Перейти к основному содержанию

20:35 28.03.2024

Иверский монастырь на Выксе

15.11.2017 10:00:30

Многим примечательна и хоро­ша Выкса - город в Нижего­родской области, собственным рождением и процветанием обязанный промышленному роду Баташовых. Превращенный нынче в музей, со­хранился их усадебный дом, в кото­ром останавливался и работал дра­матург Сухово-Кобылин, декабрист Дельвиг, Бестужев-Рюмин, Свиньин. Бывал у Баташовых работавший на их металлургическом предприя­тии всемирно известный инженер Сухов. У Баташовского дворца шу­мит прекрасный парк, где некогда существовал крепостной театр и теп­лицы - там, к взыскательному столу хозяев, выращивали цитрусовые, ви­ноград, ананасы. Неподалёку сохра­нился и собор Рождества Христова с фамильной усыпальницей Баташо­вых, окормлявших святыню и вооб­ще много потрудившихся на почве благотворительности.

Окрест располагается и знамени­тый Иверский монастырь - говорят, и он поднимался от щедрот Баташо­вых. Во всяком случае, всё местное купечество сознательно и благого­вейно раскошеливалось на нужды Выксунской обители, быстро пре­вратившейся в духовный оплот это­го края. Благодаря деяниям здешних доброхотов уже к концу 19 столетия обитель представляла собою своеоб­разный городок с вереницей храмов, в том числе соборных Иверского и Троицкого. Отделяемый от мир­ской суеты мощной оградой с баш­нями, монастырь имел на своей тер­ритории больницу с Успенским до­мовым храмом, аптеку, приют, шко­лу. При обители действовали кир­пичный завод, две гостиницы, пчель­ник, прудовое и лесное хозяйства, огород, скотный двор, обувная, золо­тошвейная, иконописная и портняж­ная мастерские. Завидно росло чис­ло насельниц и увеличивалось коли­чество богомольцев. Надо сказать, всё это, помимо материального попечения купечества, обязано было трудолюбию инокинь, а также личности учредителя - преподобного Варна­вы Гефсиманского. По одному из преданий считается, будто сие место для создания обители определила сама Богородица, явившаяся сопро­вождавшему в Выксу её чудотвор­ный Оранский образ иеромонаху Иову. И поначалу возникла здесь бо­гадельня. Затем - женская община, к 1886 г. преобразившаяся в полно­ценный монастырь. Считается так­же, будто бы место его зарождения веточкой отметил духовник Гефси­манского скита Троице-Сергиевой лавры Варнава. Именно он, Варна­ва-утешитель, духовно поддерживал выксунских сестёр, число коих вско­ре достигло тысячи. И именно он пе­реслал сюда из Москвы список с Иверской иконы, благословляя тем само наречение нового монастыря. В наши дни при входе возрождаемой Выксунской святыни установлен па­мятник преподобному Варнаве. Ког­да-то предприниматели Баташовы своим металлическим промыслом породили будущий город, а сегодня металлическое изваяние святого лишь подчёркивает то замечатель­ное явление. Ну, а как вообще складывалась судьба изваянного выксунского монашеского вдохновителя и всенародного утешителя?

