Перейти к основному содержанию

17:30 20.05.2019

Значение слова жид, и главное - насколько оно обидно для человека с другого берега Евфрата? Протоиерей Олег Стеняев, ответы на ваши вопросы.

23.08.2013 14:29:11

Говорит радиостанция «Радонеж». Православное вещание для России и соотечественников за рубежом.

Радио «Радонеж» в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. После некоторого перерыва как обычно по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев. И сегодняшняя передача будет состоять из ответов на ваши вопросы.

У нас уже есть вопросы, которые мы получили письменно. Первый вопрос: как разговаривать с неправославными людьми, о Боге?

-Прежде всего, нужно понять, что каждый человек по-своему понимает те или иные слова. Точнее- разные группы людей понимают те или иные слова по-своему. Вот если вы обратите внимание на проповедь евангелия так, как она осуществлялась святыми апостолами, так, как она записана в Новом Завете, то мы видим целый ряд таких моментов, когда апостолы не говорят все сразу. Например. в день Пятидесятницы, когда Дух святой сошел на апостолов, и апостол Петр проповедовал, он не говорил о святой Троице, он не говорил о том, что Иисус Христос есть Бог, но он сослался на Пятикнижие Моисея, которое для иудеев и прозелитов иудаизма являлось авторитетным свидетельством. И там было пророчество в книге Второзакония, где Моисей говорит, что другого пророка воздвигнет Господь подобно мне, и его слушайтесь.

И вот Петр приводит эти слова, то- есть делает эту ссылку. Что интересно, архидьякон Стефан тоже проповедует через некоторое время. Он тоже ссылается на Второзаконие, на этот текст, где Моисей говорит, что иного пророка воздвигнет Господь, и его слушайтесь. Святые отцы обращают на это внимание. И они говорят: если бы апостолы сразу говорили о Троице, Божестве Иисуса Христа- то на этом их проповедь бы окончилась. Они идут от Писаний, от того, что авторитетно и, собственно говоря, понятно для иудеев. Также блаженный Феофилакт задается вопросом, почему евангелия как бы умалчивают о Деве Марии, почти ничего не говорят. Потому, отвечает блаженный Феофилакт, что не все могли услышать эту тайну. Ибо эту тайну можно созерцать только верующим сердцем. И если неверующим говорили бы о существовании Иисуса Христа, то, возможно, они неадекватно реагировали бы на это. И поэтому в Писании сказано: не мечите бисер перед свиньями. И еще в Писании сказано, что не всем надо проповедовать. Господь говорил: в какой город придете, узнаете, кто достоин. И идите к этим людям, и им говорите.

То- есть, разговаривать с людьми о православии надо на их языке. То, что для них понятно, то, что называется объяснить на пальцах. Например, если мы разговариваем с детьми или с душевнобольными людьми, а кто-то запишет нашу проповедь, а потом с точки зрения высокой теологии попытается дать критику такую этой проповеди, то, конечно, много смешного может придумать такой критик. Точно также, когда мы беседуем с людьми другой веры. Например, Григорий Нисский писал, что как у больных, у которых разные болезни и даются разные лекарства, так одно мы говорим язычникам, другое мы говорим еретикам, третье мы говорим иудеям. То- есть, православный человек, то, как он общается со своими братьями и сестрами- это одно, для других людей он находит другие слова. Как сказано, что миссионер должен быть для иудея как иудей и так далее. В противном случае вы можете подвергнуть поруганию таинство веры. Собственно говоря, в таких вещах как причастие, о таинстве крещения открыто не говорилось в христианской проповеди. И было такое понятие, как тайноводство. Особенно то, что касалось святых таинств. Это никогда не проповедовалось открыто, это для оглашенных специальный курс, когда они получали как бы основные знания. Поэтому людей надо постепенно вводить в мир православной терминологии, не действовать резко. А если будете своим соседям прямо зачитывать страницы по догматическому богословию святителя Макария- я думаю, что они от вас убегут.

Но если вы найдете какие-то адекватные слова, примеры из жизни, особенно интересные, которые подойдут для вашей проповеди- вы сможете вызвать их интерес. Конечно, невежды в проповеди любят покритиковать тех, кто имеет опыт устраивать беседу. Ну, Бог им судья.

-У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

-Добрый день.

-Добрый день.

-Благословите, батюшка, рабу Божию Наталью.

-Бог благословит.

-Мы очень рады, что вы в эфире сегодня. Мы молились за вас, и дай Бог вам здоровья и в дальнейшем. Будьте добры, у меня такой вопрос: как узнать волю Божию? В нашей жизни всегда происходят какие-то события. Вот мне, например, хотелось бы поменять место жительства, но я не знаю, угодно это Богу или нет? Как это определить? По каким признакам?

