Перейти к основному содержанию

08:31 20.04.2024

«Пятнадцатый юбилейный», Александр Богатырев, «Русская народная линия»

14.01.2013 18:30:21

О фестивалях «Радонеж» я писал неоднократно. И всякий раз рассказывал о том, чем очередной отличался от предыдущих. Двенадцатый, проходивший в Ярославле, был отмечен тем, что изрядно вырос уровень присланных работ. В нем приняли участие известные режиссеры и сценаристы. Нынешний - пятнадцатый - показал: профессионализм стал еще более высоким. Вырос авторитет фестиваля. Свои приветствия прислали главные лица государства: Патриарх, Глава Правительства, Председатель Госдумы, Министр Культуры, Председатель Союза кинематографистов РФ. И что очень важно - исполнились задачи фестиваля, одна из которых гласит: «пробудить творческие силы общества к созданию оригинальных высокохудожественных произведений духовно-нравственного содержания». Творческие силы определенно пробудились. На фестиваль было прислано 270 работ, из которых несколько десятков могут быть спокойно включены в сетку вещания центральных телевизионных каналов - то есть, показаны миллионам зрителей. А вот этого, к сожалению, не произойдет, несмотря на хороший профессиональный уровень и соблюдение временных параметров. Мы снова услышим загадочное слово «неформат» и что-то об отсутствии рейтинга.

Что такое «формат» вам не объяснит и сам тот, кто изобрел это непонятное понятие. В народе утвердилось мнение, что телевизионный «формат» - это то, что не соответствует традиционным представлениям о приличии, красоте и нравственности. А про то, что такое рейтинг на нашем телевидении, рассказал журналист А.Минкин. Это когда из одиннадцати миллионов москвичей выбираются 500, мягко говоря, не самых образованных и не самых тонких (в духовном смысле) любителей коротать время у «голубого экрана». Им ставят счетчики и подсчитывают, сколько времени они просиживают, созерцая футбол, «дом-2» выступления юмористов, боевики и пошлые сериалы. Выбирают этих «экспертов» путем анкетирования. А анкеты составлены таким образом, чтобы образованные, тонкие, культурные люди, искренне болеющие за нравственное состояние нашего народа, не имели бы никаких шансов попасть в число счастливчиков, определяющих то, чем заполняется российский телеэкран. Поэтому разговоры о том, что правдивое документальное кино не популярно, не совсем верно. Действительное положение дел при такой системе определения рейтинга выяснить невозможно. Мне же посчастливилось быть свидетелем иного мнения народа. За две недели до фестиваля «Радонеж» в Краснодаре прошел аналогичный фестиваль «Вечевой Колокол». Меня пригласили выступить перед студентами Университета и института культуры. В обоих случаях аудитории были переполнены. Студенты задавали умные вопросы, откровенно и с болью говорили о современном положении дел в культуре. Пришли они на нашу встречу за три часа до начала лекций. Для столицы - это невиданное дело. А Николая Бурляева студенты факультета журналистики не отпускали по окончании демонстрации фильмов более двух часов. Просмотровые залы были переполнены, и в одном из кинотеатров Краснодара по окончании фестиваля целую неделю показывали его лучшие фильмы.

Если в столице, действительно, угасает интерес к документальному кино, то есть смысл как-то поспособствовать росту этого интереса в провинции, где он не собирается угасать. И здесь уместно вспомнить еще об одной цели фестиваля - «выработать механизмы поддержки создания, распространения и трансляции фильмов, получивших награды на конкурсе». Разумеется, транслировать нужно не только фильмы, получившие награды. Ведь многие интересные работы даже не были включены в конкурс, о чем пришлось пожалеть не только их талантливым создателям, но и членам жюри. Дело не в злокозненности отборочной комиссии, а в том, что технически невозможно включить в конкурс более шестидесяти фильмов.

