Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Аналитика

Все материалы

«Революция: западня для России»

02.11.2017 12:23

«Революция: западня для России»

Н.В.Бульчук: - Я с радостью приветствую автора сценария и продюсера нового фильма «Революция: западня для России» Елену Николаевну Чавчавадзе и историка Олега Яковлевича Сапожникова.  Цель нашей встречи – знакомство с замыслом картины и историей ее создания.

Сегодня, в юбилейный год,  снимается много  фильмов, связанных с исторической ретроспективой  первой русской революции. Это не победа рабочего класса над буржуазией, не заря нового века,  как было принято говорить и писать совсем недавно.   Это катастрофа, которая поставила Россию на грань уничтожения. В результате  мы  попросту лишились нашего русского генофонда. Разные авторы по-разному трактуют события, опираясь на исторические документы, которые стали намного доступнее, чем раньше.  Россия пережила, наверное, самое страшное столетие. Но мы продолжаем говорить об этом не для того, чтобы  принести покаяние в содеянном.   Ныне живущим невозможно в должной мере покаяться за своих предков.   В этом я согласен со многими радиослушателями.   Но следует знать опыт  прошлого  хотя бы для того, чтобы  будущие перемены не разрушили нашу страну. Елена Николаевна, вам слово. Расскажите о новом фильме.

Е.Н.Чавчавадзе: - Спасибо, Николай. 13 лет назад мы с режиссером Галиной Огурной  начали снимать линейку фильмов о тайнах революции, ее корнях и истоках. Первый назывался: «Кто заплатил Ленину?». Мы тогда впервые ввели в общественный оборот фигуру Парвуса. Этот  человек был дирижером того, что мы называем революцией - и февраля, и    октября. А потом, через три года был снят фильм «Лев Троцкий: тайна мировой революции».  Сейчас телеканал «Россия» делает игровой сериал о Парвусе: «Демон революции». А I канал снимает игровой сериал о Троцком. Наши персонажи оказались востребованы в игровом формате. Наш же собственный фильм – чисто документальный. Мы работаем в основном с зарубежными архивами. За 70-80 лет тщательно зачищалось все, связанное или с правдой о революции, или  с  ее компрометацией.  Известно, что некие личности, например, Давид Рязанов, ездили по заграницам, скупали бывших служащих департаментов полиции, которые оказались в эмиграции уже нищими. Либо они зачищали в зарубежных банках все, что было связано с финансированием  революционной борьбы. Наш фильм посвящен так называемой первой русской революции 1905 -  1906 годов. Мы  не ставили себе целью показывать внешний ход событий, потому что он на самом деле ни о чем не говорит. Наблюдая видимую поверхность происходящего,  мы никогда не поймем ни его пружин, ни истинных целей. Так что  в наши поиски мы отправились  издалека.

 Над темой работаем уже много лет. Мы собирали материал  все годы, предшествовавшие этому печальному юбилею.  В ходе поисков  вышли на некое «Общество друзей русской свободы», созданное в Англии. Оно открылось  и в Америке. Нас интересовал период, когда это общество взял под свое покровительство небезызвестный уолл-стритовский банкир, личный враг царской России и государя императора Джейкоб или Якоб Шифф. Это серьезная фигура. Парвус, Троцкий и даже Владимир Ильич – это исполнители, а вот закулисные инвесторы или режиссеры почему-то всегда оказывались в тени. И в этом случае мы не сможем понять логику действий, например, того же Ленина. Почему он сегодня говорит одно, завтра другое, и своя же партийная элита его не понимает? А когда начинаешь сопоставлять с целями, которые важны были в тот момент, я не говорю: для Америки в целом, потому что Америка  конца XIX-начала XX веков – это  патриархальная страна, которая не вмешивалась в дела Европы. Прорыв осуществили люди серьезные, финансисты, которые выбрали себе президента и могли проводить в жизнь свои идеи. Вот такая ретроспективно история возникновения «Общества  друзей русской свободы». Есть интервью одного французского япониста, который  писал, что Шифф в 1994 году руками американского журналиста Окса приобрел «Нью-Йорк таймс», через два или три года выкупил «Ассошиэйтед пресс». Теперь он мог контролировать всю информацию, идущую в мир.

