Перейти к основному содержанию

18:08 28.03.2024

Бог. Народ. Писание.

28.10.2017 09:49:32

Еду в метро. Рядом садится парень. В руках у него Библия - затертая, зачитанная, с веером разноцветных закладок. Похоже, Бог послал мне протестанта – православные с такими Библиями не ходят. Решаюсь заговорить с ним. О чем спросить? Вспоминаю, что у меня с собой греческий Новый Завет (еду с лекции). Решаюсь на эксперимент: достаю издание Нестле-Аланда, открываю на первой попавшейся странице. Любопытно – поймет ли попутчик, что мы с ним изучаем одну и ту же книгу? Если образованный, должен определить. А если определит, обязательно спросит что-нибудь, и может получиться беседа.

Он бросает взгляд на греческий текст. Глаза округляются. Значит - понял. С изумлением смотрит то на меня, то на книгу. И наконец-то спрашивает:

- Брат, ты читаешь Библию на греческом языке?

- Да.

- А из какой ты церкви?

- Из Православной.

Тут он изумляется уже гораздо больше, чем от греческих букв. Вместе с удивлением на лице появляется разочарование. Понятно, у него разрыв шаблона. Ведь в протестантском представлении православные - дикие идолопоклонники, которые Библии отродясь не читали. Чтобы заполнить неловкую паузу и продолжить разговор, я спрашиваю:

- А ты из какой общины?

- Из «церкви Изумруд».

Пытаюсь дальше вести беседу, но поговорить не удается – ему нужно было выходить на следующей остановке. Я еду дальше, и думаю о Библии и протестантах. И о нас, православных, тоже.

***

Почему, если видишь в метро человека со Священным Писанием – это непременно протестант? Почему только у них есть вот такие засаленные, залистанные карманные Библии? Как получилось, что протестанты тратят каждую свободную минуту на изучение нашей книги – нашей, потому что Библия есть книга Церкви, написанная для Церкви - а мы, церковные люди, в большинстве своем считаем это ненужным?

Кстати, многие наши верующие полагают, что читать Библию в транспорте неблагочестиво. Готов спорить с этим. Что лучше – проехать 30-40 минут в вагоне, бессмысленно глядя по сторонам, или посвятить это время исследованию Писаний, по заповеди Христа (см.Ин.5,39)? Если мы хорошо знаем маршрут, и умеем «отключаться» от шума и быстро сосредотачиваться – почему бы не протиснуться в угол вагона и не заняться разбором слова Божьего?

Между прочим, само Писание дает нам пример изучения Писания в транспорте. Книга Деяний рассказывает, как некий большой чиновник, «муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее» (Деян.8,27), возвращался в Эфиопию из Иерусалима, куда он приезжал для религиозного поклонения. Очевидно, эфиоплянин был «прозелитом врат», т.е. человеком, принявшим иудаизм частично, а не во всей полноте – по причине своего скопчества. И об этом евнухе сказано, что он, «сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию» (Деян.8,28). Исследование Писания в транспорте оказалось спасительным для него. Диакон Филипп, услышав чтение (а читали в то время преимущественно вслух), завел с вельможей беседу, в результате которой тот принял христианство.

Мы не заметим у дееписателя какого-либо осуждения евнуха за труд изучения Исаии в транспорте. Златоуст, толкуя это место, всячески хвалит эфиоплянина – в том числе и за его прилежность в познании Писаний даже на колеснице. «Великое усердие его (видно) и из того, что, сидя на колеснице, он читал» - говорит вселенский учитель.

Странное что-то получается. Сектанты из «церкви Изумруд» и прочих общин штудируют и дома, и в метро Библию – нашу Библию, книгу Церкви, написанную Церковью и для Церкви. А мы, церковные люди, в большинстве своем не читаем Библии ни дома, ни в метро, и придумали множество обоснований прямого нарушения заповеди Спасителя об исследовании Писаний. Как то: «нет времени», «это не главное», «без смирения нельзя», «можно впасть в прелесть», «вначале нужно жития святых прочитать», «в простоте надо спасаться», «то для священников», «преподобный Сергий не библеистикой занимался, а молился и поклоны бил», «я лучше у батюшки спрошу» – и прочее.

Увы, за почти три десятилетия церковного возрождения православный народ так и не начал изучать слово Божие. Все призывы современных проповедников полюбить Писание большей частью проходят мимо ушей. Как говорится: «Васька слушает, да ест».

