Перейти к основному содержанию

17:17 18.07.2018

У моего небесного покровителя несколько дней памяти в году, получается мне нужно отмечать именины тоже несколько раз в году?

19.06.2018 10:57:44

 

 

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/06/05/21-00

 

Н.  Карташева: - Добрый вечер, дорогие братья и сестры!

о. Феофан: - Здравствуйте! Хочу сразу вас поздравить с праздником, который нам особенно близок - это память святого благоверного князя Александра Невского. Сразу  должен сказать, что сегодня в календаре вроде бы нет этого святого, но люди, глубоко воцерковленные, знают, что часто память тех или иных святых празднуется в составе собора святых  определенного края, определенной земли. И вот сегодня  память святых Ростово-ярославской земли, в числе  которых благоверный князь Александр Невский.  Величайший угодник Божий Русской земли и великий защитник Отечества, который своей жизнью показал, что можно и нужно совмещать и достойное дело защиты родины, и  чистую благочестивую жизнь. У нас сегодня  было торжественное богослужение. Этот день мы считаем одним из престольных праздников нашего храма.  Сразу скажу, что сегодня у нас дата очень значимая - ровно 300 лет назад  была создана наша российская полиция. При  Петре I, 5 июня 1718 года, была учреждена должность санкт-петербургского генерал-полицмейстера, и даны были указания по формированию структур полиции. Такая важная дата не осталась без внимания нашей Русской Православной церкви. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в это  воскресенье были совершены заупокойные литии по погибшим сотрудникам полиции. Во многих приходах к этому дню  были приурочены встречи с сотрудниками полиции, беседы, и иные мероприятия. Мы хотели показать, что те, кто  выполняет свой долг в рядах полиции -  это, действительно, люди, для которых опорой служат заповеди Божии. Мы встречались с представителями полиции нашего Пушкинского района. Много беседовали. Отслужили молебен о помощи Божьей полицейским и литию о погибших. Говорили, что все больше и больше людей в рядах правоохранительных органов приходят к Богу. Часто бывает, что  полицейские приезжают на исповедь и причастие не в свои приходы, не желая лишний раз акцентировать, что он человек верующий, церковный. У нас постоянно бывают ситуации, когда человек служащий в полиции приезжает, на службе присутствует, причащается. Общаемся. Оказывается, что он из другого района. Люди тянутся к Богу, и что отрадно было - пришли те сотрудники полиции, которые пожелали сами прийти. Идет духовное возрождение России, хотя силы тьмы этому противоборствуют, но мы должны держаться.

Н.Карташева: - Нацгвардия - это же полиция?

о. Феофан: - Раньше мы были единой структурой, входили  во  Внутренние войска МВД. А теперь Нацгвардия уже сама по себе. СОБР, ОМОН туда входят, поэтому в определенной степени есть взаимосвязь.

Н. Карташева: -В городе Истра мы, когда проезжаем, видим здание полиции, на нем большими буквами написано: Богу хвала, ближнему защита!

Телефонный звонок: - Батюшка, у моего небесного покровителя несколько дней памяти в году, получается мне нужно отмечать именины тоже несколько раз в году?

о. Феофан:  - По традиции, в прежние времена человека называли при крещении именем того святого, который первый из числа  дней его памяти праздновался после дня крещения или дня рождения. Чаще всего это раньше совпадало. И я помню, батюшка рассказывал, как принесли несколько мальчиков сразу крестить, и батюшка сказал: будут все Симеоны. А ему  кто-то говорит: я хочу, чтобы мой внук был Леонидом.  А батюшка – вот, мать, посмотри, сегодня нет в книге Леонида. Раньше называли по дню крещения.  И тот святой, в честь которого крестили, и в честь кого назван человек; тот, кого праздновали в день крещения - этот день назывался днем Ангела. При советской власти это немножко сдвинулось, потому что многих из нас крестили тайком или,  по крайней мере, они не помнили свой день крещения. И поэтому сложилась традиция отмечать день Ангела, память того святого, имя которого мы носим в первый после нашего дня рождения. Конечно, хотелось в каждый из дней получать подарки. Но именины одни. А остальные дни значимы и важны, и можно назвать их днями небесного покровителя. А именины -  именно те, которые первые после дня рождения.  Или если человек знает свой день крещения -  это первый день памяти святого после дня крещения.

Н. Карташева: -А Вы в постриге носите имя Феофан, ваше тезоименитство -  Феофан Затворник?