Во время дискуссий за «круглым столом» появилась идея обратиться к некоторым губернаторам с предложением организовать регулярную трансляцию документальных фильмов фестивалей «Радонеж» и «Золотой Витязь» на местных каналах. За двадцать лет накопилась очень солидная коллекция прекрасных фильмов, способных в течение нескольких лет наполнить эфир содержательными и очень нужными передачами и фильмами. Это может стать той самой действенной мерой по воспитанию молодежи и возрождению нравственности нашего народа - тем, о чем в последнее время говорит высокое начальство на всех форумах и совещаниях. Вместо огромных трат на создание брошюрок и всяческих агитационных материалов, можно получить мощный блок уже готовой телевизионной продукции, в которой задачи воспитания высоконравственных граждан уже осуществлены. Мы смело можем говорить о давно перезревшей необходимости расчистки авгиевых конюшен нашего телевидения. Если раньше нам говорили, что нет альтернатив, нечем заполнить эфир, то теперь этот аргумент совершенно несостоятелен.

Особенностью этого фестиваля является то, что на нем были представлены фильмы самых разнообразных жанров. Появились новые герои, удивительные судьбы. Некоторые иначе, как экзотическими, и не назовешь. Это и француз, ставший русским батюшкой в чувашском городке, и англичанка, принявшая православие, и известные советские писатели, пришедшие к Богу, и ученый, ставший монахом-отшельником, и украинская старушка - полная тезка Юлии Тимошенко, брошенная в зоне отчуждения после Чернобльской аварии, и бравый полярник, и деревенский батюшка - внук испанского коммуниста, и малолетние матери-одиночки, и летчики эскадрильи «Нормандия-Неман», и российские космонавты, представшие совершенно в неожиданном качестве -верующих людей.

Убедительно и проникновенно зазвучали новые интонации: подлинные, искренние. Мы увидели фильмы, исполненные глубокого трагизма и фильмы, в которых о серьезных проблемах и глубоких вещах говорится без ложного пафоса, без патоки и елея - простым и очень убедительным языком. Появились герои с хорошим чувством юмора. Нельзя сказать, что этого не было на предыдущих фестивалях. Было, но в меньшей степени. На сей раз в изобилии появился новый материал, из которого, словно из множества фрагментов сложилась интересная многомерная и разноплановая картина современной жизни. В ней, как говорили военные политруки, «всегда есть место подвигу» - это когда человек подвигается к Богу, всей жизнью свидетельствуя об исполнении евангельских заповедей. Таким героем является священник Даниил Сысоев, убитый посреди храма за борьбу с сектантами и проповедь Православия среди инославных. В тот роковой день отец Даниил мог спрятаться и спастись, но он вышел из алтаря навстречу убийце на верную смерть. Своим ярким служением и мученическим подвигом он показал, что смерти нет. Вместо нее есть желанная встреча со Христом, служению Которому он посвятил свою жизнь. Фильм об отце Данииле режиссера Евгения Крылова «Я иду домой» был признан лучшим. Приз за лучшую режиссерскую работу был присужден Роману Ершову. Его фильм «Император, который знал свою судьбу» повествует о последнем Российском Императоре Николае Александровиче. Он получил одно и то же предсказание о гибели Его самого и всей Его Семьи из разных источников, но не сделал попытки убежать из России и стал добровольной жертвой за свой народ. О царе-страстотерпце написаны сотни книг, снято немало фильмов. Жизнь Его семьи известна буквально по дням. Но Роману Ершову удалось создать оригинальный фильм с хорошей драматургией и хорошим текстом, в котором даже известные факты воспринимаются с интересом.