***

 Как правило, в нашем бытовом благочестии отсутствует обязательная графа о ежедневном чтении Ветхого и Нового Завета. Утренние и вечерние молитвы, к примеру, в нашем распорядке имеются. Еженедельное посещение храма, допустим, есть. Более-менее регулярное участие в Таинствах Исповеди и Причащения тоже есть. И это очень хорошо! Но постоянного изучения Писания – как не было, так и нет. И это очень плохо.

Приезжая в Россию, часто слышу на проповедях, что Россию спасет покаяние и молитва. Живя на Украине, также слышу, что Украину спасет покаяние и молитва. Конечно же, это правильно, тут не с чем спорить. Но нельзя ли прибавить еще один пункт? Какой? Да все тот же – Писание. Бог никогда не оставит нас, если мы будем настоящими христианами. А без изучения библейских книг это невозможно. Как жить правильно, если не знаешь, как следует жить? А как узнаешь, если не читаешь слово Божие?

Недавно пришлось говорить с группой церковных людей о пользе усвоения Библии. Через некоторое время один из участников беседы прислал письмо с благодарностью за то, что после беседы он «наконец-то решился прочитать Евангелие от Матфея». Книжка ему понравилась, намерен осваивать дальше Новый Завет. Правда, у него появились вопросы: «Кто же такой Христос? Бог, или человек?»

Ну и что, скажет кто-нибудь. Все ведь когда-то начинают «с нуля». Да, правда. Только проблема в том, что речь не идет об оглашенном, или только-только преступившем порог храма человеке. Он в Церкви уже несколько лет, регулярно исповедуется и причащается. Горожанин с высшим образованием годами ходил в храм, не читая Евангелия, и даже не интересуясь, Кто такой Христос! И ни от кого не услышал, что необходимо менять ситуацию. И при этом он и молился, и каялся в чем-то – все как положено… И я вот думаю про себя: нет, не только молитва и покаяние нам нужны. Ой, не только...

Кстати, кто у нас называется православным человеком? Тот, кто ходит в храм, исповедуется и причащается. Это главные, общепринятые признаки православного исповедания. Но, господа: а как же мировоззрение? Ведь оно может быть совершенно языческим. Во что верит человек, в чем он полагает смысл жизни, по каким принципам живет – почему-то эти факторы остаются за скобками. И если не уделять время Библии, откуда взяться мировоззрению христианскому?

***

Мысль возвращается к протестантам. Они вменяют себе в правило ежедневное чтение Священных Книг, и опущение данного правила считают личным грехом, в котором приносят покаяние перед Богом. Библию они действительно изучают везде – на своих собраниях, дома, на улице, в транспорте. Во многих общинах действует система домашних библейских групп – для обычных прихожан раз в неделю, для служителей два раза. Это помимо разбора слова Божьего на служениях и ежедневной индивидуальной работы над Писанием дома. А ведь у них те же семьи, что и у нас, та же работа, та же бытовая суета. Но они почему-то находят время, а мы нет.

Я не хвалю протестантов в общем, и не ругаю нас в общем. Я хвалю их за то, за что они достойны уважения, и критикую нас лишь за то, в чем мы заслужили критику. Прискорбно, но факт: по нашему нерадению случилось так, что Господь попустил протестантам забрать у нас важнейшую сторону христианской жизни - любовь к Священному Писанию. И увы, они часто оказываются во многом более библейскими людьми, чем мы. Хотя бы в отношении знания Библии, и искренних попыток жить строго по написанному.

 Да, они читают, часто не понимая читаемого. Они сыплют цитатами невпопад, не разумеют контекста, не подозревают о существовании двухтысячелетней экзегетической науки. Их толкования примитивны, плоски. Но, друзья – протестанты по крайней мере знают текст. С человеком, который хорошо ориентируется в библейских книгах, можно найти точки соприкосновения, и куда-то двигаться. Он будет понимать с полуслова, угадывать цитату, продолжать начатое предложение и т.д. Он, как говорится, в теме. А у рядового православного, за редкими исключениями, знания текста нет. И, когда речь заходит о Писании, с ним говорить не о чем.

Один батюшка знакомый рассказывал. Приходят, говорит, люди на исповедь, приносят разные проблемы. Искренне желаешь помочь человеку. Откуда брать примеры для совета православному христианину? Из Священной Истории, конечно. Скажем, у кого-нибудь проблемы с завистью и подозрительностью. Начинаешь говорить ему:

- Давай, брат, вспомним историю Саула.

