Перейти к основному содержанию

03:01 17.11.2018

Поговорим о реформах

28.01.2016 06:26:12

В сети обсуждают статью Ксении Лученко на “Медузе”, которая называется “Богослужения на русском, женское священство и новые правила поста. Шесть идей для реформ в РПЦ”. Что же, давайте поговорим о реформах.

Какое-то время назад я сам относился к перспективе реформ с горячим одобрением - полагая, что все ясно и очевидно, надо разворачиваться лицом к народу и к (предполагаемой) апостольской чистоте. А те, кто против реформ – люди замшелые, которые держатся за старое только ради того, что оно старое, и больше заботятся о преданиях старцев, чем о спасении душ.

А потом оказалось, что вопрос гораздо сложнее, и у людей, которые смотрят на предложения реформ с настороженностью, есть серьезные доводы. Можно согласиться с тем, что календарь как таковой не священен, и те православные Церкви, которые отмечают Рождество 25 декабря, не отпали от Православия. Можно согласиться с тем, что православное богослужение можно совершать на любом языке – в том числе, конечно, русском. Можно согласиться с тем, что в ранней Церкви были диакониссы – хотя, уточним, что их миссия была иной, нежели у современных диаконов. Ничего принципиально, догматически неприемлемого нет в выборности духовенства.

Но, тем не менее, у нас могут быть серьезные основания воздержаться от реформ языка, календаря или института диаконов. Обратим внимание на некоторые из них.

Воздерживаться от перемен можно не только потому, что статус-кво священен и неприкосновенен, но и потому, что сами перемены имеют цену – и чтобы платить ее, надо ясно понимать, за что. Допустим, у человека нос картошкой – исторически так вырос. Он предпочел бы иметь римский нос, как у античной статуи. Стоит ли ему делать пластическую операцию? Ну, если бы он мог просто однажды проснуться с римским носом, это было бы неплохо. Но так не получится. Нужна дорогостоящая операция с определенным восстановительным периодом, неизбежно чреватая осложнениями, и, при самом лучшем раскладе, человек не будет выглядеть как античная статуя – во-первых, потому, что живые люди вообще никогда не выглядят как статуи, во-вторых, потому что возможностей самого лучшего на свете пластического хирурга недостаточно для того, чтобы сделать из картошки классический римский нос. Результат всегда будет не таким, как хотелось бы. Таково уже несовершенство нашего мира. Поэтому операция по жизненным показаниям – это одно, а операция, когда острейшей необходимости в этом нет – это другое.

Как говорится в анекдоте про разговор программиста с сыном, “сынок, работает – не трогай”.

Реформирование сообщества, сама природа которого есть традиция, это всегда операция на живом организме, и всегда надо иметь уверенность, что она делает этот организм более здоровым. Бережность к традиции – это бережность к живым людям, которым она дорога. Реформы – это всегда конфликты между теми, кто их принимает, и теми, кто их отвергает. Надо ли на эти конфликты идти? В принципиальных вопросах, когда речь идет о вечном спасении людей – да. Но если речь идет о вопросах, которые по мнению самих людей, предлагающих реформы, догматического и сотериологического значения не имеют, то вряд ли.

Какое-то время назад я сам был, скорее, сторонником перехода на русский язык в богослужении. Аргумент “люди малоцерковные не понимают, о чем идет речь” представлялся мне вполне убедительным. В самом деле, кто такой “нощный вран на нырищи”?

Сейчас я склонен думать, что непонимание богослужения – это не столько лингвистическая, сколько образовательная проблема. Если перевести тексты богослужений на современный русский, они останутся непонятными – их богословие будет недоступно человеку, просто зашедшему в храм. Чтобы понимать, о чем идет речь, нужно определенное наставление в вере, катехизация, так или иначе вхождение в церковную жизнь требует усилий. А понимание того, что происходит на Литургии, естественно приводит к пониманию того, что поется и читается в храме.

Понимание богослужения требует меньших усилий, чем освоение другого языка – от людей не требуется в быту общаться на церковно-славянском, чтобы понимать богослужение.

