Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Текстовые версии передач

Все материалы

Если у человека есть духовник, должен ли он исповедоваться только у него или можно обращаться к другим священникам?

01.07.2016 10:04

Если у человека есть духовник, должен ли он исповедоваться только у него или можно обращаться к другим священникам?

В прямом эфире архимандрит Амвросий (Юрасов) и иеродиакон Елеазар (Титов). Ответы на вопросы радиослушателей.

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/06/14/21-00.html

Иеродиакон Елеазар (Титов):

– Приветствую вас, братья и сестры! В эфире радио «Радонеж». Сегодня на ваши вопросы отвечает основатель и духовник Введенского женского монастыря в городе Иваново архимандрит Амвросий (Юрасов), ведет передачу иеродиакон Елеазар (Титов). Вы можете задавать свои вопросы по телефону прямого эфира, или присылать их по смс. Сегодня хотелось бы поговорить о церковном браке. Почему мы выбрали эту тему? Потому что сейчас был живой пример перед глазами. Пришли люди брать благословление на брак, и был разговор. Выяснилось, что одного желания для того, чтобы брак был счастливым, мало. Нужно еще будущему супругу и супруге себя воспитать. Расскажите, батюшка, как людям себя подготовить для того, чтобы у них была счастливая семейная жизнь?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

 – Спаси Господи! Один человек – отец семейства, жил в большом селе. У него было 5 сыновей. И все село знало, что эти дети прекрасно воспитаны, трудолюбивые, всех приветствуют, мирные, спокойные, всем помогают, постоянно в храм ходят. Однажды у отца спросили: «Скажи, как ты их воспитал? Больно хорошие у тебя дети». Он ответил: «Очень просто, когда родился первый ребенок, я постарался у него отсечь все пороки и страсти: гордыню, тщеславие, себялюбие, непослушание, чтобы он не раздражался, не ругался, не злился, не обижался. Был трудолюбив, всем помогал, чтобы в храм ходил, молился. А когда другие родились, они брали пример с первого. Так они друг от друга научились. Так и я был воспитан отцом».

Родители всегда являются примером для своих детей. Если родители постоянно устраивают скандалы при детях, матом ругаются, курят, пьют, дети это видят, и сами начинают курить, пить и сквернословить, тогда их к порядку привести сложно. Они усваивают характер своих родителей, и воспитывать их бесполезно, потому что фундамент уже заложен. Если в такой семье родится ребенок, он вырастает невоспитанным, раздражительным, не слушает родителей, – это беда. Мне постоянно рассказывают: «У меня сын или дочка 13-14 лет, рослые, а ума и опыта еще нет, хотят жить свободно и убегают из дома, ходят по вокзалам голодные, грязные. «Свободу» повидали – и возвращаются домой».

В Священном писании сказано, что свобода в духе, «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3, 17). То есть, когда человек освободится от страстей: от курения, от наркотиков, от винопития, от сквернословия и других, он становится свободным. А когда человек все эти страсти в себе имеет, он несвободен. Он раб этих страстей, и они очень долго будут его мучить. Поможет человеку только Священное писание, где Господь указывает прямой путь, где Господь дает наказ: не раздражайся, не гордись, не осуждай, не убивай, не прелюбодействуй, не воруй, чти отца и мать, и будешь долго жить на земле: «Злословящий отца или мать смертью да умрет» (Мф. 15, 3). Господь дает наказ, а мы его не исполняем и сами себя наказываем. Не Господь нас наказывает, потому что Бог – это Любовь, а наши страсти нас наказывают. Например, мать своему маленькому ребенку говорит: « Не играй с ножом и ножницами, ты можешь порезаться, уколоться». Разве когда родители прячут от маленьких детей режущие предметы, они злые, делают плохо? Когда мы начинаем грешить, обычно в своих грехах и бедах обвиняем Бога или кого-нибудь из ближних, например, соседку, ищем знахарей, которые подтверждают: да, соседка. Ну, все, соседка, держись, всю грязь на тебя выльем. Вот это плохо, ведь это мы сами совершили что-то греховное, потому страдаем и мучаемся.