-Воля Божия заключается в том, чтобы мы жили по заповедям, пребывали в любви к Богу и к ближнему. Вот если это человек помнит, знает, то он может остаться жить в этом городе, переехать в другой- и ничто ему не повредит. С другой стороны, если человек не знает воли Божьей- кстати, в Писании сказано, что воля Божия заключается в том, чтобы уверовали в Иисуса Христа. Вот, например, человек не верит в Иисуса Христа, то- есть, он не познал наивысшего проявления Божественной любви в жертвенном служении Сыну Божию. Тогда что бы он ни предпринимал, вряд ли Божье благословение будет его сопровождать.

Поэтому все в исполнении заповедей, как говорили святые отцы. То есть если мы стремимся исполнять Божий закон, следовать Божественным предписаниям, то какие-то перемены, относящиеся к нашей светской части жизни они не принесут никакого вреда. С другой стороны, в Писании сказано: все что вы делаете, делаете во имя Иисуса Христа. Поэтому, если вы принимаете какое-то решение куда-то переехать, то надо, наверное, взять благословение у священника, который вас хорошо знает, чтобы он рекомендовал, как себя вести на новом месте. Что-то подсказал бы. А воля Божия –это, конечно, тайна. На самом деле счастлив тот человек, как я часто говорю, который распознал Божье намерение относительно самого себя. То- есть, занимается тем делом, которое Господь от него хочет, чтобы он этим делом занимался.

И хуже, если человек занимается не своим делом. Например, если человек преподает богословские науки и при этом он агрессивен. А какой смысл оттого, что он много знает? И много говорит? Никакого. В Писании сказано: если ты имеешь всю веру и все познание, а любви не имеешь, какой тебе от этого прок? Никакого. Поэтому все заключается в любви. Любовь- это исполнение Божьего закона. Так и сказано в Писании. А заповеди Божьи регулируют взаимоотношения между человеком и Богом, человеком и человеком. Если мы правильно это выстраиваем даже при немощи нашей веры, может быть, слабой. Она будет усиливаться через наше преданное служение Богу.

Как я поясняю достаточно часто, что недостаточно просто верить в Божье существование. Человек говорит: я верю, что Бог есть, верю в Бога. А другой человек говорит: а я верю Богу. Видите, какая разница в этих словах. Один говорит: я верю в Бога, в Его существование, в Писании сказано: кто без веры, тот трепещет. А другой говорит: я верю Богу. То- есть, я всецело доверяю Ему, и все, что Он говорит нам через Свои откровения, через церковь, мы стараемся исполнять. И тогда, где бы мы ни оказались, Божье благословение не покинет нас. А вот познать волю Божию- это истинное счастье, когда человек занимается именно своим делом.

-У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

-Добрый день.

-Добрый день.

-Благословите, батюшка,

-Бог благословит.

-Я бы хотел задать вопрос. Вопрос повторный. Вот я прослушал недавно передачу, где вам задавал вопрос по поводу Благовещения Пресвятой Богородицы, где было сказано, что архангел Гавриил Ей сказал, что Ее Сын займет престол Давидов, и царствию Его не будет конца. Вы мне тогда посоветовали, чтобы я повнимательнее читал евангелие. Я прочитал евангелие и убедился, что именно эти слова сказаны, что Господь займет престол Давидов. Вот в связи с этим вопрос Господь Иисус Христос вошел в Иерусалим, но на престол Давидов так и не взошел. Таким образом, не сбылось предсказание архангела Гавриила Матери Божьей.

-Ну, во-первых, предсказание было в Ветхом Завете. Давиду было предсказано через Божьих пророков, что на его престоле всегда будет восседать его потомок. И я вот однажды беседовал с одним еврейским раввином и спросил: а как вы решаете эту проблему? В Ветхом Завете есть прямые пророчества, где сказано, что всегда на престоле Давида будет его потомок. Вот сейчас, когда нет царства еврейского, вы с трудом можете восстановить, к какому колену кто принадлежит. И получается, что престол-то как бы не занят никем. А он спросил меня: а как вы, христиане, это понимаете? Мы понимаем это так. Иисус Христос, когда взошел в Иерусалим, и Он совершал освящение храма, Он действовал как Царь Царей. А то, что Христос потомок Давида, об этом сказано в евангелии от Матфея. Родословие Иисуса Христа, сына Давидова, Сына Авраамова. И то, что Он восседает одесную Бога-Отца на небесном престоле не только как истинный Бог, но и как истинный человек. А по плоти Он прямой потомок Давида. Это означает, что трон Давида сейчас не пустует, а Царь Царей, Господь находится на этом престоле. А в диалоге между Девой Марией и архангелом Гавриилом обращают на себя слова, что Гавриил, когда приветствует Деву Марию, он говорит Ей, что Она благодати полная. Вот, представьте себе. К ней обращается Божий посланник и говорит: радуйся, благодати полная. А ведь еще не было Голгофских страданий, когда Господь очистил Своей кровью род человеческий. Но мы видим, что Она благодати полная. То есть Господь подготавливал этот сосуд, Пресвятую Деву, заранее, очищал Ее сердце и через благовестие Гавриила исполнил этот сосуд, Ее тело, дух именно чистотой, которая смогла принять в себя Невместимого Бога.

