Перейти к основному содержанию

01:10 20.09.2018

"Осужден - но виновен ли? Или к чему готовиться Церкви в новейший период истории", Екатерина Орлова, Пётр Селинов, Православный интернет-журнал "Прихожанин"

12.02.2018 09:47:44

Вот уже вторую неделю православные Санкт-Петербурга, Ленинградской области да, наверное, всей России бурно обсуждают дело священника Глеба Грозовского

17 января 2018 года Приозерский суд Ленинградской области признал настоятеля храма Иоанна Воина в деревне Малое Верево в Гатчинском районе Ленинградской области иерея Глеба Грозовского виновным в сексуальных преступлениях в отношении трех несовершеннолетних девочек и приговорил его к 14 годам колонии строгого режима. "Прихожанин" по материалам открытых источников решил представить своим читателям картину этого дела.

Уголовное дело против священника Глеба Грозовского было возбуждено 20 сентября 2013 года. Ему инкриминировали два преступных эпизода. Первый случай, по версии следствия, произошел летом 2011 года в детском православном лагере на острове Коневец Приозерского района Ленинградской области, где отец Глеб якобы совершил с малолетней девочкой "действия сексуального характера с особым цинизмом, используя беспомощное состояние потерпевшей в силу возраста" (цитата взята из материалов следствия - Ред.). Второй эпизод, по версии следователей, имел место в отношении еще двух девочек в июне 2013 года на территории православного детско-юношеского лагеря "Филадельфия", расположенного на греческом острове Кос.

В октябре 2013 года, вскоре после возбуждения уголовного дела, где, кстати, отца Глеба Грозовского сначала рассматривали лишь в качестве свидетеля и только позже перевели в статус обвиняемого, священник отправляется в командировку в Израиль работать в израильском реабилитационном "Центре здоровой молодежи". Там отец Глеб принимает решение не возвращаться в Россию. По-человечески понять священника нетрудно: российская Фемида весьма неповоротлива и часто слепа. Если судебная система осудит невиновного, то потребуется немало времени и сил, чтобы доискаться до правды. А что может случиться в тюрьме с человеком, осужденным за педофилию, представить не так уж трудно.

Хотя решение священника не возвращаться, чтобы не попасть на тюремные нары, вполне объяснимо, но именно оно сыграло против него. Многие люди, в том числе в православном сообществе, тогда подумали: раз отец Глеб не хочет возвращаться - значит виновен.

1 ноября 2013 года суд Приморского района Санкт-Петербурга заочно арестовал иерея Глеба Грозовского и объявил его в международный розыск. 7 апреля 2014 года Генпрокуратура РФ направила в Израиль требование выдать священника российским властям, а когда дело затянулось, отправила официальный запрос в Интерпол на розыск и арест отца Глеба.

21 сентября 2014 года Интерпол арестовал священника в Израиле и передал его израильским властям. Дело об экстрадиции российского священника на протяжении почти двух лет рассматривалось в нескольких судебных инстанциях Израиля, пока не дошло до Высшего суда справедливости Израиля, на заседании которого и было принято решение об экстрадиции отца Глеба в Россию. Заметим, что на одном из судебных заседаний в Иерусалиме адвокат Хайм Айзенкот выступил со специальном заявлением для прессы, в котором сказал, что на людей, занимающихся делом Грозовского, оказывается сильнейшее давление из России. А друг священника Юрий Коган, в чьем доме временно проживал отец Глеб, сообщил одному из израильских телеканалов, что в адрес его семьи поступали угрозы. Неизвестные побывали в школе, где училась восьмилетняя дочь Юрия, и пытались поговорить с девочкой. Встревоженный отец тогда же подготовил заявление в полицию. 7 сентября 2016 года священник Глеб Грозовский был передан российским властям и уже через 10 дней оказался в Петербургском СИЗО "Кресты".

Поскольку речь шла о несовершеннолетних детях, судебный процесс проходил в закрытом режиме, и до сегодняшнего дня многие детали расследования не известны общественности. Наконец 17 января, как уже упоминалось выше, суд счел вину отца Глеба Грозовского доказанной и приговорил его к длительному тюремному заключению в колонии строгого режима.