В это время и возникают общества друзей русской свободы, ведущие подготовку к тому, что  произошло в период   русско-японской войны. Многие знают, что Русско-японская война финансировалась консорциумом банков. Одним из главных лиц в этом консорциуме был Джейкоб или Якоб Шифф. Но конкретных документов, подтверждающих это, не было. Мы нашли в Японии специалиста, нашли и документы, которые показывают, как разыгралась вся трагедия Русско-японской войны. Более того, мы получили информацию о лагерях военнопленных. И получилась страшная картина того, что произошло в 1905 году. Так что давайте  попросим Олега Яковлевича рассказать про эти общества, как они создавались и из кого.

Н.В.Бульчук: - Спасибо, Елена Николаевна, я только задам маленький вопрос. Даже если исключить такую сферу, как телевидение, и просто обратиться к печатным или к электронным СМИ, то тема, о которой мы говорим сегодня, уже активно отрабатывается в различных направлениях. Но и для меня лично, и для некоторых наших авторов здесь некое табу. Почему? Потому что это тема, на которой спекулируют многие, с различными интересами. И многие люди из тех, которые критически относятся к теме масонства, тайных заговоров или же мировых правительств – они не пытаются исследовать направления, связанные с документальным подтверждением тех или иных фактов, чтобы не погрязнуть в них. Что я имею в виду? Сегодня существуют в интернете «Откровения инсайдера»,  где можно получить ответ на любой вопрос, в том числе и  о  русской революции. Существуют беседы с Игорем Беркутовым, который является чуть ли не пророком. Этот израильский подданный предрекает события, напрямую следующие за его выступлениями. Я имею в виду конфликт на Украине. Е.Н.Чавчавадзе: - Все  зависит от людей, которые это делают, и от той цели, которую они ставят себе. Мы ставим целью показать закулисную сторону русской национальной трагедии. Фактически Российская государственность тогда была поставлена на карту и, если бы не Столыпин, который встал, как скала, по словам писателя Рыбаса,  то все могло быть по-другому. В 1917 году такого Столыпина не нашлось. Почему и важно показать 1905 год? Потому что Владимир Ильич прямо сказал: это репетиция. Революция началась и закончилась внезапно, как будто чья-то невидимая рука остановила  ее. Поэтому были отработаны механизмы, была показана реакция властей, и прочее. И собственно, добились тогда многого: появились так называемые  « свободы», возникла Государственная Дума. Дальше уже развивались следующие этапы, готовился плавный переход по  американской модели, и затем к  более резкой и отчетливой, которая воплотилась в лице Ленина.

Н.В.Бульчук: - Мы передаем микрофон нашему гостю, Олегу Яковлевичу Сапожникову, историку, который как эксперт выступает в этом фильме. Олег Яковлевич,
 как люди, которые посмотрят этот фильм, отличат зерна от плевел? Как им  выработать свою позицию?

О.Я.Сапожников: - Выводы, которые делают авторы фильма, действительно основаны на документах. И речь не идет, как может показаться, о закулисье, теории заговоров и так далее. Когда происходят значительные события в жизни страны, от исхода которых зависит судьба ее и других государств, предполагать, что заинтересованные страны   будут стоять и смотреть, сложа руки  - совершенно абсурдно. Поэтому вовлечение  внешних игроков во внутренние события, в смуты  вполне естественно.

Н.В.Бульчук: - Вот  мы и видим конфликт на Украине.

