Перейти к основному содержанию

04:20 25.04.2024

Если умершие снятся часто, я даже не знаю, как это правильно сказать, преднамерение? Святые Отцы же пишут, что снам не надо верить.

02.12.2015 14:33:48

Протоиерей Александр Абрамов отвечает на вопросы слушателей.

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2015/11/19/21-00.html

Е.Никифоров: Как всегда, по обычаю, Вы в этот день читаете воскресное Евангелие.  Евангелие -  это основа нашей жизни. Крайне печально, что мы мало читаем Евангелие, а уж Апостол -  тем более.

О.Александр:  Евангелие о гадаринской стране, которое мы с Вами слушали, вызывает огромное количество вопрошаний у людей и порой даже несогласие со Христом. Канва, как мы помним такова: Христос приходит в гадаринскую страну и находит бесноватого, который много  лет был одержим бесами. Причем в такой степени, которая нам мало известна. Его заковывали в железные обручи, он их разрывал и  убегал. Ходил  нагой, не одевался в одежду  и жил в гробе. Гроб - это ведь не то, что мы с вами сейчас представляем себе, это пещера, в которую очень трудно забраться и которую при смерти человека достаточно завалить камнем -  и уже оттуда не выберешься.

 Е.Никифоров: А мы с вами в Лазаревой пещере бывали. Поди, туда залезь!

О.Александр: Едва- едва. Не случайно наши подвижники выбирали себе для келий труднодоступные места. Вспомним Почаев. Пещерка Иова Почаевского у многих даже твердых в вере людей вызывает страх, потому что существует поверье, что если ты недостаточно исповедовался, то ты в эту пещерку войдешь, а выйти из нее  не сможешь. Вот в таком гробу жил гадаринский бесноватый. Интересно, как меняется отношение этого бесноватого ко Христу до того, как Христос стал действовать и после того, как Он Свое благодатное действие совершил. Когда одержимый увидел Христа, он Его спросил:  «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня». Потому что появление Света и Правды губительно для сатаны. Оно очищает душу человека, который прикасается к этой Правде. Но он называет- обратим сейчас на это внимание -  Христа Иисусом, Сыном Бога Всевышнего. Догматически мы с этим согласимся. Иисус - Сын Бога Всевышнего, но  мы увидим еще и то, как растет понимание одержимым того, с Кем он встретился, к концу он Христа назовет совершенно иначе. И вот Христос изгоняет легион бесов, и здесь имеет  место   очень важный момент, связанный с немощной попыткой дьявола обмануть Христа. Обычно  дьявол от Христа, мы знаем по Евангельским отрывкам, бежит, или скрывается, или  говорит какие-то слова ненависти, а здесь происходит следующее. Они попросили Иисуса, чтобы Он не велел им идти в бездну. То есть в небытие, в пустоту, в никуда. И тут же на горе паслось большое стадо свиней, и бесы попросили Его, чтобы Он позволил им войти в них. И Он позволил. Итак, они просят разрешить низвергаться в бездну и тут же входят в стадо свиней. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с  крутизны в озеро и потонуло. Попытка бесов обмануть Христа оказалась совершенно бессмысленной. Бес, даже полагая, что он поступит иначе, всегда стремится к бездне. Всегда стремится к небытию. Григорий Богослов говорит о небытийности зла, то -есть зло не существует. Зло-  это вакуум добра. И они  бросаются в бездну,  и стадо свиней утопло.  Попытка обмануть Христа состояла в том, что бесы представили себе, будто Христос не знает, что  с ними случится. Попытка обойти Его, попытка совершенно нелепая. Я бы сказал - абсолютно бесовская попытка поставить Христа в неловкое положение. Но Он знал.

Е.Никифоров: Мы  обычно знаем, что беса перехитрить невозможно.  И здесь он, видимо, тоже рассчитывал, что его хитрость, изысканная, безупречная – подействует.

