Перейти к основному содержанию

03:11 07.05.2024

Святейший Патриарх Кирилл освятил восстановленное подворье Оптиной пустыни в Петербурге

16.09.2013 08:48:45

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

15 сентября 2013 года, в неделю 12-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения восстановленного храма Успения Пресвятой Богородицы Санкт-Петербургского подворья Введенской ставропигиальной мужской Оптиной пустыни и Божественную литургию в новоосвященном храме.

Решением Священного Синода от 25-26 декабря 2012 года был установлен дополнительный день празднования памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских — в воскресный день, предшествующий 19 сентября (6 сентября по ст. ст.). В этом году он приходится на 15 сентября. В связи с установлением нового дня празднования Предстоятель Русской Церкви обратился с посланием к верующим.

На богослужении присутствовали вице-губернатор Санкт-Петербурга И.Б. Дивинский и ктитор храма В.В. Новинский.

На заупокойной ектении были вознесены молитвы о упокоении протоиерея Михаила и Раисы Владимировны Гундяевых — родителей Святейшего Патриарха Кирилла. До своего ареста в 1934 году Михаил Васильевич Гундяев был певчим Успенского храма.

По окончании богослужения, сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси, Святейший Владыка обратился к собравшимся с Первосвятительским словом:

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую с воскресным днем и с особым праздником освящения храма бывшего Киевского подворья в Петербурге, а ныне подворья Введенской Оптиной пустыни. Этот храм никогда не разрушался, но он был обезображен утилитарным использованием, столь далеким от церковной жизни. Я родился и вырос совсем недалеко от этого места, на Васильевском острове, и каждый раз, когда еще ребенком приходил на Неву посмотреть на воду, на корабли, я обращал свой взор на этот величественный храм. Потом, уже в зрелые годы, проезжая мимо этого места, я всегда сокрушался сердцем, потому что храм стоял немым укором всем петербуржцам, всему нашему народу, который в какой-то момент отрекся от Бога, разрушил свою национальную жизнь, решил построить жизнь счастливую, богатую, справедливую, а вместо этого имел то, что имел — разрушенные святыни соседствовали с бедной и несчастной жизнью.

Господь не вторгается в нашу с вами повседневность. Он сотворил нас свободными, Он дает нам право распоряжаться самими собой. И когда мы от Бога отрекаемся, тем более, когда мы заявляем, что Бога нет и мы в Него не верим, Он полностью отдает нас в наши руки. Тогда мы живем как можем, как хотим, но, будучи по природе слабыми, легко внушаемыми и управляемыми, мы попадаем под власть сил, которые с Богом борются. Так и произошло в нашей истории — мы отреклись от Бога, и Бог предоставил нас самим себе. Жили как хотели, под сводами святого храма на коньках катались, другие храмы оскверняли и разрушали... Стремились к каким-то невероятным высотам, что-то получалось, а жизнь оставалась тяжелой, трудной, и не было того счастья, ради которого люди были готовы отдать свою жизнь. Счастье не приходило и не пришло.

Сегодня настали другие времена; по крайней мере, мы имеем возможность и право восстановить историческую справедливость, восстановить память о наших благочестивых предках, о тех, кто не жалел денег и труда своего, возводя такие величественные храмы, как этот. И большая работа по реставрации храма, которая была здесь осуществлена, является в первую очередь приношением всем тем, кто трудился, создавая этот Божий храм, а также и всем тем, кто в самые тяжелые годы наполнял этот храм и совершал здесь молитву — до самого 1932 года, когда все было закрыто и порушено.

Я хотел бы, вспоминая эту историю, сказать еще вот о чем. Пройдя через тяжелый исторический опыт отрицания Бога, гонений на Церковь, мы должны были бы как народ получить прививку от этой инфекции на целые столетия вперед. Но в нашей стране происходит нечто другое. Всего-то двадцать с небольшим лет, как стало более или менее возможно открывать и восстанавливать храмы, хотя и не без труда; но появляются люди, — к сожалению, среди них много молодежи, — которые говорят: «Никакого Бога нет, все это сказки, все это слабость человеческая, все это рудиментарные остатки, в нас живущие, все это не соответствует уровню знаний, образования, науки и все это должно остаться в прошлом».

Я еще помню поколение людей, которые рассказывали о буйстве 20-х и 30-х годов. К ним относились и мои благочестивые родители, имена которых мы сегодня вспоминали в молитве, потому что именно здесь они встретились, познакомились, а после, пройдя через большие испытания, связанные с заключением моего отца, в конце концов поженились и создали христианскую семью. Ведь все в точности повторяется, звучат те же самые лозунги: «пережиток прошлого», «люди необразованные, темные, глупые, несчастные, закабаленные предрассудками», «нужно раскрепостить человека, сделать его свободным и, в первую очередь, разрушить веру, разрушить храмы». Почти так же и сейчас говорят люди — правда, чаще всего анонимно в Интернете. Как плохо, что практически не осталось тех, кто был живым свидетельством этого гонения на веру, этого посмеяния веры, этих жутких карнавалов, когда безбожники облачались в священные ризы, изображая духовенство, и шли по городу, глумясь над верой и призывая разорвать всякую связь с «пережитками»! Вот и сегодня нас, в том числе при помощи карнавалов, стараются настроить на безбожный лад.