о. Феофан: - Да,  меня когда постригали, было три жребия. Все имена оказались на Ф – Филипп, Феодосий и Феофан. 22 января меня постригали, а 23 была память Святителя. Наверное, день Ангела достаточно отметить один раз, а в остальные дни, связанные с памятью святого, имя которого мы носим, неплохо подготовиться, покаяться и причаститься Святых Христовых Таин, чтобы соединиться с Богом и получить духовную пользу. Вот это будет лучшим и наиболее правильным отношением ко дню небесного покровителя.

Тел. звонок: - Есть ли какие-то особенности богослужений Петрова поста?  Например, как  в Великий пост?

о. Феофан: - Дело в том, что я  не настолько глубокий специалист. В Великий пост есть в будни такие службы – алиллуйные, когда положено класть земные поклоны с молитвой Ефрема Сирина. Литургия не служится. Что удивительно, Устав предписывает такие службы и в определенные дни петрова поста. Но на практике, как правило, это не совершается, а идут обычные службы. Почему не совершаются такие службы, подобные великопостным, наверное -   это может быть влияние синодального периода, когда стали даваться определенные послабления.  И хотя мы этого не совершаем во время службы, но помнить надо. Вот я как-то попал на гору Афон в Петров пост. Мы привыкли, что у нас  здесь частично можно рыбу. А смотрю -  там не только рыбу нельзя, там в некоторые дни подают воду как  травяной слабый чай, и сухари из муки грубого помола. То есть  видите, насколько строго там придерживаются Устава! Но я думаю, что в наше время, если человек имеет усердие  -  он может и в петров пост более строго попоститься, даже,   чем принято в практике, если хватает сил и есть возможность, и если человек чувствует духовную необходимость. И надо соизмерять свои силы. Потому что очень печальное впечатление производят случаи, когда  во время  Великого поста или других, некий человек начал усердно молиться и на службы ходить почти каждый день, и есть совсем мало, поклоны класть. А сил у него не хватило, и он бросил, вовсе перестал поститься с половины поста, и пост оставил вообще. И лучше было бы, чтобы не настолько суровые подвиги нес, а в меру сил. Зато их хватило бы. 

Свои силы надо соизмерять, но в тоже время помнить, что предписывает церковный Устав. Это как бы эталон, на который мы должны равняться, к которому  стремиться. Но Господь призывает все делать с рассуждением. Если мы видим, что  наши силы не  позволяют – то что   делать? Бог смотрит на сердце человека. Огромная разница, когда человек что-то не делает по небрежности,   беспечности и лени, и наоборот, когда человек и рад бы выполнить - а силы и возможности нет.  Поэтому за один и тот же поступок Господь спросит совершенно по- разному.

И надо помнить, что не надо зацикливаться только на пище.  А то бывает, что человек от пищи воздерживается: не ест, не пьет, а в словах и спорит, и скандалит, и осуждает, и телевизор позволяет себе и сплетни разные. Диета сама по себе - это не подвиг, не добродетель. Это даже не пост.  Здесь  надо подходить  именно всесторонне, чтобы затворить свои слух, зрение, чтобы не впускать в свою душу того,  что  наносит внутренний вред.

Тел. звонок: - По совету знакомых обращалась к экстрасенсу и не думала, что это такой большой грех. И он мне не помог и даже наоборот. И что мне  теперь делать? Я очень раскаиваюсь.