Священник, многодетный отец, миссионер, футболист...

Здесь необходимо сделать в нашем рассказе паузу и рассказать немного о батюшке. Будущий священник Глеб Грозовский родился в семье режиссера Ленинградского телевидения, позже ставшего священником, Виктора Грозовского. В детстве и юности Глеб увлекался футболом. В 16 лет он был признан лучшим бомбардиром, стал обладателем футбольной награды "Золотая бутса" и уже спустя несколько месяцев играл в питерском клубе "Динамо".

В 19 лет из-за травмы Глеб был вынужден оставить профессиональный спорт. Примерно в то же время он решает посвятить себя служению Церкви. На протяжении четырех лет Глеб Грозовский был штатным иподиаконом митрополита Санкт-Петербургского Владимира. В 2004 году Глеб Грозовский был возведен в сан диакона Князь-Владимирского собора, а в 2005 году по окончании Санкт-Петербургской духовной семинарии рукоположен во священника, чтобы начать служить в Софийском соборе Царского Села.

В 2011 году иерей Глеб Грозовский стал настоятелем храма Иоанна Воина в деревне Малое Верево в Гатчинском районе Ленинградской области.

Описать в небольшой справке всю работу, которую вел отец Глеб Грозовский, невероятно трудно. Помимо священнического служения, он преподавал предмет "Православие" в Царскосельской гимназии, издавал журнал для молодежи "Гимназист", успевал писать статьи для православных интернет-изданий, вести передачи на телевидении и радио. Основной темой всех его статей и передач были взаимоотношения Церкви и молодежи.

В разное время отец Глеб трудился в скаутских молодежных организациях "ОРЮР" и "Витязи", был волонтером в детских приютах, занимался профилактикой ВИЧ и СПИДа среди детей в детских домах, участвовал в деятельности Центра социальной адаптации святителя Василия Великого для несовершеннолетних нарушителей. В 2004 году батюшка стал членом Всецерковного православного молодежного движения.

Начиная с 2007 года, отец Глеб Грозовский активно занимался детскими православными лагерями. В одном только 2013 году он четыре раза вывозил школьников на отдых в Ленинградскую область и два раза в сопровождении родителей в Грецию.

Не забыл отец Глеб и своего юношеского увлечения - футбола. С 2006 года он занимает должность советника генерального директора ФК "Зенит" по духовно-нравственным вопросам, а также является неофициальным духовником игроков футбольного клуба "Зенит". Отца Глеба называют первым в России капелланом в составе футбольного клуба премьер-лиги.

"Сила в правде"

Но вернемся к судебному разбирательству. Дело священника Глеба Грозовского сильно всколыхнуло православную (и не только православную) общественность России. Тысячи людей выступили и продолжают выступать в поддержку священника, хотя нашлось немало и тех, кто поверил приговору суда.

В 2013 году, едва лишь суд Приморского района Санкт-Петербурга заочно арестовал отца Глеба Грозовского, близкие ему люди - родные, друзья, знакомые, прихожане его храма - организовали целую кампанию в поддержку священника. Они писали письма Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и Президенту России Путину. Сестра священника Любовь Грозовская открыла на YouТube канал "Сила в правде", на котором регулярно публикуются новости и подробная информация в защиту батюшки. 1 октября 2014 года на "Первом канале" была показана программа Андрея Малахова "Пусть говорят", целиком посвященная отцу Глебу Грозовскому.

Следует отметить: несмотря на вынесенное судебное решение, большинство православных людей не верит, что священник Глеб Грозовский совершил то, в чем его обвинили и следствие, и суд. Сторона защиты отмечает большое количество нестыковок и странных моментов в следственном процессе. Упомянем некоторые из них.

1. Материалы следствия и решение суда опираются лишь на показания несовершеннолетних девочек и заявления их родителей. Иных доказательств ни у суда, ни у следствия нет. А ведь многим психологам и криминалистам хорошо известно, что дети в юном возрасте способны на самые разные фантазии. Нередко несовершеннолетние девочки рассказывают своим подругам о якобы имеющих место романах с учителями мужского пола или известными актерами, что на деле оказывалось выдумкой, рассказанной сверстникам с целью повысить свой рейтинг в подростковой среде. Кроме того, в этом возрасте дети легко подвержены влиянию взрослых и что те им скажут, то и будут транслировать обществу.

