Перейти к основному содержанию

12:33 19.12.2018

Дар фанарского посланца

17.09.2018 10:53:23

Один из двоих экзархов, присланных Константинопольским Патриархатом на Украину, архиепископ Даниил (Зелинский) сделал подарок своим друзьям, Филатову и Ярошу. Обычно в таких, несколько церемониальных случаях, дарят иконы, немного реже – Евангелия или другие православные книги. Архиепископ Даниил подарил нечто совсем другое – книги такого примечательного автора, как Дмитро Донцов.

Эта новость, которая уже появлялась на различных ресурсах, поначалу не привлекла внимания, которого она, несомненно, заслуживает. Градоначальник Днепропетровска (или Днепра, как его сейчас называют) Борис Филатов посетил одного из экзархов патриарха Варфоломея, архиепископа Даниила (Зелинского) и рассказал об этом у себя в фейсбуке. Экзарх Вселенского Патриарха произвел на днепровского градоначальника самое благоприятное впечатление, в частности, своими литературными вкусами. Вот как слова экзарха передает Филатов:

“Ты, говорят, Донцовым увлекаешься? Вот все его прижизненные издания. Передай, кстати, Ярошу от меня пару книг. Нет? Больше любишь Липинского. Тогда и тебе будет подарок.
Я люблю книги. Мы собрали их тут, у себя, в Саут-Баунд-Брук, десятки тысяч.
Бери любые. Ведь ты, наверное, первый, кто из украинских политиков, приехал к нам в гости”.

О каком Донцове тут идет речь? Дмитрий (Дмитро) Донцов (1883, Мелитополь – 1973, Монреаль) – один из идеологов украинского национализма. Его идеи, как нам сухо сообщает википедия, “основанные на социал-дарвинизме и национализме, легли в основу политической платформы ОУН”. Но, чтобы не иметь дела с пересказами, мы можем обратиться к самим работам “великого украинского мыслителя”, как его презентуют националистические сайты, напрямую. Его труды – усилиями ревностных националистов – доступны в сети, и мы легко можем с ними ознакомиться. Вот например программное произведение, которое так и называется: “национализм”. Приведем некоторые цитаты в переводе на русский – украинский оригинал легко найти в сети.

"Этот фанатизм сторонника великой идеи следует уже из ее "религиозного" характера. Верующий смотрит на свою правду как на для всех обязательную. Он "фанатично" ненавидит все, что противится его, единственно спасительной вере. "Фанатик" – узнает свою правду, общую, которая должна быть принята другими. Отсюда его агрессивность и нетерпимость к иным взглядам. Твердая вера в лозунги, которые он провозглашает, как безусловную и обязательную для всех правду, любовь к идее, которую он хочет осуществить, безмерная ненависть ко всему, что препятствует их осуществлению, – вот и сумма переживаний, которая окутывает всякого истинного революционера, фанатика... "

"Природа и история не знают рас агрессивных и неагресивных, только расы сильные и слабые. Расы сильные – освобождаются, когда они подбиты, и расширяются за счет более слабых, когда они свободны...”

“С точки зрения этой [националистической] морали – [надо] мстить и испытывать ненависть к врагу, даже если он вам еще ничего плохого не сделал, с этой точки точки зрения надо растоптать ехидну, даже когда она не осознает, что вредит... Это мораль, ненавидит "добрых людей", которые "добрые, поскольку не так еще сильны, чтобы стать злыми"; протестует против "человечности", забивающий веру в себя и желание властной волей получить свое место под солнцем; которая знает в своей этике два ориентира – укрепление жизненного инстинкта и его ослабление (Донцов Дмитро Націоналізм. Розділ IV. Фанатизм і “аморальність”, як четверта вимога волевого націоналізму)

И так далее, и тому подобное – страница за страницей, как совершенно справедливо пишут исследователи, “расизм, социал-дарвинизм и принципиальный аморализм”. Собственно, в то мрачное время в Восточной Европе было немало подражателей идеологам германских национал-социалистов, и большинство из них благополучно прокляты и забыты. Донцову повезло больше (или, скорее, говоря об этой несчастной душе, меньше). Им “увлекаются” высокопоставленные чиновники, и вот, оказывается, что архиепископ Даниил, присланный Фанаром “устанавливать каноническую Церковь” на Украине, бережно хранит его “прижизненные издания” собирает его книги и дарит их своим важным друзьям – Филатову и Ярошу.

