Перейти к основному содержанию

19:18 26.05.2019

Зачем и почему Господь попустил уничтожение своего любимого еврейского народа в годы Великой Отечественной войны? Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы слушателей радио «Радонеж», в студии священник Александр Березовский

18.11.2013 10:57:53

-Что значит оставить все и последовать за Христом сейчас, в наши дни? Когда Господь был на земле - это понятно, ученики следовали за Ним туда, куда Он шел. А для нас? Как это сейчас реализуемо?

 -Имеется в виду оставить мир. А под миром древние святые отцы разумели мир наших страстей. Так как вся жизнь человека, начиная с возраста двух лет, и кончая глубокой старостью, проходит в страстном горячении и исполнении воли собственных страстей, которые воспаляются от геенны. И это все надо оставить. Потому что на самом деле Бог создал человека каждого из нас прекрасным.

-Но для того, чтобы убежать от страстей, люди уходили из мира. Прятались в пустынях, селились в пещерах. Потому что находясь в сообществе грешных людей, возможно ли оставить собственные страсти?

 -Возможно, конечно. Когда уходят от мира единомышленники, собираются в монастыри или живут по кельям и собираются вместе для совершения литургии - это некоторым образом облегчает задачу. Но не радикально. Потому что нужно, чтобы уход произошел внутри. Само место не меняет устроение человека.

 -Устроение души.

 -Да, совершенно верно.

 

 

 -Это раб Божий Аркадий. Я человек вспыльчивый, поэтому говорят - гневный. Предположим, ситуация с сыном или с кем-то из близких. Есть разумные вещи, за которые я отвечаю, как глава семьи, муж, отец. В частности - обязанности сына делать уроки, не поощрять матери его капризы я имею право обозначать как норму. И предлагаю выполнять. Я говорю раз. Сын вступает в пререкания со мной. Мать молчит. Я продолжаю настаивать…

 -А зачем вы это мне все рассказываете? Как это бывает у гневливых людей, я знаю.

 -Я хочу просто спросить: мне правильно сказать один раз и потом получить последствия - невыполнение своих обязанностей? И каких-то предписанных норм? Или я должен добиваться исполнения своих требований?

 -Вы напрасно пытаетесь создать мне логическую ловушку. Я все равно в нее не попаду. Я достаточно хитер, чтобы меня на такой мякине провести. Просто вы, как гневливый человек, не можете вообще быть воспитателем, пока не победите эту страсть. Потому что она вам диктует все алгоритмы, которые вы пытались мне изложить, и я вас прервал. Потому что педагог должен быть терпеливым, спокойным, нераздражительным, любящим, заинтересованным в человеке, которого воспитывает. И еще видеть перспективу. А вот даже в тоне, которым вы нам все это излагали, слышится одна неправда. Есть такая древняя латинская поговорка: Юпитер, ты сердишься? Значит ты не прав. То- есть, если даже Юпитер сердится, он и то не прав. Кто такой Юпитер в википедии прочтите.

 Поэтому если вы хотите быть воспитателем, хотите, чтобы сын вас слушался, чтобы ваше мнение было авторитетным для вашей супруги, вы должны быть спокойным, добрым, благородным, величавым. Тогда будет согласие. Понимаете? А вспыльчивость говорит о вашей слабой позиции. Поэтому вас никто не слушает. Потому что позиция слаба. А папа должен просто бровь поднять - и этого должно быть достаточно без всяких слов, чтобы уже дитя без всякого страха с охотой подчинилось вашему авторитету. Вот как должно быть в идеале. А те варианты - и тот, и другой, которые вы предлагали, они не сработают, представляю, что это будет. И кого вы в результате добьете в результате этого добивания. Вот тут наш оператор смеется.

 -Батюшка, то-есть отец должен завоевать авторитет у ребенка?

 -Он не должен ничего завоевывать. Этот авторитет должен быть. Но это зависит от того, как он умеет себя вести по-христиански. Вот только от этого. Тогда ребенок понимает, что папа мой самый лучший. Папа мой никогда не обижается. Папа никогда не кричит как кухарка на кухне или базарная баба на рынке. Папа всегда действует справедливо. И хоть мне неохота уроки делать и за собой убирать, но я понимаю, что папа прав. И он так это говорит, что мне и отказать как-то неловко.