Телефонный звонок:

 – Здравствуйте, батюшка! Вы рассказывали про ведро яблок. У меня злой сосед, я ему посылала яблоки, наверное, раз 150. В ответ одни гадости. Что делать в таких случаях? Он делает зло и ждет добра, а когда добро не получает, еще больше делает зла.

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

– Авва Пимен говорит: «Сделал доброе дело, если после него не было искушения, Богом не принято». И как в Священном писании сказано: «Если думаешь работать Богу, приготовь душу твою во искушение» (Сир.2, 3). Обязательно будут бесы искушать. Для чего Господь это попускает? Чтобы мы не приписывали себе, что это мы что-то сделали. Господь нам помогает, ведь Он говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). Не надо никого обвинять, сделал доброе дело – потерпи. Потерпим немного, тогда Господь и защитит. А то бывает и такая глупость. У одной верующей женщины была подруга – продавец в магазине, подруга пришла к Богу, стала помогать в стройке храма. И вдруг у неё сгорела дача, а эта верующая женщина продавцу говорит: «Видишь, сделала доброе дело – и сразу тебе искушение». А та еще как сырой необработанный «материал». Говорит: «Все, больше не буду помогать церкви». Если Господь попускает, Он попускает с благой целью, если Господа благодарить да радоваться и в голову ничего не брать, потом все будет хорошо.

Телефонный звонок:

Добрый вечер! Батюшка, я хотела попросить ваших молитв. У меня очень тяжелый жилищный вопрос. У меня прописаны дети, внуки, а мой родной брат устроил вражду и прописал ко мне чужих детей. Суд мы проиграли. Я, как могу, всё терплю, молюсь, но мы живем как на пороховой бочке. Дети настроены против меня, просто ненавидят, не дают видеться с внуками. Я очень скорблю.

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

– Господи, помоги. В Евангелии сказано: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19), «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24, 13). Не осуждайте брата, а благодарите Господа за это искушение. Ведь Бог знает наперед, кому что надо. Допустим, отцу дети говорят: «Лошадь потерялась, кто-то украл её, уже 3 дня нет». Он говорит: «Слава Богу, Господь знает». И вдруг лошадь приходит да не одна, а с жеребенком. Потом приходят и говорят: «А Ваня, твой сын, упал с лошади, ногу сломал». Он: «Слава Богу, Господь попустил, значит, так надо». Нога у сына в гипсе, ходит на костылях. А тут война началась, всех призывают, но сына на войну не берут, потому что больной…

Знаете, почему Господь вам такое попустил? Когда нас не понимают, надо на себя посмотреть, возможно, есть грехи нераскаянные, тяжелые, особенно блудные, аборты. За грехи и надо потерпеть. И всегда надо благодарить Бога. Встали утром, прочитать благодарственную молитву: «Господи, благодарю Тебя за прошедшую ночь. Благослови меня на сегодняшний день. Сохрани меня от всех врагов видимых и невидимых». Матерь Божию поблагодарите, Ангела-хранителя поблагодарите. Садимся есть, обязательно прочитать «Отче наш», потом три пальца сложить, перекреститься: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», «Господи помилуй» (три раза). И солить пищу крестообразно с этими словами, тогда придет благословение Божие на нашу пищу, и пища будет вкусная и полезная. Чтобы мы ни делали, куда бы ни пошли, начинаем работать: «Господи, благослови», закончили работать: «Господи, благодарю». Поели, читаем благодарственную молитву.

Я у одного человека спросил: «Ты молишься, когда есть садишься, благодаришь после еды?» Он: «Нет, не благодарю». Я ему говорю: «Смотри, все звери, животные, даже свиньи, поели и хрюкают, благодарят Бога. У нас Создатель и Отец Господь, Он нам дает все необходимое для жизни. Правда, некоторые возражают: «Да что Он там дает»? Я говорю: «Как не дает? Он дал нам землю, жизнь, солнце, растворение воздухов, изобилие плодов земных. Наше дело только посадить, а Бог дождиком польет и вырастит. Нам остается только собрать.