-У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

-Добрый вечер.

-Добрый вечер.

-Благословите, батюшка,

-Бог благословит.

-Слава Богу, батюшка, вы в эфире. Если можно, ответьте на такой вопрос. Значение слова жид, потому что в интернете есть толкование, что это вообще нецензурное слово, но ведь его же и Пушкин применял? И главное - насколько оно обидно для человека с другого берега Евфрата?

-Я помню, я работал на заводе, у нас был один мастер. Он был как раз еврейской национальности. И к нему один обратился: ну что, жид? А этот мастер так улыбнулся хитро и говорит: я не знал, что вы так хорошо к нам, евреям, относитесь. А этот человек говорит: а почему? Я же тебя жидом назвал? А этот еврей говорит: а разве вы не знаете, что слово жид означает: живи, Израиль, долго? По крайней мере, меня поразило то, с каким юмором вот этот еврей отнесся к этим словам. Кстати, есть языки, в которых отсутствует слово еврей, а присутствует слово жид. Например в том же польском, насколько я знаю. На украинском возможно. На чешском, например, оно означает: лицо еврейской национальности. Но, наверное, не все евреи одинаково относятся к этому слову, поэтому может быть, чтобы не оскорблять людей, не затрагивать их чувств, лучше не использовать это слово. Вообще, почему человека надо называть по национальности? Я думаю, что нам не понравится, если к нам обратятся: эй, русский, иди сюда. Да, мы русские, но зачем так подчеркивать это? Это какое-то противопоставление делается.

Я помню, Гордон вел передачу Хмурое утро. Так вот он даже слово еврей раскритиковал. Его там спрашивают, из Израиля звонит какой-то мужчина и спрашивает: но вы же еврей? А Гордон так оскорбился и говорит: вот когда человеку нечего о себе сказать, он говорит, что он еврей. А я журналист, я писатель, я продюсер. То есть действительно, это скользкая тема. Поэтому мы не должны превозноситься над людьми еврейской национальности. И вообще, почему мы занимаемся еврейским вопросом? Мы, россияне, должны заниматься русским вопросом.

Апостол Павел пишет: не превозноситесь перед евреями, в послании к Римлянам он пишет, что да, они отпали неверием. А ты чем держишься? А верою. Поэтому не превозносись, но бойся. Действительно, они отпали неверием, не приняли Мессию. А мы как дикая маслина, как Павел пишет, привились к этому дереву, корни которого патриархи Исаак, Авраам, Иаков. Поэтому нам не надо превозноситься над отпавшими, а бояться, как бы нам самим не отпасть. Потому что в Писании сказано: что было с ними, то есть с евреями, то является прообразом для нас, достигших последних времен.

-И у нас еще вопрос. Почему женщине запрещено носить мужскую одежду?

-Ну, этот вопрос, наверное, касается ситуации, когда женщина на даче, когда она копается в огороде. И, конечно, ей может быть неудобно при этом быть одетой в платье. И она надевает спортивный костюм или что-то еще. Надо сказать, что в законе Божьем действительно сказано: проклят мужчина, который одевает женскую одежду, и проклята женщина, которая одевает мужскую одежду. Причем, что интересно, в те времена разница между мужской и женской одеждой была очень незначительная. Ну, может быть, на уровне, у женщины там вышивка какая-то могла быть, а так это такая же рубаха, как и у мужчины. Но даже вот эта незначительная разница: мужчина подпоясывался, а женщина- нет. Головные уборы тоже были очень схожи, ну были какие-то незначительные особенности.