О.Я.Сапожников: - Да, нам хорошо. Мы современники. Мы это видим. А то, что происходило в 1905 году -  мы не видим. Мы основываемся на комплексе нарративов, созданном в период советской истории, когда события рассматривались   через призмы классовых противостояний: рабочие - крестьяне, дворяне – капиталисты.  Они решали свои проблемы, забывая, что первая революция произошла во время Японской войны, а вторая – Первой мировой  - Отечественной, Империалистической, как хотите называйте -  войны. И наивно предполагать, что другие игроки не попытались бы получить выгоду от желаемого для них развития событий. Что касается войны 1905 года -  Елена Николаевна хорошо сказала, что инфраструктура воздействия на общественное мнение, в том числе  - и в России и за рубежом, негативного воздействия через «Общество друзей русской свободы», была создана заранее  и финансировалась задолго до событий.
Главная трагедия России  - то, что русская интеллигенция стала врагом русского государства. Этот процесс нарастал давно, еще задолго до и русско-японской войны, и «Общества друзей русской свободы». Самым ярким примером был Герцен и все, что с ним связано. Герцен - человек, сидящий в Лондоне, связан с банкирами, и с официальными кругами Англии. При этом  Герцен выступает против России, когда решаются ее внешнеполитические проблемы.  Это касалось и Крымской войны, и Польского восстания, которое у нас называется восстанием за независимость. При этом  -  забывается, что это был этнический конфликт. Он начался с того, что отряд русских драгун,  когда никакого восстания еще не было, заперли в сарае и сожгли живьем. Этот якобы героизм поляков был  воспет русской интеллигенцией. Процесс шел и развивался. Он выразился, в конце концов,  в поздравительных телеграммах Микадо во время Японской войны. То есть попытки воздействия внешних игроков на это так называемое « освободительное движение» были всегда. Надо сказать, история этого ,движения имеет негативную сторону. И в значительной степени вина в этом  русской интеллигенции. Которая, вместо того, чтобы развивать  культуру, прививать  хозяйственные навыки народу, занималась тем, что постоянно его обманывала. Иногда очень подло.

 «Общество друзей русской свободы»  было создано таким известным  общественным деятелем, как Степняк-Кравчинский, который знаменит тем, что заколол ножом шефа жандармов Мезенцова. Это, согласитесь, тоже странно.  Убийца, который не скрывает, что он - террорист,  живет спокойно в Лондоне, фактически под покровительством английских властей. Этот человек создает в 1890 году «Общество друзей русской свободы», которое пытается на непартийной основе -  русское освободительное движение уже начинало раскалываться на разные группы -   и  некая непартийная структура  занялась  сбором негатива и публикацией его через фонд «Вольной русской прессы». Это было, по сути,  второе издание «Колокола» Герцена.   Кстати, насчет обмана. Одним из сотрудников Степняка-Кравчинского был некий Яков Стефанович  Богданович. Он в 1878 году обманул крестьян Чигиринского уезда Киевской губернии, представившись полномочным императорским комиссаром. Якобы  император хочет провести «черный передел»  земли, но ему мешают чиновники, местные власти, дворяне. Он  подбивал крестьян на бунт. Когда все вскрылось - этот Яков бежал. Стал  жить в Лондоне. И очень смеялся над наивными глупыми мужиками. А Степняк-Кравчинский написал свою знаменитую работу «Подпольная Россия», где вывел образы этих революционеров с большим юмором. Можно вспомнить, кстати, более знакомую нашим слушателям фигуру Чехова. В своей переписке с Сувориным он приводит эпизод 1891 года -  недород, голод, эпидемия холеры. И когда для помощи, борьбы с эпидемией были направлены врачи в села, в деревни - то народовольцы, например, некто Астырев - распространяли прокламации за подписью «мужицкий доброхот», в которых призывали мужиков убивать докторов. Якобы докторов посылает царь, чтобы истребить мужиков.  Чтобы их земля осталась помещикам. Это происходило в условиях депрессии, в условиях эпидемии. И Чехов пишет Суворину: «Если наши социалисты будут эксплуатировать для своих целей холеру -  я стану презирать их. Неужели прекрасное будущее может искупить эту подлую ложь?» У него развернутая цитата: « эту подлость, целью которой было спровоцировать бунт, кровь?». Понятно, к чему это должно было привести. К тому, что тот же эсер Чернов, который был связан с деятелями «Общества друзей русской свободы»,  описывает, как с этими листовками «мужицких доброхотов» вместе с Брешко-Брешковской пытались спровоцировать мужиков, чтобы они шли  и…

