Перейти к основному содержанию

14:19 28.03.2024

Всегда или только в посту?

25.02.2015 07:47:34

Среди нравственных наставлений, рассыпанных в текстах богослужений и поучениях учителей Церкви, есть много слов о духовном смысле поста. О том, что пост требует языка обуздания, с ближними примирения, сердца сокрушения, творения добрых дел усердного и проч. То есть проводится совершенно справедливая мысль о необходимости вывести пост далеко за рамки диеты и превратить его в школу творения добродетелей. Об этом говорил Исайя (раздроби алчущим хлеб, введи в дом путника, разорви долговую расписку своего должника). Об этом гремели святые уста Златоуста. «Хочешь поститься угодным Богу постом – вместе с чревом сдержи язык, раздай милостыню, среди ночи встань на молитву». Об этом говорила подготовительная неделя мытаря и фарисея – не гордись! Об этом говорил чин прощения – примирись! Но возникает вопрос: разве смиряться, творить милостыню, мирно жить с ближними, воздерживать язык и ходить в страхе Божием мы должны только в дни поста? Не есть ли это всегдашняя обязанность? Не ставим ли мы несколько зауженные временные рамки для усилий жить свято? По всей видимости – нет. Но что же тогда мы говорим о святой и покаянной жизни так много в дни Четыредесятницы, и так сравнительно мало в прочие дни?

Может для кого-то это и ложный вопрос, не требующий особого разбора. Может не ложный, но лишний и надуманный. Но для кого-то иначе. Для этих вторых и скажем нечто. Жить благочестиво и ходить перед Богом мы обязаны всегда, во вся дни. Но получается это у большинства плохо. Даже у тех, кто сильно стремится к такому подобию Авраамового хождения пред Богом, плохо получается. Не говоря об основной массе. И вот в дни поста нам всем предлагается очередная возможность научиться сдерживать язык, подавлять гнев, устраняться от суеты и сплетен, творить милостыню и так далее. Это нам представляется таким образом возможность привыкнуть к добродетели и превратить ее в навык. Навык же необходим всем, чтобы потом, за пределами поста привычно уже вести благочестивую жизнь. Отвык в посту от курения – и после Пасхи продли воздержание. Бросил сквернословие – не начинай вновь. То, что стало привычкой, делается без труда. Итак, не только для времени поста наши упражнения. Они для приобретения навыка, а сам навык – на всю жизнь.

Подобным образом Израиль, выйдя из Египта, получил Закон. Для того Израиль и ходил по местам безводным и страшным так долго, чтобы приучиться к новому для себя Закону. А потом, уже неразлучно соединившись с полученным от Бога учением, вселиться в землю, текущую молоком и медом. То есть: прилепись к Богу, соединись мыслью и сердцем с заповедями новой для тебя нравственности, и потом наследуй приготовленное для тебя и Богом обещанное.

Пост – аналог длительного путешествия ради приобретения навыка в добродетели. А сам навык необходим категорически для получения наследства, для обладания иной реальностью, которая ожидает верующего человека. Не научишься ходить перед Богом всю жизнь и посвящать ему внутри сердца все начинания свои – под большим вопросом твое участие в будущем блаженстве. А научиться ходить перед Богом за раз, за день, за неделю невозможно. И вступить в обучение лучше всего постом. В это время многие из самых ленивых, и те преклоняют колени перед Распятием, ограничиваются в пище, исповедуются в грехах. Сам воздух в дни поста становится чище, вслед за очищением мыслей тех, кто этим воздухом дышит. И значит, совершаемое многими делается легким для многих.

Но нужно сразу сказать себе: то, чему я буду посвящать время поста, нужно будет мне и за пределами поста. Я учусь и привыкаю к духовному труду, чтобы не на пост только, а на всю жизнь стать учеником безгрешного Иисуса. И особенно осторожным придется быть в дни окончания поста, когда привычно теряется за считанные дни и часы то, что копили более месяца. Пусть еще рано об этом. Пусть еще постное шествие по пустыни только началось. Все равно нужно знать: наша общая обязанность – всегда жить свято. Жить согласно заповеди «Святы будьте, ибо Я Свят, Господь Бог ваш». А вот учиться исполнению этого всеобъемлющего повеления, привыкать к памяти о нем самое время сейчас.

Так, я думаю, снимается кажущееся противоречие между обязанностью всегда жить свято, и нарочитым, усиленным призывом к праведности в дни пения Постной Триоди. Ну, а кому и так все ясно, то простите меня. Эти краткие строчки не для вас писались.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

27.02.2015 - 14:26 :

Протоирею Андрею благие дары за постоянство.
Постоянство-основа добродетели ( Бальзак ).Пост и постоянство, грезится, однокоренники. Какие тут аналогии с иглой, не сугубо врачующей, а той, что от Страсти, от Греха, от сатанинского?Пост,тем паче,великий - это что-то мягкое и пушистое, податливо милосердное.Но общее, что соприкасает иглу и пост - это зависимость, подчинённость ( пускай шприц-это одр, где свобода и рядом не стояла, а на службе господу отмечаться необходимо,но ты парадоксально вольная птица, и крылья-то у тебя от либерального Христа ). Строгая дозировка ( передоз и перепост-одного поля ягоды.Пусть в первом случае речь льётся о белковом распадении, а во втором иногда о пожизненной заморозке твоей сокровенной богоносной психической энергии ).И вот, смотрите, попробуй соскочить с любой иглы, неважно будь она героиновой или нефтегазовой ( или инвалидом плоти и духа станешь, либо с катушек государственной независимости и внутреннего относительного баланса спроса на хлеб и предложения зрелищ слетишь ). А с батута жесточайшего, но абсолютно необходимого для правильного обмена, нет, не веществ, но духоносных сущностей, самоограничения и самоотдачи ранозализывающей в омут послепасхальной языческой антиправедности и горделивой спеси, перепрыгивая через сигнальные творцовые костры, бросаются адреналинозависимые хлюпики с головой так бого и самозабвенно, что вельзевул может только в ладоши хлопать и рявкать бис. И, к скорби краснокнижной, навык сорокодневного поступка ( не подвижничества святых отцов-столпов, какое там )не становится второй органичной натурой хлипкого нонешнего человека.Но ведь" капля долбит камень не силой, а часто падая ", как смекнул Джордано Бруно.И коли ты часто падаешь, часто поднимайся, чтобы своим очередным падением и подъемом совокупно уничтожать ту глыбу, которая залежалась за пазухой врага рода человеческого.И частые посты да будут тебе только на руку.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 7 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+