Перейти к основному содержанию

00:43 13.05.2024

О последствиях реализации плана подготовки специалистов по истории и культуре ислама.

14.01.2013 23:55:14

учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта «Образование» (П.Ф. Анисимову) было предписано обеспечить рассмотрение и приемку результатов исполнения обязательств названным образовательным учреждением в соответствии с условиями государственного контракта, а также предоставление зарегистрированных Управлением программ в сфере образования и размещения государственного заказа актов сдачи-приемки исполнения обязательств по государственному контракту в Управление бухгалтерского учета и отчетности. Управление бухгалтерского учета и отчетности (С.Н. Кокодееву) этим же приказом обязали обеспечить перечисление денежных средств по государственному контракту, заключенному с Северо-Кавказским государственным техническим университетом, в рамках выполнения Плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007–2010 годах по направлению расходов «прочие нужды», по подстатье 226 «Прочие услуги» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации на сумму 14.800.000 руб.[1]

Следует отметить, что апробация этих учебников и пособий связана с массой проводимых, в большинстве случаев, на все те же бюджетные деньги конференций, семинаров, совещаний по тематике исламского образования. Проверка целесообразности и рациональности расходования государственных средств на подготовку и проведение этих мероприятий является сложной по исполнению, вследствие чего такого рода мероприятия практически находится вне должного государственного финансового контроля.

Перечислим некоторые из конференций, семинаров и т.д.

26.06.2007 в Москве в здании Московского государственного лингвистического университета была проведена научно-практическая конференция по этой теме.[2]

В конце июня 2007 года Советом по исламскому образованию при Совете муфтиев России и Московским исламским университетом была проведена научно-практическая конференция «Развитие религиозного образования мусульман России». Программа конференции включала доклады и выступления ректора Московского исламского университета М.Ф. Муртазина «Вопросы развития исламского религиозного образования в современной России», советника Администрации Президента РФ А.А.Гришина, первого заместителя председателя ДУМ Республики Татарстан Валиуллы Якупова, профессора РУДН А.А. Нуруллаева, доцента Л.А.Баширова, проректора МИУ Г.Ю. Хабибуллиной, проректора МИУ В.Д.Гавриша.[3]

27–28.11.2007 в Москве был проведен семинар-совещание «Традиционные и современные политические, этические и эстетические концепции Ислама, их трансформация в массовом сознании мусульманских народов России и проблемы преподавания в российских вузах»[4].

14–16.12.2007 в столице Кабардино-Балкарии г. Нальчике была проведена научно-практическая конференция на тему «Ислам в истории и культуре народа Кавказа: традиции и новые пути осмысления». Конференция проводилась в рамках реализации разработанных под эгидой Министерства образования и науки РФ Комплексной программы «Содействие развитию сферы религиозного образования, прежде всего мусульманского (2005–2015 гг.)» и «Плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007–2010 гг.». Цель проведения конференции – обсуждение проблем, связанных с обеспечением подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Организаторами конференции выступили вузы-«партнеры» – Кубанский государственный университет в Краснодаре и Северокавказский Исламский университет имени Абу Ханифы в Нальчике.[5]

18–19.12.2007 на базе Северо-Кавказского государственного технического университета прошел семинар-совещание по проблемам подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. На этом семинаре-совещании был презентован заведующей лабораторией ОИЦ СевКавГТУ А.А. Бенда образовательный портал «История и культура ислама» (www.islamedu.ru), разработанный сотрудниками лаборатории[6].

21.01.2008 года в конференц-зале Совета муфтиев России прошло совещание по проблемам дальнейшего развития и совершенствования работы в 2008 году в рамках «Программы содействия подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007–2010 гг.». В работе совещания приняли участие следующие лица: ректор Московского исламского университета М.Ф. Муртазин, проректор по учебно-научной работе МИУ В.Д. Гавриш, заведующий редакционно-издательским отделом МИУ А.К.Эжаев, д.и.н. Г.М. Керимов, доцент каф. арабской филологии ИСАА МГУ, к.филол.н. В.В. Лебедев, в.н.с. Института востоковедения РАН, д.и.н. Д.В. Микульский, зам.зав. каф. арабской филологии ИСАА МГУ к.филол.н. В.М. Пак, ректор Дагестанского института теологии и религиоведения, директор Северокавказского университетского центра исламского образования и науки Университетского центра д.филос.н. М.И. Садиков, зав. редакционно-издательского отдела Российского исламского университета Р. Батров, помощник ректора Смольного института свободных искусств и наук СпбГУ А.А. Михейшин, зав. каф. религиоведения и религий СПбГУ д.филос.н. М.М. Шахнович и др.[7]

