Перейти к основному содержанию

21:29 24.04.2018

Второй псалом

24.02.2016 12:20:44

Мир политизирован. Жизнь политизирована до крайности. И это не может быть хорошо. Мне надоело думать, читать и слушать о Сирии, о Сноудене, о Трампе и Хиллари, о националистах в Украине, о задыхающейся от беженцев Европе, et cetera. Мне надоело и вам, уверен, тоже.

«Возьми Псалтирь», - сказал мне мудрый человек. «Там все есть и все подробно объясняется». Смертный грех – не слушать мудрых людей. Поэтому я взял Псалтирь. С первым псалмом вопросов не было. Не ходи на совет нечестивых, не сиди на седалище (скамье) губителей, и будет тебе хорошо. Блажен будешь. Это свежо и понятно.

Еще понятно, что нужно поучаться в Законе Господа день и ночь. Тогда сердце умудрится, тогда все успеешь (не здесь ли секрет того, что мы ничего не успеваем?), тогда будешь, как дерево при потоках. То есть, лист даром не упадет, и плоды появятся в свое время. В общем, первый псалом меня умиротворил и успокоил. Усладил даже. Но всякому человеку известно, что после первого псалма идет псалом второй. А там все иначе. Там сплошная геополитика.

Сразу все начинается с вопросов о многих народах. Чего они разъярились? «Для чего разъярились язычники, и народы замыслили тщетное?» Ладно бы просто разъярились…  Они восстали, да еще на кого?  На Господа и на Христа Его – на Мессию, Помазанника.

Единичное противление человека воле Божией происходит ежедневно по многу раз и с множеством людей. Но второй псалом говорит об ином. Здесь речь о коллективном и организованном сопротивлении. В этом процессе есть старшие и младшие, процесс возглавлен царями и князьями. Эти последние «собрались вместе», т.е. учинили некое подобие военно-политического союза (разве есть цари без войска?). При том, что князья и цари с незапамятных времен заключают временные ситуативные союзы, здесь речь об ином. Союз заключен не против других князей и царей (вроде НАТО против стран Варшавского блока). Союз заключен против Господа и против Христа Господня. Безбожный и антихристианский союз видит пророк Давид, и об этом союзе спрашивает: Зачем они собрались? Чего они мятутся?

Дерзну предположить, что мы сегодня в свежих газетах читаем о том, что Давид видел в пророческих видениях. Давид имел очень скромное представление о мире и количестве народов, живущих в нем. Даже если представить тогдашний «всемирный заговор», в нем участвовали бы только Египет, какая нибудь несуществующая ныне Ассирия, Эфиопия и еще кто-то. Но ничего подобного пяти континентам и сотням стран Давид себе не представлял. В этом смысле мы гораздо более масштабно мыслим. И именно в этом увеличенном масштабе мы можем созерцать смятение народов, собравшихся вместе против не кого-нибудь, а против Господа и Христа Его.

Восстать на Господа означает отвергнуть Его заповеди. Для этого прежде их нужно рационально покритиковать и едко высмеять. Этому был посвящен весь восемнадцатый и девятнадцатый век. В двадцатом веке слово взял «товарищ-маузер». В двадцать первом – информационные технологии.

Отвергнув заповеди, нужно провозгласить некую новую мораль, радикально противящуюся воле Божией. Нужно влить в это предприятие немало денег, украденных у тех же людей, против которых ведется духовная необъявленная война. Еще нужна военная сила, чтобы процесс был не подпольный, а государственный, блоковый. Союзы, съезды, коммюнике, штаб-квартиры.  Военная сила будет использована против тех, кто не согласен с повесткой дня, однако не так силен, чтоб адекватно защититься. Я уверен, что вы уже ассоциируете сказанное с некоторыми картинками повседневности. Заметьте фон за заднем плане. Фон – война с Господом. Крушим Сирию, мутим на Украине, окружаем Россию базами. Но воюем ни с кем иным, как только с Господом. И Христом Его.