Каким образом архиепископ, каким образом любой христианин, каким образом любой нравственно вменяемый человек может благоговейно хранить у себя в библиотеке и дарить дорогим друзьям книги, провозглашающие что “[надо] мстить и испытывать ненависть к врагу, даже если он вам еще ничего плохого не сделал”? Каким образом он может солидаризироваться с автором, провозглашающим принципиальную аморальность?

Если бы архиепископ подарил бы своим друзьям, скажем, книги Елены Петровны Блаватской – это неизбежно вызвало бы сильное смущение и сомнение в правоверии архиепископа. А ведь Елена Петровна была просто довольно успешная торговка контрафактной псевдовосточной духовностью. Расизма, ненависти, войны и насилия она не проповедовала, и идеологом банды геноцидных убийц не была.

Ведь поддержка определенной идеологии это не грех слабости – как какое-нибудь пьянство или блуд. И не случайная минутная глупость. Это добровольная, сознательная, свободная поддержка определенного мировоззрения. Мировоззрения, в принципе несовместимого с Православием. Да и не только с Православием. Это мировоззрение, провозглашающее явное, открытое, ничуть не маскирующееся зло и аморализм.

Знает ли Патриарх Варфоломей, человека каких взглядов он отправляет пасти Украину? Вполне возможно, что нет. Он просто не знает языков своей предполагаемой паствы, и, вполне вероятно, и не догадывается о том, кто такой Донцов и чему он учил. По крайней мере, давайте, по возможности, думать о людях хорошо. Скорее всего, у него нет большого кадрового запаса, все имеющиеся в его распоряжении украинцы – выходцы из американской и канадской диаспоры, где националистические настроения всегда были очень сильны.

Это – в отличие от других поступков Патриарха Варфоломея – скорее упущение, чем осознанное деяние. Если национализм и играет какую-то роль в поведении Фанара, то, уж во всяком случае, не украинский. Но упущение знаменательное, чем-то случайным его назвать нельзя. Константинопольский Патриархат восхваляет себя как “закваску, которая “заквашивает все тесто” (Гал. 5:9) Церкви и истории”. Патриарх Варфоломей пошел на ситуативный союз с украинским национализмом, и вот, именно националистическая закваска переквашивает, причем сразу же.

Его экзарх дарит своим видным посетителям не Евангелие, не книги, разъясняющие Православную веру, а книги проповедующие “Хорошо все то, что укрепляет силу, способности и полноту жизни данной species; плохо – их ослабляет... Поэтому только филистеры могут полностью отвергать и морально осуждать войну, убийство, насилие, – филистеры и люди с отмершим инстинктом жизни, кулишевские «евнухи»”.

Перспективы “преодоления раскола”, которое, теоретически, обещал Константинополь, становятся более чем зыбкими – раскол с самого начала и был вызван националистической идеологией, и создавать структуру, в которой эта самая идеология будет играть существенную, если не определяющую роль, значит только усиливать существующее разделение.

Реакция сторонников Фанара на то, что новоназначенный экзарх Константинополя дарит своим друзьям Филатову и Ярошу прижизненные издания нацистского идеолога, сильно напоминает анекдот "но ты же у меня умная, придумай чего-нибудь". Ну, архиепископ Даниил совершенно случайно дарит совершенно случайно оказавшиеся под рукой книжки губернатору Днепропетровска и лидеру “Правого Сектора”*. Это случайно оказываются книги Дмитро Донцова. Случайно прижизненные издания. Это ни о чем не говорит! А враги раздувают!

Но это бывает – у людей бывают свои лояльности. Они привержены какому-то политическому делу, и ради этой приверженности готовы старательно игнорировать все, что этой приверженности вредит. Как говорит английская поговорка, “Никто не слеп настолько, как тот, кто не хочет видеть”.

Но если исходить не из политической, а из религиозной лояльности, любовь константинопольского экзарха к откровенно нацистскому автору представляет собой определенный звонок – и определенное свидетельство о том, что представляет собой весь проект “автокефалии”.

 

* Организация, запрещенная в РФ

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+