Перейти к основному содержанию

12:36 17.12.2018

Взаимоотношения двух частей Русской Православной Церкви: к истории вопроса(.Сафонов Д.В).

14.01.2013 23:55:42

 

 

Русская Православная Церковь Заграницей как юрисдикция, объединяющая епископов Русской Церкви, оказавшихся в эмиграции, была создана в 1921 г. в Сремских Карловцах (Сербия).

Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей возглавил один из старейших и самых авторитетных иерархов того времени митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), который в 1917 году был одним из трех кандидатов на Патриарший престол. С самого начала своего бытия Зарубежная Церковь стала ак­тивно обличать на международной арене советскую власть за гонения на Церковь в России, призывая европейские страны помочь белогвардейскому движению в борьбе с советской властью. При этом РПЦЗ заняла четкую монархическую позицию, связывав­шуюся с надеждой на восстановление в России власти Романовых.

5 мая 1922 г. Патриарх Тихон под давлением советской власти из­дал указ № 348 об упразднении "карловацкого" ВВЦУ, оставив управляющим заграничными русскими приходами митрополита Евлогия (Георгиевского). Митрополит Евлогий был назначен на эту должность в 1921 г. специальным решением ВВЦУ, которое было дополнительно подтверждено Патриархом Тихоном и митрополи­том Петроградским Вениамином.

В соответствии с решением Патриарха Тихона в том же 1922 г. епископат РПЦЗ постановил распустить ВВЦУ, после чего был соз­дан Архиерейский Синод РПЦЗ, в который вошел и митрополит Ев­логий.

Вскоре в Зарубежной Церкви произошел разрыв с митрополи­том Евлогием и эмигрантами, бывшими под его пастырским окормлением. Монархическая ориентация РПЦЗ также оказалась не­приемлемой для "евлогиан", ограничивавших свою политическую позицию лишь решительным осуждением советской власти. В итоге в 1926 г. митрополит Евлогий вышел из состава Архиерейского Си­нода РПЦЗ и возглавил отдельную ветвь Русской Православной Церкви в изгнании. Через полгода Архиерейский Синод РПЦЗ за­претил митрополита Евлогия в служении.

Большое значение в истории РПЦЗ имела обнародованная в 1927 г. «Декларация» митрополита Сергия (Страгородского), потре­бовавшая в числе прочего от зарубежного духовенства лояльности советскому государству. В связи с этим РПЦЗ заявила о непри­нятии «Декларации» и о признании Местоблюстителем Патриаршего престола Крутицкого митрополита Петра (Полянского). Именно с этого момента РПЦЗ порывает с РПЦ (МП). В 1934 г. Архиерейский со­бор РПЦЗ одобрил создание единого фронта всего христианского мира для борьбы с безбожием и коммунизмом, а митрополит Сергий (Страгородский) выпустил указ о запрещении в служении иерархов РПЦЗ.

В 1935 г. в положении об РПЦЗ, принятом на состоявшемся то­гда Архиерейском соборе, было сформулировано определение РПЦЗ как временно самоуправляющейся зарубежной части Рус­ской Церкви, которая должна лишиться своего самоуправления по­сле падения безбожной власти в России.

Во время Второй мировой войны отдельные представители ду­ховенства РПЦЗ рассматривали планы открытия приходов на окку­пированной территории в России, но эти планы не были реализо­ваны. Так, митрополит Берлинский Серафим (Лядэ) обращался в Министерство по делам церквей Германии с ходатайством о соз­дании управления РПЦЗ на Украине с центром в Полтаве. Но без­результатно, так как руководство рейхскомиссариата "Украина" не допустило на свою территорию РПЦЗ.

После войны управление РПЦЗ перебазировалось в Мюнхен, в 1950 г. в Нью-Йорк. В 1948 г. открылась Свято-Троицкая духовная семинария в Джорданвилле. После оккупации многие иерархи и священнослужители авто­кефальных церквей Украины и Белоруссии, эмигрировавшие из СССР, присоединились к РПЦЗ. С другой стороны, ряд епископов РПЦЗ перешли в РПЦ (МП).

Летом 2001 г. глава РПЦЗ митрополит Виталий (Устинов) заявил о своем решении удалиться на покой. В ок­тябре 2001 г. в Нью-Йорке состоялся Архиерейский собор РПЦЗ. На этом соборе  новым главой РПЦЗ был избран митрополит Лавр (Шкурла).

В 2002-2003 гг. раскол в РПЦЗ был организационно оформлен. Структура, сформированная сторонниками митрополита Виталия, получила юридическое название "Русская православная церковь в изгнании" — РПЦИ. Большинство верующих РПЦЗ, прожи­вающих вне России, поддержали митрополита Лавра. Российские архиереи РПЦЗ - архиепископ Лазарь (Журбенко) и епископ Вениамин (Русаленко) вместе с Варнавой (Прокофьевым) перед началом работы собора 2001 г.  заявили о принципиальном нежелании признавать первоиерархом РПЦЗ кого-либо, кроме митрополита Виталия.