11.02.2008 прошло третье заседание рабочей группы по реализации программы подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама, созданной, как уже указывалось выше, при Министерстве образования и науки Российской Федерации. Как сообщалось Московским исламским университетом, «в результате анализа представленных результатов руководством Министерства образования и науки РФ был сделан вывод о полном выполнении обоими участниками поручений Правительства и взятых на себя обязательств. При этом непосредственно МИУ, его руководством, профессорско-преподавательским составом и привлеченными научными и педагогическими кадрами было подготовлено, проведено и представлено в качестве отчета достаточно внушительное количество материалов и мероприятий»[8].

27.02.2008 в здании Московского исламского университета состоялась встреча студентов московских ВУЗов, обучающихся по президентской программе, с советником Администрации Президента РФ Алексеем Гришиным и ректором МИУ Маратом Муртазиным[9].

 

Основные организаторы и исполнители.

Очевидно, что у руководителей государства (В.В. Путина или Д.А. Медведева) нет никакой личной (идеологической или иной) заинтересованности в реализации описываемого проекта.

Изначальные формулировки поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21.05.2002 №Пр-849 и от 19.06.2002 № Пр-1089 отличались от того смысла, который из них вывели А.А. Гришин и А.Е. Себенцов.

Целесообразно процитировать здесь указанные поручения[10].

Поручение Президента РФ В.В. Путина от 21.05.2002 № Пр-849 М.М.Касьянову, Ю.М. Лужкову, Ю.С. Осипову: «Предложение об открытии в г.Москве Исламского университета заслуживает внимания. Прошу проработать вопрос и доложить.»

Поручение Президента РФ В.В. Путина от 19.06.2002 № Пр-1089: «Продолжающиеся проявления религиозного экстремизма в стране требуют принятия дополнительных мер по повышению уровня взаимодействия государства с религиозными объединениями. Прошу в первоочередном порядке разработать комплекс мер по оказанию организационной, материальной и методической помощи в развитии сферы религиозного образования, прежде всего мусульманского».

В указанных документах Президента России речь не шла о помощи исключительно только мусульманскому религиозному образованию, задача ставилась шире – о дополнительных мерах по повышению уровня взаимодействия государства с религиозными объединениями, причем не одними только мусульманскими (!). Таким образом, поручения Президента России существенно отличаются по смыслу от тех действий, которые были предприняты рядом руководителей под предлогом исполнения поручения главы государства. Очевидны факты некорректного толкования поручений Президента РФ и введения высшего должностного лица в заблуждение.

В реализации описываемого проекта задействованы структуры Администрации Президента РФ (советник А.А. Гришин, его начальник А.И. Кудрявцев и др. лица), Аппарата Правительства РФ (М.И. Тринога, А.Е. Себенцов и др.), а также Министерство регионального развития Российской Федерации (директор Департамента межнациональных отношений А.В. Журавский), несколько подразделений правоохранительных органов, Министерство образования и науки Российской Федерации (А.А. Фурсенко, И.И. Калина, А.Г. Свинаренко[11], И.М. Реморенко, Т.Э. Петрова, Н.М. Розина и др.), Федеральное агентство по образованию, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе В.Ю. Зорин[12].

Проект предварялся широкой подготовительной кампанией, включавшей в себя, в том числе, пропагандистскую составляющую. На этом направлении огромный вклад был внесен, в частности, Р.А. Силантьевым, который еще в 2002–2003 гг. активно лоббировал тогда же провалившийся проект «Русский ислам». В своей книге 2007 года Р.А. Силантьев весьма сетовал[13] по поводу того, что ранее провалился так же и проект по созданию в Москве Российского исламского университета в качестве общероссийского (и даже международного) исламского вуза (проект 2002–2003 гг.[14]). Р.А. Силантьев пропагандировал собственный проект[15] государственного финансирования подготовки муфтиев: «…ситуация с исламским образованием не является неразрешимой. Так, вполне реально открыть государственные трехлетние курсы классического арабского языка, на которых наиболее перспективные мусульмане смогли бы не только выучить язык, но и определить для себя целесообразность дальнейшей карьеры в качестве духовного лица. Выпускники курсов получили бы возможность продолжать свое обучение либо в финансируемом из бюджета исламском университете на территории России. …все высшие исламские лидеры России должны иметь гарантированно качественное образование, полученное в авторитетном и пророссийском учебном заведении… Параллельно с реформой образования профильные министерства и ведомства должны озаботиться изданием на русском, татарском, башкирском и других распространенных среди российских мусульман языках переводной богословской литературы традиционного содержания и высокого качества… Касаясь вопроса о непосредственной финансовой помощи государства мусульманским структурам… гораздо эффективнее вложить несколько десятков миллионов рублей в книгоиздание, нежели в строительство мечети в отдаленном селе, а сто тысяч рублей, потраченных на зарплату сотрудников ключевого муфтията, принесут большую пользу»[16].

