Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Аналитика

Все материалы

СТРАНА КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ

27.06.2014 00:00

Александр Владимирович Богатырев

25-го мая из Москвы в Амман вылетела группа российских паломников. Это были не совсем обычные паломники: священники, писатели, журналисты, редакторы православных газет и журналов, режиссеры и операторы нескольких телеканалов.  Я входил в команду, возглавляемую  председателем братства «Радонеж» Евгением Никифоровым. Мы были приглашены Комитетом по туризму Хашимитского королевства Иордании для ознакомления со святынями этой страны. Иордания – это часть Святой Земли. Здесь находится тысяча сорок мест, упоминаемых в книгах Ветхого и Нового Заветов. Но главное –в девяностых годах прошлого столетия в Вифаваре при Иордане было обнаружено истинное место крещения Господа нашего Иисуса Христа .

И сама страна эта названа по имени святой реки, чьи воды освящены самим Господом Иисусом.

Наше знакомство с Иорданией началось с поездки на гору Небо – ту самую, с которой Моисей увидел Землю Обетованную.

 Переночевав мы с Евгением Никифоровым и двумя операторами отправились в это святое место.  Амина – наш гид и соотечественница, вышедшая замуж за иорданца, представила нам водителя: «Абу Ауни», что означает «отец сына по имени Ауни». Для русского человека это было неожиданно. У нас обращаются к человеку по отчеству: по отцу, а у арабов по сыну.  Даже в советских азиатских республиках в документах писали Абдула Алиевич, и для краткости на русский манер коллеги могли обратиться к Абдуле просто  «Алиевич», как к Петровичу или Семеновичу.

Так что в арабском мире для нашего брата все, как в зазеркалье. И пишут они справа налево, и желто-серый пейзаж вместо ослепительной зелени подмосковных лесов, и пятидесятиградусная жара в долине Иордана, и бедуины на верблюдах, медленно передвигающиеся на фоне выжженных гор. Все так не похоже на привычный нам мир, но невольно чувствуешь, что в этом ином мире таится великая тайна. Здесь повсюду свидетельства древности, все дышит библейской историей. И сама эта история жива и продолжает разворачиваться на наших глазах. Вот на дальнем склоне мелькают дома с плоскими крышами. Словно пчелиные соты стоят вплотную белые кубики. Это деревня. Такой она была и сто лет назад, и тысячу, и во времена земной жизни Спасителя.  

Сделав крутой поворот, наша машина оказалась на вершине плоскогорья. Справа, за высоким обрывом,  открылся восхитительный вид: до самого горизонта шла волнами череда золотистых холмов. За ними голубоватые горы: чем дальше, тем выше и темнее.  Мы не удержались и преступили к съемкам. Шофер и Амина напрасно убеждали нас в том, что впереди нас ждут еще более красивые виды. Так и оказалось. Но это произошло позже. И как было не замереть сердцу при виде заиорданской пустыни, где (по слову апостола Павла) в пропастях земных и пещерах облаченные в козьи шкуры творили свой аскетический подвиг многие святые. Гонимые, избиваемые и убиваемые – те, кого весь мир не достоин. Среди них и известные всему христианскому миру святые, и никому, кроме Бога неведомые…

 Прежде, чем добраться до горы Небо, мы стали спускаться по крутому серпантину к источнику Моисея. Миновали небольшую сосновую рощу и поехали круто вниз по каменистому склону. Он казался совершенно безжизненным, но повсюду паслись козы и овцы. Что они находят среди песка и камней остается загадкой.

Источник Моисея оказался небольшим оазисом в нешироком ущелье. Над огромной пещерой с десятиметровой высоты падали широкие струи. И в самой пещере с множеством сталактитов и сталагмитов било прямо из скалы несколько струй. Вода была вкусной, но теплой. Она стекала по каменному руслу к краю скалы, а оттуда обрывалась вниз в неширокую долину, покрытую оливковыми и гранатовыми деревьями. В самом низу колыхались огромные стебли тростника. В нескольких метрах от обрыва раскинулось многоствольное инжировое дерево (оно же смоковница). Один ствол засох и лежал рядом с живыми стволами, густо покрытыми широкими  листьями (теми самыми «фиговыми» - единственной одеждой на античных статуях).  Мы не без труда перелезли через засохший ствол и стали снимать водопад и живописную долину. Поднявшись к тропе, над которой темнели входы в несколько пещер, увидели бедуина. Он картинно подъезжал к нам на маленьком ослике, нещадно колотя его по бокам  голыми пятками. Ясно было, что он хочет заработать. И, действительно, из его долгого монолога разобрать удалось лишь слово «доллар».  Денег у нас с собой не было. Я извинился и произнес арабское слово «шукран», что значит «спасибо». Бедуин недовольно пробурчал что-то и быстро ретировался. Но снять его мы все же успели.