На момент раскола 2001 г. РПЦЗ объединяла за пределами России около полумиллиона последователей, проживающих более чем в 30 странах. Наибольшее их количество в США, Австралии, Германии, Канаде и Франции. В юрисдикции РПЦЗ находилось 19 архиереев, около 600 священнослужителей (священников и диаконов), 16 епархий, 39 монастырей и скитов, 454 прихода.

 

Деятельность РПЦЗ в России в 1990-2001 гг.

 

С начала 1970-х гг. РПЦЗ все больше начинает уделять внимание России. Согласно идеологии РПЦЗ, выражаемой ее первоиерархом митрополитом Филаретом (Вознесенским) и другими иерархами, в России продолжала существовать «истинная церковь» - так называемая катакомбная церковь, явившаяся результатом церковных разделений 1920-х, 1930-х гг. На этих «катакомбных» священников и их паству и обратила свое внимание РПЦЗ. В 1975 г. 14 священников «катакомбной церкви» приняты в каноническую юрисдикцию Архиерейского Синода РПЦЗ. В 1981 г. епископ РПЦЗ Варнава (Прокофьев) по туристической визе посещает СССР. Епископ Варнава единолично поставил во епископы для российских «катакомб» ие­ромонаха Лазаря (Журбенко) с титулом Тамбовского и Моршанского для окормления «российских истинно-православных христиан», находящихся в юрисдикции РПЦЗ. “Епископу” Лазарю (Журбенко) иерархи РПЦЗ поручили начать подготовку создания в России церковных общин, отделившихся от РПЦ (МП). Это новое промежуточное объединение получило название “Свободной Российской Православной Церкви”, а епископ Лазарь должен был стать ее главой.

Архиерейский Собор РПЦЗ 1990 г. принял решение об организации в России “свободных” приходов РПСЦ,  речь шла о создании “параллельной” РПЦ организации. Территорию России РПЦЗ официально объявила “миссионерской территорией”.

Уже в 1989 году отдельные представители духовенства РПЦ (МП) заявляют о своем присоединении к РПЦЗ. Среди первых присоединившихся клириков были  священники Алексий Аверьянов и Виктор Усачев. В начале 1990 г. последовало присоединение к Зарубежному Синоду Цареконстантиновского храма в Суздале (Владимирской области). Поводом для этого стал конфликт благочинного церквей г. Суздаля архимандрита Валентина (Русанцова) со своим правящим архиереем. Русанцов, имевший в Суздале прочные позиции, благодаря сотрудничеству с местным уполномоченным Совета по делам религий, сумел увести с собой в раскол несколько десятков храмов во Владимирской области.

 В апреле 1990 года последовало постановление Архиерейского Синода  о приеме архимандрита Валентина (Русанцова) с паствой в свое каноническое подчинение. Официально присоединяются к РПЦЗ «сибирская группа» (игумен Евтихий, священники Иоаким Лапкин, Михаил Курочкин и Василий Савельев, диакон Сергий Бурдин), священник Петр Астахов в Калининградской области, диакон Сергий Перекрестов в Санкт-Петербурге, игумен Иннокентий в Приморском крае, общины с храмами в Брянской области, Ставропольском крае, Пензенской области и многих других регионах России. В то время были известны случаи, когда за одну неделю в юрисдикцию РПЦЗ переходили более десятка общин.

В РПЦЗ стали переходить клирики РПЦ (МП) из чисто карьерных соображений, некоторые из них имели скандальную ре­путацию. Тем не менее, все они без особого разбора принимались в РПЦЗ в силу удаленности и неискушенности в российских делах руководства РПЦЗ.

В июне 1990 года в Суздале богослужение в Цареконстантиновском храме совершили епископы Берлинский и Германский Марк, Тамбовский и Моршанский Лазарь и Манхэттенский Иларион. Это был первый случай открытого служения в России иерархов РПЦЗ.

В 1990-1992 гг. наступает пик "карловацкого" движения в России, РПЦ (МП) выражала по этому поводу большую обеспокоенность. Так, в частности, братство прп. Иова Почаевского (основано в 1990 г. Александром Михальченковым, позднее создавшим свою отдельную юрисдикцию) получи­ло в пользование несколько храмов — в том числе Богоявленский собор в Ишиме, Богоявленский храм в Рязани, ритуальные залы на нескольких московских кладбищах (на двух из них — Митинском и Головинском были открыты храмы).