  - Саула? Я не знаю никакого Саула.

- А… Ну хорошо. Давай тогда поговорим про Иосифа и его братьев.

- Это, наверно, из Библии? Простите, но я плохо знаком с ней.

 - Ну хоть про Иуду ты знаешь?

- Да, я смотрел когда-то мультик. Он убил этого… как его… Авеля, кажется.

И что я могу ему сказать, если он ничего не читал и ничего не знает? – жаловался батюшка. – Ведь у него в мыслях нет ничего, за что я мог бы зацепиться!

***

В книге Неемии есть одно яркое место, вообще-то радостное, но я всегда его перечитываю с грустью. Описывая историю возвращения евреев из вавилонского плена, Неемия рисует очень трогательную картину. Осенью, в сезон дождей, евреи собрались в Иерусалиме, который тогда еще стоял в развалинах. Первосвященник принес книгу закона. Когда он взошел на деревянное возвышение и открыл книгу, весь народ встал. Первосвященник благословил Бога – народ ответил единогласным «Аминь» и повергся на землю. Затем священники и левиты начали читать Писание, присоединяя толкование. Евреи безропотно стояли под осенним ливнем, слушали закон – и плакали. Священники утешали их: «день сей свят Господу Богу вашему; не печальтесь и не плачьте» (Неем.8,9). Восемь дней люди внимали объяснению Священных Книг из уст священника и рыдали, а по вечерам праздновали «с великим веселием, ибо поняли слова, которые сказали им» (Неем.8,12). Так начиналось возрождение религиозного самосознания еврейского народа.

Я перелистываю страницы книги Неемии, и плакать хочется мне. О, если бы так случилось и у нас! Если бы после семидесятилетнего пленения безбожием весь русский народ пришел, как один человек, на главные площади наших городов, слушал Писание с толкованием от священников, и плакал! Если бы люди собрались на майдан в Киеве не для «революции», а для слушания слова Божьего! Вышел бы Блаженнейший, и произносил бы в микрофон Евангелие, и миллионы собравшихся плакали и каялись в своих беззакониях. Если бы Красную Площадь в Москве заполонили толпы верующих, и пришел бы Патриарх, и читал то же Евангелие, и россияне преклонялись бы на землю и отвечали: «Аминь!» О, если бы! Тогда бы мы жили совсем по-другому, и сам собой решился бы вопрос национальной идеи, народного единства, исторического пути и проч. Но, увы – так уже не будет никогда.

Положим, именно так не будет. Однако все лица этого сюжета остаются: Бог, народ, Писание. Есть большое количество православного народа, и Писание открыто для всех, и «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.3,18). И по-прежнему «все возможно Богу» (Мк.10,27). Так может, пора начинать изучать Книгу Книг, и сделать чтение Библии ежедневным обязательным занятием? Пусть не на площадях, а хоть просто дома, или хотя бы и в метро, если дома некогда?

Тогда можно будет говорить о духовном возрождении в совсем ином качестве, и очень многое у нас поменяется – я в этом абсолютно уверен. Как именно поменяется, увидим. Обязательно увидим, если только начнем исследовать Писания, как повелевает нам Христос.

 

Сергей Комаров

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Комментарии

30.10.2017 - 11:11 :

Согласна полностью. Священное писание должно стать настольной книгой каждого христианина. Не каждого верующего православного человека можно назвать христианином, и это - плачевно.

01.11.2017 - 19:37 :

Спасибо огромное за очень важную , нужную и очень своевременную статью! Полезно прочесть всем, особенно учителям преподающим ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ.

24.12.2017 - 07:54 :

Спаси Господи,брат во Христе.как всё правильно сказал..и я такая же.не читаю Библию.а в интернете сижу столько,что если бы хоть четверть того времени,что трачу на него,посвятила чтению Писания,то знала бы его наизусть.

08.01.2018 - 10:10 :

Протестант с Библией в руках – это почти всегда представитель мужского пола. Сколько не читал рассказов о просвещенных протестантах, как правило, речь идет о них – мужчинах. Теперь обратная сторона – православные. Кого больше в наших приходах? На 80-90% они состоят из женщин и на 60-70% из женщин в возрасте за 50-55 лет. Трудно представить, что при такой статистике с нашей стороны (православной), Священное Писание будет читаемо, за исключением, конечно, Псалтири.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
10 + 6 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+