 -И с отцом надо научиться говорить.

 -Папе не нужно говорить: я тебе не куплю велосипед, и так далее. Этого совершенно не потребуется. Да будет слово ваше: да-да или нет-нет. А все остальное от лукавого.

 

 -Все чаще в семьях стали появляться дети-деструкторы, которые становятся настоящим страданием для своих родителей. И часто это происходит в хороших семьях. Где родители образованные и порядочные верующие люди. Можно ли выправить такого ребенка? Нужно ли все время контролировать и не давать ему никакой свободы? Чтобы минимизировать вред от его действий. И как быть, когда такие дети достигают подросткового возраста, или становятся уже взрослыми?

 -Похоже, поздно.

 -Ну, когда выросли - да. Это уже поздно.

 -Надо начинать много раньше. Нужно ставить определенные педагогические задачи. И по этим педагогическим и психологическим коридорам ребенка вести, показывая ему преимущества этого. Потому что всегда хорошо и комфортно ребенку, когда у него полный мир с папой и с мамой, полное понимание. И он понимает, чего они от него хотят, он согласен с этим.

 -Но вообще желание ребенка всегда разнится с желанием родителей. Ребенку телевизор смотреть хочется, в родители велят уроки делать. Ребенку гулять хочется, а родители- по дому помогать.

 -Кто попустил ребенку войти во вкус смотреть телевизор? Вот кто это сделал? Это же сделали родители. Ну как вот? Родился маленький ребенок со страстью телевизоросмотрения. Но ведь этого же не может быть? Если в нем это возникло, это посеяно либо родителями, либо бабушкой и дедушкой, к которым его на месяц-два отправляли. И он уже с готовой страстью приезжает.

 -Родители покупают компьютер ребенку, потом спрашивают, как его от него отучить.

 -Оторвать, да.

 -И вот уже свершилось.

 - Они говорят: вот у меня ребенок колется героином. Что вы мне посоветуете? Что тут советовать? Человек тяжело болен.

 -Но это родитель еще до рождения своего ребенка должен…

 -Конечно до рождения…

 -… решить для себя: что он ему позволит, что не позволит.

 -Да нет Он должен знать, кого он хочет воспитать. Допустим некий человек захотел заниматься сельским хозяйством. Он должен выбрать землю, культуры, которые он будет сеять. Потом он должен выбрать семена. Потом он должен изучить всю агротехнику. Узнать всех вредителей, которые существуют в этой местности. И потом он должен узнать все удобрения, которые существуют. И чтобы они не были вредны для человека. Чтобы его продукция не приносила вред покупателю. Он должен это изучить. А у нас же этим никто не занимается.

 Ну, когда ребенок еще маленький, и он еще не умеет ходить, то тут все просто. Распеленал, подмыл, опять запеленал, погулял, покормил -и все. Заорал- подошел. Ну а когда уже жизнь начинается? Когда он говорит? Когда спрашивает: а это что? Он же хочет вступить в разговор. Ему надо уже все объяснить. Он хочет общения, а мы ему: мультик смотри, потому что я устал. А потом он смотрит мультик на протяжении многих лет. У одного мальчика спросили: кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Я хочу быть телевизором. Почему? Чтобы папа на меня смотрел. Дети -то хотят общения с папой и с мамой. Почему они так любят сидеть на ручках? Не потому что тепленько, удобненько. А потому что для ребенка это общение. Нехорошо быть человеку одному. Он хочет общения. С кем? С мамой, с папой. Надо это общение ни в коем случае не терять. А родители так устраивают жизнь, что они это теряют. Потом начинают гнев свой проявлять.

 -Сначала согнут, а потом пытаются разогнуть. А он уже не разгибается.

 -Ну, поздновато. Надо изучать возрастную психологию, физиологию. Потому что каждые полгода ребенок меняется. Но особенно в младшем самом возрасте. Но если мы упустим этот возраст с 12 до 14, у всех деточек немного по разному. Ну тогда- все. Тем более, дети в этом возрасте бывают на голову выше родителей. И что тут с ним делать, вообще непонятно.

 -Смотреть на него снизу вверх.

 

Как познать Бога?

 -Посредством Его же божественной благодати. Другого способа познания Бога нет.