Они ведь не дураки. Должны же понимать, что в долгосрочной перспективе они проиграют. Должны. Но локальные успехи кружат голову. К тому же их много, и, кажется, все в их руках: финансы, информация, стукачи и предатели внедренные повсюду. Отсюда у них кураж. К тому же воюющий с Господом лишается разума…

Итак, враги всего святого дерзки, потому что их много. Деньги, сила и многочисленность кружат им голову. Иго Господне, о котором Христос сказал, что оно легкое и благое, они решили отвергнуть. Вместо этого они неизбежно придумают (уже придумали) новое иго – будь то кредитного рабства, или потребительской лихорадки, или сексуальных экспериментов, или искусственных дефолтов. И уже нам самим – несогласным - нужно будет думать, как отвергнуть это прилипчивое иго, и как порвать эти новые узы. Но что же Господь? Что же Тот, против Которого собрались славные сыны земли? Он смеется.

Когда Бог смеется, это очень страшно. Это совсем не смешно. С яростью Живущий на небесах обратится к собравшимся вместе, словно предварительно связанным в пучки, злодеям и гордецам. И это действительно не локальное событие, а нечто из Апокалипсиса.

Псалом вполне мессианский, то есть такой, который возвещает нечто непреложное о Мессии и даже говорит от лица Его. Христос здесь назван Царем над Сионом. Кто помнит из Откровения Иоанна об Агнце на горе Сион, тот без труда соединит в уме Ветхое и Новое – оба Завета. Мессия называется Сыном Божиим. Ему отдаются во власть все концы земли. Железным жезлом, словно глиняные горшки, Сын Божий будет крушить возгордившихся и ставших нечистыми. И этот образ тоже имеет параллель в Откровении Иоанна.

Вы, безусловно, уже нашли псалом и несколько раз прочли его. Вы также нашли параллельные ссылки на Откровение, в чем я не сомневаюсь. В общем, вы погрузились в Писание, без чего нет жизни и все гниет. А я… я вовсе не пытаюсь дать исчерпывающее толкование удивительного и любимейшего мною псалма под номером «два». Просто, читая этот псалом, поя кусочки из него на воскресной всенощной, я всякий раз понимаю, что он актуален чрезвычайно. Все в Псалтири, конечно, актуально. Но это – в отношении отдельной молящейся души. Во втором же псалме все актуально в отношении мировых процессов, которые запущены без нашего согласия, но в вихрь которых мы втянуты.

Духовная жизнь, как я понял из второго псалма, не запрещает думать о глобальных процессах. Просто духовная жизнь сообщает этим мыслям иной ракурс и особую глубину. На том я и успокоился. К тому же следующий - третий псалом вскоре вернул меня от геополитики и апокалиптики к собственной бедной душе, на которую нападают со всех сторон. «Господи! Что ся умножиша стужающие ми? Мнози восстают на мя…» И прочее. Ну, вы помните. С этих слов начинается шестопсалмие.

Комментарии

ср, 02/24/2016 - 18:50 :

Уффф, отец Андрей. Приложили, так приложили. Позвольте, поделиться с Вами цитатой из книги пророка Аввакума. "Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою, как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена. Но не все ли они будут произносить о нем притчу и насмешливую песнь: "горе тому, кто без меры обогащает себя не своим, - надолго ли? - и обременяет себя залогами!" Не восстанут ли внезапно те, которые будут терзать тебя и не поднимутся ли против тебя грабители, и ты достанешься им на расхищение? Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы за пролитие крови человеческой, за разорение страны, города и всех живущих в нем. Горе тому, кто жаждет неправедных приобретений для дома своего, чтобы устроить гнездо свое на высоте и тем обезопасить себя от руки несчастья. Бесславие измыслил ты для твоего дома, истребляя многие народы, и согрешая против души твоей. Камни из стен возопиют, и перекладины из дерева будут отвечать им: "Горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою" (пр. Аввкаум 2, 3 5 - 12). И это, говоря современным языком также о геополитике. Спасибо, Вам отец Андрей.

чт, 02/25/2016 - 11:48 :

Как же пронзают Ваши слова О. Андрей! Как у Вас так получается перевести псалтырь в плоскость сегодняшнего дня?!! Отчаиваюсь от происходящего, но одновременно и утешаюсь тем, что с нами Бог. Вы как хороший шеф-повар умеете подать блюдо и вкусное ,и полезное, и вовремя. Творите! Мы ждем Ваших духовных блюд.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+