о. Феофан: - Это частая ситуация. У нас на некоторые службы приезжают  такие люди, нормальный вроде бы человек, а когда подходит к Таинствам или ко кресту -  начинает лаять. Другой человек рассказывает, что как только подходит к кресту -  у него в ушах начинается свист. Все это  произошло после того, как человек обращался к экстрасенсам. И таких случаев очень много. Надо понимать, что есть два источника духовной силы. Это источник Божественный, благодатный и наоборот, источник темной демонической энергии, который берет свое начало в сатане. И целители, по преимуществу - те которые предлагают свои услуги, это люди, через которых действует не Божественная, а демоническая сила. Мы можем  задаться вопросом, что православная церковь почитает и православных целителей: Целителя Пантелеимона, Косьму и Дамиана, но, тем не  менее, если мы посмотрим их житие и жизнь современных экстрасенсов -  мы увидим огромную разницу. Во-первых, те целители, которых церковь прославила, они никогда не  носились со своими дарами, не пропагандировали их, не агитировали лечиться у них, а часто, наоборот, даже скрывали. Во-вторых, самое главное - они проводили жизнь в подвиге благочестия. То есть  в величайшем смирении, посте, молитве, покаянии. И Господь действовал через них. Те же люди,  которые сейчас являются целителями – экстрасенсы, маги, гипнотизеры, биоэнергетики - как правило, вряд ли мы найдем кого-то святой жизни. Не назовешь никого из них благочестивым человеком, судя по образу жизни этих людей. А люди, которые обращаются к ним, зачастую не понимают, что наносят вред своей душе, и вместо пользы получают духовную болезнь. Может быть, и так, что человек может получить какую-то телесную пользу, дьявол создает  видимость, потому что дьявол настолько лукавое существо, он может создать видимость, что человеку стало легче, а потом человек духовно повреждается. Что нужно делать? Конечно, нужно   нести покаянный труд. Как, например, вот, вел человек неправильный образ жизни, заболел, и хочет вылечиться. А одного желания мало, и с одной таблетки не вылечишься. Надо проводить  и профилактику, и лекарства регулярно принимать - и тогда  выправляются телесные недуги. Тоже  самое касается и духовных недугов, если  человек неправильно поступал, обращаясь к целителям, через которых действует темная  сила. Он духовно повреждается. Иногда появляется страх, тоска,  иногда бесконечный круг неудач. Как же быть? Как  выправиться? Надо твердо раскаяться в этом грехе, принести покаянный труд. Хотя бы 40 дней почитать покаянный канон. Обязательно упорядочить духовную жизнь. Регулярно молиться дома, причащаться, стараться полностью порвать связи, знакомства с такими пагубными людьми. Молитвенно обращаться к Киприану и Иустинии, им молятся для избавления от бесовских нападок,  при том и через магов, целителей и колдунов. Есть  еще мученики Трифон, Лев Катанский. То- есть, те святые, которым дана благодать разрушать  особым  образом бесовские козни.  И 40 дней чтение покаянного канона - это поможет духовному выздоровлению, чтобы человек потрудился немного. И покаяние. А там - что скажет батюшка, который будет принимать исповедь.

Часто люди приезжают и хотят, как в магазине, некую гарантию как по чеку. Но мы   должны помнить что все -   как воля Божья. Иногда бывает достаточно какому-то  человеку  понести тяготы и нужды. В житиях  святых рассказывается такой пример. Один был  человек  бедный и творил очень много милостыни.  Всем помогал. Это увидел один подвижник и подумал: Господи, если бы он был богатым - сколько  бы он сделал добра! И стал молиться за него: Господи, дай этому нищелюбцу богатства. А тот был  каменотес. Пошел он камень добывать, ударяет - и попадает в золотую  жилу. Оказалось  - там целые залежи золота, и он взял это золото и тут же переменил свою жизнь. Уехал в город, за взятки приобрел должность себе, дом и напрочь забыл о нищих.  Бесконечные  пиршества и распутства. И тот подвижник, который молился за него – сказал: «Что же я наделал? Богу виднее, что полезно для человека» - и стал молиться: «Господи, сделай так, чтобы он только не погиб». И вдруг правитель на него рассерчал и лишил его всех привилегий, и дом, и должность забрали, и он опять уехал в свое родное село и стал снова каменотесом. Зарабатывал в день 7 монет,  и из них 5 отдавал нищим, а 2 оставлял себе. То есть, как прежде, стал нищелюбцем.  Поэтому Богу виднее, что полезнее человеку.

Тел. звонок: - Батюшка, я студент, пишу дипломную работу, но  тему знаю плохо.  Как вариант есть помощь куратора за деньги, и в интернете специальные номера телефонов, благодаря которым тоже можно найти помощь. Полезно ли это будет для меня и для души?

о. Феофан: - Тут надо все надо делать с рассуждением. Если за человека выполнит его обязанности и задачи, его нагрузку кто-то другой -  то, конечно, это будет некий обман. Наверное, для православного человека  это не совсем подобающе, и более того, я думаю -  это будет и не в пользу. Я знаю таких людей, за которых делали другие посторонние люди работы, они получили диплом, аттестацию благополучно, но потом сколько времени не могли устроиться на работу! Они обманули, и казалось, выиграли в этом, но оказалось, что обманули  сами себя. Потому что можно обмануть  людей, но есть Бог, которого обмануть нельзя, Он видит все. И поэтому это не пошло им в пользу.

Другое дело -  если человеку поможет кто-то из репетиторов, может, преподаватели. Как-то направит, поможет, не за него сделает, а объяснит. Я и ученикам говорю, и солдатам, сейчас у нас много новобранцев. Приходят они, начинается курс молодого бойца. Что-то они не понимают там. Я им говорю: не стесняйтесь, спрашивайте, потому что часто бывает, что человек что-то не понял, стесняется, не  решается спросить, а потом ему сложнее усвоить дальнейший материал.