Как следствие, весной 2008 года в рамках программы Министерства образования и науки РФ по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007–2010 годах, реализуемой Московским государственным лингвистическим университетом, была издана еще одна книга Р.А. Силантьева – «Современный ислам в России», заявленная как тематическая энциклопедия[17].

 

Последствия реализации проекта.

 

Действительное содержание и направленность проекта.

Указанной широкомасштабной акцией государство не просто чуть ли ни с нуля стремительно вывело мусульманское образование на недосягаемые для православных при нынешней ситуации (в том числе финансовой) высоты (количество исламских вузов уже гораздо больше количества православных вузов), но и придало интенсивный толчок масштабной и нацеленной на ближайшую перспективу исламизации России. При этом, средства направлены в основном в интересах самой радикальной, непримиримо негативно относящейся к Русской Православной Церкви части мусульманских организаций (муфтий Гайнутдин и его окружение).

Ислам в результате становится, де-факто, финансируемой государством религией, которой оказываются беспрецедентные преференции в области образования, подготовки кадров, организации религиозного паломничества (хаджа), прямая финансовая поддержка.

Причем, если хадж вопросов не вызывает, то предусмотренное проектом (в частности проектом создания специализированного сайта в сети Интернет по вопросам подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама) требование переводить все учебно-методические материалы на арабский язык (какой именно?) вызывает, мягко говоря, недоумение.

При этом очень существенно нарушается баланс внутри самой исламской уммы России, поскольку почти весь проект ныне контролируется муфтием Равилем Гайнутдином и его окружением.

То, что замыслили сделать и ныне реализуют А.А. Гришин и А.Е. Себенцов во взаимодействии с рядом лиц, никогда в российском исламе не было. Признавая необходимость государственной поддержки, как и необходимость определенной (пропорциональной) помощи православным религиозным организациям, протестантам и др., следует четко представлять границы оказания государством такой помощи. Кроме того, следует осознавать долговременные социальные, культурные, политические последствия допускаемых существенных отклонений в сбалансированном оказании государством помощи всем традиционным религиям России. Нельзя сбрасывать со счетов также возможность использования предоставляемой государством финансовой и иной поддержки в целях, прямо противоречащих интересам национальной безопасности Российской Федерации, и явную коррупциогенность реализуемых мер[18].

В этом плане можно выделить 4 аспекта.

1. Коммерческий.

Под флагом образования можно легко «отбить» большие деньги по устойчивым образовательным схемам импортного образца (своих в этой области практически нет), при этом легко решаются проблемы «выражения благодарности», – чиновникам не возбраняется учебная, научная и творческая занятость. Видимо, отныне не возбраняется вхождение действующих чиновников Администрации Президента РФ в состав руководства фондов, распределяющих «мусульманские» деньги. Конечный результат при этом определяется экономической эффективностью вложений. Но кому в итоге нужен муфтий-бакалавр? Несомненно, что необходимо обеспечить равное признание государственных дипломов и дипломов, выдаваемых духовными учебными заведениями, но во главу углу в этом подходе ставится человек – муфтий, православный священник, протестантский пастор, иудаистский раввин и т.д. В анализируемом же проекте все инвертировано. Во главу угла поставлен госзаказ на массовое производство мусульманских функционеров. Именно так, поскольку никакой дискриминации во всех обычных светских вузах для абитуриентов, исповедующих ислам, в России нет, поступали и будут поступать. Решен вопрос и о государственной аккредитации духовных школ в части реализации государственных образовательных стандартов.

2. Инфраструктурный.

По существу, инкубаторским способом в беспрецедентно сжатые сроки группа организаторов проекта стремится вырастить многочисленный корпус исламских функционеров – богословов, философов, лингвистов, администраторов и сотрудников аппаратов мусульманских религиозных организаций, журналистов, главных редакторов мусульманских СМИ, специалистов в области издательской деятельности.