Е.Н.Чавчавадзе: - Громили…

О.Я.Сапожников: -  Полиция начинала заступаться за врачей, и происходили аресты. И чтобы после этого мужики стали бить полицию – а мужики не хотели бить полицию, а хотели бить врачей. Ах, какие глупые! Это из  воспоминаний эсера Чернова. «Общество друзей русской свободы» в 1890 году было создано в Лондоне, а потом фактически такое же общество было создано в Америке. В нем, кстати, принимал участие писатель Марк Твен, много других всяких известных людей. Оно отличается тем, что: а) оно было внешне непартийное, б) оно провозглашало идею раскрытия  правды об ужасах этой тоталитарной царистской России. Оно получало внешнее финансирование, и если мы проследим дальнейшую судьбу, после 17-го года, многих деятелей этого общества -  мы реально удивимся.

Е.Н.Чавчавадзе: - Сегодня мы видим  абсолютно те же модели. Это называется «черный пиар». Они сегодня расцветают. Ничего не изменилось. И мы показываем, как эти методы привели к тому, что Россия захлебнулась в огне и в крови.

Н.В.Бульчук: - Мы продолжаем говорить  о фильме, посвященном первой русской революции 1905 года. Обсуждаем связанные со столетней датой факты и говорим о России. О той России, которую мы потеряли, и о России сегодняшней. Многие исторические факты свидетельствуют, что за сто лет мы ничему не научились. Но сегодня мы можем хотя бы сделать выводы из прошедшего. А я задам вопрос нашей гостье передачи. Прежде всего, как мы могли в советское время, Елена Николаевна, провести   анализ прошедшей исторической ситуации? Я имею в виду историков и экспертов, которые в советское время учили нас  жесткой  линии партии: марксизм-ленинизм, построение мирового интернационала. Учили, что Советский Союз – это модель для будущего многих свободных, в том числе и западных, стран. Насколько мы могли быть сознательными в то время, когда нас окружал «железный занавес», архивы были закрыты, и несогласные высылались из страны?

Е.Н.Чавчавадзе: -  Я бы не хотела сейчас уходить в эту тему, потому что это уведет нас от фильма. В советское время трудно было знать правду. Я работала на советском Центральном телевидении, потому что закончила факультет журналистики. Я прекрасно помню, как все подавалось и интерпретировалось. Дело в том, что большевики были великолепные пиарщики. Это были люди, которые подолгу жили заграницей, оканчивали великолепные российские и западные университеты. Парвус, например, хотя он был выходец из Минской губернии и относился к как бы угнетаемому национальному меньшинству, тем не менее, свободно выехал заграницу, окончил Женевский университет. Вообще, Женева была раем для революционеров. Сам Владимир Ильич, будучи юристом, понимал, что такое «оставлять следы». И был крайне осторожен. Единственное -  он прокололся на встрече с Парвусом, что хорошо описано у  Солженицына. Когда Парвус явился к нему без предупреждения в Цюрих -   Ленин  был в ярости. А мы сейчас восстановили цепочки – Ленин всегда работал через посредников. И мы задаем вопрос: а был ли Владимир Ильич изгнанником? Он у нас не основной герой в первой серии. Мое глубокое убеждение, что основные лица революции  были не самостоятельными фигурами. То, что он потом вышел, вырвался вперед – это от того, что он всегда ставил себе задачу никогда ни с кем не объединяться, если мог бы быть не первым. Эта тактика и привела его к тому, что он  вырвался в лидеры.   Но мы забегаем вперед, потому что у нас первая серия - это 1905 год.  А если мы посмотрим газеты времен Октябрьской революции, то увидим портреты двух лидеров – Ленина и Троцкого. Троцкий должен был возглавить новое правительство России. Мы даже нашли газету «Нью-Йорк таймс», где  был дан своего рода фальстарт. Потому что они опубликовали на день раньше портрет Троцкого и написали, что это новый глава правительства России. А потом пошло не по плану. И, кстати, Ленина же потом не пускали в Смольный.