Я и сам во многих вопросах, порученных мне,  прошу того или иного человека, кто более сведущ, помочь, подсказать что-то. И благодаря помощи могу осуществить то, что необходимо для достижения цели. Поэтому  помощники могут быть в деле написания работ и диплома, но чтобы кто-то полностью за вас сделал -  это будет неправильно. И грех для православного человека. Что толку считать себя православными, если мы, православные, будем пренебрегать заповедями Божьими?  Господь сказал: «Вы соль земли, если соль оскудеет -  какой в ней толк?» Раньше была такая соль на востоке, при неправильном хранении она теряла вкус, как мел становилась. Куда ее девать такую соль, только выкидывать. Так и христианин, если он не имеет христианского духа, если он не пытается жить по заповедям Божиим, то от этого никакого толку не будет.

 Что тогда нам требовать от людей, далеких от церкви? Чему мы их научим, если мы сами будем поступать против совести, против заповедей Божьих?   Как быть верующим, если не исполнять того, к чему призывает Господь?

Тел. звонок: - Батюшка, в храме часто хочется плакать, почему такое?

о. Феофан: - Дело в том, что  в храме особая благодатная атмосфера, храм  - это  дом Божий. В святом алтаре невидимым образом на престоле  пребывает  Сам Господь. Чудным образом пребывает Бог и в Святом Евангелии, и в Святых Таинствах. Поэтому мы храм именуем дом Божий. Если даже в нашей обычной жизни предстоит какая-то серьезная встреча -  человек волнуется. Кому –то предстоит выступление, доклад, концерты, особенно перед такой серьезной аудиторией. Или когда мы попадаем на мероприятие памяти погибших -  многие чувствуют внутреннее содрогание и трепет. Иногда  даже могут поплакать. Ну, а тем более - в храме. Там человек  соприкасается как нигде, особенно близко с духовным миром, и, конечно, у каждого человека - разное внутреннее состояние, разная чувствительность. И те люди, у кого это чувствительность более выражается  - у них могут быть и слезы. Это не говорит о том, что у кого слез нет -  они ничего не чувствуют. Но бывает, что человек может иметь внутренний плач, который не виден. Разный характер, воспитание, менталитет.

Н.Карташева: - И от радости мы плачем, например, если дорогих людей не видели долго.

о. Феофан: - Да.  В храме человек встречается, соприкасается с Богом. Во время  богослужения, особенно в таинствах. И эта встреча пробуждает душу. Как правило, не секрет, что даже люди, далекие от церкви, заходя в   храм -  чувствуют особое состояние. Много раз приходилось общаться с такими людьми, которые  говорят, что в храм ходят нечасто, но войдя – чувствуют, что у них внутри все изменяется, слезы текут. Это  говорит о том, что у человека живая душа, что человек не окончательно  очерствел, что он духовно еще не омертвел. Поэтому, я думаю, что, конечно, навзрыд рыдать не надо, чтобы не смущать окружающих, но если есть слезы -  то не надо смущаться и стесняться этого, это внутреннее состояние человека, мы действительно ощущаем важность того момента, того события, той встречи с Богом, которая происходит в данный час.

 

Тел. звонок: - В этом году 100 лет со дня убиения царской семьи, которую мы глубоко любим и почитаем. Но, к сожалению, в некоторых храмах совершенно  отсутствуют иконы наших дорогих Царственных мучеников. Скажите, пожалуйста, в ваших храмах они есть?

о. Феофан: - Да, у нас во всех храмах есть иконы святых Царственных страстотерпцев. Более того, в гарнизоне Софрино-1, где у нас находится Державный храм, один из источников мы освятили в честь святых Царственных страстотерпцев. И более того,  у нас есть некоторые святыни, связанные с их жизнью. В частности, одна раба Божия Ирина. Она уже в возрасте, из Москвы, глубокий патриот нашего Отечества. Но часть своей жизни прожила за границей. Там, совершая определенные послушания в Русской Зарубежной церкви, она была близка с многими ведущими архиереями, и через них и с эмигрантами прежних времен получила великую святыню – часть шинели государя Императора. И часть  салфетки, которая была вышита дочерьми императора. И некоторые еще другие святыни.  Приезжайте.