Для мусульманского сообщества совершенно не присущна столь жесткая формально-иерархическая структуризация, верующие всегда группировались вокруг мечетей и медресе. Создание системы учебных заведений, отранжированных по престижности (финансирование, уровень оснащенности, учебно-методические наработки, возможности трудоустройства) позволит создать новую схему структуризации и управления большим «зеленым» социумом, а также стимулировать ускоренное развитие мусульманских организаций и невиданное в истории России специально стимулированное государством усиление потенциала проникновения и распространения ислама на территориях, являющихся традиционно православными по составу населения.

Для чего вообще нужен весь этот создаваемый массив исламских функционеров? Для фокусирования внимания в нужный момент в будущем? География ВУЗов – города-миллионники по нескольким основным федеральным округам. Потом по схеме ВУЗ – медресе – школа создаются сетевые структуры влияния на территории, а управление через финансовые вливания по нацпрограммам или от заинтересованных спонсоров. Тем более, что социологические исследования показывают, что средний класс из числа мусульман, и без того, характеризуется много большей сплоченностью, чем православные представители среднего класса, и сложившихся корпоративных интересах, в отстаивании которых этнорелигиозная сплоченность играет значительную роль[19]. Рычаги оказываются в двух руках: у органов образования и у муфтията, и таким образом создаются условия для различных целенаправленных воздействий.

При этом нет никаких оснований считать, что весь этот массив новых мусульманских функционеров (преимущественно, приверженцев Р. Гайнутдина) будет под контролем Администрации Президента РФ, будет лояльна государству (например, в случае, если Российская Федерация в будущем в каком-нибудь международном конфликте, где одной из стороны будет мусульманская страна, поддержит не мусульман. И сейчас-то Р. Гайнутдин совершенно обоснованно и оправданно ведет свою собственную игру (с чего бы ему в светском государстве становится подчиненным какого-либо государственного функционера?). А позднее при наличии таких сформированных ему государством людских, организационных и материальных ресурсов Р. Гайнутдин и подавно не пожелает становиться «ручным» для отдельных чиновников, не вполне адекватно оценивающих российских мусульман и стремящихся ими манипулировать.

Следует также понимать, что колоссальные финансовые средства, людские, организационные и административные ресурсы, направленные на реализацию проекта, не корреспондируют реально существующим возможностям, запросам и условиям деятельности мусульманских религиозных организаций в России.

Учитывая ориентированность реализуемого проекта на подготовку сотен и тысяч мусульманских функционеров, уже через очень короткий промежуток времени будет полностью исчерпан массив единомышленников и коллег, близких родственников, друзей и подчиненных муфтия Р. Гайнтудина, М.Ф. Муртазина, других муфтиев Совета муфтиев России и других мусульманских религиозных организаций, а также детей, братьев и сестер, племянников, внуков указанных лиц, то есть всех тех, кого еще хоть как-то можно проконтролировать организаторам и главным исполнителям проекта (тем же руководителям и активистам Совета муфтиев России). И тогда созданная система начнет привлекать случайных лиц, выявить и оценить мировоззренческие установки которых и повлиять на них будет невозможно. И система начнет подготавливать значительно большее число лиц, стремящихся вести свои собственные игры в поле российского ислама, нежели лиц, сохраняющих лояльность Равилю Гайнутдину или другим руководителям крупнейших мусульманских центров в России. Поэтому нет также никаких оснований считать, что вся эта армия новых мусульманских функционеров будет под их контролем и лояльна им. Процесс станет неуправляем в своей самой существенной – идеологической и политической части, скрытой от понимания поверхностно мыслящих государственных функционеров. Этот сценарий развития следует из уже сделанных в разное время заявлений мусульманских лидеров, которые сейчас получают государственную поддержку в рамках данного проекта. Абсолютно никаких эффективных внутренних механизмов предотвращения таких последствий рассматриваемый проект не содержит.

При этом, если первый поток быстро подготовленных специалистов, естественно, найдет себе место, то у второго и третьего уже появятся проблемы, куда приложить силы. Через 5–7 лет столько мусульманских проповедников, мусульманских политиков, работников аппаратов мусульманских религиозных организаций (далеко не все мусульманские местные религиозные организации вообще нуждаются в аппаратах) может стать избыточным. Следовательно, организаторы, прекрасно это понимая, запланировали введение молодых мусульманских лидеров в некие социумы, пласты государственных и общественных организаций.

3. Геополитический.

