Перейти к основному содержанию

03:52 16.11.2018

Как объяснить друзьям, что ты не готов стать крестным их ребенка?

05.09.2018 15:42:15

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/08/21/21-00

Тел. звонок: - Если ты обидел человека, обязательно ли просить прощения у него? Или можно попросить прощения у Бога на исповеди?

о. Феофан: - Когда мы освящаем дома, то читается Евангелие о мытаре Закхее, который узнал, что Господь придет в город,  и ему захотелось увидеть Господа. И он даже залез на дерево, не постеснявшись,  что он сборщик налогов, что кто-то о нем что-то скажет -  так он потянулся душой к Господу, к Спасителю, почувствовал, что действительно Господь пришел в мир. И будучи человеком грешным, тут же наполнился покаянием, когда увидел Христа. И Господь, который знает помышление сердца каждого человека, зная состояние его сердца, говорит: «Закхей, слезай скорее, сегодня Я приду в твой дом». И что отвечал Закхей? – «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк.19:8). Т.е. о чем это говорит? Это говорит о том, что Бог ждет действенного покаяния, не только покаяния в словах на исповеди, но чтобы покаяние выражалось и в наших делах. Допустим, хитрил человек на работе, присваивал что-то, взятки брал. Ну что? Конечно, на исповеди он должен в этом покаяться, но будет очень правильно, если он особенно постарается творить милостыню, как раньше он творил зло, присваивая чужое имущество, так пускай теперь творит добро, совершая дела милосердия. Или, допустим, женщина сделала аборт, совершила грех детоубийства, но пришло время- и она раскаялась на исповеди. Ей нужно понести покаянный труд, почитать покаянный канон и, конечно, прилагать усилия, чтобы хотя бы дети ее не повторили такого страшного греха. Т.е. Бог ждет, чтобы покаяние выражалось не только в словах, но и в наших конкретных делах. Поэтому нужно стараться не только на исповеди каяться в грехе нанесения обиды тому или иному человеку, но и непосредственно перед этим человеком извиниться.  Потому что мы ему досадили, с ним поссорились, чем-то его обидели, опечалили, оскорбили.  И непосредственно у него и должны просить прощение.

Часто бывает так, что человек не понимает нас. Может быть, он далек от веры, может даже поднять на смех, но я думаю, что самое главное, что видит Господь, что мы должны поступать по заповеди Божией. И если Господь призывает прощать обиды -  значит, мы должны непосредственно у людей просить прощения. Нет возможности подойти к человеку? Можно позвонить или письмо направить, или как-то еще с ним связаться, но не ограничиваться только исповедью. Надо испрашивать прощения непосредственно у человека, с которым был конфликт.

Тел. звонок: - Сейчас очень распространено показывать по телевизору различные Богослужения,  как в прямом эфире, так и в записи. Скажите, пожалуйста, можно ли таким образом присутствовать на службах в храме?

о. Феофан: - Всё относительно. Если человек хочет помолиться и не имеет возможности попасть в храм, то, наверное, во благо будет помолиться, даже если идет трансляция по телевизору. Если человек больной или престарелый, который и рад бы был пойти в храм, но возможности такой у него нет, и он смотрит или слушает трансляцию по телевизору, то это оправдано и будет во благо. Но если человек здоров, на своих ногах, и имеет возможность пойти в храм, но по лени или беспечности заменяет это телевизионной трансляцией, то это будет не совсем правильно. Заменить храм ничем нельзя. В храме присутствует Сам Господь, в храме совершается таинство, и есть вещи, которые нельзя компенсировать чем-либо другим. Допустим, у кого из нас живы родители – сколько бы мы ни делали добрых дел -  хоть накормим весь белый свет -  это не заменит нашу заботу о родителях. Или, допустим, есть у нас дети. И сколько бы мы не делали полезных дел, но мы же не можем сказать, что вот я столько сделал уже добра, что не буду заботиться теперь  о своих детях, я уже и так много хорошего сделал. Т.е. есть вещи, которые ничем не заменишь. Поэтому в определенных ситуациях трансляции церковных богослужений будут во благо, но в то же время полноценно заменить, конечно, невозможно.

Тел. звонок: - Как правильно помогать бездомным, которых встречаешь на улице?