2. В ходе процесса следствие целенаправленно игнорировало все доводы защиты в пользу отца Глеба Грозовского. Даже такие очевидные, как то, что в день, когда якобы имело место одно из перечисленных сексуальных преступлений, совершенно точно известно, что священника в детском лагере вообще не было. Именно поэтому у всех, кто следил за уголовным процессом, возникало ощущение, что следствию была поставлена задача любым путем посадить за решетку отца Глеба Грозовского.

3. Все, кто знаком с ходом расследования, отметили странное участие в этом деле чиновника Царскосельского округа Санкт-Петербургской епархии. Во-первых, еще до начала уголовного процесса в разговоре с отцом Глебом Грозовским он предупреждал священника, что того скоро посадят по обвинению в педофилии (запись их телефонного разговора легко находится в сети). Во-вторых, одна из девочек, которая якобы подверглась сексуальному насилию со стороны отца Глеба, оказалась родственницей этого самого чиновника. Странными показались и действия епархиальной комиссии. Сначала она собиралась расследовать дело священника Глеба Грозовского и писать обращение к Патриарху и Президенту России, но потом один из членов комиссии убедил всех остальных отказаться от расследования.

4. В ходе следствия ряд родителей жаловался на то, что подвергаются угрозам и психологическому давлению: от них требовали, чтобы их дети тоже оговорили священника Глеба Грозовского. Родители говорили об этом открыто и в печати и по телевидению, но, как ни парадоксально, следствие отказалось проверить эту информацию. Возможно, потому, что, как заявила мать одной девочки, именно со стороны следователя женщина подвергалась шантажу и психологическому давлению.

Кому это выгодно?

Существует знаменитое латинское выражение, которое любят цитировать и современные юристы: Cui prodest ? ("Кому выгодно?").

На протяжении всей этой странной и страшной истории с отцом Глебом Грозовским именно таким вопросом задавались и продолжают задаваться и родные, и члены прихода отца Глеба, и футболисты питерского "Динамо", и журналисты... Из тех материалов, которые опубликованы в открытом доступе, однозначного ответа на этот вопрос получить нельзя.

Существует две версии. Согласно одной инициатором начала судебного расследования был отчим мальчика, отдыхавшего в православном лагере на острове Коневец в Ленинградской области летом 2011 года. Как пишут о нем в сети, "убежденный атеист, ненавидящий РПЦ и христианство в целом". У него возник конфликт с отцом Глебом Грозовским по причине того, что его приемного сына отчислили из лагеря за неподобающее поведение. Вот тогда отчим и пообещал засадить священника за решетку, используя свои связи в следственных органах Санкт-Петербурга.

Есть и вторая версия, которая напрямую связана с миссионерской деятельностью отца Глеба. Говорят, что, пока священник занимался лишь церковным служением и православными лагерями, он был в епархии на хорошем счету и все его хвалили. Ситуация в корне изменилась, лишь только отец Глеб взялся помогать наркозависимым людям, открывая для них бесплатные центры реабилитации. Если верить этой версии, отец Глеб Грозовский перешел дорогу неким влиятельным чиновникам, которые давно прибрали в свои руки сферу лечения от наркозависимости в Ленинградской области. Ни для кого не секрет, что лечение от наркозависимости - это бизнес, где крутятся очень большие деньги, в том числе многомиллионные государственные гранты. А отец Глеб Грозовский хотел просто помогать больным. И тогда священника решили убрать.

Какая из этих версий правдива, пока неясно. Но отделаться от ощущения, что весьма влиятельные силы сфабриковали дело против священника, чтобы упечь его на долгий срок за решетку, довольно трудно. И, в принципе, даже неважно, кто именно может оказаться "заказчиком" в деле отца Глеба Грозовского. Очевидно то, что главный удар направлен против Русской Православной Церкви, против молодежного движения, против детских и юношеских православных лагерей.