 -Никто не приходит к Отцу, если только Отец его не позовет. Когда Бог обратится к нам, надо на этот призыв откликнуться.

 -Можно так сказать.

 

 -Добрый вечер отец Дмитрий, отец Александр. Спасибо вам большое за проповеди, беседы, лекции ваши. С уважением вас слушаю во славу Божию. Отец Дмитрий, подскажите, пожалуйста, как бороться с помыслами на молитве? На вечерних, утренних правилах, на чтении псалтыря? В Евангелии сказано, что помыслы приходят в житейские моменты, которые вообще неуместны.

 -Скажу. В 1532 раз. В силу нашего падшего естества, все люди на земле - и грешники самые тяжкие, и святые - бывают мучимы помыслами, особенно на молитве. Потому что когда человек начинает молиться, все силы ада этому сопротивляются. И чем лучше эта молитва, тем более это сопротивление. Смущаться не надо, а надо относиться к этому с терпением. Как мы, гуляя по улице, терпим комаров. Так же и помыслы. Не рассеиваются и без помыслов молятся одни только ангелы. Для человека это невозможно. Поэтому бороться с помыслами- это все равно, что бороться с комарами в лесу. Дело совершенно бесполезное. Надо относиться к этому с терпением, с сознанием своего недостоинства, со смирением. Это вот непрестанный труд человека, который молится.

 -Не давать только себя кусать.

 -Ну, если мы рассматриваем укус как то, что мы дали ему возможность войти к нам в сердце и разорить, тогда да. То -есть надо просто держаться за молитву и стараться не упускать. Конечно, упущения будут неизбежно. Невозможно прочитать правила, не отвлекаясь от него. Таких людей на земле нет.

 

-В Евангелии от Луки дьявол, когда искушал Господа говорил: дам тебе власть над всеми теми царствами и славу их. Она предана мне. И я кому хочу, даю ее. Значит ли это что и сейчас дьявол имеет власть над всеми государствами и над нашим тоже?

 -Это значит, что дьявол как врал 2000 лет тому назад, так и сейчас врет. Потому что он лжец и отец лжи. Дьявол всегда врет от начала до конца. Поэтому если мы будем выстраивать жизнь на его лживых доносах, мы погубим себя. Поэтому с дьяволом не рекомендуется вступать в какие-то пререкания.

 -А иногда так неловко эту ложь слушать.

 -Да. Конечно.

 -Такие благие цели, намерения.

 -Ну, разумеется. Он не ест, не пьет, а только думает, как погубить человека.

 

-Как избавиться от закрытости и стать общительным человеком? Способным расположить к себе людей, вдохновить, поднять настроение?

 -Ну, например, люди очень любят деньги. Надо раздавать им деньги. Сразу окружит масса друзей, и будут говорить комплименты, петь многая лета и прочее.

 -А как только деньги кончатся?

 -Они будут искать другого.

 -Поэтому если есть задача расположить, то маленькие дети, начиная с 9 лет, если им не хватает любви от взрослых, в частности от папы и мамы, проявляют синдром детского воровства. Они воруют деньги и на эти деньги покупают конфеты, вафли и прочее и угощают. Но это задача совсем не христианская. Быть открытым! Что за бредовая задача? Мы что, дети Сороса?

 -Но как-то хочется в людях поднимать настроение. Как-то поддерживать.

 -Ну, закончи цирковое училище и стань клоуном.

 - Тоже выход. Вышел, пожонглировал…

 -Да. Поднял настроение.

 

 -Что такое епитимья? Почему она накладывается только за определенные грехи?

 -Почему? Можно и за неопределенные грехи накладывать епитимью. Просто епитимья- это такое упражнение, которое помогает человеку встать на путь истинный.

 -То есть это не карательная мера?

 -А церковь вообще никого не карает. Даже когда церковь отлучает какого-то еретика или преступника, то она не карает. А делает это ради блага остальных. Чтобы всем показать, что этот человек не может для церковных людей считаться авторитетом или чем-то значимым, важным. Отлучается от общения. Это делается по двум причинам: чтобы его душу спасти, чтобы он понял, до чего докатился, и для всех остальных. Отлучение от церкви есть благая мера. Это же не тюрьма, не сожжение на костре.

