15.11.2017 10:00:30
Кульков Сергей Андреевич
Многим примечательна и хороша Выкса - город в Нижегородской области, собственным рождением и процветанием обязанный промышленному роду Баташовых. Превращенный нынче в музей, сохранился их усадебный дом, в котором останавливался и работал драматург Сухово-Кобылин, декабрист Дельвиг, Бестужев-Рюмин, Свиньин. Бывал у Баташовых работавший на их металлургическом предприятии всемирно известный инженер Сухов. У Баташовского дворца шумит прекрасный парк, где некогда существовал крепостной театр и теплицы - там, к взыскательному столу хозяев, выращивали цитрусовые, виноград, ананасы. Неподалёку сохранился и собор Рождества Христова с фамильной усыпальницей Баташовых, окормлявших святыню и вообще много потрудившихся на почве благотворительности.
Окрест располагается и знаменитый Иверский монастырь - говорят, и он поднимался от щедрот Баташовых. Во всяком случае, всё местное купечество сознательно и благоговейно раскошеливалось на нужды Выксунской обители, быстро превратившейся в духовный оплот этого края. Благодаря деяниям здешних доброхотов уже к концу 19 столетия обитель представляла собою своеобразный городок с вереницей храмов, в том числе соборных Иверского и Троицкого. Отделяемый от мирской суеты мощной оградой с башнями, монастырь имел на своей территории больницу с Успенским домовым храмом, аптеку, приют, школу. При обители действовали кирпичный завод, две гостиницы, пчельник, прудовое и лесное хозяйства, огород, скотный двор, обувная, золотошвейная, иконописная и портняжная мастерские. Завидно росло число насельниц и увеличивалось количество богомольцев. Надо сказать, всё это, помимо материального попечения купечества, обязано было трудолюбию инокинь, а также личности учредителя - преподобного Варнавы Гефсиманского. По одному из преданий считается, будто сие место для создания обители определила сама Богородица, явившаяся сопровождавшему в Выксу её чудотворный Оранский образ иеромонаху Иову. И поначалу возникла здесь богадельня. Затем - женская община, к 1886 г. преобразившаяся в полноценный монастырь. Считается также, будто бы место его зарождения веточкой отметил духовник Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры Варнава. Именно он, Варнава-утешитель, духовно поддерживал выксунских сестёр, число коих вскоре достигло тысячи. И именно он переслал сюда из Москвы список с Иверской иконы, благословляя тем само наречение нового монастыря. В наши дни при входе возрождаемой Выксунской святыни установлен памятник преподобному Варнаве. Когда-то предприниматели Баташовы своим металлическим промыслом породили будущий город, а сегодня металлическое изваяние святого лишь подчёркивает то замечательное явление. Ну, а как вообще складывалась судьба изваянного выксунского монашеского вдохновителя и всенародного утешителя?
