Перейти к основному содержанию

15:07 22.02.2019

Слово спасающее и обвиняющее

10.11.2016 08:01:48

Открывая Евангелие, мы видим перед собой слова, которые нас спасут, если мы сделаем их своим жизненным руководством. Но, Благая Весть предлагает нам взглянуть на нее также и с другой стороны. Писание может быть не только спасителем, но и обвинителем. Библейские строки – это не только слово жизни, но и закон, по которому нас будут судить. Так говорит Христос: «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин.12,48).

На первый взгляд, это странно звучит. Разве слово может судить? Может – в определенном смысле. Например, рабочий обещает работодателю: «если я не сделаю тот и тот объем работы в назначенный срок, увольняйте меня». Пообещал, а сам не сделал. Тогда можно сказать, что его слово сделалось ему судьей. Или наоборот, начальник говорит подчиненному: «эта работа должна быть окончена завтра. Успеешь?» Подчиненный отвечает: «Успею». Если он не выполнит все до завтра, его слово будет ему судьей. Или же человек совершил преступление, его судили. По окончанию судебного процесса зачитывается приговор, где преступник осуждается на тюремный срок согласно такому-то пункту законодательства. Получается, слова данного закона осудили человека.

 В подобном смысле и слово Божие будет судить нас – как закон, который мы слышали, но не признали, или признали, но не выполнили. Конечно же, в буквальном смысле Сам Христос будет судить мир, так как Он получил такую власть от Отца. «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну... И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин.5:22,27). Но Христос будет судить согласно Своему слову – как мы его приняли, как выполняли. И в этом смысле Его слово есть наш судья.

Потом, Христос ведь говорит с евреями, примеряясь к представлениям тогдашнего иудаизма. А иудеи как раз считали, что закон Божий является мерилом, с помощью которого Бог будет производить Свой суд над Израилем. О таком значении закона можно прочитать в ветхозаветных текстах: «Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя; ибо я знаю упорство твое и жестоковыйность твою: вот и теперь, когда я живу с вами ныне, вы упорны пред Господом; не тем ли более по смерти моей?» (Втор.31,24-27).

Из сопоставления евангельского отрывка о слове судящем, и ветхозаветного фрагмента из Второзакония становится ясным, что Иисус, утверждая, что Его слова будут судить мир, тем самым приравнивает Свою речь к словам Бога. Господь, говорящий с Моисеем, и Христос, проповедующий в Палестине 1го века – одно и то же Лицо. Очевидцы Нагорной проповеди слышали тот же голос, что и Моисей, получивший на Синае закон.

Поэтому наше отношение к слову Христа показывает качество отношения к Богу. «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин.14,23) - говорил Спаситель. Следовательно, кто не любит Его, тот не чтит и Его слов. Или же они просто неинтересны человеку, и это еще хуже, ибо равнодушие гораздо хуже нелюбви. «Небрежение о исполнении евангельских заповедей есть деятельное отвержение Самого Господа» - писал свт.Игнатий Брянчанинов (1). Отречься от Бога можно самой жизнью, хотя уста при этом могут лицемерно исповедовать Всевышнего. Но отношение к слову Божьему и Богу познается в повседневности бытия, а не в горячих дебатах на тему религии.

 «Слово Божие… проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4,12) – писал апостол Павел. Оно судит уже здесь и сейчас, и в полноте довершит свой суд за пределами нашего земного существования. Судья строг и неподкупен, но требует лишь одного – нашей любви. Деятельная любовь ломает все преграды между судьей и подсудимым, и способна превратить суд в радостное «воскресение жизни» (Ин.5,29). Такой суд пусть встретит всякая христианская душа, принявшая семя слова Божьего и вставшая на путь его осуществления в жизни.

(1) Сайт Введенского мужского ставропигиального монастыря Оптина Пустынь. Толкования Священного Писания. Евангелие от Иоанна 12,48. http://bible.optina.ru/new:in:12:48#svt_ignatij_brjanchaninov

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+