В октябре 1990 г. Зарубежный Синод назначил архимандрита Валентина (Русанцова) экзархом «Российской Православной Сво­бодной Церкви и управляющим делами при Суздальском епархи­альном управлении с правом самостоятельного принятия духовен­ства из общин РПЦ (МП); в 1991 г. Валентина возвели в сан епископа. В том же году был рукоположен викарий архиепископа Лазаря (Журбенко) епископ Вениамин (Русаленко) с титулом Черноморский и Кубанский — тре­тий зарубежный епископ на территории РФ. Статус России как "миссийной территории" позволил каждому архиерею РПЦЗ окормлять приходы в любом регионе страны.

После епископской хиротонии Валентина (Русанцова) размежевание между приходами, подчиненными ему и архиепископу Лазарю, только усилилось. Структура РПЦЗ в России разделилась на «валентиновскую» и «лазаревскую» части (к последней относились и приходы епископа Вениамина (Русаленко)).

В январе 1992 года Синод направляет в Россию викария Западно-Европейской епархии РПЦЗ, епископа Каннского Варнаву (Прокофьева) с поручением организовать постоянно действующее Синодальное Подворье в Москве, которое осуществляло бы власть Архиерейского Синода в России. Прибыв в Москву, епископ Варнава предпочел опереться на протоиерея А. Аверьянова, который, как мог, помогал зарубежному архиерею «правильно сориентироваться» в непростых коллизиях церковной и общественной жизни России. В марте 1992 года Аверьянов  пригласил епископа Варнаву в один из полузаброшенных корпусов бывшей Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке в центре Москвы, принадлежащий городской поликлинике № 68. С первых же дней существования в Марфо-Мариинской обители Синодального подворья РПЦЗ там же фактически разместился неофициальный штаб Национально-патриотического фронта «Память», возглавляемого Дмитрием Васильевым. 19 марта 1992 г. в обители состоялась пресс-конференция, привлекшая большое внимание прессы, на которой протоиерей Алексий Аверьянов от имени епископа Варнавы и даже митрополита Виталия, первоиерарха РПЦЗ (который, как вскоре выяснилось, ничего об этом не знал), заявил об альянсе с «Памятью», которая будто бы «создает отряды быстрого реагирования для защиты храмов РПЦЗ от их захвата». Дмитрий Васильев, также участвовавший в пресс-конференции, пообещал летом «взять Москву в тройное кольцо» блокады, чтобы таким образом добиться свержения режима. Спустя два месяца, 19 мая 1992 года, епископ Варнава принял участие в публичной демонстрации «Памяти» по Садовому кольцу в Москве. Нередкими стали совместные поездки Дмитрия Васильева по стране в сопровождении протоиерея Алексия Аверьянова, а иногда и епископа Варнавы. Сближение епископа Варнавы с «Памятью» нанесло непоправимый урон   РПЦЗ в России: демократическая пресса, ранее единодушно поддерживавшая РПЦЗ, в которой многие видели  «здоровую альтернативу» «красной Патриархии», теперь говорила и писала об РПЦЗ только в негативных тонах.

В 1993 г. наступает резкий спад «карловацкого» движения на территории России; внутренние идейные и личностные конфликты приводят РПЦЗ в России в состояние дезорганизации. У симпатизирующих Зарубежной Церкви клириков РПЦ (МП) остывает стремление к пе­реходу в новую юрисдикцию.

Некоторые перешедшие в РПЦЗ «катакомбные» приходы отказываются признать поставленных ею епископов и священников и порывают с ней связи. Так же поступа­ют некоторые либеральные клирики и миряне. Те бывшие клирики РПЦ (МП), которые поменяли юрисдикцию из карьерных соображений (в частности, Алексей Аверьянов, Сер­гий Перекрестов и др.), желая обрести в   большую независи­мость от Священноначалия, чем в РПЦ (МП), также оказываются не­долговечными ее членами. После того как обнаруживается их не соответствующее церковным канонам поведение, Зарубежный Синод запрещает их в служении, а они, в свою очередь, покидают РПЦЗ и идут в "независимые" юрисдикции. Кто-то возвращается в РПЦ (МП). Самые известные случаи — переход на­стоятеля прихода Марфо-Мариинской обители священника Олега Стеняева в но­ябре 1993 г. и настоятеля Боголюбского прихода г. Мичуринска Анатолия Солонова.

Епископа Варнаву, незадолго до этого изгнанного боевиками «Памяти» из Марфо-Мариинской обители освободили от должности Представителя Архиерейского Синода в России. Прослужив некоторое время в подмосковном селе Валищеве, епископ Варнава отбыл во Францию.