Я думаю, что этот закон был предложен Господом для того, чтобы мужчина всегда подчеркивал в себе мужественность, а женщина осознавала в себе женственность. Потому что когда эти понятия смешиваются, то нарушаются эти установленные Богом принципы, что муж -глава жены, жена должна подчиняться мужу, и так далее. То- есть, иерархия, которую выстроил Господь, она как бы рассыпается. Тем более, что это может носить какую-то гомосексуальную окраску. Я знал одну женщину, которая решила стать мужчиной. Она принимала гормоны, у нее вырос кадык, усы, и это было очень тяжело видеть. Я пытался понять природу такого ее стремления, у нее был жених, он ее бросил беременной, потом был выкидыш, и она возненавидела положение женщины в этом мире. И решила обрести мужественность, чтобы она бросала, а не ее бросали. То есть это всегда рецидив, связанный с какой-то личной трагедией. Поэтому если мы видим людей, которые не просто ради удобства одевают спортивную одежду и непонятно, то ли это мужчина, то ли женщина, если за этим стоит какая-то трагедия, то можно разобрать с человеком эту ситуацию. И с точки зрения священного Писания, оценить это неправильное его стремление, если, например, мужчина стремится к женственности, а женщина к мужскому началу, оценить как отрицательное, то есть не имеющее отношения к указанию Бога и наносящее вред самой идентификации личности, когда личность теряет саму себя.

Что интересно, она была Елена, по-моему, а называла себя Алексеем. И когда она пошла ко мне на исповедь, я все думал, а как же она себя на исповеди назовет? Потому что одно дело в миру- там какое-то сообщество было таких же женщин, которые хотели стать мужчинами, и когда в храме она оказалась, она как-то смутилась и после исповеди я, как будто забыв ее имя, спросил: имя твое? И вот в храме она сказала Елена. Это меня очень порадовало, что перед Богом, по крайней мере, женщина осталась женщиной.

-У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

-Добрый вечер.

-Добрый вечер

-Благословите, батюшка,

-Бог благословит.

-У меня такой вопрос, может быть, уже часто отвечали, но меня он как бы мучает это несоответствие в евангелии. Вот Христос сказал одному из распятых, что «сегодня же войдешь со Мной в рай». Потом нам известно, что Христос после физической смерти, спустился в ад, там Он проповедовал до Своего воскрешения. Как вот это несоответствие? Если Он говорил: спустишься со Мной в рай- и вместе с тем Он спустился в ад?

-Он сказал: ныне же будешь со мной в раю. НЫНЕ же будешь со мной в раю. И сколько времени Христос находился во аде, сказать достаточно сложно. Но можно предположить, исходя из его же слов, что «ныне будешь со Мной в раю», что когда Христос умирает? Он умирает первым, раньше разбойников, Он сразу сходит в ад и проповедует в аду и изводит оттуда души. Но после смерти Христа умирает разбойник. И есть предание, что разбойник первый входит в рай, и в литургическом богословии это отображается в богослужебных текстах. И когда он ходит по раю, он там один, и ангелы радуются, райские птицы запели от радости. А в это время Христос вводит туда патриархов, пророков. Поэтому можно отнести это просто к пятнице, что события могли произойти так. Потому что когда была суббота, в субботу Христос, который говорил о Себе, что Он пришел не нарушить, а исполнить закон, Он пребывал в покое все-таки. И это подчеркивается в литургических текстах, что Он пребывал в покое. С другой стороны, мы имеем богословский текст, где говорится, что телом во гробе, а душею во аде. И с разбойником в раю. Ведь не надо забывать о том, что Христос- это не только истинный Человек, но это и истинный Бог, который вездесущ. И для Бога, который вездесущ, не было никакого затруднения одновременно находиться в аду и проповедовать там. С разбойником в раю радоваться, и во гробе лежать безмолвно, как Умолкшее Слово.

То- есть, богослужебные тексты нам предлагают как бы несколько трактовок. Кстати, к сожалению, наши теологи, те люди, которые занимаются догматикой, мало изучают богослужебные тексты. Если бы они изучали богослужебные тексты, молитвы канонические, которые приняты церковью, каноны церковные- то, может быть, не было бы такой неразберихи. Например, когда идут споры о мытарствах. А вы посмотрите, сколько молитвенных поминаний о мытарствах мы имеем, и в правиле к причастию, в канонах, которые мы читаем, в других молитвословиях разных. Или учение Святой Троицы о том, что Бог есть личность, Сын есть личность, Дух святой личность. Мы видим, как в богослужебных текстах догматические истины бывают как бы более доступны.

Был такой богослов, протопресвитер Николай Арсеньев, так вот он изучал теологию по богословским текстам. Я думаю, что нам всем недостает такого внимания к богословским текстам. И вот сербский теолог Попович он тоже использует в богословских своих изысканиях богослужебные тексты. И ссылается на них, и это очень важно. Ведь, например, есть в богослужении такой текст, который называется догматик. Одно дело- вы его пропели, а другое дело- вы его изучили. А может, и догматику надо преподавать по этим догматикам, которые есть в богослужебных книгах? По крайней мере, это было бы разумно и оправдано.