О.Александр: А Христос это все не то, что увидел. Увидел - это означает, что Он посмотрел, оценил ситуацию и принял решение. А Он это и  предвидел, и предуставил, то- есть все сделал так, чтобы все случилось именно тем образом. И бесы низвергаются. И вот реакция людей: и люди, видя это, ужасались. И здесь совершенно ясна грубая материальная, экономическая реакция. Они попросили Его отойти от их пределов.

Е.Никифоров: Вот это мне всегда было непонятно. Но, казалось бы, видели такое совершеннейшее чудо, видели избавленного от бесов человека, видели последствие этого страшного чуда, потому что бесы - они всегда просто страшные. Что их ужаснуло, почему это произошло?

О.Александр: Многие из святых Отцов придерживаются той точки зрения- и мне она как-то внутренне, по- человечески кажется ясной и близкой -  что  мотив этих людей был очень примитивен и груб. Он носил чисто сельскохозяйственный характер, если угодно.  Они увидели, что стадо свиней погибло, и боялись, что Христос продолжит исцеление. А вдруг новые и новые бесы будут входить в свиней, и все стадо наше погибнет, и те, за кем мы ухаживали, тоже утопнут? Зачем нам эти исцеления, если то, что нам дорого,  весь скот изойдет? Не нужен нам такой Христос!

Е.Никифоров: То -  есть им стало  жалко сала.

 О.Александр: Такой Христос им оказался не нужен. И вот теперь  еще один очень важный сюжет об изменении отношения бесноватого исцеленного. «Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним, но  Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что тебе  сотворил Бог. Он  пошел и проповедовал по всему городу,  что  сотворил ему Иисус».

 Для него после исцеления возник несомненный знак равенства между Богом и Иисусом, этим человеком, который Своим прикосновением его исцелил.  Для него не было больше нужды входить в тонкости догматики, является ли Иисус Сыном Бога Всевышнего, или не сыном, или самозванцем, или еще кем-то, о ком ему рассказывали фарисеи и саддукеи, учителя, многочисленные равви. Он знает, что Иисус и есть Бог. И когда Иисус говорит ему: расскажи, что сотворил тебе Бог -  он говорит об Иисусе, несомненно. Хотя Христос  ему прямо не открылся. Он не сказал: я Бог. Он не сказал даже: да, я Иисус, Сын Бога Всевышнего. Он просто сделал то, что мог сделать только Бог. И вот деталь, очень важная для нас, людей, которые не только носят  нательный крест, но стараются следовать Евангелию. Для нас, мне кажется, огромной важностью обладает вот какой момент: Не обольщайся! Любой самый малый компромисс с дьяволом, любой самый незначительный отказ от максимализма Евангелия недопустим. Как на войне, так и в религиозной жизни любой коллаборационизм становится предательством. И тогда бесы войдут в тебя, впущенные тобою, а изводить их придется Христом, ценою крови своей. Вот об этом нам надо знать, когда мы  легкомысленно относимся к тому, что мы берем на себя, надевая нательный крест.

Е.Никифоров: Ну, это же каждый день происходит. И не только с теми, кто впервые   надевает крест, но и с  теми, кто его  носит с детства и не замечает ничего. Ну, вот несу и несу крестик, как оберег такой. Не очень сознательно относясь к своей вере. Это же касается следованию заповедям Божиим, заповедям Христовым. Эти маленькие преткновения они же  происходят практически ежечасно.

О.Александр: Мы испытуемся, наверное, постоянно. Я не  устаю об этом говорить – я совершенно  убежден, что духовная жизнь -  это выработка автоматизма в  принятии духовных решений. Мне один очень близкий священник как-то привел такой образ. Он говорит: для чего нужен духовник? - он нужен для того, чтобы с тобой обсуждать тонкие и серьезные, важные моменты, чтобы за тебя помолиться. Но основные вещи ты должен знать сам  абсолютно ясно и четко.  Он привел пример автошколы. Когда вас учат водить машину, вам показывают зажигание, переключение передач. Вы не можете, заглохнув на красном сигнале светофора, каждый раз звонить инструктору и спрашивать, что нужно сделать теперь. Вы должны помнить досконально - зажигание, коробка передач, первая, поехали. Ты должен знать, как ехать. Тебе в помощь этому и сигналы светофора, и дорожные знаки. Это весь духовный опыт Церкви. И Писание можно уподобить правилам. И ты сам, который помнит, что  едешь не ради того, чтобы соблюдать знаки. А ради того, чтобы достигнуть конечной цели. В нашем случае этой конечной целью является Царство Небесное, спасение собственной души.