За все надо Бога благодарить. В нашей жизни всякое бывает, например, жалуются: «А почему дожди постоянно идут?» Человек – это частица природы. Когда у нас холодное отношение к Богу, природа это воспринимает, и отвечает холодом. Есть молитвы, чтобы дождь прекратился, а когда жара, есть молитва, чтобы Господь дал нам дождя. Нам постоянно звонят, например, из Краснодара: «Батюшка, помолитесь, дожди заливают. Потом звонят: «Жара наступила. Пусть монастырь молится». Операция будет – помолитесь. Кто-то умер – помолитесь…

…А если ненавидят… Как-то одна женщина говорит: «Батюшка, вокруг меня злые люди». – «Знаешь, матушка, в Священном писании написано: «Для чистых все чисто», а грязному все грязно (Тит. 1, 15). В храм приходят разные люди: ты вошла – никогда наркотики не принимала, водку не пила, у тебя и в сознании этого нет – в храме собутыльника искать. А алкоголик или наркоман в одно мгновение найдет себе подобных, потому что постоянно об этом думает. Лучше думать о каждом человеке хорошее. Если в ближнем увидели что-то плохое, значит, оно есть в нас самих. Человек святой жизни, когда видит пьяницу или наркомана, он только молится: «Господи, помоги этому человеку встать на ноги, на правильный путь».

Иеродиакон Елеазар (Титов):

– Батюшка, по смс вопрос пришел: «Как понять: вступать в брак или оставаться в безбрачии?»

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

– На это Господь сказал: «Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 12). Есть люди, которых не беспокоит плоть. Они могут жить в одиночестве и служить Богу. Другие же, от природы, а может быть, по роду, иные, и чтобы им не разжигаться, вступают в брак, строят семью. А если, имея семью, воспитывать детей в православном духе, по словам святых отцов – это служение Святой Троице, когда они явятся перед Богом, скажут: «Вот я и дети, которых Ты мне дал, Господи».

Для чего Господь создал человека? Для того чтобы он вечно с Ним ликовал и радовался, а Ангелов Господь создал как служебных духов, чтобы славили Бога и помогали людям спасаться.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

– Батюшка, еще вопрос: «Страсти и бесы – это одно и то же?»

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

– Бесы – это личности, а страсти – это состояние человека. Когда человек мирный, спокойный, уравновешенный, со всеми живет в мире, в любви, в нем живет дух святой. А если он раздражительный, злой, обидчивый, всех осуждает, гордый, значит, в нем живет злой дух, и это мы его плоды видим, от этих плодов и страдаем. Где страсти, там и злые духи.

Иеродиакон Елеазар (Титов): «И за каждой страстью стоит бес».

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

–Если человек добро делает, его ангел хранит, молится с ним, помогает делать добрые дела и Господь помогает, и Матерь Божья. У такого человека защита сильная.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

–Батюшка, спрашивают: «Если не складывается личная жизнь – это за мои грехи и за мой род?»

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

–Раньше, до революции, прежде чем вступать в брак, девушка и юноша, встречаясь, могли только поздороваться и сидеть напротив друг друга да какие-то вопросы решать. Прежде чем найти себе жениха или невесту, смотрели, из какого они рода. Если в этом роде были пьяницы, или воры, или еще с какие-нибудь страстями, не брали. Выбирали благочестивых невесту или жениха. А сейчас юноша с девушкой только познакомились, сразу вешаются друг на друга, близкие отношения, а это пользы не принесет никакой. Все страсти: наркомания, винопитие, гнев, зло будут отражаться на всех детях до третьего-четвертого колена. Знаю одного человека, родители у него были пьяницы и похотливые, он их даже не помнит, помнят об этом только знакомые. Похоть и страсть к винопитию передались этому человеку так, что он спирт может пить с удовольствием, легко, а водка для него как вода.