 -Как и епитимья дается человеку для некого вразумления.

 -Ну, чтобы он помолился. Бывает епитимья в виде поклонов. Это не для того, чтобы он спину утомил, колени сбил, а для того, чтобы он помолился. Поклон должен с молитвой осуществлять. Чтобы вот достучался до небес.

 -Но ведь часто воспринимается поклон как некая искупительная мера. Пятьдесят поклонов…

 -Ну, мало ли что там, дорогой отец Александр? Люди вообще часто церковь воспринимают как некий инструмент запрета: это нельзя, то нельзя. Это церковь не разрешает…Каждый выбирает, слушать ему церковь или нет. Быть ее членом или не быть. Веровать в того Бога, в Которого церковь- или говорить во всеуслышание: а у меня свой Бог. Ну и пожалуйста. Неси любую ахинею. Даже некоторым по телевизору дают эту возможность. Прямо перед тремя камерами. Человек несет ахинею- и ничего. Некоторые даже хлопают. И что тут церковь может? Церковь может предупредить. Ну, как отец Иоанн Кронштадтский. Он предупреждал, к чему приведет увлечение либеральными идеями. Его кто-то послушал? Может, кто и послушал. Но основная масса надели красные банты и закричали УРА! Пока кого не расстреляли, кого не выперли заграницу, а кого в лагеря, и там сгноили. Но ведь предупреждали…Церковь может только предупреждать.

 -Как бы нам все это услышать? Вот чушь полную люди воспринимают с полным доверием. Истину от самого Бога вообще не хотят слушать.

 -Ты знаешь, когда я сюда ехал, видя, что я в подряснике, что поп идет, ко мне подошел мужчина. На голову меня выше. То есть это под два метра. И говорит: представляете, мне моя девушка купила куртку. И я, когда пристегивал капюшон, я там обнаружил белую нитку в виде петли. Что теперь будет? Если мне с ним драться….

 -То никаких шансов…

 -Нет, если я первый, то только очень сильно и один раз. А так убьет как муху. Здоровый лось. И вот он боится нитки с петлей. Она там образовалась. Ну, что делать с людьми? Я говорю: голубчик, успокойся. Это просто суеверие. Ничего не будет? Ничего не будет. Ну, слава Богу. Успокоил я его как мог. Надеюсь, надолго.

 

 -Раб Божий Григорий. Друг говорит: если бы наш последний государь был бы таким, как Сталин, то никакой революции не было бы. Что ему ответить?

 -А революцию сделали не дворяне. Основная роль здесь была не дворян, а разночинцев. Тех людей, которых именовали интеллигенцией. Дворяне были гораздо более патриотичны. Не все, конечно.

 -Но вот, к сожалению, так народ весь разделился, что одни не смогли отстоять Государя Императора, а другие его предали. Очень часто задают вопрос: Как могла страна с 900-летней историей христианства так быстро…

 -А вот, кстати, я сегодня приехал из Екатеринбурга. И там мне положили целую пачку православных местных газет. И там в номере 44-45 статья Леонида Петровича Решетникова. Как раз сравнивает он Николая II и Сталина. Всем рекомендую почитать. Просто блестяще! Это даже не статья. Это его такой доклад. Поэтому он сохраняет все обаяние прямой речи. Читать очень легко. Там и цифры есть. Я думаю, что эта газета есть в интернете. Потому что в Москву ее немного поступает.

 

 -Батюшка, такой смешной вопрос. Чем отличается русское тщеславие от китайского, или немецкого, или американского, или скажем, индийского?

 -Да думаю, что ничем. Потому что это общечеловеческое качество. Оно универсально и общенационально. Все страсти имеют наименование от одноименного беса. Они могут называться по -разному на хинди, на санскрите. Но сам бес тот же самый. Поэтому мы здесь совершенно одинаковы.

 -Струны на душе человека все одинаковы.

 -Да.

 -Гордость, себялюбие…

 -Гордость, тщеславие, уныние, чревоугодие, блуд, потом что там еще? В общем, неважно. Все знают смертные грехи.

 -Формы меняются, а сущность остается.