Е.Никифоров: Спасибо, батюшка, за такое замечательное чтение.  У нас много звонков.

-Спасибо Вам большое за Ваши передачи! Подскажите, кто Вас так научил так замечательно говорить, дал такие знания?

Е.Никифоров: Да и правда, кто были Ваши наставники?

О.Александр: Я сейчас с радостью отвечаю на этот вопрос, потому что их имена у меня всегда в сердце, и мне всегда становится тепло, когда я их вспоминаю. И Вы, Евгений Константинович, их хорошо знаете, и редакторы наши знают их тоже. Дорогим моему сердцу духовником многие -многие годы был о.Борис Гузняков, настоятель храма “Всех скорбящих радости» на Большой Ордынке. Удивительной теплоты и сердечности человек. Уже почти 20 лет как его нет, а на его могиле всегда живые цветы. Всегда такое чувство, что вот только с ним беседовали. Всегда вспоминаю, когда бываю на Введенском кладбище, там многие великие люди похоронены. И о.Валентин Свенцицкий,  и последний духовник закрывшейся Троице-Сергиевой Лавры. Я всегда прихожу на могилу о.Бориса, и там памятник матушки его Веры. И с какой огромной любовью человек пронес чувство к своим близким, на памятнике матушки Веры написано: «Верочка, голубушка моя, любовь моя , прости». И это настолько сердечно! Она завещала не ставить большой памятник, а поставить простой деревянный крест. А он не мог сдержаться, но хотел в тоже время выполнить и ее завещание. И он поставил большой постамент, а на него маленький деревянный крест.

Е.Никифоров: Каждой бы женщине хотелось бы вот такой любви. Чтобы муж так относился, чтобы пронести такую нежную любовь через  всю  жизнь.

О.Александр: Любовь, которая и после смерти длилась. Интересно, что о.Борис после смерти своей матушки Веры на протяжении длительного времени, зная, конечно, что ее нет, он  как бы в будущее, уже в загробную жизнь писал ей письма. И эти  письма сохранились, и мы надеемся со временем их опубликовать.  И вот я вспоминаю, я прочитал воспоминания дочери о.Бориса. они очень много путешествовали, ездили в Варлаамовскую пустынь. И там был такой блаженный Митенька, мужчина уже в возрасте, который к  празднику Пасхи  надевал все значки, которые у него были  дома, и приходил на Пасху на подъеме.  Однажды разгорелся спор, этот блаженный Митя, которому было лет 45-50, говорит: «меня о.Борис любил больше всех» (о.Борис уже умер на тот момент). Встала какая-то девочка в автобусе, совсем маленькая, из воскресной школы и говорит: «Мить, это меня о.Борис больше всех любил». А сидящая на заднем сидении дочь говорит: «А я думала, что он меня любил больше всех». Способность такого необъятного, но в тоже время искреннего сердца, неформально улыбающегося, а совершенно солнечно -  это великое дарование. Вот это человек, который меня учил.

Е.Никифоров: Вот о наставниках. Многие считают, что наставник это тот, кто умничает, сидит и наставляет. Потом спрашивает. То- есть учитель. Но вот я чувствую, что то, что вы говорите об о.Борисе, это не было вот таким наставничеством. Это была просто человеческая жизнь. Которая была образцом, которой невозможно было не следовать.