Создание мощных центров образования, а значит, и сплоченных общностей людей одной веры позволяет формировать на осваиваемой территории плацдармы для дальнейшего развития в том или ином направлении. Анализ складывающейся ситуации показывает, что выгодна она может быть только геополитическим противникам России, но никак не Российскому государству[20]. Все эти схемы сетевой организации, направленные на освоение территорий, предполагающие «откаты» соисполнителям и покровителям, давно уже известны и не раз апробированы. Желание воспользоваться создаваемой системой и массивом исламских функционеров может появиться не только у американцев, но и у европейцев, и у самих мусульман, еще неизвестно, какого толка.

Имеет смысл, по аналогии, обратиться к фактам финансовой интервенции саудовского принца Аль-Валида бен Талала бен Абделя Азиза Аль Сауда в американские вузы. Некоторые эксперты связывают подобного рода проекты с попыткой «бархатной исламизации» американских и европейских элит.[21]

4. Религиозный.

Этот аспект также содержит значительные угрозы интересам Российской Федерации. Какому исламу будет учить создаваемая система образования? Известно, что разнообразие в восприятии и трактовках Корана привело к существованию большого числа направлений и разновидностей мусульманской веры.

На каких экспертных оценках строится распределение средств? Кто контролирует?

Кто авторы спешно готовящихся в массовом порядке учебников, учебных и учебно-методических пособий для мусульманского религиозного образования? Востоковеды. Но в подавляющем большинстве (применительно к обсуждаемым вопросам) это специалисты в области арабского языка, страноведения. В России отсутствует такое количество специалистов в области исламского богословия, которые смогли бы подготовить на высоком уровне указанный выше массив учебно-методического обеспечения мусульманского религиозного образования.

Кто и чему станет учить в рамках создаваемой системы мусульманского религиозного образования? Кто в состоянии и как проверить компетентность преподавателей? Разработанные на бюджетные средства государства учебно-методические комплекты будут с благодарностью использованы, но учить будут тому, чему захотят.[22]

Относительно создаваемого массива молодых и энергичных мусульманских функционеров также уместно задать несколько вопросов. Массовая подготовка кадров в сжатые сроки оправдана только в условиях мобилизации. В нашем же случае армия недоучек под прикрытием нескольких действительно авторитетных богословов, профессоров поведет свою собственную игру. Проводить параллели с «Талибаном» вряд ли вполне обоснованно. Однако анализ содержания данного проекта и опыт многих зарубежных стран в сфере взаимодействия с мусульманскими сообществами показывает, что управлять этими сообществами можно только в крайне малых пределах, поэтому ничего позитивного в результате реализации обсуждаемого проекта в целом для страны в долгосрочной перспективе не будет.

Кто в состоянии и как проверить религиозно-идеологические и политические доминанты и интенции действительных идеологов мусульманского сообщества, которому в рамках Проекта будет оказываться государственная помощь? Те лица и структуры, кто смог бы заставить их соблюдать некие единые образовательные стандарты, пока что не просматриваются. Если государственное финансирование станет своеобразным допингом ускоренного развития мусульманского сообщества в России, то в случае уменьшения размеров этой поддержки либо ее прекращения ситуация может полностью выйти из под контроля государства (останется только вариант спонсора: кто больше заплатит, тот и правильнее), вопреки заверениям тех представителей государства, кто сегодня безосновательно полагает, что рассматриваемый проект в его настоящем виде способствует укреплению межнационального и межрелигиозного мира и согласия, уменьшает возможности зарождения религиозного экстремизма в Российской Федерации.

Во всех приведенных выше аспектах анализируемый проект по своим целям и задачам никак не корреспондирует национальным интересам Российской Федерации. Фактически, от имени Президента России и от лица государства создается ситуация, которая с неизбежностью вызовет напряженность в нашем социуме и, в последующем, с большой долей вероятности повлечет проблемы на международной арене.

 

Колоссальные преференции мусульманам на фоне жесткой и открытой дискриминации православных, как следствие – создание массовых очагов межрелигиозной и межнациональной напряженности.

Основная проблема даже не в том, что государство оказало помощь мусульманам (хотя слишком уж много, мягко скажем, вопросов в связи с этим проектом). И даже не в том, что государство оказало помощь мусульманам, не оказав адекватной помощи Русской Православной Церкви, хотя очевидно, что количественные параметры материальной поддержки со стороны государства отдельных конфессий должны при этом так или иначе учитывать демографическую структуру населения[23], иначе такая политика приведет к межрелигиозной и межнациональной напряженности и вражде.