Н.В.Бульчук: - То есть был дублер…

Е.Н.Чавчавадзе: - Это не дублер. Это разные линии. Троцкий – это линия англо-американская, а Ленин – это немецкая. До поры,  до времени он отрабатывал немецкие сребреники. Если мы вернемся к 1905 году, то увидим: советская власть, советы, а в 1905 году из ниоткуда возник петербургский тогда (Петроградом он станет в 1914 году) совет рабочих и солдатских депутатов. Кто же там главные? Адвокат Хрусталев-Носарь - ширма, фактически за ним стояли Парвус и Троцкий. Ленин тогда присматривался, его  еще не брали в компанию победителей. И тогда же возник ниоткуда этот Петербургский совет. И что мы видим в феврале 1917-го? Тоже ниоткуда возникает тот же самый совет, но там уже другая  фронтальная фигура -  Кузьма Гвоздев.  Олег Яковлевич расскажет потом подробнее, а дальше все ребята -  профессиональные революционеры. Это тогда называлось - они возникли из рабочих групп. Об этих рабочих группах хорошо пишет генерал Глобачев. Когда к нему приходили представители этих рабочих групп, он вспоминает: «там ни одного рабочего не было».  Когда исследуешь - обязательно надо рассматривать весь ,революционный процесс, тогда будет понятно все – кто, откуда. У нас один из главных героев – это буревестник революции – Алексей Максимович Горький.   Он же Пешков, потому что Горький – это псевдоним. Эта система псевдонимов наводит на мысль об определенных тайных организациях. Ленин – мы уже в наших двух фильмах рассказывали – это не псевдоним как таковой. Просто у самого Ульянова имелся  паспорт Николая Егоровича Ленина, вологодского мелкопоместного дворянина,   Тот разругался с местным священником, и  когда он скончался -  то его не захотели отпевать, а именно духовенство тогда осуществляло акты регистрации гражданского состояния. И священник, приехавший из другой епархии, отпел, а паспорт оказался у Наденьки. Они как раз собирались в Германию, к Парвусу. Впервые этот паспорт был предъявлен, когда надо было в типографии что-то заказывать. Так появился Н.Ленин. И Владимир Ильич долго везде подписывался: Н.Ленин. И вот с такими паспортами они путешествовали. А Олег Яковлевич расскажет, как развивались события с лагерями военнопленных в Японии. Это наша первая серия. Про Джорджа Кеннана расскажите.

О.Я.Сапожников: - Да, Джордж Кеннан – знаковая фигура. Для начала стоит сказать, что его племянник был автором известной теории сдерживания России, на которой все американские президенты ехали вплоть до развала Советского Союза.  Так вот, дядюшка сначала был мелкой фигурой, работал по заказам коммерческих структур, а потом вдруг съездил в Сибирь и стал    журналистом. Описал Сибирь, эти «ужасы»…

Е.Н.Чавчавадзе: -  В кавычках…

О.Я.Сапожников: - В кавычках. Интересная тема. Ее и Солженицын захватил, у него взгляд на свою страну через ее тюрьму.   Не через театры, заводы, а через тюрьму. Этот протоархипелаг ГУЛАГпостроен в значительной степени на мифических, часто ложных представлениях, которые ошарашивали западных читателей. Когда они слышали: каторга, кандальники, еще что-то  такое…

Е.Н.Чавчавадзе: - Это был информационный заказ. Начало той самой информационной войны, которую мы сегодня наблюдаем.

О.Я.Сапожников: -  Я считаю, что эта война началась раньше, еще до Крымской войны. Ее поддерживало, кстати, английское общественное мнение. Важно было укреплять сдерживание России. Его опровергали, кстати, в том числе и английские исследователи, и им сразу же затыкали рот. В том числе, в той же самой английской прессе.

Е.Н.Чавчавадзе: - То есть -  ужасы тюрьмы…

О.Я.Сапожников: - Да, да. Вот, например, Кеннан описывает ужас Томской пересыльной тюрьмы,  а выступает Генри Девинт, который был после Кеннана, и говорит:  «я был в тюрьме и никаких ужасов не увидел. Мне  начальник показал» -  тогда, кстати, иностранцев пускали – «пожалуйста, смотрите». Кеннан говорит: «Вы не знаете, в Томске две тюрьмы. Вот вам, наверное, показали одну хорошую, а плохую не показали». На что Генри Девинт  говорит: «В Томске три тюрьмы, и я был во всех трех и ни в одной ужасов не увидел». Ему сразу припечатали: «вы получили деньги от русских», эти русские деньги -  очень похоже, кстати, на то, что сейчас там вокруг «Раша тудей» -  там у вас русский хакер, очень похоже.