-У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

К сожалению, сорвался звонок.

-И вот такой вопрос: моя соседка не верит, что Дух святой личность. Что можно ей сказать?

-Ну, Дух святой, без сомнения, является личностью. Потому что о Духе святом говорится, что Дух святой может оскорбиться. Сказано: хула на Духа Святаго не простится ни этом веке, ни в будущем. Потом о Духе святом сказано, что Дух святой научает нас на всякую правду. Если бы Дух святой был бы только энергией, электричество не может ни оскорбиться, ни наставить ни на какую правду. Это именно свойство личности, которая поучает, наставляет, оскорбляется. И что очень важно для нас, Дух святой в понимании многих отцов, в том числе западных, отождествляется с понятием любви Отца и Сына. И представить, что она безличностна, что это просто какая-то энергия- это не совсем разумно.

Бог общается с этим миром в Своих энергиях, Он являет Себя, Свое присутствие через нетварные божественные энергии. Но энергии хотя и проистекают из Божественной сущности от Отца, Сына, Духа святого, они не есть самая Божественная сущность. А когда мы говорим об Отце, Сыне и Духе святом- это именно личности. Личности, которые пребывают в неких взаимоотношениях друг с другом. И их взаимоотношения, я ссылаюсь на Августина Блаженного, Бог-Отец любит Бога -Сына, Бог-Сын любит Бога-Отца. И как Отец имеет жизнь саму в себе ипостась- личность, так и Сын имеет жизнь саму в себе ипостась- личность, так и любовь Отца и Сына имеет жизнь саму в себе и ипостась- личность Духа святого. Поэтому мы молимся, обращаемся в молитве к Духу святому, если бы Он не являлся личностью, а просто это была бы энергия, мы не могли бы молиться. И это прекрасная молитва именно подсказывает, что он личность. «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, прииди и вселися»…какие прекрасные слова,- «и очисти нас от всякой скверны», он также называет в этой молитве «сокровище благих» и «жизни подателю». Конечно, это Божественная личность, и христиане верят, что Святая Троица имеет одну божественную сущность, которая не разделяется. И есть три ипостаси, которые не смешиваются. Бог- Отец- это одна ипостась. Бог- Сын- это другая ипостась и Бог Дух святой -это третья ипостась. И их отличия -это ипостасные свойства. Бог Отец Безначальный -это его ипостасное свойство. Ипостасное свойство Сына -Он предвечно рождается от Отца, ипостасные свойства Духа святого -Он предвечно исходит от Отца.

Я специально сегодня эту тему так усилил, потому что приближается Святая Троица, Пятидесятница. Но ближе к этим праздникам мы поподробнее коснемся этих вопросов.

-У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

- Ну, вот мне подали в письменном виде вопрос. Раб Божий Владимир спрашивает, как вести себя по отношению к человеку, который должен деньги и не спешит их отдавать?

-Я думаю, что если это только ваши деньги, вы ведь можете дать взаймы от организации и деньги не только ваши, но и ваших компаньонов, здесь одна ситуация. Другая ситуация- это лично ваши деньги, которые вы дали взаймы. На конкретный срок. Срок истек, долг не возвращают. Я бы дал совет все-таки дать возможность человеку собрать необходимую сумму, может, какое-то дополнительное время ему дать. Но если и после этого обозначенного срока он не вернет деньги, то, наверное, остается только простить этого человека. Помните слова молитвы Господней: и остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должникам нашим. Я думаю, что если вы это сделаете, то ваши деньги окажутся в сокровищнице на небесах, где воры не крадут, ржа не разъедает, инфляция не сводит все это к нулю. Потому что это будет доброе дело- простить человеку его долг.

-У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

-Добрый вечер.

-Добрый вечер

-Отец Олег, хочу вас поблагодарить за ваши авторитетные ответы. Я вас много слушаю. Спасибо вам за все. У меня вопрос такой: известно, что Господь посещает скорбями. А если наоборот Господь помогает во всех Делах? Укрепляет в тех скорбях, которые непреодолеваемы? Можно брать что Господь вот таким способом дает- не скорбями, а наоборот? Вот человек заболел, Господь помог. Или какой другой случай или пример…

-Вы знаете? В скорбях Господь и оказывает нам помощь. Потому что в Писании сказано, что Бог никогда не посылает испытание сверх наших сил, но в самом испытании посылает нам некое облегчение. Видите? То, что проистекает от Господа, то и может выглядеть для нас как непреодолимая скорбь, это не так. А сверх наши х сил Он никогда не может нам ничего дать. И если мы не преодолели испытание- то это наш выбор, наше добровольное решение, но мы не можем сказать, что Бог дал нам какую-то непосильную ношу. Потому ч то Писание категорично: сверх наших сил Господь не посылает испытаний, но в тоже время в каждом испытании содержится некое облегчение, то есть утешение.

