность, выступить субъектом политического действия, организовав реальный диалог власти с реальным обществом.

О.А. -  Мы же видим, что означает, что те, кто выходит на Болотную Площадь, и на проспект Сахарова -  это ничтожная часть. Это ничтожная часть не только русского народа, но даже москвичей.

В.С.-Совершенно верно.

А.С - Но, надо заметить, что эта часть шантажирует церковь. Например, Борис Березовский из Лондона обращается к Святейшему Патриарху, угрожает Путину, если прольется кровь опять, заметьте, все они пугают кровью. То есть кровь уже задумана.

О.А.- Они делают все для ее пролития.

В.С. -Народ не хочет кровопролития, а они пугают кровью и готовят эту кровь. Вот Березовский говорит Путину: Суд истории грозит им, народу, а вам суд Божий. 

Требует, что бы Святейший Патриарх забрал власть, мудро принял из рук Путина власть и передал ее народу.

О.А.- Все это провокация. Это же смешно.

А.С. -  На самом деле это было бы смешно, батюшка, если бы это не было так страшно.

О.А. -  Да, горький смех.

В.С. -Мы помним с вами слова одного священника, который был в Белом Доме и Анатолий Дмитриевич помнит. Это отец Никон. Он ответил одному из политиков, который говорил так легко о революции. А отец Никон тогда исповедовал, причащал в Белом Доме по Благословению Святейшего Патриарха Алексия. Он говорил: когда рядом с тобой разрывает людей танком или снарядом, и ты потом видишь эту кровь, видишь убитых, ты начинаешь иначе относиться к призывам политиков к революции и бунту. И ответил этому политику тогда: Вы знаете, жены и дети убитых потом приходят к священникам в храм на отпевание, смотрят на нас и говорят: почему же вы не остановили кровопролитие, не прекратили междоусобную брань??

И святой праведный Иоанн Кронштадтский тоже обращался не только к интеллигенции, обличая ее. Он говорил: правители и пастыри, что вы сделали из своего стада? Взыщет Господь овец Своих от рук ваших. И говорил, что нынешний упадок нравов зависит от холодности архиереев.

И когда святой праведный Иоанн Кронштадтский призывал хранить Царя, быть верными Царю, многие в этом видели его политические пристрастия, а не глубину веры. 

И когда святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: Царство Русской шатается, колеблется. И говорил, что если Господь снимет благочестивого Царя, что станет из России. Враги даже имя русское попытаются уничтожить.

Все же сбылось, батюшка! Наверное, и сегодня надо прислушиваться к словам наших старцев духоносных и к словам Святейшего Патриарха.

И хотел бы обратиться к слушателям, чтобы молились и чтобы тем же силам, которые пытаются вновь разжечь очередной виток русской смуты, не удалось это сделать. Ну, кажется второй раз через 100 лет не возможно, наверное.

О.А.-Б. Что бы, как сказал Александр Блок: Скука скучная и смертная не победила бы Россию!

В.С. - Да, дай Бог! Один исторический пессимист сказал, что «история только учит тому, что  она никого ничему не учит». Вот перед нами сейчас возможность, что бы доказать неправоту этой мысли.

А.С. - Ну, а В.В. Путин, когда- то ответил, когда его спросили, в какой исторический период он хотел бы попасть? Он сказал: в февраль 1917 года. 

Вот сегодня мы сможем убедиться, для чего он бы хотел оказаться в феврале 1917 года. Что бы остановить эту смуту, это братоубийство и крушение российской государственности или нет.

В.С. - Ну, и завершая нашу передачу, хотелось бы завершить ее словами святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Я предвижу восстановление мощной России еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая, по старому образцу, крепкая своей верой во Христа Бога и святую Троицу. И будет по завету святого князя Владимира, как единая церковь. Перестали понимать русские люди, что такое Русь, а она есть подножие престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».

О.А. -Аминь!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+