Не секрет: будущий старец родом вышел из крепостных Тульской гу­бернии, а впоследствии оказался в Подмосковье. На пашей земле бла­гочестивому юноше особенно при­глянулась лавра преподобного Сер­гия. Обретя свободу, он и подался ту­да на послушание, а позже опреде­лился в открытый при «Троице» Черниговско-Гефсиманский скит. Так и стал он Варнавою Гефсиманским. Во иеродиаконы его посвяти­ли в Николо-Угрешском монастыре, а в иеромонахе — в московском Вы­сокопетровском. Однако до этого кем-то из умудрённых лаврских от­цов Ему было указано: станет он старцем и основателем женской обители. И так сталось. И ещё сталось многое. Окормляя выксунских пито­мец, он в ту же пору добился устрое­ния в Москве подворья своего скита, описанного Гиляровским в очерке «Сухаревка». Непосредственно же в скиту старец ежедневно принимал до 500 страждущих, пророчествуя, утешая, благословляя. В скиту пред­сказал он великое духовное будущее последнему лаврскому насельнику Захарии (Зосиме) и оделял советами приезжавших к нему епископа Три­фона (Туркестанова) и мыслителей Владимира Соловьёва с Константи­ном Леонтьевым. Варнава предрёк мученический исход обратившемуся к нему Николая II и давал наставле­ния будущему Оптинскому старцу Варсанофшо. Образ преподобного Варнавы и возглавляемый им скит сохранил для нас Иван Шмелёв в по­вестях «Старый Валаам» и «Царский золотой». Старец лично совето­вал начинавшему писателю отпра­виться в паломничество к ладожско­му Афону, то есть на Ваалам. А как-то к преподобному, что-то про­слышав о его прозорливости, но со­мневаясь, напросились незадачли­вые ходоки из крестьян: мол, пой­дём, поболтаем. Старец вышел к ним сам, протянул в руки наполненные стаканы и ложки: вот, дескать, и бол­тайте теперь воду в ступках. Тем не менее, своих выксунских ходоков он принимал куда как более трепетно и серьёзно. По его указаниям, сёстры Иверского монастыря вершили мо­литвенное делание и вели процве­тавшее хозяйство. Увы, земная жизнь их наставника оборвалась вне Выксы: он скончался в алтаре Сергиево-Посадской домовой церкви бога­дельни Кротковой по Пожарному переулку. И пожарищ скорых потря­сений избегнул. Да они настигли его сами - только лишь с переносами честных останков сколько всего при­ключилось. Сперва их перезахоро­нили из закрытого скита на Вознесенское кладбище, а с закрытием то­го - на Никольское. Потом — на Се­верное. Ох, и приспело времечко - не приведи Господи. И только по прославлению и обретению мощей старец стал вновь почивать в скит­ском храме. Вероятно, промыслительно и то, что преподобный Варна­ва не дожил до закрытия скита и опустошения обители Выксы...

Да-да: опекаемый Варнавою-утешителем монастырь в Выксе за­крыли в 1927-м. Сестёр разогнали, а несколько схимниц были погребе­ны заживо при взрыве Троицкого со­бора, приняв венцы мучениц. К сло­ву говоря, взорванный собор воздви­гал выпускник училища живописи, ваяния и зодчества талантливый московский архитектор Пётр Вино­градов, строивший в Первопрестоль­ной доходные дома, университет­ские клиники и шёлкокрутильную фабрику на Пироговке. Пётр Алексе­евич выбился и в ведущие церков­ные зодчие, вознеся горе стены и ку­пола московского епархиального до­ма с Владимирским храмом, Иверский собор Перервинского монасты­ря, Казанский храм Рождественско­го монастыря, церковь Трёх святите­лей Скорбященской обители, деревянную церковку в подмосковной Клязьме. Всего скорее, зодчий знал­ся и с преподобным Варнаваю, по­скольку принимал участие в ремонте Успенского собора Лавры и получил заказ на создание Троицкого собора Иверского монастыря в Выксе. Горь­кая истина такова, что ряд храмовых построек Виноградова, включая Выксунскую святыню, не сохранились. Это наша беда, паша скорбь. И всё-таки пришло время не разбра­сывать, а собирать камни: в 1991 г. на территории монастыря в Выксе зарегистрировали приход, а через пять лет постепенно стало налаживаться иноческое делание. Конечно, забот невпроворот и поныне, но сёстры-подвижницы испытаний не убоя­лись. Ещё бы: есть у них, кроме но­вых земных попечителей и иная, быть может, основная, поддержка, Молитвенная. Ведь здесь - пусть и незримо - присутствует сама Вла­дычица, а также духовник и устроитель обители преподобный Варнава. Здесь их воочию призревают Выксунские новомученицы и исповед­ницы. Здесь, в ограде возрождаемого Иверского монастыря, не пресеклась духовная преемственность, исповедничество и подвижничество. Потому обитель обязательно восстановят. Это становится понятным уже сего­дня, вслед за тем, как у Святых оби­тельских врат вновь встал молитвен­ник и утешитель преподобный Вар­нава. Он поднялся в металле и кам­не, точно бы олицетворяя крепость Веры и мощь молитвенного заступ­ничества. Так что баташовская ме­таллургическая Выкса и крепка, и прекрасна многим...

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
4 + 13 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+