 -Ну да. Форма, акценты. Как это проявляется? Это зависит от эпохи. Вот тщеславие. Если раньше например Петр I издавал указы, чтобы недоросли дворянские не ходили в бархатных портках. Потому что считалось, что это мотовство. Что правильно. Современные мужчины в бархатных портах не ходят. Но галстуками друг перед другом тщеславятся. Почем на тебе галстучек? Или часики? Вот галстуки и часики -это все тщеславие на это пошло. А раньше береты были, кружева, употребление кожи, драгоценных металлов. Одежда мужская была дорогая в Европе в XVI веке. Лысина, а сверху парик, да еще по -особому завит, напомажен, пахнет. Мылись- то только в России. В Европе не мылись. И всякими одеколонами себя умащали.

 -Алле, слушаем вас.

 -Отец Димитрий, скажите, пожалуйста, вот вы сказали номера 44-45, статья Решетникова, а какая газета?

 -Православная газета. Город Екатеринбург.

 -А, Спасибо.

 -На здоровье.

 

-Елена из Саранска. У меня две дочки. Двенадцати и пяти лет. Стараюсь минимум 1-2 раза в месяц брать их в церковь причащать. Но вижу, что старшая во время литургии постоянно отвлекается, устает. Младшая тоже устает. Просится побыстрее домой. Как объяснить детям, что в церкви спать нельзя, нельзя кривляться, отвлекаться, а нужно только молиться?

 -Как бы мы ни объясняли, дети все равно будут отвлекаться и будут изнывать. Потому что для детей трудно переносимо статическое напряжение. Детям нужно постоянно двигаться. Они не могут стоять прямо как взрослые, особенно как пожилые люди или как священники. Священник на службе стоит, потому что тело уже тренированное годами. А для детей это невозможно. Ставить заведомо нерешаемую задачу- это значит обречь на то, что она не будет решена. Поэтому к походу в храм надо ребенка готовить. И он должен стоять на богослужении ровно столько, сколько он может. Потом, когда он устанет, он может походить, посидеть. О чем-нибудь надо с ним поговорить. Может быть- о богослужении. А потом вернуться в какой-то важный момент. Вот сейчас мы, допустим, посидим, а потом будут читать Евангелие. Вот, пойдем проберемся, так чтобы никому не мешать, так тихонько, мы послушаем Евангелие. А как ектинья начнется после Евангелия, помнишь, с каких слов она начинается? Ну, вот и тогда мы опять пойдем на улицу. Нужно ставить задачу, которую ребенок может выполнить. А когда он выполнит-похвалить надо. Сказать: «молодец. Ты сегодня не просто стоял не просто хорошо, а идеально. Я вижу, что ты взрослеешь». А то как объяснить? О Господи, помилуй нас, грешных. Мы все думаем, что все будет автоматически. Вот я привожу, причащаю, а дальше должно все само делаться? Так не бывает.

 -Все время хочется объяснить, как будто человек просто не понимает.

 -Да, а он не может. Это все равно, что объяснить годовалому ребенку, что мочить пеленки это нехорошо. Ну давай, объясняй, а я посмотрю, что у тебя получится.

 

 -Отец Дмитрий, раба Божия Наталья. Зачем и почему Господь попустил уничтожение своего любимого еврейского народа в годы Великой Отечественной войны? Их уничтожили больше миллиона человек только в одном концлагере Освенцим.

 -А зачем и почему Господь свой любимый русский народ попустил только во время войны почти тридцать миллионов было уничтожено, и в лагерях тоже. Люди сами измышляют себе разные пагубы. Ну, например, Макдональдс. Всему миру известен вред этой еды. Кто эту еду придумал? Люди. Чтобы кормить других людей. Ну, так а при чем здесь Бог? Кто придумал фашизм? Кто придумал коммунизм? Это же люди придумали. При чем тут Бог? Зачем на Бога возводить напраслину? Разве Бог этому учил?

 -Ну, все что человек не замыслит, если Бог не попустит, то ничего не совершится.

