Перейти к основному содержанию

22:02 22.10.2018

О нерушимости скреп

06.08.2015 11:09:01

Пышная свадьба Дмитрия Пескова — и неистовое злословие в социальных сетях — еще раз показало ряд проблем нашего общества, на которые стоит обратить внимание, потому что с ними надо что-то делать.

Среди круга моих знакомых немало второ- (и, увы, даже не только второ-) брачных. Приемлемо ли это в глазах общества, современной российской культуры? Полностью приемлемо. Зайдите в любой книжный магазин, в секцию по семейной психологии - и там во всех книжках написано, что никто не обязан оставаться в несчастливом браке, Вы всегда вправе разорвать отношения, которые перестали Вас устраивать. Журналы постоянно снабжают читателей (и читательниц) душещипательными историями про то, как бедная женщина (или мужчина) томясь в неудачном браке, находят великую и светлую любовь на стороне. Бесконечные сериалы вечер за вечером вколачивают в головы телезрителям, что «отношения» как «свободные» так и «официальные» не имеют вообще никакого отношения к постоянству и верности.

Я постоянно читаю о плодах этой культуры - о том, например, что большинство тяжелобольных детей, которые нуждаются в особой заботе и уходе, воспитываются матерями-одиночками. Мужья ушли. Половина браков в нашей стране распадается. По данным демографического ежегодника ООН 2012 года, Россия - первая среди стран с самым большим числом разводов.

Хорошо ли это в глазах Бога? Нет. Бог ненавидит развод. Брак есть образ союза Христа и Церкви, Бога и творения, дело великое и священное, «отношения», которые можно «закончить» есть оскорбительная пародия. Должен ли я непрестанно возвещать это моим второбрачным знакомым? Ну, наверное, с этого начинать не стоит, это значило бы только уязвить людей, не предлагая им исцеления. Беспорядок в области семейных отношений - результат отсутствия отношений с Богом, а когда люди строят на фундаменте неверия, сложно требовать от них, чтобы они построили нечто нерушимое. Стоит сказать - все мы бедные грешники, привели нашу жизнь в крайний беспорядок и разорение, обратимся к Богу, примем прощение за прошлые грехи, и помощь к тому, чтобы хотя бы с этого момента угождать Ему. Учитывая свойственную всем нам, падшим людям, способность приводить свою жизнь в состояние невообразимого хаоса, исправить ее будет нелегким делом, требующим большой рассудительности - но с помощью Божией все возможно. Кому-то возможно будет примириться с женой юности своей, кому-то, при невозможности этого, строить хотя бы тот союз, в котором он пребывает сейчас, на принципах любви и взаимной преданности. Церковь всегда стремится исцелить раны, которые люди нанесли себе, друг другу, семьям и обществу в целом, и всегда ищет спасти, а не погубить, привлечь, а не отбросить.

Церковь указывает на грех, чтобы уврачевать его; блогеры и бульварная пресса делают это с противоположной целью — чтобы окончательно отвергнуть всякое исцеление. Поговорим об этом подробнее.

Указывать на чужой грех можно по разным мотивам — «подумай о душе своей, брат!», или, более обобщающе, «Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия!» — то есть, с намерением как-то поправить дело, в отношении бессмертной души адресата или столицы в целом. А можно с совершенно обратной целью — ну раз вся столица сделалась блудницею, чего с меня-то спрашивать?

Я иду в метро мимо стенда с журналами — там огромные заголовки, кто-то с кем-то развелся, кто-то избивает жену, расставшиеся супруги взаимно раскрывают публике неприятные секреты друг друга, кто-то подарил любовнице какую-то дорогую игрушку, кто-то, напротив, убил фотомодель, с которой жил, в общем, высший свет, блистательное общество, народу нравится читать об этом. Впрочем знаменитости обычно сами рвутся делиться волнующими подробностями.

Людей горячо интересуют чужие грехи — и прежде всего, в качестве индульгенции. «Значит, и мне можно». За тщательным перемыванием чужих грехов стоит отнюдь не скорбное воздыхание о падении нравов и не желание поправить дело, а  желание оправдать себя тем, что другие таковы же или еще хуже.