Конечно, я немного бываю в других храмах, но, тем не менее, куда не приедешь -  смотришь, везде есть иконы Царской Семьи. Потому что народ чтит.  Если в каких-то приходах у священника еще не дошли руки, наверное, самим прихожанам важно  проявить активность, собрать средства, чтобы икона была написана. И будет икона. Я не думаю, что какой-то батюшка воспротивится такому доброму намерению прихожан.

 

Каждый год  мы совершаем крестный ход, и я рад, что каждый год у нас присутствуют радиослушатели радио « Радонеж». В этом году торжественно прошли от Софринской бригады до  9-ой дивизии противоракетной обороны.  Это 15 км с небольшим  плюс еще 4 километра   по городку. То есть, у нас вышло около 20 км. И я был рад, что в этот раз дали много солдат нашей софринской бригады. Потому что иногда командование побаивается на такое расстояние давать солдат, чтобы не было нарушения армейского распорядка, чтобы во время могли пообедать. И там же, в гарнизоне Софрино- 1, там тоже дали большое количество военнослужащих, и мы торжественно прошлись с помощником моим о. Георгием. Народу было  значительное количество,  и мы только одну сделали остановку. И что интересно, каждый год раз от раза мы проходим легче и легче.  Первый год было совсем тяжко, я на себя все время воду поливал, полью воды - мне легче. А сейчас  даже незаметно прошли, так легко. И пронесли три иконы, они у нас находятся в Державном храме гарнизона Софрино- 1, среди них старинная икона «Воспитание», она чудным образом к нам пришла.  И икона «Державная», периода явления этой иконы, 1917-18 года,  один из первых списков.  И современная  икона, но тоже особо чтимая, написанная монахами  на святой горе Афон –«Азовская».   Явление Матери Божьей казакам во время осады турками азовской крепости.

И я рад, что столько пришло военнослужащих, и офицеры пришли. У нас  получился и день Всех святых, и день Владимирской иконы, и приурочили к Дню защиты детей. Плюс заговенье на петров пост.  Столько радостных событий! И плюс еще 300 - летие российской полиции! Мы совершили такое радостное шествие!

А в будущие годы, если Бог даст нам всем дожить, то, как правило, наметим  на ближайшее воскресенье к 1 июня. Раньше я назначал на 1 июня, но это часто будни, и это сложно.

И еще радостное торжественное событие было 20 мая: освящение трех храмов: Страстной храм, Почаевский и храм блаженной Ксении. Почему Почаевский? Бабушка моя была родом с юга Воронежской области, и там многие были  с тех земель, которые потом стали Украиной. Эти люди очень любили Почаевскую икону. И я с детства ее   почитал, во всех нуждах и печалях молился.

 Третий храм в честь Ксении Петербуржской, почему, потому что она покровительница всех бездомных странников. А у нас много приходит бездомных, и каждый день идут и идут. Летом многие расходятся потому, что тепло, но и приходят. Жалко, конечно, это наши русские люди, и те, которые нестарые, в большинстве случаев могли бы трудиться, но оказались за бортом этой жизни. В чем-то есть и их вина, потому что многих сгубила погоня за удовольствиями, они выпивали, наркотики употребляли, в тюрьмы попадали и не очень привыкли к работе. 

Хотя был дождь, приехало много народа, отрадно было.  Мы все вместе помолились, так как никогда, наверное, не молились, потому что  архиерейское богослужение дает молитвенную полноту живого общения с Богом. А было три архиерея.

Тел. звонок: - Объясните, пожалуйста, как соотносятся такие слова, как патриотизм и добродетель. Даже среди православных можно услышать сейчас противоположные объяснения, а как верно?

о. Феофан: - Да, это вопрос злободневный. Есть, конечно, духовники несоизмеримо более опытные и более знающие, которые этот вопрос в той или иной степени раскрывают. Но я твердо убежден и думаю, что большинство православных священнослужителей убеждены, что патриотизм является добродетелью. Как можно  не считать патриотизм добрым делом, если в Евангелии Господь даже  показывает, что мы должны иметь любовь даже к врагам? Любовь к врагам -  разве это не  доброе дело, любовь к ближним -  еще более доброе дело. А как  на фоне всего этого любовь к Отечеству, к своему народу,  к своей истории, к своей стране может не являться добрым делом? Если любовь   к врагам  - доброе дело, то любовь к родной земле тем более  является добрым делом. Более того когда я  провожу беседы с солдатами, офицерами  - я всегда  говорю, что патриотизм, любовь к родине не просто добродетели, это часть нашей веры. И действительно, именно так жили наши святые.

Спаси, Господь.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+