 -Почему? Бог попускает, чтобы люди сами убедились. Вот немецкий народ шел за фашизмом. Группа людей изобрела. И люди сами выбрали Гитлера себе в начальники. И в результате II Мировой войны все эти люди, которые за ним пошли, от фашизма выздоровели. Русские люди пошли за другими людьми, которые изобрели коммунизм. И в результате 72-х летнего пребывания под коммунистами, тоже большая часть, подавляющая часть от коммунизма выздоровели. Вот для чего, вот почему. Потому что если не слышат самых прекрасных людей, которые предупреждали об этом, вот гении русские, Федор Михайлович Достоевский целый роман написал в три пальца толщиной, называется «Бесы». Все люди, умеющие читать, насилу прочли его. Спрашивается, даже для того, чтобы ленивый интересно упакованную в художественную форму литературу, хотя бы в такой форме прочти. Все расписано идеально, вот читаешь сейчас «Бесов», как будто и про современное время. Те же бесы действуют. Фамилии немного меняются. А так те же бесы. И ведь никто не слушает. Ну хорошо. Ведь очень многим мамы говорят: не катайся по проезжей части. Ну чего ж, полежишь в Склифосовского месяц, другой, третий, четвертый, вспомнишь, что мама говорила. Ведь очень многие из тюрьмы пишут: дорогая мамочка, как же ты была права.

 -Пришло понимание.

 -Да, пришло понимание. Вот когда кто-то из детей попадает в тюрьму, я всегда говорю мамам: молись, чтобы это на пользу пошло. Потому что тюрьма бывает и во вред.

 -Алле. Добрый вечер, мы вас слушаем.

 

 -Добрый вечер, отец Дмитрий. У нас с мужем брак юридический, он часто ездит по монастырям. И я стала замечать, что чем больше он ездит по монастырям- тем больше он отдаляется от меня. Я конечно тоже хожу в церковь, воцерковленный человек. И у нас бывают скандалы. И я не знаю, как быть и что делать.

 -И я не знаю, что вам делать. Вот, если я хочу построить дом, что мне делать? Я коплю деньги на материалы и на землю. Сначала куплю землю, потом куплю материалы. Потом буду строить. А если будут еще деньги, потрачу на рабочих, а если будут еще деньги, то на архитектора. Ну вот и все. А тут ведь вы не сказали ничего. Я не знаю, чего вы хотите. Потому что из вашей речи непонятна задача. Что делать? Каждый должен делать то, что хочет. Может, вы хотите разводиться юридически? Ну так разводитесь. А может быть, вы хотите, наоборот, повенчаться? Но тогда странно, почему скандалы? Если скандалы, то вряд ли вы хотите укреплять свою семью. Потому что я как-то не встречал, чтобы скандалы укрепляли. Поэтому все зависит дорогая моя, от того, что вы хотите. И вот уже в зависимости от вашего желания нужно строить семейную политику. Как, отец Александр?

 -Я согласен, батюшка конечно, но бывает что один хочет одного, а другой -другого.

 -Ну, бывает…

 -И как им найти компромисс?

 -Компромисс то ищется не на юридическом поприще, а совсем на другом.

 -Сели на кухоньке и поговорили.

 -Любовь должна действовать. Если люди оба хотят поговорить о своей семейной жизни. Женщина говорила о своем супруге юридическом, что он как-то удаляется. Но в ее словах тоже слышится отстраненность. То- есть, он живет какой-то жизнью, а она даже не знает, в чем она состоит. ТО- есть, она чувствует, что что-то происходит. Но она спрашивает у меня, который ее в глаза не видал. Вместо того, чтобы взять и поговорить с ним самим. И все вообще выяснить. Я -то откуда знаю? Думаете, что существуют какие-то заговоры таинственные? Привороты, отвороты?

 -Но это точно существует.

 -Но это не ко мне надо обращаться. Так что это очень странно. Вопрос до конца мною не понят.

 

 -Батюшка Дмитрий, подскажите, где найти провидца или церковного целителя? В какой церкви и в каком городе?

 -Так вот мы два сидим здесь. Чего далеко ходить? Их и искать не надо. Ты целитель, я провидец. Так что вот, обращайтесь. Все сделаем совершенно бесплатно. Слушайте радио «Радонеж», поститесь в среду и пятницу.

 

-Почему бывает так, что человек, который большую часть времени ведет себя как христианин, вдруг осознанно совершает грех, хотя понимает, что это против Бога. Забывает про страх перед Богом, впадает в немощь?