Но не является ли церковнославянский язык барьером, препятствующим людям прийти  в Церковь? У меня нет каких-то социологических данных, но по опыту общения с малоцерковными людьми я бы предположил, что нет. Люди хотят, чтобы Церковь была особенным, отделенным местом, им как раз больше нравится то, что там звучит особенный, церковный язык. Даже люди не слишком благоговейные в своей обычной жизни, нуждаются в Церкви как в месте благоговения.

Католики после II Ватиканского собора отошли от служения на латыни начали совершать мессу на национальных языках. У них были основания это сделать – в отличие от церковнославянского, латынь – язык не родственный родным языкам большинства католиков. Собор также предпринял ряд других реформ. Но это не привело к каким-то заметным позитивным результатам; например, во Франции, с 1963 по 1973 год, количество поступающих в семинарии уменьшилось на 83%. Число прихожан, регулярно посещающих мессу, сократилось на 66% во Франции, на 54% – в Голландии, и на 40% – в Италии и США.

Опыт как католиков, так и протестантов, показывает интересное явление – желание пойти людям навстречу, парадоксальным образом оборачивается тем, что люди уходят. Реформы, которые должны открыть Церковь миру, приводят к тому, что мир все больше теряет к ней интерес. Так что то, что уход от церковнославянского поможет людям прийти в Церковь – далеко не факт.

Вопрос о выборности духовенства уже рассматривался подробно в других статьях, и сейчас нет необходимости на нем останавливаться. Что же касается постов, то, конечно, традиции поста задают высокую планку, до которой значительная часть православных не дотягивается. Реальный уровень постничества, конечно, ниже. Но людям есть куда тянуться – снижение этой планки приведет не к тому, что люди начнут все соблюдать, а к тому, что уровень реального соблюдения постов опустится еще ниже.

Но у противников реформ есть еще один довод, к которому, как мне кажется, стоит прислушаться. Между Церковью и современным миром существует глубокое и принципиальное несогласие; Церковь находится под нарастающим давлением, цель которого – заставить ее отказаться от ее учения относительно жизни, смерти и семьи.

Некоторые общины на Западе уже прогнулись под этим давлением – мы можем взглянуть, например, на Епископальную Церковь США, членство которой в англиканском сообществе было приостановлено из-за того, что даже для гиперлиберальных англикан она оказалась несколько слишком либеральной. Эта община полностью подчинилась миру – и, увы, мир этого совсем не оценил, она стремительно теряет прихожан.

Это давление – как вода, напирающая на плотину – ищет любую возможность для прорыва, любую возможность начать расшатывать церковное здание. Лучше такой возможности не создавать – даже если сама по себе она не выглядит такой уж страшной.

Церковь – это посольство небесного Иерусалима. Она есть присутствие Иного, священного. Ей вверено послание, которое намного важнее всего в мире. Любые события в ее жизни должны быть продиктованы этим Посланием, а не внешним миром. 

Комментарии

чт, 01/28/2016 - 09:59 :

Вообще-то я сторонник реформ… Структура /территориальная, иерархическая, организационная, финансовая, судебная…/ Церкви не должны противоречить современности… Но только умных реформ, проводимых без горячки и постепенно, поэтапно, а главное с учетом того, что Церковь еще лет сто будет находиться в утробном состоянии…
*Давайте рассмотрим пример проведения самой последней реформы? Соединили 2 отд. в один, или еще чего-то – в результате ув. о.ВЧ вышибли из... откуда-то. Так? Простейшая, копеечная реформочка - а результаты?
1. Предшествующая этому микроволна потенциальной реформации, благодаря "вышибанию" о.В, поднялась настолько, что даже Вы, ув. Автор, подключились к ее обсуждению. И теперь разговоров о реформе, видимо, не избежать... Что тут выплывет…
2. Лишив о.В православной трибуны кто-то просто "впресовал" его в разные там "Эхи".
3. Какой пример "любви" показывает мирянам "царственное священство", массово клюющее своего /бывшего/ собрата? О каком единстве оно может говорить.?!
*Так что тут крайняя осторожность нужна…
*Насчет ЦСЯ. Службы на нем не понятны, учить его массы не будут, механический перевод на русский – получается что-то неудобоваримое... Однако массовых служб немного; возможно, умная адаптация их к РЦЯ - вполне разрешимая задача; изменения-то минимальны... *Но дело в том, что все равно слушать-то не будут... Почему? Да потому, что для современного человека состояние его души и слова службы оказываются слабо связаны друг с другом, причем даже такая связь часто нарушается в процессе богослужения - согласны?
*Что можно сделать? Чуть структурировать службу, расположив по тексту Литургии смысловые вставки, напоминающие о сути происходящего на богослужении... Это не сложно...
Например.
1. Братья и сестры! Перед началом службы давайте всем СЕРДЦЕМ вспомним о присутствующем здесь, с нами, Боге, нашем Отце и Спасителе: Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
И т.д. Ошибаюсь?

