Перейти к основному содержанию

21:14 22.10.2018

Почитай отца и мать

12.05.2016 08:18:10

Как сообщается, в торжествах, посвященных 71-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, приняли участие около 24 миллионов человек. В этом году – еще раз и с еще большим размахом – прошла акция “бессмертный полк”, в ходе которой люди несли портреты своих родных, принимавших участие в Великой Отечественной Войне.

Это не могло быть организовано сверху, без желания самих людей – и то, что такое желание возникло, очень показательно.

Это пример консервативного развития – с одной стороны, “бессмертный полк” – явление новое; с другой – это явление, порожденное переживанием прошлого, сохраненного народной памятью. Это указывает на живую силу народной традиции – потому что традиция неизбежно производит отбор и переоценку прошлого. Что-то потомки берут в будущее, что-то нет. Какие-то элементы прошлого не отрицают, их просто не используют при создании сегодняшнего образа себя, сегодняшней идентичности.

“Бессмертный полк” хорош именно тем, что обращает внимание на конкретных людей – и тем снимает вопрос о том, что “а вот во время войны СССР был тиранией, в нем была коллективизация, ГУЛАГ и культ (весьма мрачной) личности”. Вот конкретный человек, участник войны, с конкретным лицом и именем, который оставил своих родных, семью, как-то налаженную жизнь и понес тяжкие труды, страдания, лишения и, очень часто, принял лютую смерть, чтобы спасти народы от истребления и порабощения чудовищным злом. Делается ли его – вот именно его – жертва менее почтенной то того, что что была коллективизация, ГУЛАГ и культ личности? Делается ли коллективизация, ГУЛАГ и культ чем-то более почтенным от его жертвы?

Люди, вышедшие на улицы наших городов, говорят – вот наши предки, они страдали и умирали ради нас. Мы благодарны. Это хорошо и сообразно заповеди – “Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе” (Исх.20:12)

Так живет здоровая традиция; в ее основании лежит уважение и благодарность.

Некоторые опасаются, что эта традиция поощряет шовинизм и милитаризм; что в ее тени происходит реабилитация самых мрачных сторон сталинской эпохи. Я не думаю, что такие опасения достаточно обоснованы.

Агрессивный национализм вырастает из тщательно культивируемого чувства обиды – отчасти реальной, отчасти додуманной. Германский нацизм вырос из национального унижения, когда страна потерпела поражение в Первой мировой войне и ей был навязан крайне несправедливый и унизительный Версальский мир, экономику давили репарации, которые Германия должна была выплачивать победителям, и именно на этом чувстве унижения и несправедливости сыграли национал-социалисты.

Любая поджигательская пропаганда строится не на том, что “мы победили” – если мы победили, это вызывает гордость, а не горечь и озлобленность – а на том, что “нас обидели”, мы унижены и попраны и должны восстать, чтобы вернуть себе свое.

В такой пропаганде центральное место занимают враги и притеснители, которые веками и тысячелетиями пили нашу кровь и терзали нашу Родину, и теперь верные сыны нации должны поднять их на ножи и повесить на ветки.

Праздник Победы – это нечто противоположное по настроению. Претензии к соседям – и ко всему миру – имеют побежденные, а не победители. Реваншизм – плод поражения, а не победы. Если мы победили – война кончилась. Поэтому весь культ Победы сочетается с отсутствием какой-то массовой озлобленности по отношению к тогдашним противникам. Никому в голову не приходит кричать “немцев на ножи”, а если бы пришло – крикуна бы быстро одернули.

Поэтому нам следует порадоваться, что в качестве общего, объединяющего исторического переживания на первый план вышла именно Победа – событие положительное.

Люди строят свою общую идентичность на своей общей истории – и они могут выделять в этой истории либо победы и достижения, либо поражения и обиды. Когда точкой сборки национальной идентичности становится не культ Победы, а культ Обиды, это порождает глубокую озлобленность, опасную во всех отношениях. Ненависть вообще крайне разрушительное переживание – и для личности, и для общества в целом.

Вот если бы русские люди устраивали массовые мероприятия с поминанием обид, реальных или предполагаемых, нанесенных им другими народами – это давало бы очень серьезный повод для беспокойства. Но Культ Победы – носит, напротив, созидательный характер.

Более того, он носит характер объединяющий. Победа – это то, что важно для людей на всем постсоветском пространстве. И даже для всего мира – потому что тогда наши предки победили идеологию и практику безусловно людоедскую, всеми теперь признаваемую за несомненное и крайнее зло.

Георгиевская лента превратилась в общий символ принадлежности – мы все потомки тех, кто отбился от нацистов. Мы помним. Мы чтим их память.

Для людей разных убеждений и симпатий, членов разных политических партий и носителей разных предпочтений нужна была общая память и общий символ – и вот этот символ сложился. Он задает то пространство, внутри которого люди могут не соглашаться, спорить, даже вести политическую борьбу – но оставаться при этом одним народом. 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+