Е.Н.Чавчавадзе: - Но расцвет приходит, когда Шифф начинает… То есть, отслеживают, как и сейчас, какие-то структуры, которые бултыхаются,  накачивают их деньгами -  и тогда уже получается мощнейшая сила.  Даже департамент полиции написал: «этот иностранец сумел произвести переворот в головах всего англоязычного мира своей книжкой: «Россия, каторга, Сибирь». 

О.Я.Сапожников: - Он их несколько написал…

 Е.Н.Чавчавадзе: -  Неважно… Он с лекциями ездил, понимаете?

О.Я.Сапожников: - Но может быть, даже не на деталях, а вообще показать, как это работает. Вот русско-японская война, февраль 1904 года, японцы нападают на русских.  Япония нападает, еще раз - не Россия нападает. Россия предпринимает действия, все далеко, транспорт очень важен, железные дороги, и так далее. И вдруг осенью 1904 года, в Париже проходит так называемая Парижская конференция революционных партий. Участвуют буквально все–   Союз освобождения, будущие кадеты, октябристы, эсеры, поляки, еврейские организации. И договариваются о следующем. Здесь важно сказать, что все это происходит под руководством бывшего японского военного атташе Мотодзиро Акаси, он же тоже у вас в фильме упоминается…

Е.Н.Чавчавадзе: -  Конечно, он главный герой…

О.Я.Сапожников: - Вот, организатор -  какой-то финский сепаратист Циллиакус. О чем договариваются партии? О следующем: что русская либеральная интеллигенция в лице Союза освобождения будет вести эту банкетную компанию, о которой мы знаем…

Е.Н.Чавчавадзе: -  Где будут ругать правительство…

О.Я.Сапожников: - Будут ругать правительство, собирать подписи, подписки, выражать протесты. Революционные партии будут организовывать забастовки, аграрные беспорядки, а террористические организации будут взрывать. И все должны друг друга хвалить, то- есть когда происходит убийство какого-нибудь чиновника, то приурочивать акции протеста именно к этому суду, если он будет , над пойманными. Вот это внешнее влияние, о котором мы говорили, вот его смысл. КПД антигосударственной деятельности повысился именно, когда совместили эти отдельные направления, которые, в принципе, не были страшны для государства каждое  по отдельности. Но они стали страшны, когда их соединили вместе и расписали между ними роли. И обратите внимание, что происходит во время русско-японской войны. Где происходят забастовки? На железных дорогах, в портах, на военных заводах. Очень хорошо скоординированная ситуация с целью ослабить оборонную мощность. Понятно, что там японцы были только орудиями…

Е.Н.Чавчавадзе: - Инструментами…

 Вот, кстати, у нас главное событие в фильме – это так называемое Кровавое воскресенье. Понимаете,  стыдно за человека, который всерьез говорит о Кровавом воскресении как о каком-то восстании народа. Это была тонко спланированная провокация…