Хотя название горы «Небо» не имеет никакого отношения к русскому языку,  кажется, что это не совсем простое совпадение. С вершины этой горы, как с небесных высот видишь бескрайний простор пустынной земли, на которой произошли великие библейские события. Голубеет едва различимая извилистая лента Иордана. За ней развалины древнего Иерихона. Слева – Мертвое море, справа Гадаринская земля, а за ее холмами - море Тевириадское. До священного града Иерусалима отсюда, по прямой, около сорока километров. Современный вид Обетованной Земли, мало чем отличается от выжженных просторов восточного берега  Иордана. И трудно представить восторг Моисея, увидевшего ее. Кажется, что это такая же безжизненная пустыня, по которой он водил народ сорок лет. А ведь там были тучные хлебные нивы, богатые пастбища и виноградники. В доказательство о невиданном плодородии этой земли двое лазутчиков с трудом донесли огромную кисть винограда. Моисей лишь увидел обещанную Богом Землю, но не вошел в нее. Он умер и похоронен на этой горе. Сейчас на ее вершине находится монастырь с храмом в его честь. Рядом с храмом, так называемый «посох Моисея» - чугунный столб, с обвивающим его змеем, символизирующий медного змея, водруженного Моисеем в пустыне, и одновременно прообраз Креста Господня.  «И как Моисей вознес змию в пустыни, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

Перед храмом – круглый камень не менее двух метров в диаметре. Этот камень служил воротами в монастыре. А рядом – крытый павильон с мозаичным полом.  

Но самые замечательные мозаики нам предстояло увидеть в городе Мадабе, куда мы отправились после посещения горы Небо.

Мадаба упоминается в книге Иисуса Навина, как город с прилегающими землями, отошедший к старшему сыну Иакова Рувиму. В центре Мадабы находится православный храм святого Гергия Победоносца, а в нем знаменитая мозаичная карта Святой Земли. Это одна из самых старых карт. Датируется она шестым веком. Это довольно точная карта. На ней указаны исторические названия городов и рек. Благодаря ей было найдено настоящее (а не условное) место крещения Господа нашего Иисуса Христа.

Вечером мы сидели с Евгением Никифоровым на берегу Мертвого моря и любовались закатом и быстрым наступлением ночи. Горы Хеврона на Израйльской стороне медленно меняли окраску по мере приближения солнца к их вершинам. Самые разные оттенки голубого и сиреневого гасли вместе с солнечным светом, превращая нежные пастельные тона в сплошную черную массу. Острые и пологие гребни были хорошо видны на фоне чернеющего неба. Золотые всполохи солнечных лучей быстро становились серебряными и на глазах потухали. Земля по ту сторону Мертвого моря при свете дня не имела никаких признаков жизни. И вдруг в темноте то в одном, то в другом месте начали вспыхивать огоньки, пока длинная цепочка огней не покрыла прибрежную полосу.  Очень скоро длинная мерцающая гирлянда протянулась во весь горизонт.

Утро оказалось еще более замечательным. Если вечером горы постепенно темнели, то утром восходящее солнце меняло их окраску, словно закрашивало широкими мазками. Горная гряда с быстро меняющимися оттенками нежных цветов была похожа на Кимерийские пейзажи Макса Волошина.

После полудня направились в Вифару за Иорданом. Осмотрев место крещения Спасителя с обнаруженными 20 лет назад фундаментами трех церквей, приступили к съемкам. В одной из групп оказался польский журналист, депутат Сейма Евгений Чиквин. Мы сняли его на фоне Иордана. Евгений – известный православный политический деятель. Он, как никто, много сделал в Польше для Православной Церкви. После поспешили к зданию конференц-зала, где прошла встреча с организаторами нашей поездки. Здесь были и Министр по туризму, и политические деятели, и священник – представитель Православной Церкви в Иордании, также наш архиепископ Марк (Головко). Они говорили о необходимости ознакомления русских христиан со святыми местами Иордании.  Инициатором напоминания миру о том, что Иордания – часть Святой Земли явился сам король Абдала Второй. Он предоставил в бессрочную безвозмездную аренду землю возле Иордана для постройки христианских церквей и монастырей. В то время, как на израильской стороне в зону пограничного отчуждения попало множество монастырей, из которых  изгнаны монахи, и куда запрещен въезд, на иорданской стороне один за другим возводятся христианские обители. В их числе и русский странноприимный дом с храмом. За последние годы построены современные гостиницы, разработаны интересные маршруты с множеством Библейских мест, подготовлены гиды, прекрасно говорящие по-русски. Многие из них закончили ВУЗы в России. В течение десяти дней наша делегация смогла убедиться в доброжелательности и профессионализме всех без исключения гидов, работавших с нашими группами. В короткой дискуссии наметили конкретные пути по организации паломничества наших православных людей. А представителям прессы и телекомпаний пожелали создать объективные талантливые репортажи о Святой Земле Иордании.