После освобождения епископа Варнавы от должности Синодального Представителя в России новыми представителями Синод назначает протоиерея Константина Федорова, настоятеля Новой Коренной Пустыни под Нью-Йорком, и священника Симеона Донскова из Брюсселя. Фактически обязанности Представителя исполнял только протоиерей Константин Федоров, периодически приезжавший в Россию и осуществлявший взаимосвязь Синода и подчинявшихся непосредственно ему российских приходов. Единственным архиереем РПЦЗ действовавшим на территории России по благословению Архиерейского Синода, оставался Епископ Черноморский и Кубанский Вениамин. Помимо управления приходами РПЦЗ на Кубани и Северном Кавказе зарубежный Синод поручил ему окормление сибирских приходов, фактическим благочинным которых был игумен Евтихий (Курочкин) из Ишима, возведенный в 1993 году в сан архимандрита.

В июне 1993 года  архиепископ Лазарь (Журбенко)  заявляет об административном отделении от Архиерейского Синода РПЦЗ и самостоятельном управлении епархией на началах Указа Патриарха Тихона № 362. В ответ Синод увольняет его на покой, лишая его права самостоятельного служения и управления приходами. Одновременно увольняется на покой и епископ Валентин, отказавшийся приехать на Архиерейский Собор «по состоянию здоровья», а фактически – в знак протеста.

Оба уволенных архиерея пытаются по-прежнему управлять приходами, но  многочисленная группа приходов: практически все «легальные» приходы архиепископа Лазаря и несколько «валентиновских», – признают справедливость решений Синода и переходит в непосредственное управление первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия.

В итоге Лазарь и Вален­тин, бывшие до того в разобщении друг с другом, объединились  - они отказались подчиняться решению Архиерейского Синода РПЦЗ об их увольнении и в 1994 г. образовали отдельную Российскую свободную православ­ную церковь (РСПЦ — это название с 1990 г. носили приходы РПЦЗ на территории СССР). После этого ими были рукоположены свои епископы: Агафангел (Пашковский — ныне признанный РПЦЗ), а также Феодор (Гинеевский) и Серафим (Зинченко) (ныне в «суздальском расколе» Русанцова – «РПАЦ»). Иерархи РПЦЗ отказались признавать канонический статус РСПЦ и руко­положенных ею епископов.

В ноябре 1994 г. на Архиерейском соборе в Лесненском мона­стыре (Франция) РПЦЗ и РСПЦ вновь объединились. Тогда же было принято несколько решений, получивших обобщенное назва­ние "Лесненский акт", — упразднялся статус России как "миссийной территории" и вводилось географическое разделение епархий, в ка­честве органа самоуправления российских епархий было учреждено Архиерейское совещание российских преосвященных. Лесненский акт, закрепивший решение о преобразовании епархий, стал в дальнейшем камнем преткновения в отношениях между российской ча­стью РПЦЗ и Зарубежным синодом. Преобразование епархий влекло за собой неминуемое перераспределение общин между епископами Лазарем и Валентином. Кроме того, обусловленная Лесненским актом перерегистрация епархий и церковных приходов поставила перед многими зарубежниками дополнительные административные задачи, которые и без того решались не просто.

В итоге Валентин и Лазарь, спустя месяц после подписания Лесненского акта, отказались признавать новое деление епархий, и уже в феврале 1995 г. были запрещены в служении синодом РПЦЗ. Валентин Русанцов снова отколовшись от РПЦЗ, возобновил ав­тономную деятельность РПСЦ. На Архиерейском Соборе РПЦЗ в сентябре 1996 года епископ Валентин был лишен священного сана, чем был ознаменован окончательный разрыв священноначалия РПЦЗ с Суздалем - РПСЦ.

Архиепископ Лазарь в отличие от Валентина Русанцова не пошел на полный раскол с РПЦЗ в 1995 г., напротив, он принес покаяние за свое самочиние и был возвращен в свою епархию. Епископ Ага­фангел, поставленный епископами Валентином и Лазарем во вре­мя Архиерейского совещания 1994 г. в Суздале, согласился на ис­пытательный срок, который ему был предложен по прибытии в Синод в начале 1995 г., и по прошествии 9-месячного срока вернулся в Россию в качестве епископа Крымского и Симферопольского. «Валентиновские» епископы Феодор и Серафим не были признаны РПЦЗ.

После Архиерейского Собора РПЦЗ, состоявшегося в сентябре 1996 года, возобновило свою деятельность Российское Архиерейское Совещание — орган внутреннего самоуправления российских епархий РПЦЗ. Его номинальным руководителем стал архиепископ Лазарь, а членами — епископы Вениамин, Евтихий, Агафангел  и викарий Канадской епархии, епископ Торонтский Михаил (Донсков). Последний должен был осуществлять связь между Синодом и Совещанием, которое было значительно ограничено в правах (никто из его членов не входил в состав Синода, а все решения вступали в силу только после их утверждения Синодом). В октябре 1996 года епископ Михаил стал координатором Архиерейского Совещания и управляющим Московской, Санкт-Петербургской и Суздальской (последняя почти в полном составе осталась в подчинении Валентина Русанцова) епархиями РПЦЗ.