Скоротечна человеческая жизнь, еще более скоротечна память. Почему в 20, 30-е и последующие годы взрывались храмы? Не просто осквернялись — взрывались? Потому что нужно было уничтожить, в том числе, и материальные носители прошлого. Храм является материальным выражением великой идеи, которая вечна, как вечен Бог. Один только купол над храмом, который изображает Вселенную, который устремлен к небу, — подвигает любого мыслящего человека на то, чтобы искать подлинные цели жизни. Не смотреть себе под ноги или в сторону своего желудка и кармана, а оторваться взором от земли и устремиться в будущее, вглядываясь в небо.

Сегодня мы с вами слышали отрывок из Евангелия от Матфея, хорошо всем известный (Мф. 19:16-26). Это история о богатом юноше, который обратился к Спасителю с вопросом: «Что сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?» В наших русских переводах с греческого в его обращении упоминается жизнь вечная. А в некоторых древних рукописях сказано просто «жизнь» — «Что нужно сделать, чтобы иметь жизнь?» Это говорил богатый юноша, у которого было много средств жить так, как он хочет; но, наверное, что-то было неправильное в его жизни, и он спросил Господа.

Господь отвечает ему удивительным образом, приводя несколько заповедей из Ветхого Завета и одну из Нового. Он не перечисляет 10 заповедей Моисея и не повторяет 9 заповедей блаженств, но из всего этого выбирает, видимо, самое главное, что нужно было сказать молодому человеку: «Чтобы наследовать жизнь, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и люби другого, как самого себя». Вот в этих шести заповедях — как бы вся квинтэссенция и Ветхого, и Нового Заветов, приспособленная, в том числе, не только для понимания богатого юноши, но и для понимания современного человека. Все так ясно — никакого особого богословия, конкретные предписания. Если 10 заповедей не можем исполнить, то эти шесть выписать, запомнить и жить по ним — и, по слову Божиему, наследуешь жизнь вечную.

Но юноша был благочестивым и сказал Спасителю: «Все это я исполняю от юности своей». Тогда, взглянув на него и поняв его, Спаситель говорит: «Иди, продай свое имение, раздай нищим и будешь иметь сокровище на небе. Приходи и следуй за Мной». Господь знал, что юноша был богат, благочестив, исполнял заповеди, но потребовал от него особой жертвы, чтобы тот стал совершенным. И юноша с грустью отошел, потому что не был способен сделать то, что привело бы его к совершенству. Обращаясь к апостолам, Спаситель говорит: «Трудно богатому войти в Царствие Небесное». Апостолы спрашивают: «Кто же тогда может спастись?» И звучит удивительный ответ: «Невозможное человекам возможно Богу».

Эти слова мы с вами должны хорошо запомнить. Мы стараемся жить по заповедям, но ведь не всегда получается. Мы падаем, согрешаем, нарушаем заповеди. Наверное, каждый, кто несколько раз подряд, а то и всю жизнь свою кается в одном и том же грехе, может в сердцах сказать, сознавая, что сил нет этот грех превозмочь: «Господи! Как же тогда можно спастись?!» Но Господь уже ответил всем нам, вопрошающим: «Невозможное человекам возможно Богу».

И на примере нашей истории, на примере прекращения гонений, целью которых было уничтожение веры в нашем народе, на примере возрождения церковной жизни мы можем повторить эти слова: «Невозможное человекам возможно Богу». Сегодня иногда говорят: «Идет мощная волна нового безбожия, которое подкрепляется высоким уровнем жизни, заимствованием чужих культурных моделей, полученным в иных местах образованием и разрушает в человеке представление о вере. Как же можно спастись, особенно людям, которые хулят Бога, не понимая, что творят?» Ответ всем, в том числе и людям, которые, забывая историю, повторяют прежние ошибки: «Невозможное для человеков возможно для Бога».

Для того чтобы спасение было возможным, мы и совершаем великое таинство Святой Евхаристии. Мы объединяемся как община верующих в Господа Иисуса Христа. Мы укрепляем себя в вере, мы насыщаем себя благодатью через Таинства. Мы, взор свой устремляя к небу, с уверенностью взираем в будущее, «ибо невозможное человекам возможно Богу».

Пусть сегодняшний день навсегда сохранится в нашей памяти — день освящения Успенского храма на Васильевском острове, который ныне является подворьем Введенской Оптиной обители. <…>

Еще раз всех вас, мои дорогие, поздравляю с праздником. Пусть Царица Небесная Покровом Своим осеняет землю нашу, всю историческую Русь — Россию, Украину, Беларусь и все другие страны, которые находятся под омофором Матери Божией и под пастырским окормлением Русской Православной Церкви. Пусть Господь хранит каждого из нас, умудряет и укрепляет на нашем жизненном пути. Я бы хотел каждому из вас в память о сегодняшнем событии преподать такую вот иконочку Успения Пресвятой Богородицы с Патриаршим благословением. Храни вас всех Господь и Матерь Божия.

 

В дар храму Предстоятель передал икону Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В благодарность за труды Святейший Патриарх Кирилл вручил В.В. Новинскому старинный образ Успения Пресвятой Богородицы. Верующим были розданы иконки Успения Божией Матери с Патриаршим благословением.

15 сентября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл также побывал на Большеохтинском Георгиевском кладбище Санкт-Петербурга, где совершил литию на месте погребения своих благочестивых родителей — протоиерея Михаила и Раисы Владимировны Гундяевых.

Затем Предстоятель посетил Александро-Невскую лавру. В Троицком соборе обители Святейший Владыка поклонился иконе Божией Матери «Скоропослушница Невская».

На Никольском кладбище лавры Святейший Патриарх совершил заупокойную литию на могиле приснопамятного митрополита Никодима (Ротова).

Посещением Александро-Невской лавры завершился Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Санкт-Петербург, сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
8 + 11 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+