После этой встречи народ отправился обратно к месту крещения Господня. По тропе, ведущей к реке, двигалось множество людей. Нам, изнывавшим от сорокоградусной жары, странно было видеть людей в строгих костюмах. Они двигались группами и поодиночке.

Над рекой далеко разносились звуки волынок. Это сводный оркестр скаутов играл военные марши. Со времен английского протектората в иорданской армии играют оркестры военных волынщиков. Одеты они в шотландские кильты, но на головах у них арабские клетчатые платки.

Место проведения молебна - это большая площадка, расчищенная от зарослей акаций и тамариска. Она расположена в ста метрах от места крещения Спасителя. Напротив сцены -  три сектора кресел на дорогих пунцовых коврах, расстеленных прямо по земле. В левом собрались министры, дипломаты, генералы, знаменитые деятели культуры. В двух других разместилась публика менее титулованая. Были видны и строго одетые господа, и нарядные дамы в светской одежде. Некоторые дамы и мужчины пришли в национальных одеждах. Справа, в рядах близких к сцене, заняли места священники и монахи.

Вскоре подошла большая группа мужчин в длинных до самой земли арабских белоснежных рубахах. В центре этой группы шел принц Гази ибн Мухаммад – брат короля. Он является королевским советником по вопросам религии и культуры. Принц Гази – большой интеллектуал. Он доктор философских наук и автор интереснейшей монографии о любви. Во многом благодаря его усердию в мусульманской Иордании отношение к христианам доброжелательное. Многие христиане занимают высокие посты в правительственных учреждениях. Как только начался молебен, многие в секторе для высокопоставленных лиц стали креститься.

 Иерусалимский Патриарх Феофил в сопровождении шести православных иерархов взошел на сцену. Среди архиереев был и наш архиепископ Марк. Прозвучали прошения о мире на арабском, греческом, русском, болгарском и сербском языках. Мужской  хор пел по-арабски и гречески. Песнопения были удивительно красивыми: с восточным колоритом и поразительной духовной мощью.

Молебен снимали десятка два телекомпаний. Мы с нашим оператором в поисках высокой точки зашли за камер-ваген Иорданского телевидения и увидели человек пятьдесят, стоявших в шесть рядов. Перед каждым из них были расстелены коврики. Время от времени они падали на них, делая земные поклоны. Это были не наши старообрядцы, а мусульмане. Они спрятались от любопытных глаз и истово молились. Стояли они не шелохнувшись. Никто не смотрел по сторонам.  Поразительно то, что среди них не было духовного лица. Никто ими не командовал и не читал вслух молитвы. И молебен был не экуменический. Служили только православные архиереи и архидиакон. А эти люди,услыхав очередное прошение, как по команде клали земные поклоны. Известно, что многие мусульмане почитают Иисуса Христа и считают место Его крещения великой святыней. Вот и эти отошли подальше и спрятались за огромным автобусом, чтобы незаметно помолиться своим чином.

На следующий день мы вернулись в Вифавару и отправились в наш странноприимный дом. Нам показали храм с прекрасными фресками. Расписывали его изографы из России, Грузии и Сербии. Пока операторы снимали храм, я побежал к купальне. Удивительное чувство испытываешь оставаясь наедине в этом святом месте. Иордан здесь неширокий – метров 5. Как сказала одна писательница «воды в нем меньше, чем истории». Но погружение в эту воду не сравнить ни с каким купанием. Прочитав «Во Иордане крещающуся Ти, Господи…», я трижды окунулся с головой и долго стоял по пояс в воде. Не дерзну утверждать, что меня коснулась Благодать Святого Духа, но с душой произошло что-то необъяснимое. Стало легко и радостно. Суетные мысли, редко покидающие меня, исчезли, словно растворились в иорданской воде. Я стоял, боясь пошевелиться, чувствуя, как вода ласково обтекает тело. Тихо пели невидимые птицы, а вода не журчала, а словно шептала какие-то таинственные слова на древнем языке. Я стоял, молясь о родственниках и друзьях, пока не подошли коллеги и не последовали моему примеру.