В связи с принятием нового российского закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» суздальский синод прошел в 1998 году перерегистрацию, приняв новое официальное название — «Российская Православная Автономная Церковь» (РПАЦ). Ныне в состав «РПАЦ» Валентина Русанцова входят (по статистике самих «суздальцев») около ста приходов и несколько монастырей.

В октябре 1997 г. синодальным координатором Архиерейского совещания стал управляющий Московской, Санкт-Петербургской и Суздальской епархиями РПЦЗ епископ Торонтский Михаил (Донков).

Осенью 2000 г. Зарубежный Синод решается на формальное преобразование трех епархий Центральной России в единую митрополию — Московскую и Среднерусскую под окормлением того же епископа Михаила. Его за­местителем становится епископ Ишимский и Сибирский Евтихий (Курочкин), который должен был заниматься делами митрополии в от­сутствие епископа Михаила. Остальные епархии (Ишимская, Кубанская, Одесская, Крымская) не претерпели изменений.

В конце 1990-х годов продолжался процесс перехода некоторых священников из РПЦ (МП) в РПЦЗ. Так, в Барнаульской и Алтайской епархии ряд священников перешли в РПЦЗ, например,  иеромонах Нафанаил (Судаков). Кроме того, в 2000 г. в РПЦЗ перешли священник Дмитрий Каплун и священник  Валерий Паташенко в Биробиджане.  В 1999 г.  в Сыктывкарской епархии произошел крупный раскол, большая группа духовенства и мирян (Стефано-Афанасьевский монастырь, несколько храмов) присоединилась к РПЦЗ. Это духовенство ныне составляет «благочиние Коми» так называемой Русской православной церкви в изгнании.

На момент раскола 2001 г. РПЦЗ на территории РФ включала: 78 приходов, до 5 тысяч верующих, 84 священника.

 

Русская Православная Церковь Заграницей в 2001-2003 гг.

 

Реальное управление РПЦЗ осуществляется коллегиальным ор­ганом — Архиерейским синодом, находящимся в Нью-Йорке Председа­тель Архиерейского синода — глава РПЦЗ митрополит Лавр (Шкурла). Кроме него в синод входят 10 епи­скопов. Архиерейский Синод — это постоянно действующий орган между архиерейскими соборами РПЦЗ, которые также возглавляют­ся первоиерархом РПЦЗ и собираются один раз в год.

РПЦЗ по существу является митрополичьим округом, поделен­ным на епархии, викариатства и благочиния с разной степенью са­мостоятельности. Часть приходов находится в прямом подчинении митрополита Лавра. Основной центр духовного образования в РПЦЗ - Свято-Троицкая семинария в Джорданвилле (США). Выпускаются периодические издания "Православная Русь", "Церковная жизнь", "Православная жизнь", "Русский пастырь", ряд епархиальных периодических изданий на русском и английском языках. Имеются свои издательства и типографии.

После раскола 2001 г. в России митрополита Лавра поддержал только епископ Евтихий (Курочкин), однако, он потерял значительную часть своих после­дователей. Так, Сибирская епархия, наиболее преданная епископу Евтихию, сократилась почти вдвое — от РПЦЗ отложи­лись Дальневосточное благочиние (кроме приходов в Еврейской автономной области), приходы в Омске, Нижней Туре и Верхней Туре (Свердловской обл.), Шадринске (Курганской обл.). Лояльный митрополиту Лавру  епископ Агафангел (Пашковский), кафедра которого находится в Одессе, медлил и долго не высказывал своего отношения к происходящему распаду церковно-административных структур РПЦЗ, однако в итоге остался в РПЦЗ.

К середине 2003 г. в РПЦЗ, оставшейся в России с меньшим количеством приходов (наиболее активные: Новогиреевский при­ход в Москве, приходы Биробиджана во главе со священником Дмитрием Каплуном и еще некоторые сибирские общины), обста­новка стабилизируется. На неофициальном уровне происходят сослужения ее клириков с духовенством РПЦ. РПЦЗ, вопреки декларативным заявлениям фундаменталистов из РПЦИ, отказывается признавать РПЦ "Матерью-Церковью" и ставит вопрос лишь о сближении, о подготовке общего собора, на котором можно было бы выяснить трудные вопросы. На ежегодных конференциях, посвященных вопросам сближения, уче­ные-историки и священники говорят о необходимости пересмотра исторических событий, о взаимном друг к другу уважении. Вопреки расхожему мнению фундаменталистов РПЦИ о неизбежности поглощения РПЦЗ Московским Патриархатом, самый благораспо­ложенный к РПЦ (МП) архиепископ Марк (Арндт) выражает убеждение в том, что РПЦ (МП) должна в итоге признать права широкой автоно­мии РПЦЗ: "Зарубежная Церковь, которая составляет одно целое с РПЦ (МП), должна сохранить свое лицо, свои особенности".