чт, 01/28/2016 - 20:09 :

С каждым аргументом Сергея Львовича Худиева согласна! Те наши сограждане, которые жаждут произвести реформы в Русской Православной Церкви, хотят, чтобы Церковь Христова по их свистку прибежала к ним в дом и "сделала им удобно и красиво" (одно название чего стоит - "Шесть идей для реформ РПЦ"!! В стиле "шесть идей для празднования 8го марта"). И тогда они эту церковь милостиво одобрят, а, быть может, и пожелают к ней присоединиться. Однако единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь, Глава которой Господь наш Иисус Христос, - это не комбинат бытового обслуживания "Заря". Если человека интересуют не рецепты "самого лучшего гуся в духовке и самого пышного кулича",а ищет он пути спасения в Блаженной Вечности, то самым правильным будет находиться в Церкви со Христом. Потому что именно Господь есть Путь и Истина. Жизнь Церкви, её язык, её правила и традиции не понятны тем,кто вне её. Для воцерковлённого всё открыто. А если кто упрямо остаётся внешним, но испытывает при этом реформаторский зуд, то хорошо бы пословицу вспомнить:"Со своим уставом в чужой монастырь не лезут"!

пт, 01/29/2016 - 11:41 :

Непонимание богослужения - это не лингвистическая и не образовательная проблема. Богослужение - это не инструкция к стиральной машине, его задача - не дать верующему чёткую фактическую информацию, а настроить его душу на общение с Богом. А общение с Богом - дело серьёзное, требующее смирения, забвения себя, духовного труда. Именно против этого и направлен пафорс реформаторов. Ведь ими движет гордыня и духовная лень, стремление к комфорту и расслабленности. Им хочется, чтобы в храме всё было легко и удобно, как в каком-нибудь театре или ресторане. Ну и современно-прогрессивно, чтобы не краснеть перед гостями с цивилизованного Запада.

Весь бойцовский пыл реформаторов богослужения направлен именно против христианского аскетизма. Они хотят реабилитировать гордыню и сластолюбие, подчинить церковную жизнь страстям, господствующим в мире. Но кому нужна такая церковная жизнь? Людям, стремящимся к подлинной духовности, она не нужна, потому что такая расслабленность их не удовлетворяет по определению. А людям, для которых главное - комфорт, она тоже не нужна, потому что даже в реформированном храме не так комфортно и весело, как в театре, на стадионе или в ночном клубе.

Именно поэтому катастрофически опустели костёлы после Второго Ватиканского собора.

Это касается не только богослужебных, но и всех прочих "прогрессивных" реформ - таких как женское "священство" или "венчание" однополых пар. Такие нововведения по самой своей сути глубоко чужды христианской вере, поэтому они просто-напросто уничтожают Церковь. Продвигать подобные реформы могут только люди, абсолютно не понимающие смысла и цели христианской веры и Церкви. Даже если они по недоразумению считают себя христианами.