 -Ну что гадать? Мы же видим, что немощь свойственна всем людям, даже апостолам. И апостол Петр проявлял такую немощь, и апостол Иуда. И вообще все апостолы. Наиболее тверд был в своем ученичестве апостол евангелист Иоанн Богослов. А остальные все проявляли слабость. Человек слаб и грешен.

 -То есть это просто проявление малодушия.

 -Ну почему же? Тут весь комплекс.

 -Маловерие…

 -И маловерие конечно.

 -Но вот чтобы таких падений было меньше? Что человек должен делать?

 -Он должен укреплять свою веру. И он должен стяжать Духа святаго.

 -А может ли сам человек оценить крепость своей веры?

 -Нет. Это невозможно и вредно. Святые отцы называли это самоценом.

 -То- есть, ты должен пребывать в сознании собственного недостоинства?

 -Ну, это правда просто. Пребывать в состоянии правды- это осознавать собственное недостоинство. Если человек сознает собственное достоинство, то все. Пиши пропало.

 -Некоторые говорят: я крепко верую, я очень верую.

 -Да. Некоторые говорят: я глубоко верующий человек. После этого лучше диалог прекратить, сославшись на что-нибудь уважительное.

 

-Зачем женщине входя в храм, нужно надевать платок?

 -Не знаю. Нигде про это не читал.

 -Ну, так принято.

 -Я нигде про это не читал.

 -У апостола Павла есть послание к Коринфянам. Там сказано, что женщины пусть покрывают голову…

 -Ну, это вообще в принципе. Дело в том, что в те времена женщине ходить простоволосой считалось верхом неприличия. В России так было до XVIII века.

 -Так же, как и стричься -тоже было верхом неприличия.

 -Волосы были. Их прибирали тем или иным способом. Для девиц одна было прическа в ходу. Для замужней женщины другая. Для дворянки третья, для поповны и попадьи четвертая. Были сословные всякие убранства головы.

 -Как все поменялось!

 -Да, и не всегда в хорошую сторону.

 

-Ношу имя святой равноапостольной Ольги. Знаю, что это святая. Но перечитывая ее житие не могу понять, когда она, например, заманила в посольство древлян и предала их мучительной смерти от огня и погребения заживо. Как это вяжется со святостью равноапостольной княгини?

 -Самым непосредственным образом. Просто у человека, который задает этот вопрос, у этой Оли нет понимания, что такое святость. Потому что в разные эпохи разные были правила. Она же не просто именно древлян взяла, избрала, их наказала и еще там город сожгла с помощью домашних птичек. Это было в наказание за убийство ее супруга. Они проявили коварство- и она ответила им тем же. Почему? Потому что она была княгиня. Если бы по правилам тогдашнего общежития она бы этого не сделала, древляне пошли бы дальше. Они пришли бы и сделали еще какую-нибудь подлость. И так далее. А она спасала свой народ. Она его тем самым защитила. Они поняли, что с ней шутки плохи. Если бы Александр Невский немцев не потопил на Чудском Озере или на Неве их не порубал, что было бы тогда с Россией? Поэтому в отдельных случаях люди, которые уполномочены на это, видимо Александр Невский был уполномочен новгородцами на это, очень даже прекрасно их порубил. И это очень по- христиански рубить врагов. Наверняка он потом и епитимью понес, и попостился. Потому что те, кого он порубил, у них тоже были и жены, и дети. Ну, а зачем они пришли на чужие земли воевать? Так же и древляне. Поэтому она как святой человек, ответственный за свое княжение, она это и совершила. За это мы ее и прославляем. Прекраснейший поступок.

 -Ну да. Нам, как бы наученным святым Евангелием: смотрите, чтобы никто из вас не отвечал злом на зло.

 -В данном случае совпало зло, которое ей нанесено, потому что убили ее супруга, совпало со злом против всего народа. Поэтому есть личная мотивация. Но мы не знаем всего того, что происходило в ее голове и в сердце. Когда зло против тебя, как говорил преподобный Серафим Саровский. Его хотели мужики ограбить. Он с топором был, он был сильнее их. Очень был рослый мужчина. Он топор отложил и дал возможность себя избить и сделать горбатым инвалидом. Это зло против него. Или, например, два брата князя Борис и Глеб против Святополка Окаянного. Зло было направленно против них. Они решили: пусть свершится воля Божия. Если Богу угодно, то пусть Он их убьет. А они останутся по отношению к брату добры. И вот они во святых, а Святополк получил прозвище в истории «Окаянный». Представляешь, с таким именем остаться в истории! Вот, собственно, и все. Так они выбрали.