Не секрет: будущий старец родом вышел из крепостных Тульской губернии, а впоследствии оказался в Подмосковье. На пашей земле благочестивому юноше особенно приглянулась лавра преподобного Сергия. Обретя свободу, он и подался туда на послушание, а позже определился в открытый при «Троице» Черниговско-Гефсиманский скит. Так и стал он Варнавою Гефсиманским. Во иеродиаконы его посвятили в Николо-Угрешском монастыре, а в иеромонахе — в московском Высокопетровском. Однако до этого кем-то из умудрённых лаврских отцов Ему было указано: станет он старцем и основателем женской обители. И так сталось. И ещё сталось многое. Окормляя выксунских питомец, он в ту же пору добился устроения в Москве подворья своего скита, описанного Гиляровским в очерке «Сухаревка». Непосредственно же в скиту старец ежедневно принимал до 500 страждущих, пророчествуя, утешая, благословляя. В скиту предсказал он великое духовное будущее последнему лаврскому насельнику Захарии (Зосиме) и оделял советами приезжавших к нему епископа Трифона (Туркестанова) и мыслителей Владимира Соловьёва с Константином Леонтьевым. Варнава предрёк мученический исход обратившемуся к нему Николая II и давал наставления будущему Оптинскому старцу Варсанофшо. Образ преподобного Варнавы и возглавляемый им скит сохранил для нас Иван Шмелёв в повестях «Старый Валаам» и «Царский золотой». Старец лично советовал начинавшему писателю отправиться в паломничество к ладожскому Афону, то есть на Ваалам. А как-то к преподобному, что-то прослышав о его прозорливости, но сомневаясь, напросились незадачливые ходоки из крестьян: мол, пойдём, поболтаем. Старец вышел к ним сам, протянул в руки наполненные стаканы и ложки: вот, дескать, и болтайте теперь воду в ступках. Тем не менее, своих выксунских ходоков он принимал куда как более трепетно и серьёзно. По его указаниям, сёстры Иверского монастыря вершили молитвенное делание и вели процветавшее хозяйство. Увы, земная жизнь их наставника оборвалась вне Выксы: он скончался в алтаре Сергиево-Посадской домовой церкви богадельни Кротковой по Пожарному переулку. И пожарищ скорых потрясений избегнул. Да они настигли его сами - только лишь с переносами честных останков сколько всего приключилось. Сперва их перезахоронили из закрытого скита на Вознесенское кладбище, а с закрытием того - на Никольское. Потом — на Северное. Ох, и приспело времечко - не приведи Господи. И только по прославлению и обретению мощей старец стал вновь почивать в скитском храме. Вероятно, промыслительно и то, что преподобный Варнава не дожил до закрытия скита и опустошения обители Выксы...
Да-да: опекаемый Варнавою-утешителем монастырь в Выксе закрыли в 1927-м. Сестёр разогнали, а несколько схимниц были погребены заживо при взрыве Троицкого собора, приняв венцы мучениц. К слову говоря, взорванный собор воздвигал выпускник училища живописи, ваяния и зодчества талантливый московский архитектор Пётр Виноградов, строивший в Первопрестольной доходные дома, университетские клиники и шёлкокрутильную фабрику на Пироговке. Пётр Алексеевич выбился и в ведущие церковные зодчие, вознеся горе стены и купола московского епархиального дома с Владимирским храмом, Иверский собор Перервинского монастыря, Казанский храм Рождественского монастыря, церковь Трёх святителей Скорбященской обители, деревянную церковку в подмосковной Клязьме. Всего скорее, зодчий знался и с преподобным Варнаваю, поскольку принимал участие в ремонте Успенского собора Лавры и получил заказ на создание Троицкого собора Иверского монастыря в Выксе. Горькая истина такова, что ряд храмовых построек Виноградова, включая Выксунскую святыню, не сохранились. Это наша беда, паша скорбь. И всё-таки пришло время не разбрасывать, а собирать камни: в 1991 г. на территории монастыря в Выксе зарегистрировали приход, а через пять лет постепенно стало налаживаться иноческое делание. Конечно, забот невпроворот и поныне, но сёстры-подвижницы испытаний не убоялись. Ещё бы: есть у них, кроме новых земных попечителей и иная, быть может, основная, поддержка, Молитвенная. Ведь здесь - пусть и незримо - присутствует сама Владычица, а также духовник и устроитель обители преподобный Варнава. Здесь их воочию призревают Выксунские новомученицы и исповедницы. Здесь, в ограде возрождаемого Иверского монастыря, не пресеклась духовная преемственность, исповедничество и подвижничество. Потому обитель обязательно восстановят. Это становится понятным уже сегодня, вслед за тем, как у Святых обительских врат вновь встал молитвенник и утешитель преподобный Варнава. Он поднялся в металле и камне, точно бы олицетворяя крепость Веры и мощь молитвенного заступничества. Так что баташовская металлургическая Выкса и крепка, и прекрасна многим...
Добавить комментарий