О.Александр: это в первую очередь было очень искренне  и совершенно сердечно. О.Борису была абсолютно чужда любая фальшь. Вот идет праздник 8 марта, его мало где празднуют в церковных кругах. Но, тем не менее, еще не начался Великий Пост. Был воскресный день. О.Борис говорит проповедь, связанную с воскресением, потом сообщает аудитории следующее: друзья мои, 8 марта в церкви, конечно, не празднуется, у нас есть день Жен - мироносиц, ну и все праздники, которые мы знаем, связанные со святыми женами. Но,  говорит, что тут ходить вокруг да около? Конечно, женщины сейчас - это основа нашей церкви, поэтому вы уж меня простите, я сегодня вечером за вас за всех бокал шампанского подниму.  Это говорится с амвона, говорится очень искренне. И таким же, по -другому вам известным тоже был человек давно умерший, даже раньше о.Бориса. мой преподаватель древнегреческого языка Андрей Чеславович Козаржевский. Беспартийный, заведующий кафедрой в МГУ.

Е.Никифоров: Который умудрился, слава Богу, и  здесь у нас на радио несколько передач записать.

О.Александр: Да, он человек был  очень консервативных убеждений.

Е.Никифоров: И благословил нашу гимназию быть классической православной гимназией. Хотя сейчас гимназия немного ушла от этого образца. Который тогда был. Но вот его слушали.

О.Александр: Да, это так. У меня с самого начала чувство, что я буду его хоронить. Какой-то он был хрупкий и угасающий. Так и получилось. В самом начале 90х -конце 80х, конечно, невозможно было представить прямую проповедь Евангелия и церкви в  рамках лекций или занятий, но он умудрялся это обходить. Он вел курс памятников истории мировой культуры и показывал нам, например, что-нибудь византийское. А курс был очень сложный, нужно было, например, по фрагменту здания, по снимку угадать само сооружение, дать ему архитектурное описание.

Е.Никифоров: А что  Вы заканчивали?

О.Александр: Исторический факультет МГУ. Вот. Показывает нам, например, фрагмент Софии Константинопольской и  говорит: ну, вот вы знаете, София Премудрость Божия соорудила и в Москве себе несколько храмов. Один из  них находится на Софийской же набережной, рядом с резиденцией английского посла, троллейбус 5, 37 до остановки такой-то. Как бы ничего не сказал. Или, например, в  праздник Покрова у нас проходит занятие. Он достает неожиданно губную гармошку и говорит:- но вот православные сегодня отмечают праздник ПокровА, а не ПокрОва, как некоторые говорят, облачение голубое, друзья мои, и я  сейчас вам наиграю мелодию песнопения, которое называется тропарь. И на гармошке  играет тропарь Покрова и потом сообщает нам его текст. И конечно, невозможно было не заразиться его энтузиазмом, этой любовью, которая впоследствии переросла в любовь к церкви. Он рассказывал, что была разработана даже  в конце 80 х г.г. специальная система для них, людей узнаваемых, где стоять в Богоявленском соборе, например, чтобы тебя не заметили те, кому не следует заметить. Или, например, как незаметно для других креститься на партсобраниях или других мероприятиях. А крестик полагался во внутренний карман пиджака, ту туда залезаешь, прикасаешься, сотворяешь крестное знамение незаметно для всех остальных. Его супруга в то время была очень партийным человеком, даже секретарем партбюро то ли факультета, то ли выше. Однако их такая жизнь вместе привела к  тому, что она усвоила церковную лексику. И, например, на партсобрании мог  прозвучать следующий  призыв к порядку: друзья, давайте быстрее будем идти по вопросам повестки дня, время жития тече, что всуе мечемся? Как-то это так бывало.

Е.Никифоров: Ну, это очень трогательно. У меня образ один остался от него. Таких каких-то конкретных  примеров я вспомнить не могу. Просто русского интеллигента настоящего, скромного, невероятно вдумчивого, внимательного к тебе человека. Человека, который не бросается зря словами, говорит всегда каждое слово  как слово- значение. Это настоящая серьезная речь.  Речь ответственного человека.

О.Александр: И Андрей Чеславович всегда филологам и  нам говорил: вы  должны быть предельно четки в формулировании своей мысли. Нечетко говорящий нечетко мыслит.

