Н.А. Лобастов в книге "Записки сельского учителя", на которой и основан этот радиоцикл пытается посмотреть на исторический процесс и творчество писателей через призму традиционных ценностей, отойти от штампов советского школьного литературоведения, от навязанного нам видения истории культуры через призму радикальных идей Белинского, Добролюбова и демократического крыла литературы.
Он опирается на изданные в последнее время труды русских мыслителей А.М. Бухарева, Н.А. Бердяева, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.Н. Леонтьева, Н.П. Гилярова-Платонова, К.П. Победоносцева, Л. Шестова, В.В. Розанова, С.Л. Франка, С.И. Фуделя, В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова, С.Н. Дурылина, Б.К. Зайцева, В.В. Зеньковского, П.Флоренского, Н.О. Лосского, И.Л. Солоневича, И.А. Ильина и многих других.
Также используются работы современных литературоведов - Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, В.С. Непомнящего, В.А. Воропаева, А.С. Панарина, В.А. Солоухина, М.М. Дунаева, Т.Л. Воронина, В. Аксючица и других.
Разбор наших классиков выполнен с учётом того внушительного философско-литературоведческого опыта и знания, которые накопила наша наука за столетие. Книга явилась результатом творческого осмысления самых последних публикаций ранее не издававшихся авторов, эмигрантской литературы, литературных критиков – современников писателей ХIХ века. Но самое главное, изменен тот тенденциозный подход, когда к явлениям культуры и искусства подходили только под углом материалистического, позитивистского, либерального мировоззрения.
Такие понятия, как гуманизм, прогресс, реализм автор пересматривает с учетом точки зрения Пушкина, Гоголя, Достоевского и русских религиозных мыслителей.
В толковании произведений русской классики автор прежде всего опирается на мировоззрение самих писателей, на их первоначальный творческий замысел, а не позднейшие идеологически интерпретации, когда авторитет писателей привлекался для оправдания собственных взглядов. За основу системы нравственных координат автор берет русские народные пословицы, ими сверяя поступки героев нашей классической литературы.
Добавить комментарий