Поэтому если испытание проистекает от Господа, то оно содержит в себе некую благостную цель. Какую же благостную цель может содержать испытание болезнью, нищетой, потерей близких? Все испытания Господь посылает нам с одной целью: усовершенствовать нас. Не для того, чтобы нас понять, узнать, проэкзаменовать, проверить. Не для этого испытания. В глазах Бога мы абсолютно прозрачны. Он знает наше прошлое, наше настоящее и наше будущее. Испытания всегда посылаются с одной целью, чтобы нас усовершенствовать. В писании сказано: как золото огнем очищенное. И искушения тоже всякие посылаются, попускаются, чтобы нас усовершенствовать. И некоторые отцы даже говорили: если бы не было искушения, никто бы не спасся. Вот, задумайтесь над этими словами. Это тоже будет являться частью моего ответа вам.

-У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

-Здравствуйте, батюшка.

-Здравствуйте.

-Вот вы по понедельникам читаете лекции, да?

-Сейчас летний период и многие люди разъехались, и вопрос еще решается. По понедельникам я читаю на Чешском подворье. Мы оканчиваем четвертую Книгу царей, и будем изучать возможно псалтырь или то, что выберем сообща в нашей библейской школе на Чешском подворье. А по четвергам я обычно читаю на Кантемировской, в храме апостола Фомы, но опять же сейчас летний период, многие люди разъехались, к тому же я болел какое-то время. У меня сахарный диабет, и образовались язвы на ногах.Нельзя было медлить с этим, поэтому я ездил на лечение. Слава Богу, вашими молитвами сейчас мои ноги в нормальном состоянии. Со стороны люди говорят, что я даже похудел. Подтянулся. Я думаю, что это вашими молитвами. Я всегда чувствую вашу поддержку, потому что вы радиоприхожане добрые люди, отзывчивые. Дай Бог вам всем здоровья. Поэтому говорить о том, когда мы будем возобновлять занятия? Может быть летом какой-нибудь микроцикл и проведу, но это по мере сил. А конечно же с началом осени, если будем живы, Господь позволит, мы возобновим занятия и на Кантемировской, и на Чешском подворье, и в храме Иоанна Предтечи, где я служу.

-У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

-Добрый вечер.

-Добрый вечер

-Благословите, батюшка,

-Бог благословит.

-Раба божия Татьяна, рада слышать вас в прямом эфире. Вопрос по Ветхому Завету: песни Соломона. С какого возраста полезно читать эту книгу, так как содержание смущает и почему евреям до тридцати лет запрещалось ее читать? Спаси Господи.

-Ну, текст достаточно сложный для детского уха. И не каждый юноша может адекватно его воспринимать. Я бы рекомендовал читать песни с комментариями святых отцов. Есть комментарий Иеронима Стридонского. Он взял за основу комментарий Оригена, но усовершенствовал его. Есть комментарий в Толковой Библии на Книгу Песен. Потому что без аллегорического толкования текста понять смысл достаточно сложно. Это будет напоминать эротические тексты. А здесь надо судить не по плоти , а по духу, изучая эту удивительную книгу, где говорится о любви Бога к Его народу. К Его церкви. Поэтому без истолкования действительно это проблема. Почему у евреев запрещалось читать эту книгу молодым людям? Наверное, это было связано с тем, что пока человек не вступил в брак, то могли быть какие-то соблазны. А тридцать лет -это такой возраст в ветхозаветном мире, когда человек мог поступать на общественную службу, на полноценное общественное служение. Это уже считался заведомо определившийся, как правило- семейный человек, который уже имел представление о комментариях на те или иные книги. Но с другой стороны, что интересно, у древних евреев обучение детей начиналось с пяти лет. И начинали изучение библии с книги Левит. Вы помните, это книга, где говорится: не ложись с тещей своей, или там: не ложись с сестрою своей. И когда древние комментаторы пытались понять, почему именно дети изучали эту книгу- это же книга святости. Там говорится о чистом и нечистом, чтобы детям дать представление о том, что чисто, что нечисто. С самого раннего возраста в их сознание эти истин ы вкладывались. Кстати, по поводу песен долгое время синагога не признавала эту книгу. И споры длились до второго века нашей эры. То- есть, второго века от рождества Христова еще продолжались споры, ввести ее в библейские каноны или нет.