Основная проблема в том, что, направляя мусульманским организациям сотни миллионов (совокупно чуть ни миллиард) рублей в год[24], государство в лице Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, еще ряда органов государственной власти прямо дискриминируют Русскую Православную Церковь.

Такая дискриминация православного сообщества в настоящее время проявляется во многих сферах, вот некоторые примеры: неправомерно пресекается сложившаяся практика преподавания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях курсов православной культуры на основе добровольности выбора, искусственно создаются необоснованные трудности при лицензировании и государственной аккредитации православных вузов (отношение разительно отличается от процесса прохождения данных процедур мусульманскими вузами), упорно не решается вопрос введения ученых степеней кандидата и доктора теологии в государственную систему аттестации научных работников.

На фоне активнейшего участия чиновников Минобрнауки и Рособразования в распределении и освоении бюджетных средств в рамках плана по лавинообразному развитию исламского религиозного образования совершенно разительно отличается, является крайне дискриминационным, негативным отношение руководства Минобрнауки России и чиновников других органов исполнительной власти к образовательным инициативам Русской Православной Церкви.

В Минобрнауки периодически проводятся закрытые совещания по отчетности в выполнении элементов Плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама на 2007 г. Проводит Т.Э. Петрова – та самая, что выступает категорически против введения изучения православной культуры в школах на основе добровольности выбора.

Данная ситуация усугубляется еще тем, что основные преференции даны государством той организации мусульман и тем ее руководителям, которые зарекомендовали себя соответствующим образом своими заявлениями, носившими дискриминационный характер в отношении православных граждан и Русской Православной Церкви. Так, на конференции Совета по исламскому образованию при Совете муфтиев России и Московского исламского университета (обе структуры возглавляются М.Ф. Муртазиным) 02.07.2007 прозвучали требования к государству «принять участие в обсуждении учебной программы по предмету “Исламоведение”, рекомендованной СИО СМР для факультативного преподавания в средних общеобразовательных школах; … содействовать включению предмета “Исламоведение”[25] в учебные планы средних общеобразовательных школ на факультативной основе»[26]. В апреле 2008 года был Советом муфтиев России презентован учебник «Исламоведение»: «У российских педагогов появился хороший учебник, хотя и под довольно скучным названием – “Исламоведение”. Объемный 400-страничный труд за авторством лучшего переводчика смыслов Корана на русский язык, ученого-востоковеда Эльмира Кулиева, ректора главного исламского вуза страны Рафика Мухаметшина и других авторов затеивался в противовес “Основам православной культуры”. Но возникшее как симметричный ответ РПЦ, “Исламоведение” превратилось в глубокий и обстоятельный светский рассказ о величайшей религии мира»[27].

И это при том, что М.Ф. Муртазин сделал уже десятки радикальных заявлений о своих протестах и протестах совета муфтиев России против изучения русскими детьми из православных семей православной культуры в школе на основе добровольности выбора[28] (непонятно, какое отношении к ним имеет Муртазин и кто дал ему право навязывать что бы то ни было православным родителям в отношении воспитания их детей. «Двойные стандарты» – для своих и для других). Совершенно очевидно, что такие действия Муртазина являются призывами к дискриминации, то есть нарушением равноправия православных граждан России по признаку их отношения к религии и возбуждением вражды.

В субъектах Российской Федерации с компактным и массовым проживанием этно-культурных мусульман предполагается введение (и уже вводится) изучение ислама в школах (более 200.000 детей), а для других регионов в Совете муфтиев России создан факультатив «Исламоведение», который авторы даже и не называют исламской культурой, так как это, фактически, обучение исламскому вероучению, обучение религии. Иудаизм изучают в светских школах[29] более 14.000 детей[30].

Вышеуказанные действия властей и функционеров Совета муфтиев России провоцируют обоснованное возражение со стороны значительной части российского общества, угрожают межрелигиозному и межнациональному миру, традиционно присущему Российскому государству на протяжении многих веков. Недопустимо вкладывать огромные финансовые ресурсы из государственного бюджета в развитие меньшинства при дискриминации большинства. Тем более на фоне постоянного урезания объемов преподавания русского языка и русской литературы в школах, отмены обязательного экзамена по литературе в составе ЕГЭ[31] все это не может не вызвать претензий со стороны русских православных граждан и более широкой части общества, отдающей предпочтение православной культуре.

Такие действия разрушают сложившийся этноконфессиональный баланс населения России, сложившийся исторически, создают финансово-организационные, кадровые, идеологические условия для ударной исламизации России через 15-25 лет.

