Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Аналитика

Все материалы

И Ему одному служи

07.03.2016 17:50

Сергей Львович Худиев

День смерти Сталина и группа людей, принесших гвоздики к его бюсту, вызвали уже традиционные препирательства в русском интернете – отмеченные мрачной и фанатической нетерпимостью с обеих сторон. Не погружаясь в эти препирательства, попробуем лучше понять, что побуждает людей нести эти гвоздики – и как христианам надлежит к этому относиться.

Как-то я читал о некоем индуисте, который прочитал Евангелие, был глубоко тронут, и поместил изображение Христа среди изображений индуистских божеств. Какое-то время он совершал пуджу (поклонение) всем сразу, но потом, по мере того, как он вникал в слово Божие, он понял, что больше не может почитать языческих идолов. Для него это было, очевидно, нелегкое решение – это были его отечественные боги, привычные с детства, которые означали его связь с согражданами и предками, с древней традицией, внутри которой он родился. Но он порвал со всем этим – как и требует Евангелие.

Потому что Бог Библии ревнитель и не терпит других объектов поклонения рядом с Собою. Традиция личной посвященности какому-то одному божеству (бхакти) в индуизме есть – но она не носит исключающего характера. Человек ищет особого покровительства одного из богов – но не отрицает остальных.

В христианстве быть преданным Христу – значит отрицать всех остальных богов и наотрез отказывать им в поклонении.

Но что такое религиозное поклонение? Когда беседуешь с атеистами и указываешь им на опустошения, произведенные под знаменами атеистической идеологии в ХХ веке, они нередко заявляют, что коммунизм был «тоже религией». По существу это неверно – взгляды большевиков на мироздание ничем не отличались от взглядов современных «научных атеистов» вроде Ричарда Докинза, они были такими же последовательными материалистами, столь же решительно и наотрез отвергали все сверхъестественное, также прославляли науку как единственный путь познания истины, в тех же выражениях отвергали всякую веру в Бога.

Однако если мы обратимся к библейскому определению идолопоклонства – “поклонение и служение твари вместо Творца” (Рим.1:25), то можем признать, что атеизм, в принципе, совместим с множеством форм идолопоклонства. «Тварь» которой служит идолослужитель, совсем не обязательно должна восприниматься как сверхъестественная. Идеология идольского жреца вполне может быть посюсторонней – и часто бывает.

Человек может поклоняться и служить деньгам, удовольствиям, власти, нации, вождю, политической идеологии. Все эти ценности могут быть чисто посюсторонними – поклонение же состоит в том, что человек именно их ставит в центр своей жизни и именно через них определяет свою идентичность, свое место в мире и свои отношения с другими людьми.

Это поклонение вызвано глубочайшими потребностями человека в осмысленности и оправданности своей жизни, в признании, в достоинстве, в единстве с другими людьми, в поклонении и служении как таковом. Сами по себе эти потребности глубоко естественны; мы созданы для поклонения Богу и для Его Царства.

Но также как человек, не довольствуясь законным и благословенным браком, может сделаться прелюбодеем (образ, который часто использует Писание применительно к идолопоклонникам) или, что еще печальнее, извращенцем, так и потребность в поклонении, оправдании и смысле можно пытаться удовлетворить каким-то больным и недолжным способом, поклоняясь твари вместо Творца.

Резкая боль, с которой люди воспринимают любую критику Сталина, крайняя непримиримость, нежелание замечать любые исторические данные, которые явно показывают этого властителя с неблагоприятной стороны – это явно не академическая беседа историков, имеющих разные взгляды на этот исторический период. Это возмущение верующих, божество которых подвергается хуле. Это проявление глубочайшей эмоциональный и экзистенциальной привязанности, «бхакти», если употребить индуистский термин.

Такое поклонение невозможно исцелить яростной руганью и оскорблениями в адрес этих людей. Напротив, именование их «мразью», «выродками», «рабами» и всякими другими обидными словами только усилит их преданность объекту служения. Идолы не побеждаются руганью по адресу идолов как таковой. Идолы побеждаются проповедью Христа – того, кому поистине надлежит поклоняться. Проповедь святого Апостола Павла в Ефесе состояла не в хуле по адресу Артемиды, а в провозглашении Христа.

Да, многие наши сталинисты находятся в положении того индуиста в процессе обращения, когда они и Сталину гвоздику могут принести, и Христу свечку поставить – в отличие от самого Сталина, который был последовательным материалистом и марксистом-ленинцем, о чем все сохранившиеся его труды и выступления однозначно свидетельствуют.

Но это сидение на двух стульях и хромание на оба колена – это не то, что одобрил бы сам товарищ Сталин, отношение которого к «реакционному духовенству» хорошо известно, и, главное, это не то, что одобряет Священное Писание.

Или вы ищете смысла, оправдания, достоинства единства с другими во Христе – или вы ищете всего этого где-то на стороне. Вы не можете присягать одновременно двум сторонам, каждая из которых требует безраздельной преданности.

А если вы решаетесь быть христианином, единственной точкой отсчета и единственным критерием для вас может быть только Христос. Любые действия могут оцениваться только в свете вопроса «угодно ли это Христу». Угодно ли Христу, чтобы я воздавал почитание марксисту-ленинцу, верному большевику, в правление которого Церковь подвергалась яростным гонениям и многие ее члены стали мучениками?

Да, нередко сталинисты кивают на наших либералов, для которых Сталин играет роль сатаны, и которые выказывают крайнюю враждебность и презрение к России и русскому народу – мол, кто порицает Сталина, тем самым соглашается с либералами (или бандеровцами, или фашистами)

Но такая постановка вопроса – признак отсутствия того, что я бы назвал “психологическим суверенитетом”. Если человек имеет твердые внутренние ценности и убеждения, особенно, если он имеет веру в Бога, его отношение к тем или иным явлениям – или личностям – в истории, исходит именно из этих внутренних убеждений, а не из реакции других людей.

Если тов. Сталина демонстративно ненавидят какие-то опереточного вида революционеры на службе у денежных мешков, нацики и прочая публика, с которой у разумного человека не возникает желания ассоциироваться – ну, это их дело. Когда вы выносите свои суждения “назло врагам” это такое же подчинение другим, как и прямое выслушивание инструкций. Сколько-нибудь смышленые враги это обязательно используют.

Надо иметь свои собственные, независящие от врагов представления об устройстве мироздания, о предназначении человека и о должном и недолжном. Производить свои собственные разыскания о том, что известно по данному вопросу.

О Сталине есть множество сказок и мифов – но если ограничиться тем, что известно за пределами всяких разумных сомнений, то это был правитель чрезвычайно жестокий и беззаконный, и яростный гонитель Церкви. Для того, чтобы сложилось такое прочное впечатление, достаточно ознакомиться с документами эпохи, в том числе совершенно открытыми и доступными – такими как книги и газетные статьи. Если у каких-то категорически неприятных нам людей тоже сложилось такое впечатление – ну, а чего ради на них оглядываться? Христианин оглядывается только на Христа.

Удалить из своей комнаты (и из своего сердца) идолов может быть нелегко – но это необходимая часть процесса обращения ко Христу. У нас есть Господь и Спаситель, Вождь и Отец, Тот, кому принадлежит наша глубокая благодарность и безраздельная преданность – и мы не можем поклоняться кому-то еще. 

Все статьи

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]