Любопытно, что вскоре после оглашения судебного приговора, интервью о деле Грозовского дал следователь по особо важным делам ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу Александр Гаврилов, который и участвовал в расследовании. Он высмеял предположения общественности относительно сфабрикованности дела и влиятельных "заказчиках" и, в частности, сказал, что если бы кто-то хотел убрать отца Глеба, то было бы проще подбросить ему наркотики. Но здесь со следователем Гавриловым согласиться сложно. Во-первых, потому что подбрасывание наркотиков - прием давно известный и часто используется при аресте криминальных авторитетов. А здесь все-таки представитель Церкви. Во-вторых, никто не поверил бы, что священник Глеб Грозовский, который сам активно борется с наркоманией, развивает центры для лечения наркозависимых, продвигает в подростковой среде здоровый образ жизни, - и вдруг наркоман.

Да, и вот еще что... Русскую Православную Церковь в чем только ни обвиняли в последнее время. И "попы-то у нас на "Мерседесах"", и "в золоте-то они купаются", и "священники сплошь алкоголики"... А теперь вот новый жесткий "наезд" - обвинение в педофилии. Вполне возможно, что силы, которые в России борются с Церковью, как раз на отце Глебе Грозовском решили отработать новый метод устранения неугодных. И, может быть, если "дело Грозовского" не будет пересмотрено и правда не увидит света, то в будущем православной общественности придется узнать еще немало случаев о якобы "священниках-педофилах". И неизвестно, какую "грозу" в православной обществе это может вызвать.

Печально и то, что если предположить, что "дело Грозовского" сфабриковано, то получается, что оно построено на оговоре. По российскому законодательству достаточно любому подростку заявить, что его (или ее) пытались изнасиловать или принудили к каким-либо сексуальным действиям, - и всё: человек, на которого покажет ребенок, практически осужден. Ведь в случаях с педофилией суд почти всегда встает на сторону обвинения, не задумываясь о том, что ребенок мог выдумать подобную историю или его к этому могли побудить взрослые.

Уже упомянутый следователь Александр Гаврилов в своем интервью сказал, что во время специальных психологических экспертиз девочки приводили детали, которые подросток, не имеющий сексуального опыта, выдумать не мог. Честно сказать, такое странное утверждение следователя не выдерживает никакой критики. Во-первых, не стоит забывать о том, насколько информационно развиты современные подростки. Все необходимые сведения они легко черпают из фильмов и социальных сетей. Достаточно вспомнить американскую картину "Дикость", где девушка влюбляется в своего учителя, а когда тот не отвечает ей взаимностью, пишет на него заявление в полицию об изнасиловании. И, во-вторых, если это дело сфабриковано взрослыми, то они легко могли научить подростков что и как говорить: подсказать соответствующие фразы, описание действий.

Если это так, то лишь незаинтересованный суд сможет обнаружить правду и доказать, что дело против честного священника построено на обмане, оговоре и клевете, даже если эта клевета исходит из уст подростка.

Есть такой знаменитый американский роман писательницы Харпер Ли "Убить пересмешника". За него автор была награждена Пулитцеровской премией, а позже по книге сняли одноименный фильм, получивший три премии "Оскар". В романе рассказывается о том, как молодая девушка Майелла решила соблазнить красивого чернокожего парня Тома Робинсона. Под предлогом помочь ей передвинуть шкаф она заманила его домой. Момент, когда она приставала к Тому, увидел через окно ее отец. Том, которого приставания девушки напугали, убежал, зато отец Майеллы сначала избил свою дочь, а потом вызвал шерифа и сообщил тому, что Робинсон пытался изнасиловать и избил девушку. Был громкий судебный процесс, на который съехались все жители городка, еще до суда поверившие в виновность чернокожего парня. Они даже пытались его линчевать. Единственный, кто встал на защиту невиновного, был честный адвокат Аттикус Финч. Он всячески пытался оправдать Тома Робинсона, но аргументы защиты не убедили присяжных. Они проигнорировали все отмеченные Аттикусом явные нестыковки в деле и поверили словам белой девушки, которая под давлением отца в суде, положив руку на Библию, подтвердила, что Том избил ее и пытался изнасиловать. Вам, читатель, это ничего не напоминает?

