29.11.2018 22:33
Алина Яковлевна Чадаева
Слушать Скачать MP3-архив часа
При жизни И.Д. Сургучёва роман не был опубликован. Лишь через два года после смерти писателя эмигрантский журнал «Возрождение», издававшийся в Париже, по частям, в пяти номерах (73, 74, 75, 77, 79 - за 1958 год), познакомил с ним читателя. Развитие образа Расторопного в романе - путь его духовного очищения: от разгульного вора - к его исконной, чистой сущности, не испорченной мудрованием. Но почему же всё-таки роман назван «Ночь», а его основной герой, работающий сторожем, считает себя «ночным человеком» и день с его бытовой суетой - не любит. И не он один, но и его молодой приятель - аптекарь Хаим, и заезжий музыкант - европейская знаменитость... и даже настоятель храма, который разражается акафистом во славу Ночи. Что же сближает столь непохожих людей с общим, как выясняется, «знаменателем»? Не могу домыслить за автора, но лишь - предположить. Древнейшая, заложенная во времена Сотворения Мiра интуиция, привела многих персонажей романа под своды Первозданного Храма - Природы, под небесный купол и начертанные на нём звёздные письмена. Этот Храм - воистину родной Дом человека. В нём - всё живое. Его бесчисленные обитатели: вечер, ночь, водный простор, ветер, утро, облака ... - родственны, если не односущны человеку, стоит только вглядеться, стоит только почувствовать сопричастность всего ко всему. Ночной космос близок Расторопному. В нём - незамутнённость первородной Тишины, когда именно ему, Павлу, дано расслышать «еле заметные и таинственные звуки» - «полёт Земли».
Добавить комментарий