 -Прошу Вашего совета. Меня пригласили на юбилей, 50летие. В кафе. Мне это не очень нравится, что  все собирают деньги. Православные люди, но в храм ходят по большим праздникам. Вот раньше было принято передавать иконы младшим поколениям. И икона была украшена. Мне хотелось бы, помимо всего, подарить икону  им в семью, такую, чтобы ее могли передавать. Но не знаю, как это сделать. Уместно  ли это сделать в кафе? Есть какие-то правила дарения иконы?

О.Александр:  Мне кажется, главным правилом дарения иконы является искренность дарителя. Если вы хотите ее подарить, то подарите добрую икону от доброго сердца. В надежде на то, что тот человек,  которому Вы ее дарите, будет перед этим образом молиться, а не просто украсит ею прихожую. Я думаю, что, может быть, нет специальной нужды в такой кафешантанной обстановке вручать этот подарок. Вы же как-то примите участие  в общем вкладе, денежном или еще каком. А  икону,  думаю, можно подарить либо до, либо после. Наедине и так, чтобы можно было спокойно, не оглядываясь на реакцию других людей, сказать то, что вам кажется важным. Специальных правил никаких нет. Важно, чтобы  все это было от сердца. Я вспоминаю описанный у одного духовного автора эпизод. Когда в 50 годы около Троице-Сергиевой Лавры был большой развал, продавали иконы, они были очень низкого качества. И одна женщина продавцу строго сказала: что же у вас иконочки такие плохие? А он ей не менее строго отвечал:  какие вы молитвенники -  такие вам и иконочки. И поэтому важно, чтобы перед образом, который вы подарите, было удобно молиться. Было ясно, что там написано, чтобы это был достойный образ и от сердца.

- Два вопросика. Вот Христос сказал: просящему дай. А когда  подходит выпивающий, просит отдать ему твой крест?

Второй. Мы знаем пострадавшего Евгения Родионова, который  не снял свой крест. А с ним другие пострадавшие, которые   не носили креста. Но  они так же пострадали. Мы не знаем, были ли они православные.  Но мы этих двух ребят не вспоминаем.

О.Александр: Просящему дай, верно, это общий подход Спасителя. И про то, что – « а я говорю -  и рубашку отдай». Но, как и все в Писании, это осмысленно. Как и все в Писании, это не может быть бездумно. Мне не раз приходилось здесь приводить очень нравящиеся мне слова Иоанна Златоуста: «Милостыня да запотеет в твоей руке». Это означает, что ты должен с разбором совершать милостыню. Иначе это становится просто разбрасыванием денег.  Ты  просто откупаешься от Христа, говоря, что жертвуешь, помогаешь. Но  жертва  - это жертва нуждающемуся. Подвыпивший человек просит у тебя твой крест, чтобы его перепродать. Не должно здесь быть никаких сантиментов. Ах,  может быть он его будет носить? Может - будет, может -  нет. Если ему суждено его носить -  он и без вас выйдет на эту дорогу. Если у вас есть сомнение или не лежит сердце -  не торопитесь. Это ничего общего не имеет с призывом:  спешите  делать добро! А в чем здесь добро? Вы, может быть, стимулируете его пьянство. Не торопитесь. Если вы не знаете, кому помочь, помогите тому, в ком вы уверенны. Да в храм отнесите. Да помогите кому-то из близких домашних, которых вы наверняка знаете. Вот это будет хорошо.