***

Пока готовился этот материал, мы узнали, что адвокат отца Глеба Грозовского Михаил Уткин подал апелляционную жалобу на приговор в Ленинградский областной суд. Теперь нам предстоит ждать нового, возможно, более справедливого суда.

Священник Глеб Грозовский любил и любит повторять слова, которые произносит главный герой фильма "Брат-2": "Сила в правде". Мы верим, что правда рано или поздно восторжествует и в истории отца Глеба. Если же этого по какой-то причине не произойдет в его земной жизни, то торжество правды ждет всех нас в жизни вечной. Господь да поможет помнить об этом участникам судебного разбирательства дела иерея Божия Глеба Грозовского.

Екатерина ОРЛОВА, Пётр СЕЛИНОВ

 

«Прихожанин»

Комментарии

пн, 02/12/2018 - 16:18 :

Огорчает, что так пассивно ведут себя Патриархия и Митрополия. За Елену Мисюрину вступились врачи самого высокого положения. А тут "один священник отговорил от расследования" - и все молчат. Кто он, кстати?

пн, 02/12/2018 - 16:28 :

Даже если виновен, приговор просто чудовищен. А чудовищность приговора наводит на мысли о его несправедливости, о преднамеренности суда. О том, что кому-то перешёл где-то О. Глеб дорогу... Плохо это.

пн, 02/12/2018 - 18:14 :

Благодарим авторов за корректное изложение и за позмцию. Надеемся, что ПРАВДА восторжествует. В невиновности отца Глеба не сомневаемся.

ср, 02/14/2018 - 07:45 :

Хуже того, бодро везде проскочила новость: архиерей благословил молиться о попавшем в трудное положение священнике Грозовском, вот уже после приговора благословил. А где были раньше его молитвы и благословение на них паствы7 (Благо не все нуждаются в таковом!)

ср, 02/14/2018 - 10:31 :

Удивительно, но авторы не допускают даже мысли о том, что Глеб Грозовский может быть виновен в том, в чём его обвиняют! Нет! Этого не может быть, потому что не может быть никогда! Простите, а почему? Потому что "мы в это ни за что не поверим"? И это аргумент!?

чт, 02/15/2018 - 00:43 :

Подборка об отце Глебе немаленькая;
с 2013го тема идёт.
Брат Валерий, беседа с адвокатом Грозовского, другие статьи из последних — Вам знакомы?
Можно вновь послушать 6икифорова с его собеседниками.

пт, 02/16/2018 - 09:36 :

Ещё удивляет то, что во всех этих обсуждениях и комментариях совершенно отсутствует Христос, Он за скобками разговора. Тема одна: кому это выгодно, кто заказал, чья месть, откуда ветер дует... Как у Экклезиаста - всё что происходит, происходит "под небом", потому что оно закрыто и молчит. Словно и не сосчитаны волосы на голове. Или Евангелие - это шутка, неуместная в наше беспокойное время?! И значит, всё зависит от нас, ибо всё в этом мире случайно и положиться совершенно не на кого! Дорогие христиане, давайте вспомним, что есть Бог Вседержитель и миром по-прежнему правит Христос, Который вчера, днесь и во-веки Тот же.

пт, 03/09/2018 - 11:35 :

Молюсь о помощи Божией иерею Глебу в этом страшном деле. Не верю, что молодой женатый имеющий детей священник мог совершить эти чудовищные преступления.
Господи, пошли помощь Свою несчастному иерею Глебу и его близким!

сб, 03/10/2018 - 14:16 :

В ювеналке принята презумпция виновности. В ней не обвинитель должен доказывать факт преступления, а человек должен доказать, что он не был на месте преступления.
Например, человек ночью спал, но кто видел, что он спал? Если никто не видел, то суд считает доказанным любую версию, которую изложил ребенок.
Таким же образом был осужден парень за связь с Дианой Шурыгиной, которая заявила об изнасиловании.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+