 А у Ольги была немного другая ситуация. А если допустим князья, кто-то из них Борис или Глеб наследовал бы киевский престол, а Святополк Окаянный, у него не было таких прав на престол, как у них, пошел бы походом на Киев, то они бы его защищали. Но это было до того. Они еще не взошли на престол.

 -Батюшка, вот продолжение. В каких случаях христианин имеет право убивать иноверцев и врагов народа и отечества своего? В мирное или в военное время? Вот, в наше время такое возможно? Ведь много сейчас гонителей и на православную веру, и злопыхателей на нашу страну.

 -Ну злопыхатели - это просто слова. За слово убивать -это превышение необходимой обороны. Нужно слово отражать словом. Развенчивать, показывая неправоту этого слова злопыхателя. А если с мечом? То надо взять меч и отражать мечом. И тут возможны действия военной хитрости, сопряженной с обманом. С изображением не того, что есть. Ну, война вообще дело такое. Оно - нельзя сказать в глазах Божьих, что оно правое. Господь хотел, чтобы все люди жили в мире. Но если уж какие-то осатанелые жители земли приходят для того, чтобы грабить и убивать…. Ну это то, что в Сирии происходит? Конечно, надо им противостоять. Поэтому чем больше их убьешь, тем лучше. А лучше всех сразу. Поэтому каждый, кто против этих террористов борется, заслуживает всяческой награды. Очевидно, что он является защитником слабых и угнетенных. Потому что не дай Бог они придут к власти, они перережут все мирное население. Они же людей едят, мы же видели. Священникам отрезают головы. Как большевики отрезали, так и они. Они такие же большевики, только не под красным, а под зеленым флагом.

 Но это кому какой цвет нравится. Но по сути, то это одно и тоже. Что те сатанисты, что эти сатанисты. Те тоже говорили, что мы за свободу, за равенство. Какая свобода? Всю страну лагерями покрыли с колючей проволокой. Все врут от начала до конца. И эти говорят: свобода, Бог велик. И именем бога отрезают головы самым мирным людям. Изгоняют их, детей убивают. И еще сваливают на Башара Асада. Там 400 детей убито. Это Башар Асад должен был найти 400 детей и куда-то их свезти, всем отрезать головы. Интересное дело. Совсем другой почерк.

 -Алле. Добрый вечер.

 

-Здравствуйте ваше преподобие. Благословите. Вот хочу такой вопрос задать . У меня рабочие узбеки. Они хорошо работают. У них скоро праздник. Я им пообещал барана. Они просят живого барана. Говорю: Хорошо, подарю вам живого барана. Ну они сами будут его резать. Они меня потом часто приглашают покушать с ними. И понимаете, я вот именно в этот момент я всегда переживаю. Вот когда они просто ужинают, я проверяю их работу, они меня кормят, сажают на почетное место. И мы о чем-то разговариваем интересном. А в этот момент, понимаете, когда у них будет их баран-стоит ли мне ходить, если они меня пригласят кушать его?

 -Это неважно. Баран этот, во-первых, это ваш баран, во-вторых, обычно прежде, чем есть баранину, обычно барана режут. И никак этого не избежать. Ну, или током убивают на бойнях, такое тоже бывает. Хотя обычно с крупным рогатым скотом так делают. Поэтому ничего сакраментального в том, что люди едят барана, или красят яйца, нет. Это просто ради праздника они вспоминают жертвоприношение Авраама. Ну, должны вспоминать, как добрые мусульмане. Но на самом деле они практически даже не знают, с чем это связано. Они знают, что существует такой ритуал. Так и вы здесь поступайте так, как вам удобно для вашей совести. Не забывая о том, что это ваш баран.

 -На эту тему хорошо апостол Павел в своем послании к Коринфянам говорит. Можно там прочитать.

 -Ну да. Если что-то соблазняет брата моего - не буду есть вовек.

 -Пора прощаться, батюшка.

 -Всего вам доброго, до свидания.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+