Теперь о крестоношении. Крестоношение – это, конечно, не факт ношения креста на шее. Это  значительно более обширное понятие. Оно  подразумевает нашу готовность принимать все  те обстоятельства, которые нам дает Бог. Спаситель говорит: у Отца моего обителей много. Одна обитель для Евгения Родионова,  который не  предал ни веру, ни Родину. Другие обители - для тех людей, которые, может быть, нам неизвестны по именам. И, может быть,  с  формальной точки зрения и не носили нательный крестик. Мы не знаем их жизни. Но они  совершили подвиг не отречения. И за этот подвиг Бог, несомненно, даст им награду. Я в одной из передач рассказывал о батюшке, который находился в Чечне, будучи посланным из Москвы. И он был  очень трудным человеком. Попал в плен. И от него требовали  отречения. Он не отрекся. Потом пришло время, когда стало можно менять пленных на деньги или  пленных на пленных, и он вернулся. И вернулся  абсолютно другим человеком. Он  и до этого был человеком верующим, но  крайне тяжелым. Он вернулся человеком, в котором все его внутреннее устроение гармонизировалось. В котором эти  демоны, с которыми он боролся,   ушли, за то,  что он сказал ясное «нет» на предложение   отказаться от Бога. Мы с вами не знаем, какими путями человек приходит ко Христу, мы знаем слова апостола, что и  у язычников, если  они соблюдают главные жизненные правила, законы веры написаны на скрижалях их сердец. И нам не нужно выяснять  обстоятельства жизни этих людей. Мы все равно до конца ничего не выясним. Наше прошение должно быть таким же, как апостола Павла в послании к Тимофею: да всяк спасется и в разум истины придет. Вот об этом просим для   любого человека в любых обстоятельствах.

Е.Никифоров: Ну, то, что касается Жени Родионова -   видите, как мы его называем. Даже не Евгением, а нежно Женей. Я почитатель его. А он еще не прославлен даже. Хотя я очень надеюсь.  И местночтимое почитание его есть, безусловно, но прославить -то всех   невозможно. У нас на самом деле поразительно героическое юношество,  и вообще героический народ. Как он проявляет себя в трудные минуты, просто удивительно. Даже относительно недавно святейший Патриарх говорил, что на прославление идет огромное количество списков. Он говорит: отцы, так нельзя. Все же святых много, но святой человек -  это некий образец, которому мы следуем. Всех мы не перечтем, и  особой нужды в этом нет. Господь их знает.

О.Александр: И у Бога они прославлены.

Е.Никифоров: Мы знаем Женю Родионова как образец человека, который не склонил главы, не предал Христа. Это удивительно.  Замечательный образец для всех молодых людей.

 -Всегда ли Господь человека приводит скорбями? И если умершие снятся часто, я даже не знаю, как это правильно  сказать, преднамерение?  Святые Отцы же пишут, что снам не надо верить.

О.Александр: Вот старые священники учили, что  когда вам снится ваш ушедший, усопший, это значит, что он нуждается в вашем молитвенном обращении. Это не к добру и не ко злу. Это к тому, чтоб вам напомнить, что за него надо помолиться. И что  надо делать в этой ситуации? В храм бежать. И- ужасное слово!- Не надо заказывать панихиду. Это не  укол в стационаре одного дня. Вы себе заказали сделать такие-то анализы и укол. Нет! Надо помолиться вместе. Потому что как бы батюшка ни был авторитетен, как бы ни была его молитва горяча. Вы являетесь тем человеком, для которого ваш ушедший - родной. И ваша молитва, объединенная с молитвой священника в общую молитву церкви, достигнет врат Небесных. Мне известны такие ситуации, они существуют. Рассказывал один человек, как  перед гибелью нашего самолета над Синаем ему приснилось множество и множество рабов,  приходящих в его дом, но это ситуация человека, который живет очень насыщенной  внутренней жизнью.   Я думаю, что наши усопшие, к нам приходящие, просто кричат  к нам оттуда: не забудь обо мне! Мы Бога просим  сотворить им вечную память, но память вечная  сотворяется через краткую земную человеческую память. Если человек забыл, почему Бог должен помнить? Да,  Бог будет помнить. Но разрыв памяти  Бога и человека очень  опасен.