О лауреатах фестиваля можно узнать на сайте «Радонеж». Мне бы хотелось рассказать о фильмах, не получивших высоких наград, но невероятно интересных по содержанию. «Космос, как послушание» был признан лучшим на Киевском фестивале «Покров». У нас он был принят очень тепло и получил Диплом Первой степени. Мы впервые увидели российских космонавтов не ходульными героями, которых принимают генеральные секретари, президенты и ликующие толпы. Нам показывали их счастливыми, смеющимися, ныряющими в реку всем отрядом, играющими в снежки. Мы видели страстные объятия и поцелуи с Хрущевым, Брежневым и последующими главными товарищами СССР, видели дежурные кадры семейного счастья с женами и детьми в пионерских галстуках и с огромными бантами. Мы помним, как по всем каналам и радиостанциям прозвучала в исполнение дикторов фраза Гагарина «В космосе был, а Бога не видел». Оказывается, Гагарин был просто застигнут врасплох дерзким вопросом великого богоборца Хрущева: «Ну, чо, видел Бога?» и честно ответил: «Нет». Любителю районирования теплолюбивых растений в районе Полярного Круга было невдомек, что «Бога человекам невозможно видети. На Него же не смеют чины ангельские взирати». А он полагал, что молодой коммунист и будущий герой нескольких социалистических держав, повзиравший полтора часа на землю из нижнего астрала, сможет свидетельствовать об отсутствии Бога в обозреваемом пространстве и окончательно сокрушить веру русских «белых платочков» упорно продолжавших ходить в уничтожаемые им церкви. Гагарин же, между тем, накануне полета в космос, окрестил в родном Гжатске свою дочь. Памятуя о том, что это было совершено в разгар борьбы Хрущева с Церковью, в случае доноса, он, вне всякого сомнения, был бы изгнан из отряда космонавтов, и первым в мире космонавтом стал бы кто-нибудь другой. Партия несколько десятилетий использовала авторитет космонавтов в идеологических целях, делая из них небожителей-атеистов из Звездного городка. Оказывается, все они верующие симпатичные дружные парни (вернее, мужи). Все крещеные. И в церковь не только ходят, но и сами помогли построить храмы в Звездном и на Байконуре. И батюшки их окормляют замечательные. И ракеты перед стартом освящают. Попробовали по приказу заезжего начальника прекратить это дело - взорвались ракеты. Теперь снова освящают. Даже американские коллеги, несмотря на свой протестантизм, перед полетом с радостью подвергаются окроплению святой водой и лобызают крест. Так что с космонавтами у нас полный порядок. Мне понравилось рассуждение о том, что околоземное пространство, в котором летают станции и корабли, это область, кишащая духами злобы поднебесной. И космонавты выполняют свою работу, как послушание. Они молятся, берут с собой на орбиту святые иконы - тем самым совершают духовное ратоборство за пределами земного тяготения. Дай им Бог, родимым, здравия и спасения.

Очень интересны герои фильма Андрея Райкина «Марш энтузиастов» игумен Василий Паскье и регент хора, в котором он служит, Руфь Бэкхауз. Француз и англичанка поселились в чувашском городке Алатырь. Они не только стали православными, но приняли российское гражданство и показывают пример гражданской активности и подлинного русского патриотизма. На фоне завалившихся лачуг и нашего родимого бездорожья, они ремонтируют аварийный дом, засыпают камнями вековые лужи, преобразуют не только пейзаж, но и души соседей, привыкших к проживанию в непотребстве. Сами жители Алатыря и местные начальники не без смущения и радости говорят о том, что эти пришлые люди изменяют и жителей, и сам город к лучшему. Люди теперь думают по-другому. Глядя на постоянный труд бывших иностранцев, местным жителям становится неловко от того, что они живут, ничего не делая для того, чтобы исправить жизнь, сделать ее осмысленной и красивой. Отец Василий говорит: - У вас есть пословица «Хорошо там, где нас нет». А должно быть «Хорошо там, где мы есть». И он делает все хорошо. Служит проникновенно, с любовью занимается с прихожанами и детьми в организованном им православном лагере. И видит во всех только хорошее. Даже пьяницы и лихие люди для него хорошие, но «временно запачканные грехом». И он старается их от этой грязи отмыть. Он признается, что Россию, действительно, умом не понять. Русские пейзажи бескрайние. В Европе пейзаж очерчен либо горами, либо морем, а в России он уходит за горизонт, но продолжает оставаться таким же. Пейзаж безграничен. Такова же душа русского человека. Сплошной экстрим. Любят без предела. Добры без предела. Злыми бывают тоже без предела. И пьют без предела. Пределом могут быть лишь Христовы заповеди. И святые русские тоже беспредельно добры и скорые в помощи. Отец Василий всю жизнь искал Бога. Стал католическим монахом. У них в монастыре служили по-восточному обряду. В какой-то момент он понял, что служа по-православному, нельзя оставаться католиком, и принял православие. Своим собратьям он объяснил, что он не предатель и, что он не потерял веру, а обрел большую глубину в христианстве.