Долговременные интересы национальной безопасности России, связанные с сохранением и развитием традиционной религиозной культуры большей части населения нашей страны, совершенно не принимаются во внимание и должным образом не обеспечиваются. Такой реализуемый подход грозит существенным социально-религиозным дисбалансом, создающим мощный заряд возможного конфликта, угрожающего целостности и суверенитету Российской Федерации.

Имеются основания считать, что создаваемая сегодня система исламского образования и религиозной пропаганды, учитывая слова муфтия Гайнутдина об изначальном рождении каждого этнического мусульманина верующим мусульманином, будет направлена своим воздействием на русских, в среднесрочной и долгосрочной перспективах может способствовать социальным конфликтам на религиозной и национальной почве и территориальному разрушению Российской Федерации.

В современной России в сфере государственно-конфессиональных отношений давно уже действуют негласные правила, устанавливающие «ожидаемое» от государственных чиновников отношение к православию и Русской Православной Церкви – «Православие как служебная функция» и «Православие как фактор профессиональной некомпетентности». Кроме отдельных государственных должностных лиц, составляющих, скорее, исключение из общей системы, эти два правила действуют постоянно и повсеместно.

В настоящее время Министерство образования и науки Российской Федерации фактически дискриминирует православных граждан России, неправомерно воспрепятствует развитию практики добровольного изучения православной культуры в российских школах, министр А.А. Фурсенко повторяет обусловленные его личным предвзятым отношением слова об опасности для общества преподавания православной культуры в школах на основе добровольности выбора. Секретарь Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ А.Е. Себенцов открыто бранил православных священников, расхваливая при этом асоциальную секту мормонов[32]. Заведующая кафедрой религиоведения (ныне – кафедра государственно-конфессиональных отношений) одного из государственных вузов О.Ю. Васильева проводила конференции и семинары совместно с сектой мормонов и писала хвалебные отзывы на экстремистскую секту «Фалуньгун»[33]. Сотрудник этой же кафедры Ю.П. Зуев[34] публично расхваливал «пособие» для учащихся «Я в мире людей», разработанное в середине 1990-х гг. и активно противоправно внедрявшееся в российские школы широко известной дочерней организацией секты Муна – Международным фондом образования. В своем отзыве Ю.П. Зуев даже рекомендовал использовать материалы муновских книжек «для создания пособия, отвечающего требованиям светского характера образования в государственной и муниципальной общеобразовательной школе» (там же, с. 60).

 

Действительно ли проект эффективно способствует противодействию экстремизма и гарантирует лояльность обеспеченных поддержкой мусульман к Российскому государству?Очевидно, что предложение о ежегодном направлении на «антиэкстремистскую поддержку мусульманских общин» около 200 млн. руб. в год – в среднем по 180 тыс. руб. на местную мусульманскую религиозную организацию – нисколько не решит задачи борьбы с экстремизмом. Это все равно, что выделить любому, первому попавшемуся московскому православному храму указанную сумму на борьбу с экстремизмом. И что община этого храма будет с этими средствами делать, если потом потребуют строгую отчетность? По существу,

[1] http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_07/a2099.html.

[2] Рассмотрены перспективы исламского образования в России // http://www.muslim.ru/1/cont/23/1195.htm. – 02.07.2007.

[3] Рассмотрены перспективы исламского образования в России // http://www.muslim.ru/1/cont/23/1195.htm. – 02.07.2007.

[4] http://www.islam.ru/rus/2007-12-10/?single=18872.

[5] В Нальчике прошла научно-практическая конференция по Исламу // http://www.islam.ru/rus/2007-12-18/. – 18.12.2007; В Кабардино-Балкарии прошла научная конференция по исламу // http://www.kavkazweb.net. – 18.12.2007.

[6] Семинар-совещание по исламскому образованию // http://www.ncstu.ru/news/2007/12/2007_12_18-19.htm. – 19.12.2007.

[7] Макаров А. Совещание по проблемам подготовки исламских теологов // http://www.muslim.ru/1/news/2/394.htm. – 22.01.2008.

[8] Университет отчитался перед Министерством науки // http://www.miu.su/?p=45. – 13.02.2008.

[9] Встреча в МИУ // http://www.muslim.ru/1/cont/23/1387.htm.

[10] Копии данных документов раздавались на заседании Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации в 2002 г. Никаких указаний на их закрытый характер не давалось.

[11] Ныне работает в другом месте.

[12] Владимир Зорин принял участие в совещании по вопросу «О подготовке высококвалифицированных специалистов по истории и культуре ислама» // «Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе. Заместители и помощники». Информационные выпуски. – 07.06.2007.