Второй ваш вопрос был относительно того, только ли через скорби человека приводит Бог к Себе? Конечно, нет. Самыми разными путями. Я думаю, что многих Он привел к себе через счастье, через  любовь в семье, через радость профессионального успеха,  через множество жизненных обстоятельств, когда, казалось бы, отклика нет, когда ничего плохого не происходит, но и жизнь не движется вперед. И  вдруг находится  разрешение вопроса. И многие люди, к сожалению, конечно, приходят и через свои скорби, но и не мало тех, кто через радость пришел ко Христу. Важнейшим качеством человека является способность благодарить Бога. Поэтому надо ко Христу приходить не только когда тебе плохо, но и когда хорошо! Почему у нас  так много панихид, и так мало благодарственных  молебнов? Раньше, когда у тебя что-то   происходило -  ты пришел, поклонился, благодарственный молебен с батюшкой послужил,  Богу спасибо сказал.

У нас так много панихид потому, что у нас так мало благодарственных молебнов.

 Е.Никифоров: Батюшка, у меня такой вопрос. Был период, когда очень много молодежи пришло в церковь. Сейчас  очевидно, что молодежи стало меньше.  Вы это замечаете или это наше частное  наблюдение?

О.Александр: Я могу скорее судить по храму, где я являюсь настоятелем. У нас не молодежный храм. Это значит, что подавляющее большинство прихожан у нас не молодежь. Но молодежь у нас есть. Я не сторонник того, чтобы делить людей на возрастные, профессиональные и прочие категории полезности церкви. Человек всегда должен быть готов Богу послужить и  ближнему в том виде, в котором сейчас эта помощь требуется. У меня  не возникло ощущение в этом году, я вот наверное, за два три последних года свидетельствовал убыль людей из храма. И не только я, но и настоятели соседних храмов, другие священники, с которыми я общался. Ну,вот пожалуй этот год 2015 , показывает обратную динамику. Людей меньше не стало, я могу по своему храму судить. А есть осторожный такой  пока неуверенный, но рост, в том числе людей молодых. И, как и прежде, люди приходят в храм не потому, что где-то размещают рекламу или говорят о чем-то. Люди приходят в тот храм, о котором они слышат от других людей, что это храм хороший, где их выслушают, где  им помогут, где они не окажутся чужими, где не будет просто текучки такой,  как в очереди в собес. Если это так, то возникает община. Если священнику есть дело до всех этих людей, община сплачивается, и между ними всегда Христос.

Е.Никифоров: В таком случае скажите, пожалуйста, вот как Андрей Чеславович говорил: троллейбус номер 5, Софийская набережная.  Вот у вас в Крапивники как доехать, в храм преп.Сергия?

О.Александр: Мы  находимся на ст. метро «Трубная». Оттуда  300 м пешком. Крапивинский переулок, дом 4. Тел.храма: 8- 495-623-47-80.

У нас совершается  акафист каждую пятницу в 17ч у Чудотворного креста,  в нем около 300 частиц мощей разных святых. Литургия в воскресенье в 9.30, потом чаепитие и беседа с прихожанами. И, по традиции, Рождественским постом, в новогоднюю ночь мы совершаем божественную литургию.

Е.Никифоров: Иногда мы не ценим то, что мы получаем.

О.Александр: Мы воспринимаем как само собой разумеющееся.  А Христос нас учит, в конечном итоге, что ничто не является само собой разумеющимся.  Царство Небесное силою нудится, и нудицы его восхищают. То есть его берут те, кому оно всерьез нужно.  А они никогда не сочтут, что нечто им пришло само по себе, в результате их хорошести или их усилий. Дает Христос.

Е.Никифоров: Спрашивают, ваш храм находится в государственной собственности?

О.Александр: Все храмы РФ находятся в государственной собственности. Владельцем является государство. А мы все являемся пользователями. У нас при желании можно изъять любое храмовое здание и приспособить под что угодно. В   храме, где я являюсь настоятелем, до  его  передачи  Церкви  был   цех по заточке коньков. Потому что рядом находится любимый москвичами каток «Динамо», и чтобы далеко не ходить, коньки можно было заточить в  бывшем здании храма.  У нас в частной собственности Церкви ни одного храма нет.

Для нас это приемлемо. Нам это помогает минимизировать налоги хотя бы.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
2 + 3 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+