Когда он непостижимыми путями оказался клириком чувашской епархии, местный чекист, пораженный известием о том, что во вверенной ему глуши появился француз, стал посещать его службы. В один прекрасный день он подошел к отцу Василию и спросил, действительно ли тот верит в Бога. Отец Василий рассмеялся и сказал, что если бы не верил, то в Алатырь бы не забрался. Ему постоянно приходится сталкиваться с проблемами, совершенно непонятными для западного человека. Он не может понять, почему нельзя изменить то, что делает жизнь невыносимой. Ему говорят: «Этого нельзя». Он отвечает: «Можно» и показывает, как это делается. Его спасает чувство юмора, иначе от многого в нашей жизни можно было бы придти в отчаяние. Его английской «подельнице» Руфи гораздо сложнее. Она по привычке пытается найти рациональное решение там, где рацио не следует искать. На вопрос «Ну почему так?» есть русский ответ «А потому!» Но, несмотря на нескончаемые трудности, она полюбила Россию и уже не может надолго расставаться со своими алатырскими сестрами и братьями. Она усвоила Православие не как религиозное учение, более глубокое, чем протестантизм, а как образ жизни, как самое жизнь. Она руководит хором, преподает в воскресной школе, вместе со всеми занимается уборкой и строительными работами. Она любит собирать грибы и ягоды, чего в Англии никогда не делала. Любит русские песни и поет их на берегу чувашской реки вместе с русскими друзьями и французом, ставшим православным батюшкой и русским патриотом.

Почему я остановился на этом фильме? Да потому, что и камни вопиют и иностранные граждане показывают нам то, что мы перестали ценить и воспринимать, как великую ценность и благо Православие, красоту и дарованное нам Богом раздолье и богатство. Наши дети мечтают о жизни за границей и говорят о том, что в России нечего делать. Мы уже один раз сокрушили собственную великую державу и уничтожили потрясающую цивилизацию. Сегодня мы рискуем повторить «подвиг отцов». Как отодрать бельма, насильно наклеенные на наши глаза? Как пробудить русскую душу и помочь ей увидеть, что не лампочка Чубайса-Ильича освещают путь русского человека, а Свет Христов? Конечно, можно ожидать чуда, но отец Василий Паскье и Руфь Бэкхаус показывают нам единственно верный путь труда, терпения и молитвы. Право слово, стыдно «перед иностранными товарищами». Как говорил известный литературный персонаж «заграница нам поможет». На сей раз заграница помогла неожиданным образом. Она помогла нам увидеть наше окаянство и показала, как от него избавиться. Дел в России непочатый край. А нам, кинематографистам, журналистам, общественным деятелям и простым гражданам нужно безотлагательно навести порядок в собственном огороде. И если нам не позволяют вырвать плевелы растления, жестокости, пошлости и хамства с телевизионной грядки, то нужно срочно завести свою грядку и засеять ее добрым семенем.

 

http://ruskline.ru/analitika/2010/12/14/pyatnadcatyj_yubilejnyj/

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
5 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+