И все-таки синагога решила ввести в библейский канон. И христиане вслед за ними, хотя в это время церковь и синагога- это совершенно разные структуры тоже ввели песни в канон. Почему они так поступили? Потому что апостол Павел в послании Римлянам сказал, что великое преимущество быть иудеем во всех отношениях, быть обрезанным, а наипаче в том, что им вверено слово Божие. И хотя церковь уже отделилась от синагоги, и синагога отделилась от церкви, но канонизация этой книги относится к концу I- началу II века, когда уже в течение десятилетий синагога шла своим путем, церковь -своим. То –есть, эта книга представляла трудность и для евреев, и для христиан. Были споры по поводу этой книги, но с точки зрения высокой экзегезы это величайшая поэтика, это гимн любви Бога к Своему народу, к Своей церкви. И когда мы именно с комментарием изучаем этот текст, он приносит нам значительно больше удовлетворения, нежели мы просто прочитаем его, как какую-то поэму.

-У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Здравствуйте.

 -Здравствуйте, добрый вечер.

 -Батюшка, благословите Ольгу.

 -Господь благословит вас.

 -Батюшка, я прочитала книгу о жизни патриарха . Очень хорошая книга. Мне понравилась. Я где-то прочитала, что Каин женился до того, как убил Авеля. Потому что, если бы он убил до женитьбы, то за него никто не вышел бы замуж. Я вот думаю, как его жене жилось, неужели никто из детей не был на нее похож?

-Библия -это не историческая книга. Там очередность событий не всегда свидетельствует о чем-то реальном. Это совершенно точно. Например, если мы читаем книгу Бытия, там есть история про Исава. Там сказано, что Исав, когда он увидел, что его отец Исаак и его мать Ребекка плохо относятся к двум женам, которых он взял из Хананеи, он пошел к Измаилу, своему дяде, чтобы взять в жены его дочь. А ранее в Бытии сообщалось о смерти Измаила. То- есть, Измаил умер. А тут говорится, что он пошел к Измаилу и сватался и взял его дочь к себе в жены. Поэтому не надо думать, что есть строгая хронология событий. Или, например, сказано, что отец Авраама умер в Хоране, и потом говорится: Авраам отправляется из Хорана. Но на самом деле, если мы посмотрим по годам жизни этих людей, то получится, что Авраам уходит, когда ему 75 лет. И мы можем определить, сколько лет было его отцу Фарре. И отец жил после того, как Авраам вышел из Хорана еще несколько десятилетий. Но почему-то в Писании написано так, что Фарра умер, а Авраам пошел из Хорана, чтобы не дать повод людям бросать своих родителей. Конечно же, Авраам позаботился о Фарре. Хотя Фарра был очень богатый и обеспеченный человек, но так, как текст мог бы быть понят превратно, поэтому умалчивается о том, что сначала Авраам уходит из Хорана, а потом через несколько десятилетий его отец умирает.

И вот таких моментов очень много в тексте библии. Поэтому читайте повнимательнее. Кстати скоро выходит продолжение книги «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов». Она будет называться «Иосиф Прекрасный и его братья» и подзаголовок: проблемы большой семьи. Я думаю, что скоро она выйдет. Она уже получила церковный гриф, и вы сможете ее приобрести и читать, как продолжение.

-У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

-Добрый вечер.

-Добрый вечер

-Благословите, батюшка,

-Бог благословит.

-Скажите, пожалуйста, я вот недавно слышала, что отец Всеволод Чаплин высказался, что православие не против того, чтобы после смерти использовать органы на донорство. Вы знаете, для меня этот вопрос очень дикий, потому что я была сама в автомобильной аварии и очень долго была без сознания. А потом пришла в сознание. И я представила, что меня, допустим, когда я была в коме, по- живому резали на органы. Как вы к этому относитесь?

-Ну, во-первых, донорство- это не только пересадка органов. Это и если вы свою кровь даете другим людям. Например, ваш близкий человек попал в аварию, нужна кровь, и ваша группа подходит. А потом це-рковь всегда это подчеркивает, и отец Всеволод это подчеркивает- такое может быть только на добровольной основе. То- есть, если человек предварительно написал, что он хочет, чтобы его органы после его смерти давали бы шанс другим людям обрести заново дар жизни- то это одна ситуация. Но проблема другая. У нас такая страна. Все любят злоупотреблять. И как бы это не превратилось в бизнес на человеческой крови. Может быть, начали бы ускорять смерть людей. У которых хорошие органы, и так далее.