Гыгыкание по поводу «духовных скреп» выдает отнюдь не скорбь о том, что «сильно блудодействует земля сия, удалившись от Господа», а, напротив, желание объявить вообще любые разговоры о нравственности фальшивыми. С точки зрения нигилиста, все люди на практике нигилисты, искренней нравственности не существует, любые попытки изображать ее есть фальшь и подделка, и он радостно приветствует любые примеры греха, которые, как кажется, подтверждают тезис, сформулированный министром-администратором в «Обыкновенном чуде» - «весь мир таков, что и стесняться нечего».

Собственно, и у нас, и на Западе, консервативная и либеральная риторика показывают одни и те же отличия. Консерваторы разворачивают аргументацию, которая должна обосновать, что такие-то вещи — объективно правильны, а такие — объективно неправильны. Либералы обычно не выстраивают контраргументацию, а стремятся доказать, что консерваторы — лицемерные негодяи, которые, на самом деле, вовсе не следуют тем принципам, которые отстаивают.

Поэтому стороны часто не понимают друг друга — они исходят из совершенно разных предпосылок.

Для консерватора нравственный закон объективен, он вписан в саму структуру мироздания, в человеческую природу, его невозможно ни отменить, ни переиначить — можно только, на беду себе, им пренебрегать. Лично согрешающий человек ничего не меняет в истинах нравственного закона — точно также, как курящий врач никак не уничтожает медицинскую истину о том, что курить — вредно.

Для либерала нравственность есть нечто сконструированное людьми и, прежде всего, орудие власти и подавления, нечто, придуманное одними людьми, чтобы подавлять, контролировать и притеснять других. Внушать им чувство вины, а потом предоставлять прощение на условиях повиновения. Маргинализировать меньшинства и подчинять себе большинство. Указывать всем остальным, как им жить.

Поэтому либеральная риторика и заточена на раскрытии личных грехов тех, кто ассоциируется с консервативным лагерем. В рамках либеральной картины мира такое раскрытие успешно разрушает «скрепы» - которые, собственно, и надо разрушить как оружие угнетения.

Путин воспринимается (обоснованно или нет) как консерватор, обличить его близкого помощника в том, что его поведение несообразно «духовным скрепам» - значит нанести по этим скрепам меткий удар.

В консервативной картине мира это несообразие никак вообще не разрушает сами скрепы. Их вообще нельзя разрушить. Они, напомним, объективно вписаны в мироздание. Можно только разрушиться, упорно пренебрегая ими.

Если власти признают их необходимость — это хорошо, если сами они являются плотью от плоти народа, в большой мере утратившего веру в святость брака — это печально, но не обескураживает консерватора. Мы посланы в этот мир, чтобы исцелять и созидать — и прекрасно знаем, что этот мир лежит во зле. И радостное сетевое упоение по поводу чужих грехов служит только к умножению этого зла. 

Комментарии

чт, 08/06/2015 - 20:34 :

Цитата: "Консерваторы разворачивают аргументацию, которая должна обосновать, что такие-то вещи — объективно правильны, а такие — объективно неправильны. Либералы обычно не выстраивают контраргументацию, а стремятся доказать, что консерваторы — лицемерные негодяи, которые, на самом деле, вовсе не следуют тем принципам, которые отстаивают".

Сергей Львович, вы не правы. С одной стороны, очень многие либералы вполне аргументированно высказывают свою позицию. С другой - зайдите хотя бы на крайне консервативную "Русскую народную линию", и вы увидете, что как раз там никакой аргументацией и не пахнет, а есть лишь стремление доказать, что все либералы - законченные мерзавцы.
Что касается насмешливого восприятия разговоров о "духовных скрепах". Дело на самом деле в том, что заявляемая в качестве основы государства христианская мораль по факту таковой не является, и лицемерие тех, кто громче всего кричит о скрепах, очевидно.

пт, 08/07/2015 - 12:06 :

Я удивлён тем, с какой помпой была представлена в СМИ третья свадьба Дмитрия Пескова. Ему ли как ПР-специалисту при Президенте страны не понимать, что этим наносится удар и по престижу Президента? Всё сравнивали мы в России достоинство и профессионализм Пескова с ляпами несравненной Женечной Псаки, а тут - такой профессиональный прокол!

ср, 08/12/2015 - 21:04 :

Олегу: разносить страну в хлам, и убивать друг друга, из-за того, что Дмитрий Песков в третий раз женился, мы точно не будем. Это не наш метод, это метод наших соседей. И публичное "фе" делать тоже не будем, ибо своих грехов достаточно. Дай, Бог с ними разобраться.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+