Та часть РПЦЗ, которой принадлежат приходы на территории России, называется Российской Православной Церковью юрисдик­ции Архиерейского Синода РПЦЗ. Но она объединяет не только собственно российские, но и все приходы на территории СНГ. Большинство ее епархий расположены как на территории России, так и на территории ближнего зарубежья.

Высшим органом самоуправления Российской Православной Церкви юрисдикции Архиерейского Синода РПЦЗ является Архие­рейское совещание российских преосвященных, которое состав­ляют все архиереи, управляющие епархиями СНГ. По уставу сове­щание должно проходить 1-2 раза в год.

В настоящее время на территории РФ и Украины действуют следующие епархии РПЦЗ:

Московская и Среднерусская митрополия — объединяет 3 ус­ловно существующие епархии: Московскую, Санкт-Петербургскую и Суздальскую, управляющиеся одним епископом. Окормляется епископом Торонтским Ми­хаилом (Донсковым), проживающим в Канаде.

Ишимская — приходы Свердловской, Челябинской, Курганской областей и всей Восточной Сибири, включая Республику Саха, а также приходы Казахстана и всех среднеазиатских стран СНГ. Оформляется епископом Ишимским и Сибирским Евтихием (Курочкиным). Епископу Евтихию подчиняются более 40 приходов;

Крымская — приходы Украины; на территории РФ приходов нет. Окормляется епископом Симферопольским и Крымским Агафангелом (Пашковским).

В Москве 1 храм -  Святых Царственных Новомучеников в Новогирееве. Имеется Михаило-Архангельский женский общежительный монастырь в селе Вышеград Дедовического р-на Псковской области, духовник — игумен Серафим (Кучинский), до 30 монахов в миру.

 

Деятельность групп, отколовшихся от РПЦЗ, в России 

 

Как отмечалось выше, в 2001 г. большинство российских членов РПЦЗ поддержало группу, действующую от имени митрополита Виталия.

В октябре-ноябре 2001 г. произошло организационное оформле­ние церковного движения, митрополита Виталия. 24 октября Виталий рукоположил в епископа архимандрита Сергия (Киндякова). 5 ноября состоялся Архиерейский синод новой церкви, на котором было приня­то ее название – Русская Православная Церковь в изгнании  (РПЦИ); 6 ноября был рукоположен епископ Вла­димир (Целищев), а 11 ноября — Варфоломей (Воробьев). Российские приходы до 29 ноября 2003 г. находились в юрисдикции архиепископа Варнавы (Прокофьева). К РПЦИ присоединились приходы и монастыри в Республике Коми, в Новгородской об­ласти, в Москве и Московской области, в Тульской, Курской, Белго­родской, Волгоградской, Астраханской, Ростовской и Оренбургской областях, в Краснодарском крае, в Южной Осетии, а также особый автономный округ во главе с иеромонахом Алексием (Макриновым). Часть из этих приходов в 2002-2003 гг. присоединилась к юрисдикции архиепископа Лазаря (Журбенко).

           29 ноября 2003 г. была принята следующая структура РПЦИ в России:

1. Молдовская епархия (Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония). Управляющим епархией назначен епископ Антоний (Рудей), с титулом Бэлтский и Молдовский.

2. Южно-Российская епархия (федеральные округа РФ: Северо-западный, Центральный, Приволжский, Южный). Управляющим епархией назначен епископ Виктор (Пивоваров), с титулом Славянский и Южно-Российский, при выделении тех приходов, священники которых желают продолжать поминать архиепископа Варнаву.

3. Дальневосточная епархия (Дальневосточный федеральный округ, а также Японские острова, Корейский полуостров и Китай) – епископ Анастасий (Суржик). 

4. Сибирская епархия. (Сибирский федеральный округ, Уральский федеральный округ и Казахстана). Временно управление Сибирской епархией поручено епископу Владивостокскому и Дальневосточному Анастасию.

Далеко не все российские священники смирились с отстранением митрополита Варнавы от управления Российскими приходами, Варнава был лишен также звания заместителя первоиерарха РПЦИ. Известно, что на стороне Варнавы оказалась часть Курско-Воронежского благочиния (а именно Курское благочиние во главе со священником Валерием Рожновым), Московское (протоиерей Валерий Лапковский, иеромонах Тихон (Козушин), иерей Александр Моисе­ев, иерей Андрей Рыбин). Чуть ли не главным оплотом "варнавитов" становится Стефано-Зырянский округ, образованный из благочиния в Республике Коми. Поэтому многие приходы РПЦИ в центральной России не хотят подчиняться новому епископу Виктору (Пивоварову), а продолжают подчиняться Варнаве. В связи с этим митрополит Виталий 17 декабря 2003 г. выпустил указ, лишивший Варнаву права управлять приходами на территории РФ.