В тени купальни было даже прохладно, а выйдя из тени, я почувствовал то, что называют «жарким дыханием пустыни». И в такой пустыне Мария Египетская провела 47 лет. В огненном зное, как в жаркой кузнице, выковывался из тела грешницы сосуд Святаго Духа. И все это происходило здесь рядом с местом крещения Господня. А неподалеку возвышается холм. С него вознесся на небо в огненной колеснице пророк Илия. Здесь же на холме он жил в пещере, а потом в этой же пещере спасался Иоанн Креститель. Сколько великих событий произошло на этом маленьком участке земли! Именно здесь перешел через Иордан Иисус Навин, приведя народ в Землю Обетованную, а Иисус Христос, принимая здесь смиренно крещение от Иоанна, указал путь от земли на Небо в Царствие Божие.

Вечером мы с Евгением Никифоровым сидели на берегу Мертвого моря, глядя на купавшуюся публику. Купанием назвать это трудно, потому что в тяжелой соленой воде этого моря можно лишь торчать непотопляемым поплавком. Несколько человек натирали себя грязью. И вода эта, и грязь, действительно, являются целебными. Но многие православные батюшки не благословляют своих чад ни окунаться, ни совершать «грязевый намаз» по причине того, что море это поглотило Содом и Гоморру с их развращенными жителями. И поэтому считают  Мертвое море проклятым, а вхождение в его воду расценивают, как приобщение ко греху. Но какие там Содом и Гоморра, если в Мертвое море впадает Иордан! Господь, крестившись в Иордане, освятил его воды до скончания века. И эта освященная самим Господом вода (сама Агиа Агиасма!) вот уже две тысячи лет освещает воды Мертвого моря. Мертвая вода встретилась с водой живою и стала обладать живительной силой. Изменился естества чин. Там, где усиливался грех, излилася преизобильно благодать.

Дальнейшее наше пребывание на Святой Земле Иорднии было не столько паломничеством, сколько приятным путешествием. Наши хозяева сделали все для того, чтобы мы смогли увидеть как можно больше красот  этой земли. Сделать это за десять дней непросто. Мы проехали по южной части Иордании. В Пелле – древнем Пенуэле Иаков боролся с Богом, за что получил имя «Израиль» (Богоборец). В этих краях произошло и примирение его с братом Исавом, у которого он обманным путем отобрал первородство. Отсюда Иаков продолжил путь со своим семейством в Ханаан, где был прозван «отцом двенадцати колен Израиля». Исав же двинулся на юг современной Иордании, где стал родоначальником эдумеев в зловещей земле Эдом ( но об этом чуть позже).

Затем путь наш лежал в пустыню мимо горы с развалинами дворца-крепости Мукавир. Здесь по приказу царя Ирода был обезглавлен Иоанн Креститель. Проехали мы под пещерой Лота. На вершине горы недалеко от пещеры возвышается каменный столб причудливой формы. По преданию это и есть тот самый соляной столб, в который была превращена жена Лота за ослушание Богу, когда она обернулась и посмотрела на то, как гибнут Содом и Гоморра..

После - поехали в Петру. Об этом городе нужно говорить особо. Современный город, возникший вокруг некогда великой столицы Эдома, а позже Набатейского царства, - это гостиницы и сплошные сувенирные лавки. Каждый день тысячи туристов посещают Петру. Петра - это древний город в глубине горного массива. Его здания – пещеры с наружными фасадами, высеченными в красном песчанике. В Петре сохранились памятники многих эпох: кроме эдумейской и набатейской – римской, византийской и арабской. Чтобы попасть в город нужно миновать узкое километровое ущелье. В некоторых местах оно не более четырех метров. А каменные стены, возвышающиеся по обеим сторонам, достигают восьмидесяти метров.

  Толпы туристов: верховых и пеших - устремляются в узкое горло ущелья. Суета, шум,  истошные  крики ослов.