Телефонный звонок:

У меня вопрос к батюшке. Если у человека есть духовник, должен ли он исповедоваться только у него или можно обращаться к другим священникам, в других храмах, которые расположены ближе к его дому?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

– Если человек первый раз в жизни открыл духовнику все грехи, ничего не утаивая, то Господь эти грехи прощает. Если есть возможность, лучше к одному духовнику постоянно приходить и исповедоваться. Если же у духовника много народа, у него нет возможности принять или далеко живем, а надо поисповедоваться, причаститься, можно и в другом храме, потому что Бог не разделился, Бог Один во всех храмах. Если же человек на первой исповеди сознательно утаил грехи, не сказал, а разнес свои грехи по разным духовникам, то такая исповедь недействительна. Надо найти такого духовника, чтобы можно было все рассказать, во всем покаяться.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

– Батюшка, задали вопрос: «Как мирянам исповедовать помыслы?»

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

– Если есть возможность – батюшка рядом, и тяжело на душе, можно попросить: «Батюшка, благослови помыслы сказать». Если у священника есть возможность, то он примет. Если у него такой возможности нет, то найди благочестивого человека, который не соблазнится, а примет, как вражье наваждение. Можно старца какого-нибудь выбрать и открыть ему помыслы. Бывает, что враг – злой дух нам в помысле бросает семя греха и отходит. Если мы помыслы не поисповедовали, а отсекать их не умеем, то это семя у нас в душе даст ростки и человек впадет в грех. Поэтому, чтобы не впасть в грех, надо сразу открыть помысел духовнику, и Господь тогда запретит дьяволу нападать на нас.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

– Батюшка, пока звонков нет, можно вернуться к теме брака.

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

 – Чтобы юноше и девушке в семье было хорошо, и Бог благословил их брак, надо исповедоваться и стараться избавиться от всех страстей. Когда я служил на одном приходе, на клиросе пели девушки. Видно было, что только одна из них, когда выйдет замуж, будет жить хорошо. Почему? Потому что она рано вставала на молитву, просвиры пекла, постирает, на огороде все уберет и прополет. И в храме у нее все чисто, она постоянно в молитве, в послушании. Не гневается, не выговаривает, мол, я одна работаю и никто мне не помогает. Мы договорились так: ты работаешь Господу и Господь дает благодать, а благодать – радость, мир, тишина и покой. Святейший патриарх Алексей II говорил: «Если российский народ не приобретет Бога, он не получит ни благодати, ни мира, ни любви, ни благополучия, будет страдать». А от себя добавлю: будет уныние, отчаянье, тоска и тревога.

Я недавно сестрам в трапезной рассказывал: «Приходит одна сестра, у нее уныние, слезы. Отчего? Спрашиваю: «Господь же тебе дал крестное знамение. Почему ты не крестишься?» – «А я не могу креститься». – «Мало ли, что ты не можешь, надо через не могу. Господь нам дал святую воду, окропи голову, грудь, призови Господа на помощь. Скажи: «Господи, помоги, уныние напало» – то есть бесы приступили к душе. Открой Евангелие, почитай, бесы сразу отойдут».

Это помогает даже тем, кто страдает винопитием. Одному человеку говорю: «Вот тебе маленькое, карманное Евангелие. Как только захочется выпить, открой Евангелие, почитай главу – и бесы пьянства отойдут, а так они тебя замучают». Господь дал нам немало орудий. Мы должны искренне исповедоваться в своих грехах, чтобы ничего не оставалось. Как говорится, если в комнате своей порядок наводишь, выметаешь всю грязь, тогда там приятно и хорошо. Так и мы должны открыть окно своей души, вымыть, чтобы грязи не оставалось. И когда мы все сказали, дали Господу обещание больше не грешить, тогда в душе появляются мир, радость и покой. А иначе будем мучиться, мучить себя и всех вокруг себя до тех пор, пока не смиримся. Нам Господь дал много средств, чтобы навести в своей душе порядок.