Это стало следствием конфликта Варнавы и ближайшего окружения 93-летнего митрополита Виталия, неспособного к принятию самостоятельных решений. В частности, огромное влияние на принятие решений престарелым Виталием оказывают его многолетний секретарь Людмила Роснянская и секретарь Архиерейского синода протоиерей Вениамин Жуков.

         В районе дер. Плещеево (Подольский район, на границе с г. Подольск), казачий атаман В.П. Мелихов на свои средства построил церковь во имя Царя-мученика Николая и всех Новомучеников Российских, которая по акту приемочной комиссии (от 27.08.2001) значится как придомовая церковь (полезная площадь 376,7 кв.м. в т.ч. основная площадь 120,8 кв.м.), храм имеет высоту 18 метров. При этом храме решением Архиерейского собора  Русской Православной Церкви Зарубежом в 2000 г. было организовано Синодальное представительство РПЦЗ. В том же году здесь была  образована особая канцелярия для осуществления постоянной связи российских епархий и приходов РПЦЗ с Архиерейским Синодом. Постоянным сотрудником канцелярии назначен диакон Алексей Лашкеев. Для канцелярии Мелихов предоставил отдельное помещение. Здесь образовался управленческий центр РПЦЗ в России. Синодальное подворье РПЦЗ в Подольске после раскола РПЦЗ сразу и безоговорочно встало на сторону РПЦИ, превратившись в административный центр РПЦИ на территории РФ.

В 2003 г. также начался процесс перехода священников из юрисдикции митрополита Виталия в российскую юрисдикцию греков-старостильников синода митрополита Калинника.  Старостильный епископ Макарий, экзарх синода митрополита Каллиника на территории стран СНГ в ходе состоявшейся в апреле 2003 г.  плановой поездки по городам РФ принял в свою юрисдикцию пять клириков  РПЦИ. 

В 2002-2003 гг. оформился раскол внутри РПЦИ, из которой выделилась структура под руководством архиепископа Лазаря (Журбенко). 

Руководящий орган: Архиерейский синод Истинно-православной церкви (до 5 июля 2003 г. Архиерейское совещание в России). Председателем является архиепископ Одесско-Тамбовский Лазарь (Журбенко), членами синода: епископ Черноморский и Кубанский Вениамин (Русаленко), епископ Новгородский и Тверской Дионисий (Алферов), епископ Верненский и Семиреченский Ириней, епископ Черниговский и Гомельский Гермоген, епископ Омский и Сибирский Тихон (Пасечник).

В марте 2002 г. митрополит Виталий дал согласие на организацию в России автономного церковного управления во главе с архиепископом Лазарем (Журбенко), но затем, по требованию архиепископа Варнавы,  отменил свое решение. 20 апреля 2002 г., в скиту в Мансонвилле (Канада), где проживает митрополит Виталий, произошло Архиерейское совещание Северо-Американских епископов РПЦЗ, где заявлялось, что вопрос «о создании церковной администрации в России находится в ведении всего Архиерейского Собора. До и вне соборного решения…никакой отдельной церковной администрации в России образовано быть не может. Следовательно, и архиерейские хиротонии в России могут совершаться только по решению Архиерейского Собора РПЦЗ».

14 августа 2002 года архиепископ Лазарь (Журбенко) и епископ Вениамин (Русаленко)  поставили четырех новых епископов. Митрополит Виталий признал эти хиротонии  неканоничными и недействительными. 10 ноября 2002 года  имена Лазаря (Журбенко) и Вениамина (Русаленко) были изъяты из списков архиереев РПЦИ. В августе 2003 г. было опубликовано «Разъяснение Епископата РПЦИ о каноническом положении группы Архиепископа Лазаря» подписанное всеми епископами РПЦИ, в котором сказано: «С этой группой у РПЦИ не может быть ничего общего».

В ответ на хиротонии архиереев для России, произведенные в РПЦИ,  5 июля 2003 г. Лазарь (Журбенко) объявил о переходе своей церкви на автономное управление и создал свой синод.  29 августа 2003 г. канцелярией  «Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви» возглавляемой архиепископом Лазарем (Журбенко), было сделано заявление о документах, исходящих от имени митрополита Виталия, где все документы за подписью Виталия, осуждавшие действия Лазаря, объявлялись сфабрикованными, однако серьезных доказательств этого не приводилось. «Российские преосвящненные», как себя называют епископы-лазаревцы, считают хиротонии РПЦИ для России незаконными, а митрополита Виталия- лишенным своим окружением влияния на события, однако продолжают поминать его как главу РПЦЗ.  Центр структуры архиепископа Лазаря находится в г. Одессе.