Тут опасность, конечно, есть, но она везде есть. Вы же понимаете. Когда человек делает добро, жертвует например своей почкой, и многие доноры остаются живыми. Например, есть случаи, когда родственник отдает другому родственнику почку или что-то еще. И это воспринимается как проявление любви. Конечно, если такой закон будет принят, то надзирающие органы должны очень жестко следить, чтобы все происходило только с согласия человека. И чтобы следили за тем, что действительно смерть наступила, чтобы у живых людей не изымали органы. Это совершенно очевидно. Я вашу такую озабоченность разделяю, но в тоже время нужно искать какие-то разумные рамки. Потому что действительно есть огромные очереди, в которых стоят дети, женщины, ветераны войны на пересадку органов. И это для них единственный шанс выжить.

-У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

-Добрый вечер.

-Добрый вечер

-Подскажите, пожалуйста. Вот если иногда приходится читать фантастику, художественную литературу. Надо ли вообще воздерживаться от этого чтения? Или можно это обратить на пользу человеку? Может, как-то выборочно?

-Я рекомендую читать русскую классику. Это очень важно. Почему? Потому что чтение классических текстов развивает речь человека. Вот по речи человека можно совершенно четко определить, читает он классику или не читает классику, а только комиксы смотрит. Все святые отцы, которые были известные проповедники, изучали риторику, учились по текстам Гомера, других классиков античной литературы, риторики. В житии Василия Великого говорится, что он изучал риторику. Иоанн Златоуст изучал риторику. То есть они владели текстами. Апостол Павел очень хорошо знал античную риторику. Есть два случая или даже три, когда он цитирует античных авторов. В одном случае он даже цитирует Вергилия. Это известный латинский поэт, писатель. Поэтому если человек хочет развиваться, особенно тот, который готовится к служению проповедника, для него необходимы навыки риторики, есть наука гомилетика. Это наука уже непосредственно о проповеди, как правильно ее выстроить, как начинать проповедь, как развивать ту или иную тему и как вовремя ее закончить. У нас тоже осталось немного времени.

-У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

-Добрый вечер.

-Добрый вечер.

-Меня зовут Игорь. У меня вопрос по книге протодиакона Андрея Кураева. В свое времяон написал по поводу веселого праздника пурим. Есть критическое мнение по поводу книги…Вот как вы думаете?

-Если бы Аман добился бы того, чтобы был уничтожен весь еврейский народ- а именно так ставился вопрос- то пресеклась бы линия царя Давида, история вообще пошла бы по-другому. Поэтому Бог не мог не вмешаться в эту ситуацию, когда под угрозой существования оказался весь еврейский народ. А вся история- это движение к тому совершенному плоду на древе Авраама, Исаака, Якова. Этот плод называется Дева Мария. Это та, которая сообщила истинное человечество Сыну Божию. И поэтому борьба между разными коленами, даже разными братьями, разными царями, правителями, борьба против всего еврейского народа- это попытки дьявола сделать все, чтобы Пресвятая Дева Мария не сообщила бы Сыну Божию истинное человечество. То- есть, дьявол пытался разрушить план устроительства нашего спасения. А в устроительство водило то, что от семени Девы, как было предсказано, от семени жены придет тот, который сокрушит голову змея. Почему сказано от семени жены? Без участия мужского семени? Поэтому все это должно было исполниться. Ведь были обетования. Смотрите- Авраам: « В семени твоем благословятся все народы земли». Слово семя в единственном числе. То- есть, говорится как об одном. Исааку было сказано: в семени твоем благословятся все народы. Если под семенем понимать весь еврейский народ. Ну, а в каком смысле существование еврейского народа принесло благословение всем народам земли? В том случае, что из этого народа, как самый зрелый плод на древе Авраама, Исаака, Иакова появляется Пресвятая Дева Мария. А дьявол боролся, чтобы пресечь существование этого народа именно с целью, чтобы разрушить замыслы устроения спасения. Поэтому книга рассказывает не о частностях каких-то, а о том, когда была попытка уничтожить всех евреев.

А с другой стороны, вы не забывайте, что до того, как завеса в храме не разорвалась, когда Христос умер- это была ветхозаветная церковь Бога. Возьмите православный катехизис, и вы узнаете, что была ветхозаветная церковь Бога, истинная и ее сменила новозаветная церковь Бога. Потому что ветхозаветная церковь пала, и новозаветная сменила ветхозаветную. Как Христос говорил: на Моисеево седалище сели книжники и фарисеи. То что велят вам делать? Делайте, но по делам их не поступайте, ибо они говорят, но не делают. Наша передача подошла к концу. Да спасет вас всех Христос.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+