Одна молодая мама жалуется: «У меня ребенок болеет». Отвечаю: «Значит, он живой. Когда ребенок болеет, организм вырабатывает иммунитет, а если бы ребенок никогда не болел и подрос, стало ему лет 15-20, заболел, а организм не подготовлен, плохо бы ему пришлось». Когда ко мне подходят и говорят: «Батюшка, я болею, давно болею». – «Сколько лет болеешь?» – «Тридцать лет». – «Благодари Бога, значит, Господь тебя любит, очищает».

Иеродиакон Елеазар (Титов):

– Написано: «Кого любит, бьет, его же приемлет» (Евр.12, 6).

Телефонный звонок:

Здравствуйте, батюшка! Я мама двоих сыновей и по моей глупости семья у нас разрушилась. Уже 6 лет у отца другая семья. Это помогло мне прийти в храм, осознать свои грехи, которые довели до этого развода. Дети, к сожалению, не ходят со мной в храм. Я нашла военно-патриотический лагерь это православный клуб в пригороде. Дети согласились туда поехать. Я теперь переживаю: как они будут жить в палатках, справятся ли с трудностями, ведь им 12 и 14 лет?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

 – Это, матушка, прекрасно жить в таких условиях. Мне скоро 80 лет, а постоянно хочется в палатке жить, особенно летом в поле или на берегу реки. Пусть дети живут в палатках, общаются друг с другом. Это полезно.

Телефонный звонок:

Добрый вечер! Если человек занимается колдовством или экстрасенс, но при этом ходит в храм, причащается, можно ли с ним общаться?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

– Это общая болезнь. Нет бы за грехи свои пострадать, помучиться да Бога поблагодарить, а мы постоянно думаем о колдунах. Атеист, например, может Библию прочитать, все знать, а что толку от этого – он все равно неверующий. Человек может начитаться книг по магии, но это еще не значит, что он колдун. Чтобы заниматься такими страшными делами, надо душу отдать дьяволу. А про этого человека мы ничего точно не знаем, только предполагаем. Даже если он и колдун, бояться не надо: если Бог не попустит, с нашей головы ни один волос не упадет. Общаться можно.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

– Батюшка, вспоминается анекдот: «Один муж жене говорит: «Помнишь, мы с тобой поехали отдыхать, я прыгнул неудачно и ногу сломал?» Она говорит: «Помню». – «А помнишь, нас пригласили в гости и я рядом с тобой сидел, разговаривал с другом, смеялся и чуть не подавился?» – «Помню». – «А помнишь, мы пошли с тобой вместе, чтобы я на работу устроился, меня не взяли?» – «Помню». – «Слушай, от тебя одни беды». Может быть, тот человек никакой не колдун. А нам кажется, что рядом с ним все плохо: я постоянно болею, значит, он колдует против меня.

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

 – Если соберутся все колдуны мира, чародеи и маги против одного человека, если Бог не попустит, ни один волос с его головы не упадет. Если человек покаялся во всех грехах, постоянно пребывает в молитве, у него огромная защита, и бесы к этому человеку не могут приступить, ангелы его защищают. Бояться не надо никого, кроме Бога одного. Это правильный путь.

Телефонный звонок:

У нас в многоэтажном доме живет женщина, как она проходит мимо , у меня судороги в конечностях. Отвечать ли мне на ее вопросы или с молитвой проходить мимо? И ещё, если с первого раза не получаются предпринимаемые действия, надо ли дальше их предпринимать?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

– По второму вопросу. Если это доброе дело, то это, конечно, бесы препятствуют, если есть возможность, все равно надо делать доброе дело. Первый вопрос. Видимо у женщины, у которой сводит конечности, есть нераскаянные грехи и к ней имеет доступ злой дух. Если она покается во всех грехах, будет в церковь ходить каждую субботу вечером и воскресенье утром, соблюдать посты, читать утренние и вечерние молитвы – злой дух отступит. Самое главное – покаяться, чтоб ничего на душе не оставалось, и тогда бояться не надо, и конечности не будет сводить.