 О.Я.Сапожников: -  В рамках как раз результатов Парижской конференции…

Е.Н.Чавчавадзе: -  И полковник Акаси -  собственно, мы и многое узнали, благодаря тому, что он потом, с возрастом уже, написал секретный отчет о своей деятельности. У нас как раз японист в Японии раздобыл все его эти тексты, и мы цитируем, что священник -  расстрига -  он, кстати, шел не в священнической одежде -  и хоругви они насильно взяли в церкви, просто сторожа оттеснили,  и тогда он переоделся. Что священник смог возглавить многотысячное шествие – это выходило далеко за рамки наших ожиданий. Понимаете? Деньги давались тогда оппозиции   широко. Олег Яковлевич назвал спектр. Кстати, Ленин был очень осторожен: он получал деньги, но никогда не светился. Вот, ему дали на газету вперед - и он уже там начал, и Порт-Артур, и все -  громить свою же страну. Просто страшно читать. Никогда Акаси не требовал отчета. Ему не нужны были расписки. И это мы увидим потом в феврале и в октябре то же самое. Немцы давали деньги Парвусу, но они никогда не требовали конкретных расписок. И вот мы, кстати, через одного швейцарского историка, восстановили цепочку, это уже время 1917 года и предшествующих, время войны. Как Ленин получал деньги? Был посол в Швейцарии   Ромберг, он хорошо говорил по-русски, с ним связывался эстонский националист Артур Зимфельд, а Зимфельд связывался с Моисеем Харитоновым – это был казначей цюрихской группы русских революционеров. А уже от Харитонова Ленин распоряжался, я не говорю, что он лично брал себе. Мы понимаем, что это совершенно другой тип, не сегодняшний, сегодня политика -  когда хотят -  прежде всего, получить себе, купить замок в Лондоне. Но Ленин всегда хорошо жил. Фактически, никогда не работая. Для них пролетариат был инструментом влияния на человека. У нас, кстати, Наталия Алексеевна Нарочницкая дает определение, что это было новое социальное явление для России, когда бывшие, недавние, вернее, крестьяне, попавшие в город, лишались опоры на общину и поддавались влиянию. Мы сегодня видим, как гастарбайтеры, которые приезжают из своих традиционных мест проживания, легко становятся добычей всяких радикальных исламских пропагандистов. Вот, примерно такое же происходило и тогда. Доктор исторических наук Миронов  приводит пример: одно из последних требований Кровавого воскресения - отделение Церкви от государства. Он говорит, что рабочие во-первых, а) этого не знали, а б) если бы они узнали, они бы никогда не поняли, потому что в массе своей были люди православные. Как это отделить Церковь, которая тогда была единое целое с государством -  от  собственно государства? Вот когда такие вещи вскрываются. Мне, кстати, стыдно было: Караулов, ведущий  телевидения, ваш коллега,  вдруг начал такую а-ля большевистскую чушь нести  про Кровавое воскресенье! Что там чуть ли не царь лично расстреливал бедных рабочих. Так вот, если вы посмотрите наш фильм, то поймете, как на самом деле все происходило 9 января 1905 года.

Н.В.Бульчук: - Я обращусь  к нашим экспертам  с некоторыми вопросами. Скажите, за что шла эта борьба? За сырьевую Россию? За ее ресурсы? За народ? Или же за идеологию? Чтобы разрушить нашу российскую исконную идеологию, уничтожить веру, традиционную Россию? На что было направлено в первую очередь острие революции?

Е.Н.Чавчавадзе: - У всех были свои цели. У Шиффа и Уолл- стритовского банковского сообщества -  финансовый рынок, железнодорожный тогда был очень актуален. У японцев свои, потому что Россия уже проложила дорогу в Маньчжурскую империю и влияла уже на Китай, который всегда был зоной интереса Японии. У безумных революционеров, типа Владимира Ильича, была цель зажечь пожар везде. Для него «Россия, -он сказал, - это охапка хвороста». «На Россию нам наплевать», - он сказал.

Н.В.Бульчук: - То – есть, он верил в мировой интернационал?

Е.Н.Чавчавадзе: - Мы нашли документ  из немецкого генштаба, приводим его в фильме «Троцкий».   Агент сообщает– это уже где-то 21 год -  Владимир Ильич признался, что он ошибся с прогнозом на мировую революцию. А чего мы стесняемся этих  терминов? «Заговор мировой закулисы», и прочее? Это все есть. Это мировая история. Иван Александрович Ильин четко сформулировал понятие «мировая закулиса». Так вот для нее  цель - сокрушение России как православной монархии прежде всего.

Н.В.Бульчук: - И вот сегодня. Насколько мы сегодня являемся наследниками этого  - неудавшегося до конца, но удавшегося на 70 лет  - большевистского переворота? Можем ли мы объективно говорить о событиях столетней давности?   Ведь мы даже сегодня не можем избавиться от наследия революции! Вождь лежит в сердце России – на Красной площади. Сегодня подрастает новое поколение, которое говорит о традициях Ленина, Сталина, большевиков. Мировой пожар может быть раздут в ближайшее время. Мы видим это по событиям на Украине.