Петра невероятно популярна. Посмотреть здесь есть на что. Древние языческие храмы, античный театр, пышные фасады гробниц царей и римских губернаторов. В эпоху Византии в Петре был свой епископ. Многие языческие храмы были освящены и стали христианскими. Были построены и новые церкви. Но все же многое напоминает о долгом пребывании во мраке языческих зловерий народов, живших здесь с того самого момента, когда Исав пришел сюда со своим семейством. Тогда этот город назывался  Селой (или Камнем, Петрой - по-гречески). Потомки Исава, прозванного Эдомом, люто возненавидели потомков Иакова. Возненавидели они и Бога, которому те поклонялись. Они постоянно делали набеги на города Израиля. Нещадно убивали и уводили в плен иудеев. На вершине горы Зибби-Аттуф идумеи устрили алтарь бога солнца, где каждый день приносили человеческие жертвы. Крови проливалось столько, что для нее в камнях выбили специальный желоб. Ненависть сынов Эдома к иудеям была настолько велика, что они оправляли специальные караваны в Вавилон, чтобы выкупить из плена иудеев и придать их  мучительной казни.

Мы стояли у истоков не только трагедии в семье Исаака, но и у истоков трагедии целого народа. Чечевичная похлебка стала причиной вражды не только между Иаковом и Исавом, но и между народами, произошедшими от них. Эта история учит сегодня каждого из нас, что незначительный, на первый взгляд, поступок, удовлетворение сиюминутной прихоти может повлечь за собой последствия, тяжесть которых трудно даже вообразить. Страшные последствия длиной в 2000 лет, концом которых станет страшная развязка… А ведь все началось с чечевичной похлебки. Голодный Исав отдал своему младшему брату Исааку первородство за миску чечевичной похлебки. Сам Исав помирился с братом, но его потомки две тысячи лет враждовали со своими родственниками.

 Слава о жестокости идумеев была известна далеко за пределами окрестных земель. Селу называли «проклятым местом», «городом злых духов и кровавых алтарей», «гнездом разбойников» и «кровавыми камнями». Глядя на красные камни Петры, невольно кажется, что они стали такими от пролитой на них крови. Наверно и горы вокруг Петры не случайно напоминают груды человеческих черепов.

Жители Петры многие века жили разбоем и убийствами. Царство Идумейское сделало еще один страшный подарок человечеству. Царь Ирод был идумеянином.

Многие пророки предсказывали страшное наказание Господне за их ужасные злодеяния. Пророк Исайя говорил: «Никого не останется от знатных ее, кого можно было бы призвать на царство. И князья ее будут ничто». «И зарастут дворцы ее колючками, крапивой и репейниками. И будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов». А вот пророчество Иеремии: «Как ниспровергнуты Содом и Гоморра, так и там ни один человек не будет жить. И Сын Человеческий не войдет в него». Пророк Авдий говорил: «И овладеют ею те, кто к югу от Исава».

Пророчества эти сбылись. С юга пришли арабы, племя Измаила, и поселились на землях  идумейских, а Петра многие столетия оставалась в полном запустении. Даже дорога в нее была забыта. И лишь в 1812 году Иоанн Буркгард сумел уговорить местного бедуина провести его к могиле Аарона. Эта могила находится над Петрой на вершине горы Ор. Когда проводник понял, что не могила Аарона была нужна европейцу, то чуть не убил его. Бедуины боялись этого города, считая, что он населен злыми духами, которые стерегут несметные сокровища. Сокровищ так до сих пор и не нашли, хотя раскопки ведутся много лет. А вот сама Петра приносит в бюджет Иордании немалые деньги. Входной билет стоит 70 евро, но желающих побродить среди древних памятников великое множество.  Как пошутил один наш знакомый «потомки Едома здорово потрудились на экономику Иордании».

Завершили свое путешествие-паломничество мы в Аммане. Амман, как и положено великому городу, стоит на семи холмах. Его библейское название Раббат-Аммон. Раббат-Амон печально известен, как город, под стенами которого погиб Урия Хиттеянин – муж Вирсавии. Царь Давид, увидев Вирсавию, пленился ее красотой и, чтобы сделать ее своей женой, отправил ее мужа на верную смерть в Раббат-Амон. Осознав ужас содеянного, царь Давид написал покаянный псалом. Пожалуй, во всей мировой литературе нет более проникновенных слов, свидетельствующих о глубоком раскаянии. Этот псалом под номером пятидесятым входит в христианское богослужение, а  православные каждый день читают его во время утреннего правила.

Прощались мы с Амманом на вершине одного из семи холмов, где расположена Цитадель. В последний раз посмотрели на панораму города, на дворец Омейядов, на колонны античных храмов и развалины византийских церквей и возблагодарили Бога за то, что Он сподобил нас побывать на земле, названной в честь великой реки Иордан, где совершилось крещение Господа Иисуса Христа. В крещенской купели человек становится христианином. В Иорданской купели весь мир был очищен от греха и получил возможность спасения.

Все статьи

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]