Телефонный звонок:

Отец Амвросий, простите, заговорили на тему колдунов. Мы делали ремонт в квартире, вскрыли полы и под лагами обнаружили мумифицированную курицу большую, с когтями. В ужас пришли. Здесь жила семья алкоголиков, они все умерли. И спустя много лет, мы сюда въехали и там такой вот сюрприз.

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

– Ничего здесь страшного нет. Если человек раскаянный, в молитве пребывает, Бог его хранит. Никак эта курица ему не повредит. А если человек неверующий, то беда. У нас в Иванове, есть улица Куконковых, я там часто проезжаю на машине. Там постоянно на столбах, на деревьях венки висели, потому что были аварии. И машины бились, и людей сбивали. Ко мне обратился начальник ГАИ, говорит: «Что нам делать»? Я говорю: «Давайте освятим». Отслужили молебен Господу, Матери Божьей, Архангелу Михаилу. Сейчас никаких аварий на этом месте нет. Это было лет 15 тому назад. У меня журналист спрашивает: «Почему на некоторых местах всегда бывают аварии?» Я говорю: «Знаете, если храм построили и его освятили, если в этом храме была служба, а потом храм сломали, на этом месте Ангел - хранитель будет стоять до второго пришествия. Если служили не Богу, а дьяволу, совершали мессу сатане, и на этом месте построили дом или дорогу, постоянно будут аварии, потому что бесы это место не оставляют. В доме, построенном на этом месте, будут самоубийства, пьянства, драки и постоянные искушения. Поэтому священники совершают освящение домов, окропляют святой водой, то есть изживают злых духов. На тех дорогах, где освящали, аварий нет, у нас даже место такое было – «долина смерти», как освятили, аварий не стало. Как-то приехал я в Толгу Ярославской епархии, в женский монастырь. Игуменья мне говорит: «Послушница на тракторе выезжала на дорогу, обвалился асфальт и трактор упал, она повредила руку. А на повороте, километра за полтора, постоянно аварии». Прочитал молитвы, освятил. И вот лет 16-17 никаких аварий нет. И в Москве такие места есть, где аварии бывают. Даже как-то говорили, что надо освятить метрополитен и магазины, чтобы не было взрывов и аварий.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

– Батюшка, нам задает вопрос женщина: «Подскажите, как смиряться или покоряться мужу, если знаешь точно, что он неправ»?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

 – Лучше Богу помолиться и промолчать, чтобы не было скандала, а потом Господь его сам вразумит.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

– Как сказал кто-то из мудрых людей, «брак – это искусство уступать».

Телефонный звонок:

 – Батюшка, у нас у соседей в деревне мальчик покончил жизнь самоубийством. Достаточно ли им просто освятить дом или как-то еще пройтись по приусадебному участку?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

– Священника вызвать освятить этот дом. Если священника нет, святой водой окропить все вокруг.

– Пришло смс: «Атеизм – странная штука. Даже дьявол не попал в эту категорию, ибо и бесы веруют и трепещут. Откуда пришел атеизм»?

Иеродиакон Елеазар (Титов):

 – От бесов.

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

– Интересно, Господь говорит: «Я – свет миру» (Ин. 8, 12). Если свет вытеснить, допустим, из комнаты, чем комната заполняется?

Иеродиакон Елеазар (Титов):

– Темнотой.

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

– Так, если какое-то государство вытеснит Христа, чем место заполнится? Тьмой. А во тьме кто господствуют? Бесы, они и мучают людей. Вот это страшно.

Когда Патриарх и Президент были на Афоне, греческий старец Иоаннис передал для Президента крестик на веревочке и сказал: «Единственная религия, порождающая святых, – это Православие. Почему другие не дают святых? Почему папа не дает святых? Почему Гитлер не дал святых? Почему столько государств не дают святых? Вот Россия породила Паисия, Порфирия и других святых. А что же остальные? Православие живо, оно несет в себе жизнь вечную, оно неугасимо. В остальных нет жизни!»

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]