Е.Н.Чавчавадзе: - Я, честно говоря, не совсем согласна. Пусть Олег Яковлевич скажет свое мнение.

Н.В.Бульчук: - Идеализируется эпоха, несмотря на обилие исторических документов…

Е.Н.Чавчавадзе: - Да. Это есть.

О.Я.Сапожников: - Я скажу как историк и даже не в связи с фильмом. Главная функция истории – это функция социальной памяти.  Конечно, в значительной степени это развлечение. Интересно читать, как оно там было, пытаться понять. Но это главная функция – социальной памяти. И чтобы эта память работала, как у любого человека. Чтобы опыт, который мы приобретаем в жизни, не пропадал впустую, даже негативный, его надо знать и понимать.  Мы должны понимать, что мы не одни, что есть те, кто на нас влияет, кто нам, может быть, помогает, а кто-то хочет  нам зла. И мы, строя дальше свою жизнь –должны учитывать весь этот опыт. Еще раз повторюсь, что история – это функция социальной памяти. Социальная память - это жизненный опыт, который человек приобретает. Это  история страны -  если мы говорим о стране -  которая у нее есть.

Н.В.Бульчук: - Есть ли у нас перспектива со Сталиным, с Лениным, нашей революцией, с наследием?

 

Е.Н.Чавчавадзе: -  Тут надо разделить. Я считаю, что современная идеология, которой как бы нет …

Н.В.Бульчук: - Но она витает в воздухе…

Е.Н.Чавчавадзе: - Нет. Я имею в виду государственную политику. Она больше напоминает политику лозунга: Единая и неделимая Россия. За единую, неделимую – это белое движение. Что касается того, что происходит идеализация советской жизни….Это, я думаю, больше из тактических соображений. Но если мы в ближайшее время, как нация, хотя бы не сформулируем свои главные ценностные идеалы, пусть это называется идеологией, все равно: куда мы идем, кто мы, для чего мы живем на этом свете -  то, конечно, все будет очень непросто.

Н.В.Бульчук: - Специалисты говорят, что это была мина замедленного действия.

Е.Н.Чавчавадзе: - Когда занимаешься этой темой вплотную, то видишь: практически всем оппозиционным партиям была поставлена задача провести идею федерализации, то - есть нарезать единое тело государства на лоскуты. И когда говорят, что Владимир Ильич собрал страну -  мне смешно это слышать, потому что она была фактически им же нарезана и утверждена. А у нас есть все основания говорить так.

Американцы, которые фактически выдавили Германию, которая была нашим главным торговым партнером -  и монархия была, и династические узы – они заменили собой эту нишу, чтобы Россия была бы собрана под единое руководство. Потому что иметь дело с самостийными разрозненными царьками гораздо сложнее, чем с одним или двумя -  тремя лицами.

Вот, Ленин. Все покушения на Владимира Ильича устраивали свои же. Он болтался под ногами, потому что у него были  перед немцами обязательства, а немцев уже приговорили, по той же схеме. Имеется в виду кайзеровская Германия.

Вообще,  история, я считаю -  самое увлекательное поле для мозговой деятельности.

Н.В.Бульчук: - Благодарю  вас, Елена Николаевна, а также Олега Яковлевича Сапожникова за участие в нашей сегодняшней передаче. Для наших слушателей и потенциальных зрителей фильма «Революция: западня для России» напомню: многое станет понятным, когда они посмотрят этот фильм. Это первая серия, связанная с историей революции 1905 года, когда все еще только начиналось. И каждый сделает свои выводы. Но я думаю, что плоды обязательно воспоследуют.  Господь милостив, может быть, и Россия увидит расцвет, в том числе и политико-экономический. Конечно, это уже не будет Россия 1913 года. Естественно, мы говорим о России другой. Я благодарю наших собеседников и надеюсь на ближайшую встречу в эфире. Тема неисчерпаема.

Часть 1. Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/10/20/23-21.html

Часть 2. Слушать: http://radonezh.ru

Все статьи

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]