[13] Силантьев Р.А. Новейшая история ислама в России. – М.: Алгоритм, 2007. – С. 475.

[14] Именно за мужественное противодействие этому противоправному замыслу был уволен замминистра образования Л.С. Гребнев.

[15] Который, впрочем, ничем отличался от проекта сотрудника Администрации Президента РФ А.А. Гришина. По существу, Р.А. Силантьев идеологически обслуживал и продолжает обслуживать все эти проекты, крайне сомнительные с правовой точки зрения и точки зрения сохранения в будущем единого многонационального Российского государства. Вообще поразительно, что человек, не раз заявлявший себя «чиновником Русской Православной Церкви», лоббирует в условиях дискриминации православных верующих и Русской Православной Церкви в области образования узкокорпоративные интересы Совета муфтиев России.

[16] Силантьев Р.А. Новейшая история ислама в России. – М.: Алгоритм, 2007. – С. 493, 494.

[17] Издана первая энциклопедия о российском исламе // http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=23940. – 15.04.2008.

[18] Высок риск легализации под прикрытием обсуждаемого проекта теневых средств, поступающих из Королевства Саудовской Аравии и других зарубежных государств.

[19] Российский средний класс: динамика изменений (1999–2003 г.г.). Аналитический доклад / Институт комплексных социальных исследований РАН; Представительство Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации. – М., 2003. (http://www.fesmos.ru/Pubikat/6_Medium%20klass2003/Sklass_rus_9.htm.)

[20] Вспомним особо теплое отношение А.Е. Себенцова к американской секте мормонов и его радостные воспоминания о поездке к ним (Интервью А.Е. Себенцова 03.04.2002 интернет-агентству www.strana.ru).

[21] Зимин Н. Принцип принца // http://www.itogi.ru/Paper2007.nsf/Article/Itogi_2007_12_02_01_4932.html.

[22] См., например, неоднократные выступления муфтия Р. Гайнутдина в защиту отдельных образцов запрещенной судами экстремистской литературы.

[23] Если конечно не ориентироваться на ложные и крайне странные умопостроения муфтия Равиля Гайнутдина о том, что будто бы в России не более 2,5 % активно верующих православных христиан от населения России и 20 млн. мусульман, которые, по его мнению, рождаются мусульманами, «они приходят на эту землю верующими» (можно подумать, что русские православные «приходят на эту землю» марксистами), и это при том, что согласно данным всероссийской переписи населения 2002 года, в России проживает 14,5 млн. этнических мусульман! (По данным муфтия Равиля Гайнутдина, в России проживает 20 млн. мусульман, а истинных православных – не более 3,6 млн. человек // http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=40472&cf=. – 15.02.2006).

[24] Не все инструменты и механизмы такого финансирования нами указаны выше.

[25] Это не религиозно-культурологический курс «Православная культура», преподавания которого добивалась Русская Православная Церковь на добровольной основе, заявленный курс «Исламоведение» представляет собой чисто обучение религии, индоктринацию учащихся.

[26] Гайнуллин Н. Рассмотрены перспективы исламского образования в России // http://www.muslim.ru/1/cont/23/1195.htm. – 02.07.2007.

[27] Мухамедьярова Л. Первый учебник об исламе // IslamNews.Ru. – 02.04.2008.

[28] Очередное заявление: Совет муфтиев России выступает против раздельного преподавания религии в школе // Интерфакс. – 26.02.2008.

[29] http://www.interfax-religion.ru/judaism/?act=news&div=22937.

[30] http://www.oprf.ru/files/final.pdf . – С. 47.

[31] Видимо, увенчались успехом усилия члена общественного совета при Минобрнауки России А.И. Адамского, открыто проявляющего ненависть и нетерпимость к православному христианству и православным верующим. См.: Эвриканец Адамский / Результаты общественного расследования, проведенного Общероссийским общественным движением «Всероссийское родительское собрание». – Екатеринбург, 2007. – (Серия: «Разрушители российского образования»). Материал доступен на сайте: www.moral-law.ru.

[32] Интервью А.Е. Себенцова 03.04.2002 интернет-агентству www.strana.ru.

[33] Документ находится в архиве автора настоящего исследования.

[34] Зуев Ю.П. // Комплекс учебных пособий по нравственному воспитанию Мой мир и Я»: Сборник отзывов. – М.: МАОО «Международный фонд образования», 2002, 223 с. – С. 58–60.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
5 + 6 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+