Перейти к основному содержанию

23:13 13.11.2018

«Руководство УГКЦ лишь усугубляет проблему раскола», митрополит Волоколамский Иларион, «Интерфакс-Религия»

02.06.2016 11:59:14

20 апреля в Харькове прошел "собор" Харьковско-Полтавской епархии раскольнической структуры "Украинская автокефальная православная церковь" (УАПЦ(о), предварительно одобривший ее вхождение в состав Украинской греко-католической церкви (УГКЦ). Заявлено, что на территории Харьковской, Полтавской и Сумской областей предполагается создание "персональной епархии" УГКЦ, а приходы УАПЦ(о), расположенные на других территориях, перейдут в непосредственное управление главы УГКЦ. Это решение приветствовал Синод УГКЦ. Ее глава архиепископ Святослав (Шевчук) заявил, что будет лично прилагать все усилия для того, чтобы это дело увенчалось успехом. О возможных последствиях такого решения в интервью "Интерфакс-Религия" рассказал глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.


- Владыка, как сообщают официальные источники, обсуждавшиеся в Харькове "Предложения относительно вхождения Харьковско-Полтавской епархии УАПЦ в единство с УГКЦ" были приняты практически единогласно. Однако затем появились сведения, что члены этой группировки стали массово переходить в другие раскольнические юрисдикции, причиной чего называется именно это "соборное" решение. Как можно объяснить такое противоречие?

- Действительно, в печати появились сведения о том, что наблюдается массовый выход из УАПЦ(о) (УАПЦ (обновленная) - Харьковско-Полтавская епархия, образовавшаяся в результате раскола внутри УАПЦ в 2003 году - "ИФ") относящихся к ней общин. Большинство из них - около 20 из примерно 30 - переходят в раскольничью "Украинскую автокефальную православную церковь", от которой в 2003 году и отделилась нынешняя Харьковско-Полтавская епархия во главе с так называемым "архиепископом" Игорем Исиченко.

Известны случаи перехода в унию отдельных раскольников, но идея объединения целой их группы с греко-католиками беспрецедентна и не так прозрачна, как кажется на первый взгляд. Изначально украинские автокефалисты, к которым причисляют себя сторонники Исиченко, позиционировали себя в качестве борцов за образование "независимой" "поместной Украинской православной церкви" и признание ее в качестве таковой мировым православием. Украинская греко-католическая церковь, возглавляемая сегодня архиепископом Святославом (Шевчуком), является одной из Восточных Католических церквей, которые сохранили свою автономию, богослужебный обряд и язык, но находятся в единстве с папой Римским. И в этом свете реакция большей части бывших последователей Исиченко на итоги "собора" становится понятной. Для них такое объединение будет означать не что иное, как переход в католичество.

- Известна ли позиция самого Ватикана по этому вопросу?

- Святой Престол не делал каких-либо официальных заявлений относительно затрагиваемой нами темы. Однако полагаю, что руководство Римско-католической церкви вполне понимает авантюрный характер данного проекта УГКЦ, равно как и пагубность его последствий для будущего межхристианских отношений. Ведь в данном случае речь идет о возможности принятия униатами самозванцев. "Епископская хиротония" Игоря Исиченко восходит к одной из наиболее сомнительных "иерархий" среди украинских неканонических организаций на Украине, не получившей признания не только в поместных Православных церквах, но даже в других ответвлениях раскола. Одним из ее устроителей является Викентий Чекалин - бывший диакон Русской православной церкви, ушедший в раскол и лишенный сана за аморальное поведение и еще в советское время привлекавшийся к уголовной ответственности за развратные действия в отношении несовершеннолетних. Этот авантюрист успел сменить множество юрисдикций. В 1990 году он обманом добился архиерейской хиротонии в УГКЦ, однако она не была утверждена Святым Престолом. Впоследствии он продолжил свои криминальные похождения и сегодня находится в Австралии. Теперь уже Исиченко надеется получить столь желаемое признание своего несуществующего "апостольского преемства" при помощи УГКЦ.

Конечно, возглавляемая Исиченко структура очень мала, и ее слияние с униатами будет практически незаметно на пестрой конфессиональной карте Украины. Однако самим фактом их приема может быть создан опасный прецедент, суть которого в следующем. Сегодня, несмотря на весьма значительные расхождения в богословской сфере, православными не оспаривается наличие апостольского преемства в иерархии Римско-католической церкви. Это, в частности, выражается в чине приема тех клириков, которые переходят из католичества в православие. Если же в УГКЦ "в сущем сане" будут приняты самосвяты, в рамках Католической церкви появится структура, чью иерархию Московский патриархат признавать не сможет. Это неизбежно скажется на православно-католических отношениях в целом.

- А как может сближение УАПЦ(о) и УГКЦ отразиться на церковной ситуации на Украине? И какую цель преследуют униаты, идя на подобный шаг?

- В Совместном заявлении, принятом Святейшим патриархом Московским и всея Руси Кириллом и папой Римским Франциском 12 февраля этого года в Гаване, в частности, сказано, что "раскол среди православных верующих Украины" должен быть "преодолен на основе существующих канонических норм, а католические общины страны будут этому способствовать" (п. 27). К сожалению, подобными шагами руководство УГКЦ не только не содействует урегулированию проблемы раскола, но лишь усугубляет ее.

Не секрет, что одним из важнейших факторов сближения униатов и автокефалистов является радикальный национализм. Не случайно "собор" в Харькове приветствовали лидеры экстремистских группировок, таких как "Организация украинских националистов", "Свобода" и "Правый сектор".

Альянс между наиболее одиозными представителями украинского раскола и УГКЦ вносит разлад и в общеправославно-католический диалог. Униатское руководство не учитывает или не желает видеть тот факт, что за прошедшее время существенно изменился климат в отношениях между Православной церковью и Католической церковью. Никто из нас не хочет возвращаться в прошлое, когда православные и католики воспринимали друг друга не как братья, а как соперники. Сегодня активно развиваются многие направления межцерковного сотрудничества. Их новые перспективы обозначила историческая встреча Святейшего патриарха Кирилла и папы Франциска в Гаване. Если УГКЦ не хочет и далее оставаться камнем преткновения в православно-католических отношениях, ее руководству следует учитывать существующие реалии.

 

http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=442

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+