о. Феофан: - Надо иметь при себе мелочь, чтобы можно было подать. Бывает так: иногда человек хочет подать нищему, а у него все деньги только крупные, и получается, что человек не решается подать милостыню крупными деньгами. При себе надо всегда иметь размен. Иногда бывает полезно делать конкретную милостыню – выбрать какую-то страждущую семью, где может быть человек-пенсионер, который еле-еле сводит концы с концами, или одинокий инвалид, и т.д. И в таком случае мы уже будем конкретно знать, что наша помощь идет по тому или иному адресу, приходит к человеку, который непосредственно в ней нуждается. Это тоже правильная форма милостыни. И конечно милостыня наша может заключаться не только в деньгах. Очень часто к нам приходят нищие, которым мы не можем помочь деньгами, но даем одежду, продукты, лекарства -  и человек утешен этим. Милостыней может быть и наша молитва. Например, оказался ты сам без денег, то помолись за нищего или скажи ему доброе слово. И человеку легче и радостней жить, когда он чувствует, что он не забыт. Поэтому милостыню можно и нужно творить в разной форме. Любое доброе дело, совершаемое бескорыстно, принимается Господом. Есть такой рассказ в житиях святых, как один человек пожертвовал нищему рубашку, и на следующий день увидел, что этот бедный человек ее пропивает, и он расстроился. И в эту же ночь явился ему Господь в этой же рубашке и говорит: «Не смущайся. Всё, что ты даешь нищим, принимаю Я». Поэтому не стоит сомневаться. Что можем – подаем искренне и от сердца, а куда уж это пойдет -  Господь сам видит.

Тел. звонок: - Батюшка, как Вы считаете, можно ли поступить против воли родителей и близких, имея при этом благословение от священника?

о. Феофан: - Я думаю, что в каждом случае нужно решать индивидуально. Почему? Допустим, приведем такой пример, когда родители хотят, чтобы дочь стала фотомоделью, а батюшка благословляет ее стать учительницей. Конечно, здесь более правильно придерживаться благословения священника, потому что это будет богоугодным делом, чем пойти туда, где господствует разврат, похоть и т.д. В других случаях, я был свидетелем, когда некоторые священники благословляли кого-то из членов семьи покинуть семью или создать брак с другим человеком, и это вносило большой раскол. В таком случае священник, конечно, не должен диктовать, а должен смотреть на ситуацию. И патриарх, и наше священноначалие не раз говорили о том, что пастыри не должны насильно разбивать семью, не должны благословлять, например, чтобы жена оставила мужа и ушла в монастырь. Это будет неправильно. Надо смотреть на ситуацию. Если семья распалась уже, и у жены или мужа есть склонность и призвание – это одно, а если супруги живут вместе и любят друг друга-это совсем другое. Конечно, такой духовник будет поступать против воли Божией, и его благословением правильнее будет пренебречь, не исполнять.

Поэтому тут уже надо смотреть, насколько это полезно душе, насколько это соответствует ситуации, в которой находятся люди. И у святых угодников часто проскальзывает такая мысль, что нужно больше слушать Бога, чем людей. Т.е. если родные требуют что-то такое, что не идет на пользу душе -  то, конечно, тут надо твердо настаивать на своем, не подчиняться даже родительской воле, если она идет вразрез с заповедями Божиими. И в то же время, если пастырь благословляет что-то такое, что на данном этапе неполезно человеку, или не нужно, или он не готов к этому - то тогда лучше послушаться родных, и, может быть, не спешить исполнять такое благословение. Потому что я знаю, что был один такой игумен даже в Троице-Сергиевой Лавре, который некоторые семьи благословлял разводиться, уходить обоим в монастырь, против их воли. Потом были серьезные разбирательства, его запретили в служении, и нам, клирикам, было внушено, что нельзя насильно благословлять разбивать семью.

Тел. звонок: - Как объяснить друзьям, что ты не готов стать крестным их ребенка?

о. Феофан: - Наверное, надо начать с того, чтобы сказать, что крестный – это не просто дань традиции, но это действительно реальные, конкретные обязанности на человеке, от выполнения которых во многом зависит будущая жизнь ребенка. Часто бывает и так, что взяли в крестные неготового человека, он в вере ребенка не назидал, за ребенка не молился, заповедям не учил, и неудивительно, что ребенок вырос и оказался чуждым Церкви, а, может, и вовсе сбился с пути. И, наоборот, не раз приходилось видеть такие семьи, где брали ревностных, усердных крестных, и там крестные молились, старались ребенка приносить на причастие, потом уже приучали самого ребенка молиться, возили в святые места.  И ребенок вырос с осознанием веры, с пониманием заповедей Божиих, и такие крестные действительно выполнили свой долг. Поэтому, если не получается человеку выполнить обязанности крестного-   то так и надо сказать родителям ребенка. Мол, я рада бы, но не могу, потому что моя жизнь, мой образ жизни, мое духовное состояние не позволяет находить возможность, чтобы за ребенка молиться, чтобы учить его молитвам, чтобы в храм приносить на причастие. Т.е. постараться объяснить, что такой возможности нет. Но, а если есть возможность, если родители действительно хотят, чтобы вы были крестной, тогда неплохо было бы побольше почитать, самой духовно укрепиться, может быть, надо поработать над собой, себя подготовить и это тоже будет благо – стать достойной крестной. Т.е. не надо спешить отказываться, даже если чувствуешь, что не готов. Не лучше ли будет порой поработать над собой духовно и подготовиться стать достойной крестной?

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+