пт, 01/29/2016 - 17:13 :

***Ув. Stakis! Вы, видимо, правы в отношении первоисточника… Но Вы, тоже видимо, приводите слова из моего комма… А там слова «царственное священство» взяты в кавычки, что делает их смысл несколько иным, более приближенным к настоящему моменту – не находите?
***Ув. Антон! Разрешите? Ваши слова: - «Непонимание богослужения - это не лингвистическая и не образовательная проблема. Богослужение - это не инструкция к стиральной машине, его задача - не дать верующему чёткую фактическую информацию, а настроить его душу на общение с Богом. А общение с Богом - дело серьёзное, требующее смирения»… Я не буду их коммить – не по смирению, а просто не знаю что сказать…
*Позвольте вопрос: - «В течение Литургии Вы ни на секунду не теряете чувства смирения, видения бездны своего греха, ощущения присутствия Божиего»?
*Я поясню – это состояние души, молитвенное состояние, от меня во время службы уходит очень и очень часто… Слабоват я…
Поэтому мне, грешному, прямое, возможно резкое, что называется «в лоб» НАПОМИНАНИЕ о Боге, о Его присутствии и милосердии, о необходимости терпения и осознания бездны своей греховной сути, о наличии в сердце гордыни и тщеславия.., СОВЕРШАЕМОЕ ВО ВРЕМЯ СЛУЖБЫ Батюшкой, было бы крайне полезно…
*Такие напоминания самому себе лично, конечно, тоже возможны, но – это ведь отвлечение от службы; а по-другому у меня не выходит… Понимаете, мысли «убегают» в сторону…
*Вам, наверно, такие напоминания, совершенно излишни… Само служение для Вас непрерывный жизненный процесс в памяти своего греха и Бога…
*А я – повторю – слабоват… Вот и сейчас о Боге забыл… А ведь Он рядом… Может, благословит..? Да и займут такие «напоминалки» 5-7 минут от силы… Согласитесь, временнЫе потери небольшие, а мы, слабые люди, во время БОГОСЛУЖЕНИЯ хоть на миг вспомним о Боге, о своих грехах, а может даже сможем удержать это молитвенное состояние души еще на несколько секунд…
*Но… я ни на чем не настаиваю – право на ошибку – ЖИЗНЬ ПОКАЖЕТ… Посмотрим… На все Его воля…
Верно?

пт, 01/29/2016 - 17:19 :

Добавлю комментарий для тех, кому имя "Ксения Лученко" мало что говорит: это супруга Сергея Чапнина. Появление статьи, написанной поспешно и потому неглубокой, объясняется просто: благородной жене обидно за мужа, с 2001 года возглавлявшего "Церковный вестник", а с 2009 - еще и "Журнал Московской Патриархии". Редко кому удается отправиться в отставку с достоинством, и супругов можно пожалеть.

вт, 02/02/2016 - 06:24 :

Ув. Игорь! Мне трудно ответить на Ваши вопросы, потому что Вы изъясняетесь очень сумбурно. Много эмоций, но непонятно, по какому поводу Вы так сильно переживаете. Единственное, что могу Вам сказать - у Вас, видимо, в душе такая сумятица, что надо бы сначала попробовать как-то привести в относительный порядок Ваш внутренний мир, а уже потом пытаться наводить порядок вне его - например, в церковном богослужении. Потому что в Ваших проблемах виноват не церковнославянский язык, а что-то совсем другое.

Уверяю Вас, когда Вы немножко разберётесь с собой, то, скорее всего, вопрос церковных реформ потряет для Вас остроту.

Кстати, сколько я ни встречал горячих сторонников церковной реформы, всё это были люди с очень большими психологическими проблемами. У них внутри нет мира, душа болит, а им кажется, что им больно от того, что внешний мир не такой, как им бы хотелось. Церковь не такая, тёща не такая, страна не такая, да Земля недостаточно круглая, всё время на углы натыкаешься. Но переделывать Церковь, Землю или тёщу - работа неблагодарная. А вот себя переделать можно - хоть это и не просто. Для этого существует, с одной стороны, психотерапия, с другой - традиционная православная методика борьбы со страстями под руководством опытного духовника (нормального православного, а не какого-нибудь реформатора с горящими глазами). И, конечно, всё это - с молитвой, так как без Божьей помощи ничего не получится.

От всей души желаю Вам успеха на этом тернистом пути!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+