Перейти к основному содержанию

21:11 28.04.2024

Протодиакон Владимир Василик: «Почему Сталин встретился с митрополитами?»

06.09.2023 14:41:34

4 сентября исполнилось 80 лет со дня исторической встречи в Кремле Иосифа Виссарионовича Сталина с православными архиереями во главе с Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским), впоследствии Святейшим Патриархом.

 

Встреча Сталина с архиереями имела огромные последствия для возрождения Русской Православной Церкви. Неслучайно некоторые крипто-троцкисты и любители мировой революции спрашивали друг друга: «Товарищи, что произошло? Не случился ли контрреволюционный переворот?». В их сознание не укладывалась эта встреча и её последствия – открытие храмов и монастырей, печатного органа, открытие духовных школ, освобождение из заключения архиереев и священников. Глава Союза воинствующих безбожников Емельян Ярославский с горя заболел и умер.

 

Действительно, встреча Сталина с архиереями была переворотом. К чести Сталина надо отметить, что он сделал максимум возможного в тех условиях. Судя по политдонесениям, в воинских частях и учреждениях прошёл известный ропоток, как и против запрета абортов.

 

Поэтому неудивительно, что Сталин, прощаясь с митрополитом Сергием, не лукавил, когда говорил: «Это всё, владыка, что я могу для Вас сделать».

 

Почему Сталин пошёл на встречу с митрополитами?

 

Первое объяснение. Встреча была нужна для ублажения союзников, показать им, что религия в СССР не угнетается.

 

Второе объяснение. Красная армия приступила к освобождению прежде оккупированных территорий, где немцы позволяли открывать храмы, поэтому с открытыми церквями и народом на оккупированных территориях надо было что-то делать. И для облегчения освобождения этих земель и интегрирования населения, оказавшегося в оккупации, необходима была известная льгота по отношению к Церкви.

 

Третье объяснение. Призыв православных народов (сербов, болгар, румын) к антифашистской борьбе в тылу немцев.

 

И четвёртое объяснение: личная вера Сталина и своего рода благодарность Богу за Победу в Курской битве.

 

На мой взгляд, как в любом великом историческом явлении объяснение должно быть комплексным и включать все четыре причины. Потому что ни одна из них не может быть доминирующей и основополагающей.

 

Рассмотрим эти факторы более детально.

 

Первое. Конечно, во взаимоотношениях с союзниками религиозный фактор играл важную роль, в частности, издание книги митрополита Сергия (Страгородского) «Правда о религии в России» было рассчитано, прежде всего, на зарубежную аудиторию. Но мог ли религиозный фактор сыграть определяющую роль во взаимоотношениях с союзниками? Сталин был достаточно трезвым человеком, чтобы понять, что, если для английского и американского народов религия что-то значила, то для правящих классов этих стран она мало что означала, если не сказать, что почти ничего.

 

Говоря языком Еврипида, для таких циничных людей, как Черчилль и Трумэн бог один – богатство.

 

Для мудрого, мой мальчик, бог один —

 

Богатство, да! А прочее — прикрасы

 

Словесные, шумиха. Что отец

 

Обстроился на мысах, где волна

 

Кипит шумней, ну, это мы оставим…

 

 

Заметь,

 

Что не богов я мясом угощаю,

 

А сам себя. Утроба — вот наш бог (Еврипид, «Киклоп»)

 

Для этих циников были важны расчёт и выгода. Руками советских людей американцы решали собственные проблемы. Ничто их не могло подвигнуть на открытие второго фронта, пока они не увидели, что Советский Союз освободит Европу и без них. Тогда США и вмешались. Однако для оформления добрых отношений с союзниками это было лишним. Но явно не главным.

 

Второе. Церкви открывали немцы, соответственно это могло рассматриваться как явление коллаборационизма с соответствующими последствиями. И то, что в целом так не рассматривалось и храмы на оккупированных территориях остались открытыми, это заслуга Сталина. За коллаборационизм священнослужителям, в отличие от той же Югославии, по большей части назначались достаточно мягкие наказания, в этом огромная заслуга Сталина. Пожалуй, не меньшая заслуга, чем открытие храмов на неоккупированной территории Советского Союза.

 

Следует отметить, что проблема церквей на оккупированной территории являлась скорее минусом в глазах советского руководства, чем плюсом для восстановления Русской Православной Церкви в известном плане.

 

Третье. Активизация антифашистской деятельности славянских народов. Разумеется, работал Славянский антифашистский комитет во главе с академиком Державиным. Разумеется, митрополит Николай (Ярушевич) рассылал антифашистские воззвания сербам, болгарам и румынам с призывом подниматься против фашистов и фашистских режимов. Но опять-таки за исключением сербов вплоть до прихода советских войск на территории Румынии и Болгарии антифашистское сопротивление в этих странах было незначительным. Фактически ничтожным.

 

Сталин твёрдо понимал, что большая часть братушек-славян и братушек-православных будет руководствоваться конкретной политической ситуацией, а не воззваниями, призывами и религиозной политикой.

 

И остаётся четвертое объяснение. Одни считают, что Сталин вновь вернулся к вере во время Великой Отечественной войны, другие считают его отношения с Русской Православной Церковью чистым прагматизмом. На мой взгляд, следует идти царским путём, понимая, что в данном случае на Сталина нужна смотреть как на политика, так и на человека.

 

Катастрофа 1941 года и спасение Москвы и России для Сталина могло стать настоящим чудом. Пусть чудом, выкупленным ценой огромных человеческих жертв, огромного напряжения, пота и крови советского народа, прежде всего, русского народа, как государствообразующего. Отношение Сталина к вере и религии до сих пор до конца не изучено в отличие от неистовых Троцкого и Ленина, Сталин почти не выступал с антирелигиозными декларациями.

 

Более того, всякий глумёж над святынями и ценностями был для него чужд. Именно поэтому он жёстко ударил по рукам Демьяна Бедного, когда тот написал кощунственную пьесу «Богатыри». И Сталин выгнал его отовсюду.

 

Именно поэтому Сталин закрыл в 1943 году Союз воинствующих безбожников. Вероятно, что-то в его душе теплилось из прежней веры. В этом смысле характерны несколько эпизодов, известных из его жизни. Когда его дети стали смеяться над религиозностью бабушки Екатерины Георгиевны Джугашвили, вдруг Сталин серьезно им говорит: «А, может быть, она знает то, что не знаем с вами мы?».

 

Второй эпизод. Охрана замечала, что Сталин временами подолгу оставался один в кремлевских церквях. Что он там делал? Никто не ведает.

 

Третье свидетельство, которое требует тщательной проверки: перед смертью Сталина исповедовал митрополит Николай (Ярушевич). Эти свидетельства нужно проверять. Но в любом случае в отличие от того же Ленина, Троцкого и Свердлова с ним всё не так просто в религиозном плане.

 

Отметим, что в условиях коллективного руководства (Сталин во многом зависел от поддержки своих соратников по политбюро, особенно в решающих вопросах), его личная религиозность могла быть только один из факторов. А в целом сложившаяся картина и ситуация являлось следствием промысла Божия. Даже то страшное зло, чем, несомненно, являлась Великая Отечественная война, Божий промысл превратил в добро, в восстановление Русской Православной Церкви и небывалое торжество русского духа, выразившегося в великой Победе 1945 года, в которую Русская Православная Церковь внесла свой существенный вклад.

 

Протодиакон Владимир Василик, профессор СПБГУ, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, член Синодальной богослужебной комиссии

 

Источник: Русская народная линия

 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
10 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+