На территории России расположены епархии:

Одесская — приходы Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Курской, Орловской, Смоленской, Тамбовской облас­тей, а также Украины. Архиепископ Одесский и Тамбовский Лазарь (Журбенко).

Кубанская — приходы Астраханской и Волгоградской областей, Краснодарского края, Республики Северная Осетия — Алания. Епископ Черномор­ский и Кубанский Вениамином (Русаленко).

 Новгородская и Тверская  - епископ Дионисий Алферов,  (храм свят. Иоанна Шанхайского, поселок Угловка, Окуловского уезда Новгородской области и храм в селе Любытино Новгородской области).

Омская и Сибирская - епископ Тихон (Пасечник), который управляет одной общиной в г. Омске.

 

Проблема воссоединения двух частей Русской Церкви

 

В течение последнего десятилетия в лоне РПЦЗ постоянно по­являются сторонники воссоединения с Русской Православной Цер­ковью, но их действия, как правило, вызывают еще больший про­тест противников воссоединения.

В конце 1990-х годов на Западе среди епископата и духовенства РПЦЗ под руководством архиепископа Берлинского Марка (Арндта) сформировалась значительная фракция сторонников объединения с РПЦ (МП). По инициативе архиепископа Марка в течение 1996-1997 гг. было проведено несколько совещаний, посвященных вопросу воссоединения, в которых участвовали клирики обеих юрис­дикции. 1 декабря 1996 г. даже состоялась неофициальная встреча архиепископа Марка с Патриархом Алексием II. На собеседовании клириков РПЦЗ и РПЦ (МП) в конце 1997 г. было принято совместное за­явление о поиске путей к преодолению существующего в Русской церкви разделения. В заявлении фактически признавалась равно­значность двух частей Русской Церкви, разделенных в силу истори­ческих обстоятельств. Однако эти действия, направленные на сбли­жение двух частей Русской Церкви, вызвали сильную ответную реакцию не только у большинства зарубежников в России, но и за рубежом.

Событием, поставившим перед членами Зарубежной Церкви вопрос об отношении к  РПЦ (МП) с небывалой остротой, явились решения Архиерейского собора Русской Православной Церкви 2000 г. и последовавшие за ними решения Архиерейского собора РПЦЗ в октябре того же года. Впервые на соборном уровне Зарубежная Церковь констатировала фактический отказ РПЦ (МП) от «сергианских» принципов — основу для такого заявления дала прописанная в Основах социальной концепции РПЦ возможность "отказать государству в гражданском повиновении". После совершившейся канонизации Царской Семьи и новомучеников в РПЦ (МП) в августе 2000 г. вышеупомянутый Архиерейский со­бор РПЦЗ также признал вопрос новомучеников решенным.

Собор издал постановление о создании при Архиерейском Си­ноде постоянно действующей комиссии "по вопросам единства Русской Церкви" во главе с архиепископом Марком. Приведенные заявле­ния Архиерейского собора РПЦЗ еще более усилили разделение в ее рядах между доброжелателями и противниками РПЦ (МП).

Среди российских членов РПЦЗ активными сторонниками по­ложительной оценки последних событий в жизни РПЦ (МП), свер­шившихся в августе 2000 г. (канонизация Царской Семьи и новому­чеников, заявление о возможности гражданского неповиновения в социальной доктрине РПЦ), оказалась лишь небольшая часть духовенства во главе с епископом Ишимским и Сибирским Евтихием (Курочкиным). Считается, что его доклад на Архиерейском со­боре РПЦЗ, прошедшем вслед за Архиерейским Собором РПЦ (МП), внес немалую лепту для позитивных заявлений в отношении к РПЦ (МП) со сторо­ны Зарубежной Церкви.

В 2003 г. происходил процесс дальнейшего сближения РПЦЗ  и РПЦ (МП). 24 сентября 2003 г. Президент В.В. Путин впервые встретился с митрополитом Лавром в Нью-Йорке. 19-24 ноября состоялась поездка делегации РПЦЗ во главе с архиепископом Берлинским и Германским Марком в Россию. 8-12 декабря состоялось Всезарубежное пастырское совещание духовенства Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) в Наяке (штат Нью-Джерси) с участием представителей РПЦ (МП). 13-17 декабря – в Нью-Йорке заседал Архиерейский собор РПЦЗ, главными темами которого были сближение с Русской Православной Церковью и разработка программы первого официально визита в Россию первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра. На соборе была образована специальная комиссия по вопросам единства с РПЦ, которую возглавил архиепископ Марк.

 

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+